Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.06.2014 ПО ДЕЛУ N А35-10480/2013

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2014 г. по делу N А35-10480/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июня 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Скрынникова В.А.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 10.04.2014 по делу N А35-10480/2013 (судья Ольховиков А.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" (ОГРН 1084632006326, ИНН 46322094924) к инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Курску об оспаривании решения от 30.08.2013 N 15-07/928 в части и N 12561,
при участии в судебном заседании:
- от инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Курску: Денисовой Е.А., специалиста-эксперта юридического отдела по доверенности от 09.01.2014 N 07-06/000051;
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" - представители не явились, надлежаще извещено,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" (далее - общество "Управляющая компания города Курска", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее - налоговый орган, инспекция) о признании незаконными решения от 30.08.2013 N 15-07/928 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 43 613,57 руб., а также требования N 12561 по состоянию на 13.11.2013 на сумму 43 613,57 руб. (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Курской области от 10.04.2014 требования общества были удовлетворены, решение от 30.08.2013 N 15-07/928 и требование от 13.11.2013 N 12561 признаны незаконными в оспариваемой налогоплательщиком части.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Курской области от 10.04.2014 и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе инспекция выражает несогласие с выводами суда первой инстанции, положенными в основу оспариваемого судебного акта, о том, что применение инспекцией пропорционального метода расчета ко всем суммам "входного" налога на добавленную стоимость является ошибочным и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Налоговый орган указывает, что, поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит норм, регулирующих порядок и методику ведения раздельного учета, а обязанность вести такой учет предусматривает, в случае наличия у налогоплательщика документов, позволяющих установить, что приобретенные им товары использованы для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, то предъявленные суммы налога по таким товарам подлежат учету в составе налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.
Инспекция отмечает, что ссылка налогоплательщика на наличие раздельного учета не предоставляет ему право безусловно относить суммы налога, предъявленные ему при приобретении товаров (выполнении работ, оказании услуг), к налоговым вычетам по операциям, облагаемым налогом на добавленную стоимость при отсутствии первичных документов, подтверждающих указанные обстоятельства. Применение пропорции предусмотрено также при наличии раздельного учета при возможности использования приобретенных товаров (работ, услуг) как в облагаемых, так и в необлагаемых налогом на добавленную стоимость операциях. Отсутствие же раздельного учета, по мнению инспекции, является основанием для исключения предъявленных ему сумм налога на добавленную стоимость как из налоговых вычетов, так и из расходов.
Со ссылкой на учетную политику общества и бухгалтерский учет общества, налоговый орган указывает, что в нарушение положений пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса и собственной учетной политики, налогоплательщик в книге покупок отражал полную сумму выставленных счетов-фактур, тогда как должен был отражать лишь ту сумму, на которую налогоплательщик получает право на вычет и которая определяется с учетом названных положений налогового законодательства. При этом счета-фактуры по приобретенным товарам, используемым исключительно в необлагаемых операциях, в книге покупок не регистрируются.
Налоговый орган полагает, что к вычету по счетам-фактурам, выставленным открытым акционерным обществом "Единый расчетно-кассовый центр г. Курска" (далее - общество "Единый расчетно-кассовый центр г. Курска"), обществом с ограниченной ответственностью "Консультант право" (далее - общество "Консультант право"), открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" (далее - общество "Мобильные ТелеСистемы"), открытым акционерным обществом "Ростелеком" (далее - общество "Ростелеком"), закрытым акционерным обществом "Курская телефонная компания" (далее - общество "Курская телефонная компания"), обществом с ограниченной ответственностью "Диполь" (далее - общество "Диполь"), обществом с ограниченной ответственностью "Карт Плюс" (далее - общество "Карт Плюс"), обществом с ограниченной ответственностью "Ресурсинвест-Курск" (далее - общество "Ресурсинвест-Курск"), обществом с ограниченной ответственностью фирма "Стариков и К" (далее - общество "Стариков и К"), федеральным государственным унитарным предприятием "Почта России" (далее - предприятие "Почта России"), должна была быть принята сумма 11 168,06 руб., что составляет 13% от общей суммы налога на добавленную стоимость по указанным счетам-фактурам, поскольку приобретенные по ним товары (работы, услуги) участвуют в деятельности как облагаемой, так и не облагаемой налогом на добавленную стоимость и их разделение невозможно.
В связи с указанным обстоятельством налог на добавленную стоимость по счетам-фактурам, выставленным указанными контрагентами налогоплательщика, должен приниматься к вычету с учетом пропорции.
Также, ссылаясь на законность и обоснованность принятого по результатам проверки решения, инспекция полагает законным и обоснованным требование от 13.11.2013 N 12561, выставленное на основании данного решения.
Общество "Управляющая компания города Курска" в представленном отзыве выразило несогласие с доводами апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, в связи с чем просило оставить его без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
В судебное заседание не явились представители общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска", извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы и заявившего письменное ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, выслушав пояснения представителей налогового органа и налогоплательщика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 07.11.2012 общество "Управляющая компания город Курска" представило в инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Курску уточненную налоговую декларацию (номер корректировки 1) по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2012 года, в соответствии с которой сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, составила 822 593 руб. Налоговая база по данной декларации составила 9 155 829 руб., сумма исчисленного налога - 1 648 049 руб., сумма налоговых вычетов - 825 456 руб.
Также в указанной декларации отражены операции, не подлежащие обложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса на сумму 36 404 392 руб. и в соответствии с подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса на сумму 29 512 642 руб.
По итогам камеральной проверки представленной уточненной декларации налоговым органом был составлен акт камеральной налоговой проверки от 21.02.2013 N 15-07/31127 (т. 1 л.д. 29-40), согласно которому по результатам проверки предлагалось начислить обществу 573 530 руб. налога на добавленную стоимость.
04.03.2013 обществом в инспекцию была представлена уточненная налоговая декларация (номер корректировки 2) по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2012 года, в которой обществом был отражен налог к уплате в бюджет в сумме 886 338 руб. Налоговая база по данным уточненной налоговой декларации (номер корректировки 2) составила 9 072 552 руб., а сумма налоговых вычетов - 1 633 059 руб.
Суммы по операциям, освобождаемым от налогообложения в соответствии с подпунктами 29 и 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса, в уточненной налоговой декларации (номер корректировки 2) обществом изменены не были.
По итогам камеральной проверки представленной уточненной декларации (номер корректировки 2) налоговым органом был составлен акт камеральной налоговой проверки от 19.06.2013 N 15-07/33508 (т. 1 л.д. 41-50).
Рассмотрев акт проверки от 19.06.2013 N 15-07/33508, возражения налогоплательщика и материалы, полученные по результатам проведения мероприятий дополнительного налогового контроля по решению от 02.08.2013 N 15-07/1692 (т. 3 л.д. 54), исполняющий обязанности начальника инспекции принял решение от 30.08.2013 N 15-07/928 об отказе в привлечении общества "Управляющая компания города Курска" к ответственности на основании пункта 1 статьи 109 Налогового кодекса. Также данным решением обществу предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 74 740 руб., разбитую по срокам уплаты.
Не согласившись с принятыми решениями, общество обратилось с жалобой в управление Федеральной налоговой службы по Курской области. Решением от 29.10.2013 N 342 жалоба общества оставлена без удовлетворения.
После вступления решения инспекции в законную силу, налоговым органом в адрес общества было направлено требование N 12561 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 13.11.2013 года, которым на основании решения от 30.08.2013 N 928 обществу предлагалось в срок до 03.12.2013 уплатить 74 740 руб. налога на добавленную стоимость (т. 1 л.д. 82-83).
Полагая, что решение и требование инспекции не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании их незаконными в части налогового вычета в сумме 43 613,57 руб. (с учетом уточнений от 13.01.2014).
Удовлетворяя требования общества в полном объеме и признавая решение от 30.08.2013 N 15-07/928 и требование от 13.11.2013 N 12561 незаконными в части начисления и предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 43 613,57 руб., суд области исходил из того, что учетной политикой налогоплательщика предусмотрено ведение раздельного учета, а налоговым органом не представлено доказательств того, что товары (работы, услуги), приобретенные обществом у спорных контрагентов, использовались для операций как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и для операций, не подлежащих налогообложению.
Также суд области указал, что применение налоговым органом пропорционального метода расчета ко всем суммам "входного" налога на добавленную стоимость является ошибочным и противоречащим законодательству о налогах и сборах.
Апелляционная коллегия поддерживает указанные выводы суда области, исходя при этом из следующего.
В силу статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс, Кодекс) организации являются плательщиком налога на добавленную стоимость.
В соответствии со статьей 146 Налогового кодекса объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Статьей 153 Налогового кодекса установлено, что в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Кодекса в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) для исчисления налога на добавленную стоимость регулируется статьей 154 Налогового кодекса, пунктом 1 которой установлено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Пунктом 4 статьи 166 Налогового кодекса установлено, что общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, момент определения налоговой базы которых, установленный статьей 167 настоящего Кодекса, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
Пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса налогоплательщику предоставлено право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьи 166 Налогового кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
На основании пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии со статьей 172 Налогового кодекса вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Основанием для уменьшения подлежащих уплате сумм налога на установленные налоговые вычеты являются, в соответствии со статьями 168, 169 Налогового кодекса, счета-фактуры, выставленные поставщиками при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), расчетные документы и первичные учетные документы, в которых соответствующая сумма налога выделена отдельной строкой.
При этом, под первичными учетными документами понимаются документы, оформленные в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
В пункте 4 статьи 170 Налогового кодекса закреплено, что суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:
- - учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в соответствии с пункте 2 указанной статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;
- - принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 Налогового кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;
- - принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.
Одновременно на налогоплательщика возложена обязанность по ведению раздельного учета сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и освобожденных от налогообложения операций. При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма названного налога по приобретенным товарам (работам, услугам) вычету не подлежит и в расходы по налогу на прибыль не включается (абзацы 7 и 8 пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса).
Таким образом, пропорциональное распределение сумм налога, предъявленных налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, продавцами товаров (работ, услуг) применяется при объективной невозможности (не связанной с отсутствием раздельного учета) разграничить использование приобретенных таким налогоплательщиком товаров (работ, услуг) для осуществления облагаемых операций и операций, не подлежащих налогообложению, когда товары (работы, услуги), в равной мере используются применительно к осуществлению и тех, и других операций.
В соответствии с пунктом 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что содержание общего имущества включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
д) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Таким образом, предоставление управляющей компанией коммунальных услуг и осуществление содержания и ремонта общего имущества в многоквартирных домах осуществляется с привлечением специализированных организаций посредством заключения соответствующих договоров. При этом именно реализация данных услуг освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость применительно к подпунктам 29 и 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса.
В соответствии с установленным статьей 155 Жилищного кодекса порядком собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса).
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В свою очередь, согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Жилищного кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Из материалов дела усматривается, что согласно заключаемым обществом договорам управления многоквартирными домами управление включает в себя заключение договоров на выполнение работ по содержанию и ремонту многоквартирного дома с подрядными организациями, контроль за качеством работ; заключение в интересах собственников договоров на предоставление коммунальных услуг; организацию начисления платежей за жилищно-коммунальные услуги; подготовку предложений о проведении капитального и текущего ремонта в случае обращения собственников по вопросам их проведения.
Таким образом, помимо коммунальных услуг и осуществление содержания и ремонта общего имущества в многоквартирных домах, общество осуществляет иные функции управляющей организации, реализует услуги, облагаемые налогом на добавленную стоимость.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" является предоставление услуг по управлению жилищным фондом.
Статьей 2.4 Устава общества "Управляющая компания города Курска" к уставным видам деятельности отнесены, в частности, выполнение функций управляющей организации; управление недвижимым имуществом; управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда; осуществление строительных и ремонтных работ, в том числе капитального характера; оказание бытовых услуг населению.
Деятельность управляющей организации состоит в оказании услуг и выполнении работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлении собственникам помещений в таком доме и иным лицам, пользующимся помещениями в этом доме, коммунальных услуг, а также осуществлении иной, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности и осуществляется на основании заключаемых с собственниками помещений в многоквартирном доме, договоров управления многоквартирными домами (статья 162 Жилищного кодекса).
При этом на основании подпунктов 29 и 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается:
- реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение,
- реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги); реализация работ (услуг) по выполнению функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, выполняемых (оказываемых) специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органами местного самоуправления и (или) муниципальными бюджетными учреждениями в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Приведенными положениями статьи 149 Налогового кодекса определен не только характер освобождаемых от налогообложения операций (реализация коммунальных услуг и работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме), но и порядок реализации таких услуг (работ), соблюдение которого также является одним из условий освобождения от налогообложения.
В частности, установлено, что от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализация данных услуг освобождается при условии приобретения управляющей компанией коммунальных услуг и работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме у организаций коммунального комплекса и организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги) посредством заключения соответствующих договоров и в пределах соответствующей стоимости.
На основании изложенного, деятельность управляющей компании, в отношении которой положениями подпунктов 29 и 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса установлено освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость состоит в обеспечении получения собственниками помещений в многоквартирном доме (иными лицами) коммунальных услуг и работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме посредством заключения соответствующих договоров с организациями, непосредственно выполняющими (оказывающими) данные работы (услуги).
Наряду с оказанием коммунальных услуг, работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые осуществляются управляющей компанией с привлечением третьих лиц (поставщиков коммунальных услуг и организаций, непосредственно выполняющими (оказывающими) работы (услуги) по ремонту и содержанию общего имущества в многоквартирном доме), управляющая компания также осуществляет, в том числе, самостоятельно, иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом. Данный вывод следует из положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса, а также части 2 статьи 154 Жилищного кодекса, где в составе платы собственника за жилое помещение и коммунальные услуги наряду с платой за коммунальные услуги, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, взносами на капитальный ремонт выделена плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом.
Таким образом, действующее законодательство выделяет работы (услуги) по управлению многоквартирным домом в самостоятельный вид деятельности, осуществляемый управляющей компанией. При этом услуги управляющей компании по управлению многоквартирным домом облагаются налогом на добавленную стоимость на общих основаниях.
В этой связи, применительно к расходам налогоплательщика, связанным с осуществлением функции управления многоквартирным домом, предъявленные суммы налога на добавленную стоимость подлежат вычету в соответствии с положениями статей 171, 172 Налогового кодекса
Как следует из материалов дела общество "Управляющая компания города Курска" приобрело у общества "Единый расчетно-кассовый центр г. Курска" услуги по доставке квитанций-извещений по счету-фактуре от 30.09.2012 N 00001485 на сумму 19 897,65 руб., в том числе налог на добавленную стоимость 3 035,24 руб. (т. 1 л.д. 127); по аренде имущества по счетам-фактурам от 30.09.2013 N 00001493 на сумму 8 293,65 руб., в том числе налог на добавленную стоимость 1 265,13 руб. (т. 1 л.д. 12), от 31.08.2012 N 0001331 на сумму 8 293,65 руб., в том числе налог на добавленную стоимость 1 265,13 руб. (т. 2 л.д. 43), от 31.07.2012 по счету-фактуре N 00001094 на сумму 8 293,65 руб., в том числе налог на добавленную стоимость 1 265,13 руб. (т. 2 л.д. 90); по конвертированию (доставке квитанций-извещений) по счетам-фактурам от 31.07.2012 N 00001160 на сумму 19 902,75 руб., в том числе налог на добавленную стоимость 3 036,01 руб. (т. 2 л.д. 113), от 31.08.2012 N 00001326 на сумму 19 901,05 руб., в том числе налог на добавленную стоимость 3 035,75 руб. (т. 2 л.д. 31).

















































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)