Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей - Камериловой В.А., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Умаровой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 ноября 2014 года по делу N А12-27715/2014, судья В.В. Пантелеева,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность" (ОГРН 1073459008589, ИНН 3442094191)
к открытому акционерному обществу "Волгоградгоргаз" (ОГРН 1023403434010, ИНН 3434000560)
о понуждении заключить договор,
в отсутствие в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность" обратилось в арбитражный суд, с исковыми требованиями об обязании открытого акционерного общества "Волгоградгоргаз" заключить договор N 199/14-ВДГО от 01.04.2014 на оказание услуг по техническому обслуживанию, аварийно-диспетчерскому обеспечению и ремонту внутридомового газового оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирных домов, на следующих условиях:
- пункт 1.4. договора изложить и принять в следующей редакции: "В целях выполнения принятых на себя обязательств и нормативных требований (в соответствии с минимальным объемом работ по обслуживанию ВДГО для обеспечения его исправного и работоспособного состояния, предусмотренного "Порядком содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ", утвержденного Приказом Минрегионразвития РФ от 26.06.2009 N 239), исполнитель осуществляет следующие работы:
- 1.4.1. Техническое обслуживание газопроводов сети газопотребления (ВДГО), включающее в себя следующие работы;
- 1.4.1.1. Визуальная проверка целостности и соответствия нормативным требованиям (осмотр) наружных и внутренних домовых газоотводов сети газопотребления;
- 1.4.1.2. Визуальная проверка наличия свободного доступа (осмотр);
- 1.4.1.3. Визуальная проверка состояния окраски и креплений газоотвода, наличия целостности футляров в местах прокладки через наружные и внутренние конструкции зданий (осмотр);
- 1.4.1.4. Приборная проверка герметичности соединений и отключающих устройств;
- 1.4.1.5. Проверка работоспособности и смазка отключающих устройств;
- 1.4.2. Аварийно-диспетчерское обеспечение - обеспечение постоянной возможности локализации аварий (инцидентов) и их ликвидации путем круглосуточного несения дежурства аварийно-диспетчерской службой Исполнителя;
- 1.4.3. Ремонтные работы, выполняемые по заявкам заказчика, включающие в себя:
- 1.4.3.1. Замену, демонтаж отдельных участков газопроводов сети газопотребления;
- 1.4.3.2. Замену отключающих устройств, соединительных деталей;
- 1.4.3.3. Замену узлов и деталей;
- 1.4.3.4. Устранение утечек газа;
- 1.4.3.5. Ремонт креплений и опор;
- 1.4.3.6. Окраску газопроводов.
1.4.4. Аварийное обслуживание - комплекс работ по локализации и (или) ликвидации аварий и инцидентов для устранения непосредственной угрозы здоровью и жизни людей, выполняемых аварийно-диспетчерской службой Исполнителя на основании заявок Заказчика.
1.4.5. Аварийно-восстановительные работы - комплекс работ по восстановлению работоспособности объектов газораспределительных систем после ликвидации аварий, выполняемых по заявкам заказчика.
1.4.6. Техническое диагностирование стальных газопроводов сети систем газопотребления в том числе в местах пересечения ими строительных конструкций дома.
1.4.7. Техническая инвентаризация бытового газоиспользующего оборудования.
1.4.8. Обслуживание систем контроля загазованности помещений, коллективных и индивидуальных приборов учета газа".
Пункт 2.8 Договора изложить и принять в следующей редакции: "При обнаружении утечки газа и иные неисправности, которые могут повлечь за собой аварию либо создают угрозу безопасности граждан, устраняются Исполнителем незамедлительно, в аварийном порядке, о чем делается соответствующая отметка в акте выполненных работ".
Дополнить Договор пунктом 3.1.5 следующего содержания: "В случае расторжения договора Исполнитель в течение 30 календарных дней, следующих за днем расторжения договора, обязан безвозмездно передать заказчику всю техническую документацию на ВДГО дома, использовавшуюся Исполнителем при выполнении условий договора, со всеми корректировками, произошедшими на ВДГО дома на день расторжения договора".
Дополнить Договор пунктом 3.1.6 следующего содержания: "Перед началом работ по настоящему договору Исполнитель обязуется провести техническое диагностирование газопроводов в местах пересечения ими строительных конструкций дома и техническую инвентаризацию газоиспользующего оборудования".
Дополнить Договор пунктом 3.1.7 следующего содержания: "По завершении работ, выполненных в соответствии с пунктом 3.1.6. настоящего договора, исполнитель обязан передать заказчику акт, содержащий сведения о полученных результатах".
Пункт 4.1. Договора изложить и принять в следующей редакции: "Стоимость работ по техническому обслуживанию и работ, указанных в п. 1.4.6, 1.4.7, 1.4.8 настоящего договора, определяется согласно смете Исполнителя, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора, действующей на момент заключения настоящего договора (Приложение N 1)".
Пункт 4.2. Договора изложить и принять в следующей редакции: "Оплата услуг по техническому обслуживанию и работ, указанных в п. 2.5, настоящего договора, производится заказчиком за фактически выполненные работы, согласно акту выполненных работ, в течение 10-ти дней с момента получения счет-фактуры и акта выполненных работ (при отсутствии претензий, указанных в п. 2.3. настоящего договора)".
Пункт 5.3. Договора изложить и принять в следующей редакции: "Ответственность за качество технического обслуживания, аварийно-диспетчерского обслуживания, ремонтных работ ВДГО, относящегося к общему имуществу многоквартирного дома, в соответствии с актом выполненных работ, несет Исполнитель в соответствии с действующим законодательством". Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10 ноября 2014 года с общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис" в пользу общества с ограниченной ответственностью Инженерно-Консультационный Центр "Спецтеплосервис" взыскана задолженность в сумме 280 856 руб. 80 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 8617 руб. 17 коп.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10 ноября 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт, которым требования истца удовлетворить.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела: оснований для отказа истцу в заключении договора со стороны ответчика не имеется, на ответчике лежит обязанность по заключению договора на установленных законом условиях, работы по техническому диагностированию и технической инвентаризации входят в сферу обязанностей ответчика, отсутствие лицензии не может являться основанием для отказа в иске.
Возражений против доводов апелляционной жалобы от ответчика не поступило.
Представители сторон в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность" является управляющей организацией ряда многоквартирных жилых домов, находящихся на территории Краснооктябрьского района города Волгограда.
Согласно пункту 5.5.6 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность" обратилось к открытому акционерному обществу "Волгоградгоргаз" с предложением о заключении соответствующего договора с 01.04.2014.
В апреле 2014 года от открытого акционерного общества "Волгоградгоргаз" в адрес общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность" поступил проект договора N 199/14-ВДГО от 01.04.2014 на оказание услуг по техническому обслуживанию, аварийно-диспетчерскому обеспечению и ремонту внутридомового газового оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирных домов. Данный договор подписан истцом с протоколом разногласий.
Ввиду несогласования разногласий истец обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в иске, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Исходя из положений статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации о свободе договора, понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Согласно пункту 4 указанной статьи, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Истец просит обязать ответчика заключить договор N 199/14-ВДГО от 01.04.2014 на оказание услуг по техническому обслуживанию, аварийно-диспетчерскому обеспечению и ремонту внутридомового газового оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирных домов, на предложенных им условиях, указанных выше.
Суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
Пункт 1.4 в части подпункта 1.4.1 (1.4.1.1., 1.4.1.3).
Согласно пункту 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, предусмотрено, что к внутридомовому газовому оборудованию в многоквартирном доме - относится общее имущество собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
Таким образом, понятие внутридомового газового оборудования многоквартирного жилого дома не содержит наружных и внутренних домовых газоотводов сети газопотребления, в связи с чем, редакция предлагаемая Истцом противоречит требованиям действующего законодательства.
Пункт 1.4 в части подпункта 1.4.1. (1.4.1.4; 1.4.1.5).
Истцом предлагается редакция пункта 1.4.1.4. Приборная проверка герметичности соединений и отключающих устройств; пункта 1.4.1.5. Проверка работоспособности и смазка отключающих устройств.
Как правомерно отмечено судом первой инстанции, редакция договора ответчика "Приборная проверка герметичности соединений газопроводов и отключающих устройств" (п. 1.4.1.4) и "Проверка работоспособности и смазка отключающих устройств газопроводов" соответствует минимальному объему работ, предусмотренного Порядком содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минрегиона РФ от 26.06.2009 N 239 (далее - Порядок содержания и ремонта ВДГО), поскольку в данном случае техническому обслуживанию подлежат газопроводы, относящиеся к общедомовому имуществу жильцов многоквартирного дома.
Пункт 1.4 в части подпункта 1.4.1 (1.4.1.2), пункты 1.4.2, 1.4.3 (1.4.3.1, 1.4.3.2, 1.4.3.3., 1.4.3.4, 1.4.3.5, 1.4.3.6), пункты 1.4.4, 1.4.5.
Предлагаемая истцом редакция Договора в отношении данных пунктов соответствует редакции договора ответчика.
Таким образом, по данным условиям договора у сторон отсутствуют разногласия, в связи с чем, оснований для их урегулирования в судебном порядке не имеется (ст. 446 ГК РФ).
Пункты 1.4.6, 1.4.7, 1.4.8.
Пункт 1.4.6. Техническое диагностирование стальных газопроводов сети систем газопотребления, в том числе в местах пересечения ими строительных конструкций дома.
В рамках договора на техническое обслуживание ВДГО, ОАО "Волгоградгоргаз" выполняет минимальный перечень работ, предусмотренный Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410) (далее по тексту - Правила пользования газом), который включает в себя.
Минимальный перечень работ, установленный указанными правилами, не содержит вида работ по техническому диагностированию стальных газопроводов.
Пунктом 9 Правил пользования газом предусмотрено, что требования к организациям, осуществляющим работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также случаи и периодичность выполнения работ по такому диагностированию определяются утверждаемыми Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору правилами, которые размещаются на официальном сайте этой Службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 3.5 МДС 42-1.2000 "Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий", утвержденного приказом Госстроя России от 3 мая 2000 N 101, согласованного письмом Госгортехнадзора России от 2 марта 2000 г. N 03-35/77 работы по диагностике внутренних газопроводов проводятся специализированными организациями, имеющими лицензии Госгортехнадзора России или Госстроя России на диагностику внутренних газопроводов. Указанные специализированные организации не могут создаваться на базе или при участии обслуживающих газопроводы предприятий и должны быть полностью независимы от них.
Таким образом, законодательством четко предусмотрено, что работы по диагностированию газопроводов проводятся на основании соответствующей лицензии, организаций не осуществляющей обслуживание газораспределительных сетей.
Ввиду отсутствия у открытого акционерного общества "Волгоградгоргаз" лицензии на проведение работ по диагностированию газопроводов, а также прямого указания на проведение данных работ организаций, не осуществляющей обслуживание газораспределительных сетей, не включение ответчиком в предмет договора работ по диагностированию газопроводов является правомерным.
Пункт 1.4.7. Техническая инвентаризация бытового газоиспользующего оборудования.
Правила пользования газом (п. 1), устанавливают порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Согласно пункту 4 Правил пользования газом, безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг):
а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
б) аварийно-диспетчерское обеспечение;
в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
г) замена оборудования.
Поскольку, проведение работ по технической инвентаризации бытового газоиспользующего оборудования действующим законодательством не предусмотрено, указанный пункт договора в редакции истца правомерно не принят судом первой инстанции.
Пункт 1.4.8. "Обслуживание систем контроля загазованности помещений, коллективных и индивидуальных приборов учета газа".
Данный пункт договора правомерно не принят в редакции истца, поскольку при заключении договора истцом (Заказчиком) не было предоставлено информации об оборудовании многоквартирных домов системами контроля загазованности помещений. Доказательств обратного в силу положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил.
При изложенных обстоятельствах в удовлетворении требований истца о понуждении ответчика заключить договор в редакции истца по пункту 1.4, включающего в себя подпункты 1.4.1, 1.4.2, 1.4.3, 1.4.4, 1.4.5, а также в части дополненных пунктов 1.4.6, 1.4.7, 1.4.8 договора N 199/14-ВДГО от 01.04.2014, отказано правомерно.
Требования истца о понуждении ответчика заключить договор N 199/14-ВДГО от 01.04.2014, дополнив его пунктами 2.8., 3.1.5, 3.1.6, 3.1.7, правомерно оставлено без удовлетворения в силу следующего.
Согласно статье 8 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, федеральную программу газификации в Российской Федерации, правила охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, порядок доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок использования газа в качестве топлива, перечень потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению.
В соответствии с частью 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом осуществляется одним из следующих способов: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Частью 1.1 статьи 164 ЖК РФ предусмотрено, что при непосредственном управлении многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать, собственниками помещений в данном доме договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме с управляющей организацией собственники помещений в данном доме заключают на основании решения общего собрания указанных собственников.
По договору оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и (или) выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме (часть 1.2 статьи 164 ЖК РФ).
По предложенному истцом пункту 2.8. "При обнаружении утечки газа и иные неисправности, которые могут повлечь за собой аварию либо создают угрозу безопасности граждан, устраняются исполнителем незамедлительно, в аварийном порядке, о чем делается соответствующая отметка в акте выполненных работ".
Согласно пункту 11.1. Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных Постановлением Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Гостехнадзор) от 18.03.2003 N 9, для локализации и ликвидации аварийных ситуаций в газовых хозяйствах городских и сельских поселений должны создаваться единые при газораспределительных организациях аварийно-диспетчерские службы и их филиалы с круглосуточной работой, включая выходные и праздничные дни.
Пунктами 11.2, 11.3 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления установлено, что численность и материально-техническое оснащение аварийно-диспетчерских служб (филиалов) определяются типовыми нормами. Места их дислокации определяются зоной обслуживания и объемом работ с учетом обеспечения прибытия бригады аварийно-диспетчерской службы к месту аварии за 40 минут. При извещении о взрыве, пожаре, загазованности помещений аварийная бригада должна выехать в течение 5 минут.
С учетом указанных норм законодательства, регулируется порядок локализации аварийных ситуаций, и включение мероприятий по выполнении исполнителем необходимых меры по устранению аварии в установленный законодательством период времени, при заключении данного вида договора не обязательно.
По предложенному истцом пункту 3.1.5. "В случае расторжения договора исполнитель в течение 30 календарных дней, следующих за днем расторжения договора, обязан безвозмездно передать заказчику всю техническую документацию на ВДГО дома, использовавшуюся исполнителем при выполнении условий договора, со всеми корректировками, произошедшими на ВДГО дома на день расторжения договора", судебная коллегия находит правомерным и обоснованным вывод суда первой инстанции, что включение данного пункта договора, не предписано законом или иными правовыми актами.
По предложенным истцом пунктам 3.1.6 "Перед началом работ по настоящему договору исполнитель обязуется провести техническое диагностирование газопроводов в местах пересечения ими строительных конструкций дома и техническую инвентаризацию газоиспользующего оборудования" и 3.1.7 "По завершении работ, выполненных в соответствии с пунктом 3.1.6. настоящего договора, исполнитель обязан передать заказчику акт, содержащий сведения о полученных результатах".
Согласно пункту 5.5.6 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключить договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения; обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование; следить за соблюдением правил пользования газом проживающими.
В рамках заключаемых договоров на техническое обслуживание ВДГО, ответчик выполняет минимальный перечень работ, предусмотренный Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410) (далее по тексту - Правила пользования газом), который включает в себя:
- - визуальную проверку целостности и соответствия нормативным требованиям (осмотр);
- - визуальную проверку наличия свободного доступа (осмотр);
- - визуальную проверку состояния окраски и креплений газопровода, наличия и целостности футляров в местах прокладки через наружные и внутренние конструкции зданий (осмотр);
- - приборную проверку герметичности соединений газопроводов и отключающих устройств;
- - проверку работоспособности и смазку отключающих устройств газопроводов;
- Данный перечень работ не содержит вида работ по техническому диагностированию стальных газопроводов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, являются обязательными.
Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией.
В соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, специализированная организация - это газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу.
Пунктом 9 Правил пользования газом предусмотрено, что требования к организациям, осуществляющим работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также случаи и периодичность выполнения работ по такому диагностированию определяются утверждаемыми Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору правилами, которые размещаются на официальном сайте этой Службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно п. 3.5 МДС 42-1.2000 "Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий", утвержденного приказом Госстроя России от 3 мая 2000 N 101, согласованного письмом Госгортехнадзора России от 2 марта 2000 года N 03-35/77 работы по диагностике внутренних газопроводов проводятся специализированными организациями, имеющими лицензии Госгортехнадзора России или Госстроя России на диагностику внутренних газопроводов. Указанные специализированные организации не могут создаваться на базе или при участии обслуживающих газопроводы предприятий и должны быть полностью независимы от них.
С учетом изложенного, доводы апеллянта о том, что отсутствие лицензии не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска, основаны на неверном толковании норм материального права.
В отношении пунктов 4.1, 4.2, 5.3.
Пункт 4.1 изложен истцом (Заказчиком) в следующей редакции: "Стоимость работ по техническому обслуживанию и работ, указанных в п. 1.4.6, 1.4.7, 1.4.8 настоящего договора, определяется согласно Смете Исполнителя, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора, действующей на момент заключения настоящего договора (Приложение N 1").
Поскольку работы по технической инвентаризации, диагностированию не оказываются Исполнителем, информация об оборудование многоквартирных домов системами контроля загазованности помещений не была предоставлена при заключении договора, данный пункт договора правомерно не был принят Исполнителем в редакции Заказчика.
Пункт 4.2 в редакции Заказчика: "Оплата услуг по техническому обслуживанию и работ, указанных в п. 2.5, настоящего договора, производится Заказчиком за фактически выполненные работы, согласно акту выполненных работ, в течение 10-ти дней с момента получения счет-фактуры и акта выполненных работ (при отсутствии претензий, указанных в пункте 2.3. настоящего договора)".
Данный пункт договора не был принят в редакции Заказчика, поскольку пункт 4.2. договора предусматривает оплату услуг по техническому обслуживанию, ремонтные работы подлежат оплате согласно п. 4.4. договора.
Пункт 5.3. в редакции Заказчика: "Ответственность за качество технического обслуживания, аварийно-диспетчерского обслуживания, ремонтных работ ВДГО, относящегося к общему имуществу многоквартирного дома, в соответствии с актом выполненных работ, несет Исполнитель в соответствии с действующим законодательством".
Ответственность исполнителя за качество оказанных услуг предусмотрена нормами гражданского законодательства Российской Федерации, в связи с чем, не указание мер ответственности в договоре за оказанные услуги, не освобождает исполнителя от ее наступления в случае некачественного проведения работ.
Выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств, являются правильными, соответствуют требованиям закона и материалам дела.
Указанные в апелляционной жалобе доводы судом не принимаются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции в процессе разрешения спора по результатам оценки доказательств, представленных в дело.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
На основании изложенного судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется. Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 ноября 2014 года по делу N А12-27715/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность" (ОГРН 1073459008589, ИНН 3442094191) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 2000 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист взыскателю.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.В.ЛЫТКИНА
Судьи
В.А.КАМЕРИЛОВА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.02.2015 N 12АП-13118/2014 ПО ДЕЛУ N А12-27715/2014
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2015 г. по делу N А12-27715/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей - Камериловой В.А., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Умаровой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 ноября 2014 года по делу N А12-27715/2014, судья В.В. Пантелеева,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность" (ОГРН 1073459008589, ИНН 3442094191)
к открытому акционерному обществу "Волгоградгоргаз" (ОГРН 1023403434010, ИНН 3434000560)
о понуждении заключить договор,
в отсутствие в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность" обратилось в арбитражный суд, с исковыми требованиями об обязании открытого акционерного общества "Волгоградгоргаз" заключить договор N 199/14-ВДГО от 01.04.2014 на оказание услуг по техническому обслуживанию, аварийно-диспетчерскому обеспечению и ремонту внутридомового газового оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирных домов, на следующих условиях:
- пункт 1.4. договора изложить и принять в следующей редакции: "В целях выполнения принятых на себя обязательств и нормативных требований (в соответствии с минимальным объемом работ по обслуживанию ВДГО для обеспечения его исправного и работоспособного состояния, предусмотренного "Порядком содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ", утвержденного Приказом Минрегионразвития РФ от 26.06.2009 N 239), исполнитель осуществляет следующие работы:
- 1.4.1. Техническое обслуживание газопроводов сети газопотребления (ВДГО), включающее в себя следующие работы;
- 1.4.1.1. Визуальная проверка целостности и соответствия нормативным требованиям (осмотр) наружных и внутренних домовых газоотводов сети газопотребления;
- 1.4.1.2. Визуальная проверка наличия свободного доступа (осмотр);
- 1.4.1.3. Визуальная проверка состояния окраски и креплений газоотвода, наличия целостности футляров в местах прокладки через наружные и внутренние конструкции зданий (осмотр);
- 1.4.1.4. Приборная проверка герметичности соединений и отключающих устройств;
- 1.4.1.5. Проверка работоспособности и смазка отключающих устройств;
- 1.4.2. Аварийно-диспетчерское обеспечение - обеспечение постоянной возможности локализации аварий (инцидентов) и их ликвидации путем круглосуточного несения дежурства аварийно-диспетчерской службой Исполнителя;
- 1.4.3. Ремонтные работы, выполняемые по заявкам заказчика, включающие в себя:
- 1.4.3.1. Замену, демонтаж отдельных участков газопроводов сети газопотребления;
- 1.4.3.2. Замену отключающих устройств, соединительных деталей;
- 1.4.3.3. Замену узлов и деталей;
- 1.4.3.4. Устранение утечек газа;
- 1.4.3.5. Ремонт креплений и опор;
- 1.4.3.6. Окраску газопроводов.
1.4.4. Аварийное обслуживание - комплекс работ по локализации и (или) ликвидации аварий и инцидентов для устранения непосредственной угрозы здоровью и жизни людей, выполняемых аварийно-диспетчерской службой Исполнителя на основании заявок Заказчика.
1.4.5. Аварийно-восстановительные работы - комплекс работ по восстановлению работоспособности объектов газораспределительных систем после ликвидации аварий, выполняемых по заявкам заказчика.
1.4.6. Техническое диагностирование стальных газопроводов сети систем газопотребления в том числе в местах пересечения ими строительных конструкций дома.
1.4.7. Техническая инвентаризация бытового газоиспользующего оборудования.
1.4.8. Обслуживание систем контроля загазованности помещений, коллективных и индивидуальных приборов учета газа".
Пункт 2.8 Договора изложить и принять в следующей редакции: "При обнаружении утечки газа и иные неисправности, которые могут повлечь за собой аварию либо создают угрозу безопасности граждан, устраняются Исполнителем незамедлительно, в аварийном порядке, о чем делается соответствующая отметка в акте выполненных работ".
Дополнить Договор пунктом 3.1.5 следующего содержания: "В случае расторжения договора Исполнитель в течение 30 календарных дней, следующих за днем расторжения договора, обязан безвозмездно передать заказчику всю техническую документацию на ВДГО дома, использовавшуюся Исполнителем при выполнении условий договора, со всеми корректировками, произошедшими на ВДГО дома на день расторжения договора".
Дополнить Договор пунктом 3.1.6 следующего содержания: "Перед началом работ по настоящему договору Исполнитель обязуется провести техническое диагностирование газопроводов в местах пересечения ими строительных конструкций дома и техническую инвентаризацию газоиспользующего оборудования".
Дополнить Договор пунктом 3.1.7 следующего содержания: "По завершении работ, выполненных в соответствии с пунктом 3.1.6. настоящего договора, исполнитель обязан передать заказчику акт, содержащий сведения о полученных результатах".
Пункт 4.1. Договора изложить и принять в следующей редакции: "Стоимость работ по техническому обслуживанию и работ, указанных в п. 1.4.6, 1.4.7, 1.4.8 настоящего договора, определяется согласно смете Исполнителя, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора, действующей на момент заключения настоящего договора (Приложение N 1)".
Пункт 4.2. Договора изложить и принять в следующей редакции: "Оплата услуг по техническому обслуживанию и работ, указанных в п. 2.5, настоящего договора, производится заказчиком за фактически выполненные работы, согласно акту выполненных работ, в течение 10-ти дней с момента получения счет-фактуры и акта выполненных работ (при отсутствии претензий, указанных в п. 2.3. настоящего договора)".
Пункт 5.3. Договора изложить и принять в следующей редакции: "Ответственность за качество технического обслуживания, аварийно-диспетчерского обслуживания, ремонтных работ ВДГО, относящегося к общему имуществу многоквартирного дома, в соответствии с актом выполненных работ, несет Исполнитель в соответствии с действующим законодательством". Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10 ноября 2014 года с общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис" в пользу общества с ограниченной ответственностью Инженерно-Консультационный Центр "Спецтеплосервис" взыскана задолженность в сумме 280 856 руб. 80 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 8617 руб. 17 коп.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10 ноября 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт, которым требования истца удовлетворить.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела: оснований для отказа истцу в заключении договора со стороны ответчика не имеется, на ответчике лежит обязанность по заключению договора на установленных законом условиях, работы по техническому диагностированию и технической инвентаризации входят в сферу обязанностей ответчика, отсутствие лицензии не может являться основанием для отказа в иске.
Возражений против доводов апелляционной жалобы от ответчика не поступило.
Представители сторон в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность" является управляющей организацией ряда многоквартирных жилых домов, находящихся на территории Краснооктябрьского района города Волгограда.
Согласно пункту 5.5.6 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность" обратилось к открытому акционерному обществу "Волгоградгоргаз" с предложением о заключении соответствующего договора с 01.04.2014.
В апреле 2014 года от открытого акционерного общества "Волгоградгоргаз" в адрес общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность" поступил проект договора N 199/14-ВДГО от 01.04.2014 на оказание услуг по техническому обслуживанию, аварийно-диспетчерскому обеспечению и ремонту внутридомового газового оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирных домов. Данный договор подписан истцом с протоколом разногласий.
Ввиду несогласования разногласий истец обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в иске, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Исходя из положений статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации о свободе договора, понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Согласно пункту 4 указанной статьи, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Истец просит обязать ответчика заключить договор N 199/14-ВДГО от 01.04.2014 на оказание услуг по техническому обслуживанию, аварийно-диспетчерскому обеспечению и ремонту внутридомового газового оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирных домов, на предложенных им условиях, указанных выше.
Суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
Пункт 1.4 в части подпункта 1.4.1 (1.4.1.1., 1.4.1.3).
Согласно пункту 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, предусмотрено, что к внутридомовому газовому оборудованию в многоквартирном доме - относится общее имущество собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
Таким образом, понятие внутридомового газового оборудования многоквартирного жилого дома не содержит наружных и внутренних домовых газоотводов сети газопотребления, в связи с чем, редакция предлагаемая Истцом противоречит требованиям действующего законодательства.
Пункт 1.4 в части подпункта 1.4.1. (1.4.1.4; 1.4.1.5).
Истцом предлагается редакция пункта 1.4.1.4. Приборная проверка герметичности соединений и отключающих устройств; пункта 1.4.1.5. Проверка работоспособности и смазка отключающих устройств.
Как правомерно отмечено судом первой инстанции, редакция договора ответчика "Приборная проверка герметичности соединений газопроводов и отключающих устройств" (п. 1.4.1.4) и "Проверка работоспособности и смазка отключающих устройств газопроводов" соответствует минимальному объему работ, предусмотренного Порядком содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минрегиона РФ от 26.06.2009 N 239 (далее - Порядок содержания и ремонта ВДГО), поскольку в данном случае техническому обслуживанию подлежат газопроводы, относящиеся к общедомовому имуществу жильцов многоквартирного дома.
Пункт 1.4 в части подпункта 1.4.1 (1.4.1.2), пункты 1.4.2, 1.4.3 (1.4.3.1, 1.4.3.2, 1.4.3.3., 1.4.3.4, 1.4.3.5, 1.4.3.6), пункты 1.4.4, 1.4.5.
Предлагаемая истцом редакция Договора в отношении данных пунктов соответствует редакции договора ответчика.
Таким образом, по данным условиям договора у сторон отсутствуют разногласия, в связи с чем, оснований для их урегулирования в судебном порядке не имеется (ст. 446 ГК РФ).
Пункты 1.4.6, 1.4.7, 1.4.8.
Пункт 1.4.6. Техническое диагностирование стальных газопроводов сети систем газопотребления, в том числе в местах пересечения ими строительных конструкций дома.
В рамках договора на техническое обслуживание ВДГО, ОАО "Волгоградгоргаз" выполняет минимальный перечень работ, предусмотренный Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410) (далее по тексту - Правила пользования газом), который включает в себя.
Минимальный перечень работ, установленный указанными правилами, не содержит вида работ по техническому диагностированию стальных газопроводов.
Пунктом 9 Правил пользования газом предусмотрено, что требования к организациям, осуществляющим работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также случаи и периодичность выполнения работ по такому диагностированию определяются утверждаемыми Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору правилами, которые размещаются на официальном сайте этой Службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 3.5 МДС 42-1.2000 "Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий", утвержденного приказом Госстроя России от 3 мая 2000 N 101, согласованного письмом Госгортехнадзора России от 2 марта 2000 г. N 03-35/77 работы по диагностике внутренних газопроводов проводятся специализированными организациями, имеющими лицензии Госгортехнадзора России или Госстроя России на диагностику внутренних газопроводов. Указанные специализированные организации не могут создаваться на базе или при участии обслуживающих газопроводы предприятий и должны быть полностью независимы от них.
Таким образом, законодательством четко предусмотрено, что работы по диагностированию газопроводов проводятся на основании соответствующей лицензии, организаций не осуществляющей обслуживание газораспределительных сетей.
Ввиду отсутствия у открытого акционерного общества "Волгоградгоргаз" лицензии на проведение работ по диагностированию газопроводов, а также прямого указания на проведение данных работ организаций, не осуществляющей обслуживание газораспределительных сетей, не включение ответчиком в предмет договора работ по диагностированию газопроводов является правомерным.
Пункт 1.4.7. Техническая инвентаризация бытового газоиспользующего оборудования.
Правила пользования газом (п. 1), устанавливают порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Согласно пункту 4 Правил пользования газом, безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг):
а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
б) аварийно-диспетчерское обеспечение;
в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
г) замена оборудования.
Поскольку, проведение работ по технической инвентаризации бытового газоиспользующего оборудования действующим законодательством не предусмотрено, указанный пункт договора в редакции истца правомерно не принят судом первой инстанции.
Пункт 1.4.8. "Обслуживание систем контроля загазованности помещений, коллективных и индивидуальных приборов учета газа".
Данный пункт договора правомерно не принят в редакции истца, поскольку при заключении договора истцом (Заказчиком) не было предоставлено информации об оборудовании многоквартирных домов системами контроля загазованности помещений. Доказательств обратного в силу положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил.
При изложенных обстоятельствах в удовлетворении требований истца о понуждении ответчика заключить договор в редакции истца по пункту 1.4, включающего в себя подпункты 1.4.1, 1.4.2, 1.4.3, 1.4.4, 1.4.5, а также в части дополненных пунктов 1.4.6, 1.4.7, 1.4.8 договора N 199/14-ВДГО от 01.04.2014, отказано правомерно.
Требования истца о понуждении ответчика заключить договор N 199/14-ВДГО от 01.04.2014, дополнив его пунктами 2.8., 3.1.5, 3.1.6, 3.1.7, правомерно оставлено без удовлетворения в силу следующего.
Согласно статье 8 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, федеральную программу газификации в Российской Федерации, правила охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, порядок доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок использования газа в качестве топлива, перечень потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению.
В соответствии с частью 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом осуществляется одним из следующих способов: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Частью 1.1 статьи 164 ЖК РФ предусмотрено, что при непосредственном управлении многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать, собственниками помещений в данном доме договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме с управляющей организацией собственники помещений в данном доме заключают на основании решения общего собрания указанных собственников.
По договору оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и (или) выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме (часть 1.2 статьи 164 ЖК РФ).
По предложенному истцом пункту 2.8. "При обнаружении утечки газа и иные неисправности, которые могут повлечь за собой аварию либо создают угрозу безопасности граждан, устраняются исполнителем незамедлительно, в аварийном порядке, о чем делается соответствующая отметка в акте выполненных работ".
Согласно пункту 11.1. Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных Постановлением Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Гостехнадзор) от 18.03.2003 N 9, для локализации и ликвидации аварийных ситуаций в газовых хозяйствах городских и сельских поселений должны создаваться единые при газораспределительных организациях аварийно-диспетчерские службы и их филиалы с круглосуточной работой, включая выходные и праздничные дни.
Пунктами 11.2, 11.3 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления установлено, что численность и материально-техническое оснащение аварийно-диспетчерских служб (филиалов) определяются типовыми нормами. Места их дислокации определяются зоной обслуживания и объемом работ с учетом обеспечения прибытия бригады аварийно-диспетчерской службы к месту аварии за 40 минут. При извещении о взрыве, пожаре, загазованности помещений аварийная бригада должна выехать в течение 5 минут.
С учетом указанных норм законодательства, регулируется порядок локализации аварийных ситуаций, и включение мероприятий по выполнении исполнителем необходимых меры по устранению аварии в установленный законодательством период времени, при заключении данного вида договора не обязательно.
По предложенному истцом пункту 3.1.5. "В случае расторжения договора исполнитель в течение 30 календарных дней, следующих за днем расторжения договора, обязан безвозмездно передать заказчику всю техническую документацию на ВДГО дома, использовавшуюся исполнителем при выполнении условий договора, со всеми корректировками, произошедшими на ВДГО дома на день расторжения договора", судебная коллегия находит правомерным и обоснованным вывод суда первой инстанции, что включение данного пункта договора, не предписано законом или иными правовыми актами.
По предложенным истцом пунктам 3.1.6 "Перед началом работ по настоящему договору исполнитель обязуется провести техническое диагностирование газопроводов в местах пересечения ими строительных конструкций дома и техническую инвентаризацию газоиспользующего оборудования" и 3.1.7 "По завершении работ, выполненных в соответствии с пунктом 3.1.6. настоящего договора, исполнитель обязан передать заказчику акт, содержащий сведения о полученных результатах".
Согласно пункту 5.5.6 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключить договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения; обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование; следить за соблюдением правил пользования газом проживающими.
В рамках заключаемых договоров на техническое обслуживание ВДГО, ответчик выполняет минимальный перечень работ, предусмотренный Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410) (далее по тексту - Правила пользования газом), который включает в себя:
- - визуальную проверку целостности и соответствия нормативным требованиям (осмотр);
- - визуальную проверку наличия свободного доступа (осмотр);
- - визуальную проверку состояния окраски и креплений газопровода, наличия и целостности футляров в местах прокладки через наружные и внутренние конструкции зданий (осмотр);
- - приборную проверку герметичности соединений газопроводов и отключающих устройств;
- - проверку работоспособности и смазку отключающих устройств газопроводов;
- Данный перечень работ не содержит вида работ по техническому диагностированию стальных газопроводов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, являются обязательными.
Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией.
В соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, специализированная организация - это газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу.
Пунктом 9 Правил пользования газом предусмотрено, что требования к организациям, осуществляющим работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также случаи и периодичность выполнения работ по такому диагностированию определяются утверждаемыми Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору правилами, которые размещаются на официальном сайте этой Службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно п. 3.5 МДС 42-1.2000 "Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий", утвержденного приказом Госстроя России от 3 мая 2000 N 101, согласованного письмом Госгортехнадзора России от 2 марта 2000 года N 03-35/77 работы по диагностике внутренних газопроводов проводятся специализированными организациями, имеющими лицензии Госгортехнадзора России или Госстроя России на диагностику внутренних газопроводов. Указанные специализированные организации не могут создаваться на базе или при участии обслуживающих газопроводы предприятий и должны быть полностью независимы от них.
С учетом изложенного, доводы апеллянта о том, что отсутствие лицензии не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска, основаны на неверном толковании норм материального права.
В отношении пунктов 4.1, 4.2, 5.3.
Пункт 4.1 изложен истцом (Заказчиком) в следующей редакции: "Стоимость работ по техническому обслуживанию и работ, указанных в п. 1.4.6, 1.4.7, 1.4.8 настоящего договора, определяется согласно Смете Исполнителя, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора, действующей на момент заключения настоящего договора (Приложение N 1").
Поскольку работы по технической инвентаризации, диагностированию не оказываются Исполнителем, информация об оборудование многоквартирных домов системами контроля загазованности помещений не была предоставлена при заключении договора, данный пункт договора правомерно не был принят Исполнителем в редакции Заказчика.
Пункт 4.2 в редакции Заказчика: "Оплата услуг по техническому обслуживанию и работ, указанных в п. 2.5, настоящего договора, производится Заказчиком за фактически выполненные работы, согласно акту выполненных работ, в течение 10-ти дней с момента получения счет-фактуры и акта выполненных работ (при отсутствии претензий, указанных в пункте 2.3. настоящего договора)".
Данный пункт договора не был принят в редакции Заказчика, поскольку пункт 4.2. договора предусматривает оплату услуг по техническому обслуживанию, ремонтные работы подлежат оплате согласно п. 4.4. договора.
Пункт 5.3. в редакции Заказчика: "Ответственность за качество технического обслуживания, аварийно-диспетчерского обслуживания, ремонтных работ ВДГО, относящегося к общему имуществу многоквартирного дома, в соответствии с актом выполненных работ, несет Исполнитель в соответствии с действующим законодательством".
Ответственность исполнителя за качество оказанных услуг предусмотрена нормами гражданского законодательства Российской Федерации, в связи с чем, не указание мер ответственности в договоре за оказанные услуги, не освобождает исполнителя от ее наступления в случае некачественного проведения работ.
Выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств, являются правильными, соответствуют требованиям закона и материалам дела.
Указанные в апелляционной жалобе доводы судом не принимаются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции в процессе разрешения спора по результатам оценки доказательств, представленных в дело.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
На основании изложенного судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется. Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 ноября 2014 года по делу N А12-27715/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стабильность" (ОГРН 1073459008589, ИНН 3442094191) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 2000 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист взыскателю.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.В.ЛЫТКИНА
Судьи
В.А.КАМЕРИЛОВА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)