Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.02.2014 N 15АП-22389/2013 ПО ДЕЛУ N А53-16650/2013

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2014 г. N 15АП-22389/2013

Дело N А53-16650/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мелконян Р.А.,
при участии:
- от истца: представитель не явился, считается надлежащим образом извещенным в соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12 от 17.02.2013;
- от ответчика: представитель не явился, представитель не явился, считается надлежащим образом извещенным в соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12 от 17.02.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Кировского района города Ростова-на-Дону
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 02.12.2013 по делу N А53-16650/2013
по иску муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Кировского района города Ростова-на-Дону

к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЦЕНТР" (ОГРН 1046164011541 ИНН 6164221578)
о взыскании неустойки,
принятое в составе судьи Маштаковой Е.А.

установил:

муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Кировского района г. Ростова-на-Дону (далее - истец, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЦЕНТР" (далее - ответчик, общество) с требованием о взыскании неустойки по договору N 74-12 о предоставлении субсидий на долевое финансирование проведения в 2012 году капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. Нижнебульварная, 26, в размере 10 802,80 руб.
Суд рассмотрел настоящее дело без вызова сторон в порядке упрощенного производства согласно правилам, предусмотренным положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 02.12.2013 в удовлетворении исковых требований отказал, взыскал с учреждения в доход федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 02.12.2013 отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Заявитель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что договор на предоставление субсидий от 14.06.2012 регулирует только отношения сторон по получению субсидий и их целевому использованию на основании норм бюджетного законодательства, в связи с чем отсутствуют основания для применения норм ответственности, предусмотренной пунктом 3.1.11 договора в виде неустойки за нарушение срока выполнения работ.
Истец и ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14.06.2012 между МКУ "ДМИБ" Кировского района (дирекция) (Постановлением Мэра города Ростова-на-Дону от 30.10.2012 N 935 переименовано в МКУ "УЖКХ" Кировского района) и обществом был заключен договор "О предоставлении субсидий на долевое финансирование проведения в 2012 году капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. Нижнебульварная, 26 - договор N 74-12, на капитальный ремонт крыши, фасада, подвального водоснабжения, водоотведения, энергетическое обследование дома, с предоставлением субсидий из средств Фонда в размере 2 509 563 руб., из средств местного бюджета в размере 982 247 руб."
В соответствии с условиями договора дирекция перечислила субсидии на отдельный банковский счет получателя субсидий на капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. Нижнебульварная, 26. Срок действия договора установлен до 31.12.2012.
Предметом указанного договора является предоставление субсидий из средств местного бюджета и Фонда содействия реформированию ЖКХ на капитальный ремонт многоквартирного дома, находящегося в управлении управляющей организации. Вместе с тем, управляющая организация приняла на себя обязательства по проведению капитального ремонта дома, а дирекция - по оплате выполненных работ за счет средств бюджета в виде предоставления субсидии, на условиях долевого софинансирования собственников жилых помещений, доля денежных средств которых составила 5% от общего объема финансирования.

Получатель субсидии - управляющая организация - обязана была обеспечить выполнение работ, согласно п. 3.1.7. договора, в полном соответствии с проектно-сметной документацией, требованиями СНиП и пожарной безопасности, а также техническим уровнем качества выполнения всех работ в соответствии с действующими нормами и техническими условиями, а также стандартами, установленными действующим законодательством (с применением высококачественных технологий, материалов, имеющих сертификаты соответствия требованиям нормативных документов), а также в срок, установленный п. 5.1 договора, до 31.12.2012.
Согласно условиям договора (п. 3.1.11) в случае незавершения работ в полном объеме по истечении срока исполнения обязательств по договору, получатель субсидии обязан уплатить в бюджет г. Ростова-на-Дону неустойку в размере 0,1 действующей на день уплаты неустойки, ставки рефинансирования Центрального Банка РФ за каждый день просрочки обязательства, начиная со дня, следующего после истечения установленного договором срока исполнения.
20.02.2013 в адрес общества была направлена претензия с просьбой рассмотреть данную претензию и предоставить письменный ответ в связи с неисполнением в срок обязательств по договору, которая оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения.
Работы по указанному договору завершены в июне 2013 года. Акт о приемке выполненных работ (ф. КС-2) подписан сторонами договора подряда 16.05.2013.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору, истцом заявлено требование о взыскании неустойки за период с 01.01.2013 по 15.05.2013 в общей сумме 10 802 руб. 80 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Как правильно установлено судом первой инстанции по результатам рассмотрения спора, договор от 14.06.2012 регулирует отношения сторон по предоставлению субсидий на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирного дома.
Порядок предоставления субсидий из бюджетов различных уровней регулируется нормами бюджетного законодательства. Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет субсидию как форму предоставления бюджетных средств, предоставляемых бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Соглашение от 14.06.2012 заключено в соответствии с Постановлением мэра г. Ростова-на-Дону от 27.03.2009 N 188 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидии из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и бюджета города на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в городе Ростове-на-Дону" (далее - положение).
Согласно указанному положению субсидии предоставляются товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах (далее - получатели субсидий), из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, поступивших в бюджет города из областного бюджета, и средств бюджета города на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, включая расходы на разработку проектной документации для капитального ремонта, изготовленной, в том числе, с учетом требований Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", проведение ее государственной экспертизы или получение заключения о ее техническом соответствии.
В соответствии с п. п. 5, 6 положения МКУ ДМИБ в течение семи дней со дня принятия распоряжения Мэра города Ростова-на-Дону, указанного в пункте 4 настоящего положения, уведомляет получателей субсидий об объеме средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта конкретного многоквартирного дома, а также направляет получателям субсидий для подписания проект договора на предоставление субсидий из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и бюджета города на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Получатели субсидий в течение тридцати дней со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 5 настоящего положения, открывают отдельные банковские счета на каждый многоквартирный дом и направляют в МКУ ДМИБ следующие документы:
1) уведомления об открытии таких счетов с указанием их реквизитов;
2) решение общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией, о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее 5 процентов от общей стоимости расходов на капитальный ремонт;
3) утвержденную общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме сметную документацию на финансирование расходов, предусмотренных частью 5 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В течение указанного периода МКУ ДМИБ подписывает договоры на предоставление субсидий из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и бюджета города на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и представляет их на регистрацию в Муниципальное казначейство города Ростова-на-Дону в установленном порядке.
В соответствии с п. 10 положения получатели субсидий выбирают подрядную организацию и заключают с ней договор на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Выбор подрядной организации для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов осуществляется в соответствии с приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 09.04.2012 N 49 "Об утверждении Порядка привлечения ТСЖ, ЖСК или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома". При этом подрядная организация должна иметь допуск к производству работ в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Получатели субсидий производят оплату работ по капитальному ремонту многоквартирного дома из средств субсидий, размещенных на банковских счетах, а также средств собственников помещений с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Оплата выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома производится на основании актов приемки работ по форме N КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3.
Получатели субсидий не вправе пользоваться и распоряжаться средствами, перечисленными на банковские счета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 11 и 13 настоящего положения.
В соответствии с п. п. 15, 16 положения получатели субсидий представляют в МКУ ДМИБ районов города, а МКУ ДМИБ районов города представляют в Департамент ЖКХ и энергетики отчет о целевом использовании бюджетных средств в срок до 3 числа месяца, следующего за отчетным, по форме, установленной Департаментом ЖКХ и энергетики.
Субсидии на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Получатели субсидий в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за целевое и эффективное использование средств, полученных ими на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
В случае нецелевого использования субсидий или неиспользования их в установленные сроки получатели субсидий возвращают полученные средства в бюджет города в полном объеме в течение двух месяцев.
Как следует из материалов дела, ответчик - получатель субсидий в соответствии с положением заключил договоры подряда с ООО "Альянс-Юг" N 1 от 06.06.2012 и с ООО "ДомРемСтрой" N 1 от 06.06.2012.
В соответствии с актом о приемке выполненных работ формы КС-2 от 14.11.2012 по договору с ООО "Альянс-Юг" N 1 от 06.06.2012 и актом о приемке выполненных работ формы КС-2 от 16.05.2013 по договору с ООО "ДомРемСтрой" N 1 от 06.06.2012 работы выполнены.
Из материалов дела не следует, что возник спор о ненадлежащем выполнении работ и нецелевом использовании полученных субсидий.
Согласно условиям спорного договора N 74-12 от 14.06.2012, оцененных судом в соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, он регулирует только порядок предоставления субсидий и предоставление получателем субсидий документов, служащих основанием предоставления субсидий, обязанности по целевому расходованию средств.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что договор на предоставление субсидий от 14.06.2012 регулирует отношения сторон по получению субсидий и их целевому использованию на основании норм бюджетного законодательства. Договор не содержит в себе нормы договора подряда, обязательства ответчика по выполнению работ лично и сдаче их истцу как заказчику.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания считать, что управляющая организация обязалась перед уполномоченным лицом по выделению субсидий самостоятельно осуществить подрядные работы и сдать их как заказчику работ.
Согласно смыслу заключенного соглашения организация обязалась обеспечить целевое использование бюджетных средств на капитальный ремонт жилого домам.
Поскольку в соответствии с договором у ответчика не возникло обязательство по выполнению подрядных работ и сдаче их истцу как заказчику работ, отсутствуют основания для применения норм ответственности, предусмотренной п. 3.1.11 соглашения в виде неустойки за нарушения срока выполнения работ.
Иное противоречит правовой природе предусмотренных субсидий. Управляющая компания является представителем собственников помещений и определена уполномоченным лицом на получение субсидии на капитальный ремонт жилого дома с учетом предоставления законом установленных документов. Целевое использование субсидий сторонами не оспаривается, заказчиком работ фактически являются собственники многоквартирного жилого дома, интересы которых представляет ответчик, сроки выполнения работ подлежат урегулированию в рамках договора подряда. Отсутствуют правовые основания для взыскания истцом в доход бюджета неустойки за просрочку выполнения работ в отсутствие статуса заказчика подрядных работ, подрядных обязательств сторон.
Данный вывод суда соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2012 по делу N А53-22904/2012.
Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судом правильно, нарушения норм процессуального права, влекущие безусловную отмену судебного акта, судом при рассмотрении дела не допущены.
В соответствии со ст. 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе суд относит на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.12.2013 по делу N А53-16650/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Кировского района города Ростова-на-Дону (ОГРН 1026103176868 ИНН 6163047704) в доход федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном частью 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Судья
Б.Т.ЧОТЧАЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)