Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.10.2014 ПО ДЕЛУ N А57-16410/2013

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2014 г. по делу N А57-16410/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Камериловой В.А., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Умаровой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "Город Саратов" в лице Администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003) на решение Арбитражного суда Саратовской области от 31 июля 2014 года по делу N А57-16410/2013 (судья Д.Ю. Игнатьев),
по исковому заявлению ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района (ОГРН 1036405320456, ИНН 6453074026, г. Саратов)
к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344, г. Саратов),
государственному автономному учреждению Саратовской области "Энгельсский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (ОГРН 1026401979130, ИНН 6449016286, Саратовская область, г. Энгельс),
государственному бюджетному учреждению Саратовской области "Орловский детский дом интернат для умственно отсталых детей", Саратовская область, с. Орловское,
третьи лица: муниципальное образование "Город Саратов" в лице Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов
Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов
Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов
Министерство финансов Саратовской области, г. Саратов
Министерство социального развития Саратовской области, г. Саратов
о взыскании 36106,88 руб.
при участии в судебном заседании:
от администрации муниципального образования "Город Саратов" - Абушаевой Г.А. по доверенности от 22.01.2014 N 01-03/29,
от ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района - Никишиной О.В. по доверенности от 19.07.2012,
от Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - Шафеевой О.И. по доверенности от 26.12.2013 N 03-02/2106,
от государственного бюджетного учреждения Саратовской области "Орловский детский дом интернат для умственно отсталых детей" - Евсикова С.М. по доверенности от 05.05.2014,
от Министерства социального развития Саратовской области - Поляковой И.Н. по доверенности от 23.07.2012 N 01/3994,
от государственного автономного учреждения Саратовской области "Энгельсский дом-интернат для престарелых и инвалидов", Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов", Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", Министерства финансов Саратовской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,

установил:

Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района (далее - АТСЖ Ленинского района, истец) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет, ответчик), третьи лица: муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация, третье лицо), комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов", администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" о взыскании задолженности в размере 369412 руб. 23 коп.
В качестве соответчиков судом, по ходатайству истца, привлечены: государственное автономное учреждение Саратовской области "Энгельсский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (далее - ГАУ Саратовской области "Энгельсский дом-интернат для престарелых и инвалидов"); государственное бюджетное учреждение Саратовской области "Орловский детский дом интернат для умственно отсталых детей" (далее - ГБУ Саратовской области "Орловский детский дом интернат для умственно отсталых детей").
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, судом привлечены: Министерство финансов Саратовской области, Министерство социального развития Саратовской области.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец заявил ходатайство об уменьшении исковых требований, просит суд взыскать с ответчика задолженность за период с 01.09.2010 по 31.12.2013 в размере 36106 руб. 88 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 31 июля 2014 года по делу N А57-16410/2013 с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу АТСЖ Ленинского района взысканы денежные средства в размере 36106 руб. 88 коп. В иске ГАУ Саратовской области "Энгельсский дом-интернат для престарелых и инвалидов", ГБУ Саратовской области "Орловский детский дом интернат для умственно отсталых детей" судом отказано.
Муниципальное образование "Город Саратов" в лице Администрации муниципального образования "Город Саратов" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 31 июля 2014 года по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Администрация, ссылаясь на статью 60 Жилищного кодекса РСФСР, считает, что с учетом вынужденного характера оставления спорного жилого помещения, право пользования Хребтищева И.Е. данным жилым помещением сохраняется до настоящего времени, а поскольку в силу Федерального закона "Об опеке и попечительстве" опекуном недееспособного Хребтищева И.Е. является ГАУ Саратовской области "Энгельсский дом-интернат для престарелых и инвалидов", которое и должно нести бремя содержания жилого помещения, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Ломоносова, д. 17, кв. 9, ком. 1.
Министерство социального развития Саратовской области возражало против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Отзывы на апелляционные жалобы от иных лиц, участвующих в деле, в суд не представлены.
Представители государственного автономного учреждения Саратовской области "Энгельсский дом-интернат для престарелых и инвалидов", Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов", Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", Министерства финансов Саратовской области в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Представитель муниципального образования "Город Саратов" в лице Администрации муниципального образования "Город Саратов" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" в судебном заседании поддержал позицию апеллянта.
Представители АТСЖ Ленинского района, ГБУ Саратовской области "Орловский детский дом интернат для умственно отсталых детей", Министерства социального развития Саратовской области в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей явившихся участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, жилой дом N 17 по ул. Ломоносова в г. Саратове, входит в состав ТСЖ "Техстекло".
Данный дом обслуживается АТСЖ Ленинского района в силу статьи 142 Жилищного кодекса Российской Федерации и на основании договора от 10.01.2006, в соответствии с которым ТСЖ "Техстекло" передает сроком на 5 лет объекты общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Техстекло", в том числе и дом N 17 по ул. Ломоносова.
В соответствии с дополнительными соглашениями от 30.12.2012, от 30.12.2013 к договору от 10.01.2006 АТСЖ вправе от своего имени, но в интересах ТСЖ "Техстекло" взыскивать задолженность по оплате за содержание и ремонт жилых и нежилых помещений, по плате за коммунальные услуги и пени за просрочку платежа.
Стороны не оспаривают, что муниципальному образованию "Город Саратов" принадлежит жилое помещение общей площадью 17,1 кв. м в доме N 17 по ул. Ломоносова, комната N 1, квартира N 9.
Истец считает, что ответчик обязан участвовать в расходах, связанных с содержанием общего имущества в многоквартирном доме, соразмерно занимаемой им площади в этом доме.
Ненадлежащее исполнение ответчиком как собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме, входящем в состав ТСЖ "Техстекло" и находящемся в обслуживании АТСЖ Ленинского района, обязательств по внесению ежемесячных взносов на содержание общего имущества данного жилого дома в размере и в порядке, установленными общим собранием собственников помещений, послужило основанием для обращения истца в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности по оплате за жилищные и коммунальные услуги за комнату N 1, квартиру N 9 в многоквартирном жилом доме N 17 по ул. Ломоносова в г. Саратове за период с 01.09.2010 по 31.12.2013 в сумме 36106 руб. 88 коп.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации также установлено, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Статьи 152, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества) содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (статья 16 Правила содержания общего имущества).
Из приведенных норм права следует, что обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обеспечивается собственником помещения.
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Кроме того, в соответствии с пунктом 12 вышеуказанных правил и статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при выборе иного способа управления многоквартирным домом, нежели непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, у собственника обязанность по содержанию имущества путем непосредственного содержания имущества, трансформируется в денежное обязательство перед организацией осуществляющей управление многоквартирным домом.
В силу пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести соразмерно его доле расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном жилом доме, так как владеет жилым помещением в этом доме.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения определяется по правилам, установленным в пункте 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива (пункт 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья, либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива (пункт 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, собственник жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества.
Указанные обязанности также установлены в пунктах 28 и 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Из пунктов 1 и 2 статьи 153, пункта 2 части 1 и части 4 статьи 154, статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что с момента возникновения права собственности на жилое помещение его собственник обязан ежемесячно вносить плату за жилое помещение (включающую помимо прочего плату за содержание и ремонт жилого помещения) и коммунальные услуги (в том числе отопление). Неиспользование помещений не является основанием невнесения собственниками платы. По общему правилу плата вносится управляющей организации на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
На основании изложенных норм права собственник жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества и расходы по содержанию общего имущества домов. Размер расходов по содержанию общего имущества определяется пропорционально площади занимаемого помещения, исходя из установленной платы.
Пунктами 29 - 36 Правил N 491 и пунктом 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковой для всех собственников помещений в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Решение о размере платы принимает общее собрание собственников помещений в таком доме на срок не менее чем один год либо органами управления товарищества собственников жилья или аналогичных объединений граждан, если таковые созданы. Если такое решение собственниками не принято, то применяется размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленный органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья.
В соответствии с пунктом 2 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Расходы на капитальный ремонт, текущий ремонт и содержание имущества, в том числе нежилых помещений в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников. Размер платы на капитальный, текущий ремонт и содержание имущества, в том числе общих мест пользования устанавливается собранием и не превышает общегородских размеров.
Согласно статье 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Согласно представленному истцом расчету за конкретный период времени общая сумма обязательных платежей, связанных с содержанием жилых домов, а именно: на содержание и ремонт общего имущества, отопление и электроэнергия мест общего пользования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Ломоносова, д. 17, квартира 9, комната 1, составила 36106 руб. 88 коп.
Довод администрации о том, что она не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в силу Федерального закона "Об опеке и попечительстве" опекуном недееспособного Хребтищева И.Е. является ГАУ Саратовской области "Энгельсский дом-интернат для престарелых и инвалидов", которое и должно нести бремя содержания жилого помещения, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Ломоносова, д. 17, кв. 9, ком. 1, не нашел своего подтверждения в суде апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Администрацией Ленинского района МО "Город Саратов" в материалы дела представлены судебные акты по делу N 2-865/2014:
- - решение Ленинского районного суда города Саратова от 19.03.2014, которым удовлетворены требования администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" об утрате права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Саратов, комната N 2 квартиры N 9 дома N 17 по ул. Ломоносова у Хребтищева Ильи Евгеньевича;
- - определение Ленинского районного суда от 16.06.2014, которым исправлена описка в резолютивной части указанного решения в части нумерации комнат, вместо комнаты N 2, исправлено на комнату N 1.
Из содержания указанного решения следует, что Хребтищев И.Е. утратил право пользования спорным жилым помещением по истечении шести месяцев после смерти его матери Хребтищевой Е.А, то есть после 19.05.2005.
В силу пункта 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
На момент рассмотрения дела в материалы дела не представлено доказательств оплаты спорной суммы за спорное жилое помещение и в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, АТСЖ Ленинского района не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Факт нахождения Хребтищева И.Е. в спорный период и по настоящее время в лечебных учреждениях не является основанием к возложению на указанные учреждения обязанности по несению расходов на содержание общего имущества, Хребтищев И.Е. утратил право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Саратов, комната N 1 квартиры N 9 дома N 17 по ул. Ломоносова задолго до спорного периода (с 01.09.2010 по 31.12.2013).
Доказательства принадлежности спорной квартиры на праве социального найма или праве собственности иному лицу в материалах дела отсутствуют.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 31 мая 2005 года N 6-П указал, что "право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества. Правило о несении собственником такого бремени закреплено в статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и является базовым для дальнейшего законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника, что само по себе не может нарушать конституционные права заявителя".
Судом установлено, что спорное жилое помещение является объектом муниципальной собственности.
Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункт 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В спорных правоотношениях надлежащим ответчиком является муниципальное образование как собственник спорного имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 2, пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) содержание муниципального жилищного фонда отнесено к вопросам местного значения городского округа, решение которых осуществляется органами местного самоуправления.
Именно органы местного самоуправления согласно части 1 статьи 51 Закона N 131-ФЗ от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как указано в статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют права собственника от имени муниципального образования. Органы местного самоуправления в рамках их компетенции своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени муниципального образования (статья 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 125, пунктом 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выступают органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом.
Собственник жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Из материалов дела следует, что муниципальное образование "Город Саратов" является собственником спорного жилого помещения.
В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, сходящимся в муниципальной собственности поселения (пп. 3 п. 1) и содержания муниципального жилищного фонда (пп. 6 п. 1).
В силу пункта 2 статьи 18 ФЗ-N 131 финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного (городского) бюджета.
Таким образом, бюджетное законодательство дает право и определяет возможность внесения средств на содержание своего муниципального имущества и относит эти обязательства к вопросам местного значения.
Необходимо также отметить, что в соответствии с пунктом 3.1 Положения о муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 28 февраля 2008 года N 25-246 муниципальную казну составляет имущество города, находящееся в собственности муниципального образования "Город Саратов" и не закрепленное в порядке, предусмотренном действующим законодательством, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями, в том числе: средства бюджета города (пп. 3.1.1). Аналогичная норма закреплена в статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 9.4 Положения о муниципальной казне - имущественные требования, обращенные к муниципальному образованию "Город Саратов", подлежат удовлетворению в первую очередь за счет средств бюджета города, а затем за счет имущества, входящего в состав муниципальной казны.
В соответствии с пунктом 3.2 Решения Саратовской городской Думы N 21-183 от 23.06.1998 года "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью", полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет Городское финансовое управление, в настоящее время Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
В силу статьи 55 Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 г. N 67-649 финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации города Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы N 19-172 от 19 июля 2007 года - Комитет по финансам: является финансовым органом администрации муниципального образования "Город Саратов", функциональным структурным подразделением, организующим исполнение бюджета муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы (пункт 1.1).
В рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных учреждений по вопросам бюджетного процесса (пункт 1.2); выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города (пункт 3.44); исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению исполнительных документов (пункт 3.45); осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств (пункт 4.2).
Интересы казны в силу статей 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации представляют финансовые органы, а в силу статей 158, 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации главным распорядителем средств местного бюджета является - комитет по финансам.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчиком по данному делу выступает муниципальное образование "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", а не ГАУ Саратовской области "Энгельсский дом-интернат для престарелых и инвалидов".
С учетом изложенных норм права и обстоятельств дела судебная коллегия считает, что исковое требование о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу АТСЖ Ленинского района 36106 руб. 88 коп. правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
При принятии решения судом правильно применены нормы материального и процессуального права, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Процессуальных оснований для отмены судебного акта не имеется. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
Судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется. Апелляционную жалобу муниципального образования "Город Саратов" в лице Администрации муниципального образования "Город Саратов" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 31 июля 2014 года по делу N А57-16410/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
О.В.ЛЫТКИНА

Судьи
В.А.КАМЕРИЛОВА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)