Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 03.09.2015 N Ф04-22583/2015 ПО ДЕЛУ N А67-522/2014

Требование: О признании незаконным предписания уполномоченного органа.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Ресурсоснабжающей организации предписано исключить начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды из счетов-квитанций собственников квартир многоквартирных домов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 сентября 2015 г. по делу N А67-522/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Отческой Т.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" на решение от 27.02.2015 Арбитражного суда Томской области (судья Сенникова И.Н.) и постановление от 02.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Полосин А.Л., Колупаева Л.А., Марченко Н.В.) по делу N А67-522/2014 по заявлению открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (634034, Томская область, город Томск, улица Котовского, 19, ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184) к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и государственного жилищного надзора Томской области (634041, Томская область, город Томск, проспект Кирова, 41, ИНН 7021052041, ОГРН 102700907944) о признании недействительным предписания.
Другое лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью "Жилкомплекс".
Суд

установил:

открытое акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Томскэнергосбыт", общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и государственного жилищного надзора Томской области (далее -департамент) с заявлением о признании незаконным предписания от 24.12.2013 N 3632.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Жилкомплекс" (далее - ООО "Жилкомплекс", управляющая компания).
Решением от 27.02.2015 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 02.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ОАО "Томскэнергосбыт" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами не учтено, что в рассматриваемом случае между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией отсутствовали договорные отношения по поставке коммунального ресурса в многоквартирный жилой дом. Соответственно, ресурсоснабжающая организация, являясь исполнителем коммунальной услуги (электроснабжения), правомерно указывала в платежных документах, выставляемых жильцам дома, плату за электроэнергию, потребляемую в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Проверив в порядке статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, с целью проверки фактов, изложенных в обращении жильца многоквартирного дома по адресу: город Томск, улица 2-ая Рабочая, дом 11, квартира 10 (далее - МКД), департаментом проведена внеплановая документарная проверка ОАО "Томскэнергосбыт" по вопросу порядка расчета и внесения платы за коммунальную услугу по электроснабжению собственникам и пользователям помещений в данном МКД.
В ходе проверки установлено, что управление МКД осуществляется управляющей компанией на основании договора управления МКД от 21.09.2008, в соответствии с которым ООО "Жилкомплекс" приняло на себя обязанность, в том числе, обеспечивать предоставление собственникам коммунальных услуг. Собственник производит оплату за жилищно-коммунальные услуги по счету-квитанции до 25 числа каждого месяца на расчетный счет управляющей компании.
Между управляющей компанией и ОАО "Томскэнергосбыт" заключен договор энергоснабжения от 01.07.2008 N 3083 (далее - договор энергоснабжения).
По мнению департамента, прямая оплата ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в МКД, противоречит части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункту "г" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
По результатам проверки департаментом составлен акт и выдано предписание от 24.12.2013 N 3632, в соответствии с которым ОАО "Томскэнергосбыт" необходимо в срок до 01.02.2014 устранить допущенное нарушение требований законодательства путем исключения начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды из счетов-квитанций собственников квартир МКД.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из наличия правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания, поскольку обществом допущено нарушение жилищного законодательства при предъявлении платы за поставку коммунального ресурса собственникам МКД.
Выводы судов являются правомерными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
По смыслу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание выносится в случае установления при проведении проверки нарушений требований законодательства, соблюдение которых является обязательным для проверяемого юридического лица.
В силу положений части 1 статьи 153, части 4 статьи 154, пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, пунктов 63, 67 Правил N 354 на основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за электроснабжение.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в МКД вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в МКД, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 названной статьи и статьей 171 названного Кодекса.
Частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ установлена возможность внесения собственниками помещений в МКД платы за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) непосредственно ресурсоснабжающим организациям на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в МКД своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом или кооперативом либо управляющей организацией соответственно, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
С учетом изложенного вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что ресурсоснабжающие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от собственников МКД, обслуживаемых управляющими организациями, плату за коммунальные ресурсы, потребленные при использовании общего имущества, является правильным.
Доводы ОАО "Томскэнергосбыт" о том, что ввиду отсутствия договора ресурсоснабжения между управляющей компанией и обществом, последнее вправе начислять плату за поставленную энергию на общедомовые нужды непосредственно жителям МКД, правомерно отклонены судами.
Действительно, исходя из пункта 8, подпункта "в" пункта 9 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать ресурсоснабжающая организация; при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками и пользователями помещений в нем условия предоставления коммунальных услуг определяются в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
В силу подпункта "б" пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 названных Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 названных Правил.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Вместе с тем в рассматриваемом случае судами установлено, что выбранная собственниками МКД в 2008 году управляющая компания приступила к управлению общим имуществом дома, МКД не входит в перечень объектов поставки электроэнергии ОАО "Томскэнергосбыт", являвшийся приложением к договору энергоснабжения, однако представитель управляющей компании принимал участие в приемке общедомового прибора учета, расположенного в МКД, подписывал акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, однолинейную схему электроснабжения в отношении указанного многоквартирного дома.
Кроме того, в счетах-извещениях, выставляемых потребителям на оплату коммунального ресурса, общество указывает ООО "Жилкомплекс" в качестве исполнителя коммунальных услуг.
В Обзоре практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014 (ответ на вопрос N 9), указано, что если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с частью 1 статьи 162 ГК РФ могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Поэтому в подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с пунктом 14 Правил N 354.
При названных обстоятельствах выводы арбитражных судов о наличии между исполнителем коммунальной услуги в лице управляющей компании и гарантирующим поставщиком - ОАО "Томскэнергосбыт" договорных отношений является правильным.
Поскольку ООО "Жилкомплекс" является управляющей организацией, выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг для собственников и нанимателей МКД, суды обоснованно указали, что возложение на потребителя - гражданина обязанности по оплате данной коммунальной услуги ненадлежащему лицу (ресурсоснабжающей организации, а не исполнителю услуги), является нарушением прав потребителя.
С учетом изложенного вывод судов о наличии у департамента правовых основании для вынесения оспариваемого предписания является правильным, поскольку ОАО "Томскэнергосбыт" нарушены положения части 7.1 статьи 155 ЖК РФ при предъявлении непосредственно собственникам помещений МКД платы за электроснабжение на общедомовые нужды.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований предусмотренных статьей 288 АПК РФ для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 27.02.2015 Арбитражного суда Томской области и постановление от 02.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-522/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Д.В.ГРИГОРЬЕВ

Судьи
Т.И.ОТЧЕСКАЯ
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)