Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 сентября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладких Д.Ю.,
судей Крымджановой Д.И., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андреевской Е.И.,
при участии:
от истца, Никулина О.В., паспорт, доверенность N 85 от 28.07.2014, Головушкина О.В., паспорт, доверенность N 111 от 12.09.2013,
от ответчика, Корнилова К.Ю., паспорт, доверенность от 16.09.2014, Маклякова О.К., паспорт, доверенность от 16.09.2014,
рассмотрев апелляционную жалобу истца - муниципального унитарного предприятия "Производственный трест жилищно-коммунального хозяйства" городского округа Рефтинский
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 июня 2014 года
по делу N А60-10483/2014,
принятое судьей Бикмухаметовой Е.А.,
по иску муниципального унитарного предприятия "Производственный трест жилищно-коммунального хозяйства" городского округа Рефтинский (ОГРН 1026600629868, ИНН 6603010391)
к Муниципальному Унитарному Объединенному Предприятию "Рефтинское" городского округа Рефтинский (ОГРН 1076603000660, ИНН 6603020368)
об обязании заключить договор холодного водоснабжения и водоотведения,
установил:
Истец обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному Унитарному Объединенному Предприятию "Рефтинское" городского округа Рефтинский с требованием об обязании заключить договор холодного водоснабжения и водоотведения N В/К-2 от 01.01.2014 на условиях, по которым между сторонами возникли разногласия, а именно п. 1.3, абз. 3 п.п. 2.1.1 п. 2.1, п.п. 2.2.9 п. 2.2, п.п. 3.2.1 п. 3.2, абз. 2 п.п 3.2.6 п. 3.2, п.п. 3.2.11 п. 3.2, п. 4.2, абз. 2 п. 4.3, п. 4.9, п. 5.1, п. 12.1 договора, Приложения N 73, N 72, N 74 к договору в редакции истца, изложенной в приложении N 1 к иску, и приложении к протоколу разногласий в новой редакции, а п. 4.5, п. 4.10 договора, Приложение N 72 к договору просит исключить.
Впоследствии истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные исковые требования относительно конкретных пунктов разногласий, а именно: просит обязать ответчика заключить договор водоснабжения и водоотведения N В/К-2 от 01.01.2014 на следующих условиях: абз. 3 п.п. 2.1.2 п. 2.1; п. 4.2.; абз 2 п. 4.3. изложить в следующей редакции:
абз. 3 п.п. 2.1.2 п. 2.1: "при нарушении Абонентом в течении более шести месяцев сроков предоставления показаний прибора учета воды (сточных вод), являющихся собственностью Исполнителя, за исключением случаев предварительного уведомления Исполнителем РСО о временном прекращении потребления воды".
п. 4.2.: "Объем отведенных РСО сточных вод из многоквартирного дома, определяется Исполнителем на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод за вычетом объемов отведенных сточных вод собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам водоснабжения и водоотведения, заключенных ими непосредственно с РСО (в случае, если объемы отведения сточных вод таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
абз. 2 п. 4.3.: "Объем отведенных сточных вод за расчетный период по настоящему договору в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется в соответствии с действующими Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776, согласно которых расчет объема отведенных сточных вод в данном случае производится в соответствии с формулой указанной в Правилах обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124".
Также истец просит условия по границе эксплуатационной ответственности сторон договора на инженерных сетях канализации принять в предложенной истцом редакции Приложений N 2-70.
Ходатайство судом рассмотрено и в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18 июня 2014 года абзац 3 п.п. 2.1.2. п. 2.1., п. 4.2., п. 4,3 договора водоснабжения и водоотведения N В/К-2 от 02.01.2014 приняты в редакции Муниципального Унитарного Объединенного Предприятия "Рефтинское" городского округа Рефтинский. Приложения N 2-70 к договору водоснабжения и водоотведения N В/К-2 от 02.01.2014 приняты в редакции МУП "ПТЖКХ" городского округа Рефтинский.
С апелляционной жалобой обратился истец - муниципальное унитарное предприятие "Производственный трест жилищно-коммунального хозяйства" городского округа Рефтинский. Просит решение изменить в части абз. 3 п.п. 2.1.2 п. 2.1; п. 4.2.; абз. 2 п. 4.3, определив указанные пункты в редакции истца. В судебном заседании представитель истца пояснил, что ответчиком абз. 3 п.п. 2.1.2 изложен в двух предложениях, последнее из которых: "В случае отсутствия у Абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения" - противоречит действующему законодательству и подлежит исключению. По тем же основаниям просит исключить второе предложение п. 4.2 договора в редакции, предложенной ответчикам: "При отсутствии у Абонента коллективного (общедомового) прибора сточных вод объем отведенных сточных вод из многоквартирного дома принимается равным объему воды, поданной этому Абоненту из всех источников централизованного водоснабжения". Наоборот, п. 4.3. истец просит дополнить абзацем 2 следующего содержания: "Объем отведенных сточных вод за расчетный период по настоящему договору в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется в соответствии с действующими Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776, согласно которым расчет объема отведенных сточных вод в данном случае производится в соответствии с формулой, указанной в Правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124".
Истец уточнил, что согласен с решением суда в части принятия приложений N 2-70 к договору водоснабжения и водоотведения N В/К-2 от 02.01.2014 в редакции МУП "ПТЖКХ" городского округа Рефтинский. В данной части решение не оспаривает. Представитель ответчика не возражает по поводу данного уточнения. Указал, что в настоящий момент приложения спорными не являются.
Ответчик, в отзыве на апелляционную жалобу выразил возражения по доводам апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
С учетом положений ст. 266, ч. 5 ст. 268 АПК РФ и п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36, а также отсутствия соответствующих возражений лиц, участвующих в деле, судом апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в обжалуемой истцом части.
Сторонами не оспаривается статус сторон спорного договора и наличие оснований для урегулирования условий в судебном порядке.
Исходя из содержания апелляционной жалобы, отзыва на нее, пояснений представителей лиц, участвующих в деле, суть спора заключается в определении объема сточных вод, принимаемых ответчикам в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета подаваемой питьевой воды.
По мнению истца, в силу специфики деятельности, размер платы в пользу РСО не должен превышать размер платы за соответствующий коммунальный ресурс, предъявленный к конечным потребителям. В этой связи, в случае разницы между объемом холодной воды, зафиксированном общедомовым прибором учета, и совокупным объемом сточных вод, рассчитанным и предъявленных к оплате конечным потребителям дома в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 (в редакции Постановления Правительства РФ N 344 от 16.04.2013) за тот же период, истец не обязан оплачивать полученный в указанной разнице объем сточных вод за счет собственных средств. Исходя из указанных доводов, предложены редакции спорных пунктов договора.
По мнению ответчика, объем сточных вод должен быть равным объему поданной в многоквартирный дом и зафиксированный общедомовым прибором учета холодной питьевой воды. При этом, ответчик ссылается на п. 11 ст. 20 ФЗ N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении", п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, п. 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, п. 23 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что решение в обжалуемой части подлежит изменению, спорные пункты следует определить в редакции истца в связи со следующим.
Анализ отношений сторон свидетельствует о том, что между истцом и ответчиком заключается договор холодного водоснабжения и водоотведения в целях оказания управляющей организацией (истцом) коммунальных услуг собственникам (пользователям) помещений в многоквартирных домах.
В связи со вступлением в силу с 07.03.2012 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.12 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг", утвердивших соответствующие Правила, установлен порядок заключения договоров энергоснабжения.
По утвержденным Правилам, обязательным при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, установлены существенные условия договора снабжения коммунальными ресурсами, включающие порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса.
В соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно п. 3 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Пунктами 1, 2 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Поскольку договор на водоснабжение и водоотведение заключается между сторонами для предоставления коммунальных услуг гражданам, к спорным правоотношениям подлежат применению Правила N 354, вступившие в действие с 01 сентября 2012 года. Согласно п. 3 Правил N 167 их положения не распространяются на отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и гражданами, которые регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В рамках отношений, регулируемых Правилами N 354, управляющая организация, товарищество или кооператив не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей.
Таким образом, размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с правилами их предоставления.
В соответствии с п. 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с п. 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
На основании п. 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно п. 17 Приложения N 2 к Правилам N 354 в расчете объема (количества) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется с использованием норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306 (далее - Правила N 306).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 из п. 29 Правил N 306 исключен абзац 2 следующего содержания: "Норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды определяется исходя из суммы нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению на общедомовые нужды".
В предшествующих редакциях п. 4 Правил N 354 указывалось, что потребителю может быть предоставлена в частности коммунальная услуга - водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
С 01.06.2013 из указанного пункта Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 исключены слова "а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме".
Следовательно, с 01.06.2013 норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН отменен, плата за водоотведение по нормативу на ОДН не может быть предъявлена ответчику и гражданам.
Спорный договор заключается со сроком действия с 01.01.2014 по 31.12.2014.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд считает, что решение суда от 18.06.2014 в части принятия абз. 3 п.п. 2.1.2 п. 2.1., п. 4.2, абз. 2 п. 4.3. подлежит изменению (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), указанные пункты подлежат принятию в редакции истца, как соответствующие приведенным ранее правилам.
Согласно ст. 173 АПК РФ по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Таким образом, разрешая переданный на основании ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации спор об урегулировании возникших при заключении договора разногласий, арбитражный суд в силу названных норм должен определить в решении и отразить в его резолютивной части, в какой редакции действуют те условия договора, по которым у сторон возникли разногласия.
В противном случае отсутствие в резолютивной части судебного акта непосредственно самого текста принятых пунктов договора порождает неопределенность как для сторон, обязанных заключить договор на таких условиях и в последующем руководствоваться им.
Госпошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика (ст. 110 АПК РФ).
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 июня 2014 года по делу N А60-10483/2014 изменить в обжалуемой части, установив спорные условия договора холодного водоснабжения и водоотведения N В/К от 01 января 2014 года в следующей редакции:
"абз. 3 п.п. 2.1.2 п. 2.1. при нарушении Абонентом в течении более шести месяцев сроков предоставления показаний прибора учета воды (сточных вод) являющихся собственностью Исполнителя, за исключением случаев предварительного уведомления Исполнителем РСО о временном прекращении потребления воды.
п. 4.2. Объем отведенных РСО сточных вод из многоквартирного дома, определяется Исполнителем на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод за вычетом объемов отведенных сточных вод собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам водоснабжения и водоотведения, заключенных ими непосредственно с РСО (в случае, если объемы отведения сточных вод таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
абз. 2 п. 4.3. Объем отведенных сточных вод за расчетный период по настоящему договору в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется в соответствии с действующими Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 г. N 776, согласно которых расчет объема отведенных сточных вод в данном случае производится в соответствии с формулой указанной в Правилах обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 г. N 124".
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Муниципального Унитарного Объединенного Предприятия "Рефтинское" городского округа Рефтинский (ОГРН 1076603000660, ИНН 6603020368) в пользу муниципального унитарного предприятия "Производственный трест жилищно-коммунального хозяйства" городского округа Рефтинский (ОГРН 1026600629868, ИНН 6603010391) 2000 рублей в возмещение расходов по уплате госпошлины при подаче апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Д.Ю.ГЛАДКИХ
Судьи
Д.И.КРЫМДЖАНОВА
В.Ю.НАЗАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.09.2014 N 17АП-10580/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А60-10483/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2014 г. N 17АП-10580/2014-ГК
Дело N А60-10483/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 сентября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладких Д.Ю.,
судей Крымджановой Д.И., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андреевской Е.И.,
при участии:
от истца, Никулина О.В., паспорт, доверенность N 85 от 28.07.2014, Головушкина О.В., паспорт, доверенность N 111 от 12.09.2013,
от ответчика, Корнилова К.Ю., паспорт, доверенность от 16.09.2014, Маклякова О.К., паспорт, доверенность от 16.09.2014,
рассмотрев апелляционную жалобу истца - муниципального унитарного предприятия "Производственный трест жилищно-коммунального хозяйства" городского округа Рефтинский
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 июня 2014 года
по делу N А60-10483/2014,
принятое судьей Бикмухаметовой Е.А.,
по иску муниципального унитарного предприятия "Производственный трест жилищно-коммунального хозяйства" городского округа Рефтинский (ОГРН 1026600629868, ИНН 6603010391)
к Муниципальному Унитарному Объединенному Предприятию "Рефтинское" городского округа Рефтинский (ОГРН 1076603000660, ИНН 6603020368)
об обязании заключить договор холодного водоснабжения и водоотведения,
установил:
Истец обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному Унитарному Объединенному Предприятию "Рефтинское" городского округа Рефтинский с требованием об обязании заключить договор холодного водоснабжения и водоотведения N В/К-2 от 01.01.2014 на условиях, по которым между сторонами возникли разногласия, а именно п. 1.3, абз. 3 п.п. 2.1.1 п. 2.1, п.п. 2.2.9 п. 2.2, п.п. 3.2.1 п. 3.2, абз. 2 п.п 3.2.6 п. 3.2, п.п. 3.2.11 п. 3.2, п. 4.2, абз. 2 п. 4.3, п. 4.9, п. 5.1, п. 12.1 договора, Приложения N 73, N 72, N 74 к договору в редакции истца, изложенной в приложении N 1 к иску, и приложении к протоколу разногласий в новой редакции, а п. 4.5, п. 4.10 договора, Приложение N 72 к договору просит исключить.
Впоследствии истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные исковые требования относительно конкретных пунктов разногласий, а именно: просит обязать ответчика заключить договор водоснабжения и водоотведения N В/К-2 от 01.01.2014 на следующих условиях: абз. 3 п.п. 2.1.2 п. 2.1; п. 4.2.; абз 2 п. 4.3. изложить в следующей редакции:
абз. 3 п.п. 2.1.2 п. 2.1: "при нарушении Абонентом в течении более шести месяцев сроков предоставления показаний прибора учета воды (сточных вод), являющихся собственностью Исполнителя, за исключением случаев предварительного уведомления Исполнителем РСО о временном прекращении потребления воды".
п. 4.2.: "Объем отведенных РСО сточных вод из многоквартирного дома, определяется Исполнителем на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод за вычетом объемов отведенных сточных вод собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам водоснабжения и водоотведения, заключенных ими непосредственно с РСО (в случае, если объемы отведения сточных вод таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
абз. 2 п. 4.3.: "Объем отведенных сточных вод за расчетный период по настоящему договору в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется в соответствии с действующими Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776, согласно которых расчет объема отведенных сточных вод в данном случае производится в соответствии с формулой указанной в Правилах обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124".
Также истец просит условия по границе эксплуатационной ответственности сторон договора на инженерных сетях канализации принять в предложенной истцом редакции Приложений N 2-70.
Ходатайство судом рассмотрено и в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18 июня 2014 года абзац 3 п.п. 2.1.2. п. 2.1., п. 4.2., п. 4,3 договора водоснабжения и водоотведения N В/К-2 от 02.01.2014 приняты в редакции Муниципального Унитарного Объединенного Предприятия "Рефтинское" городского округа Рефтинский. Приложения N 2-70 к договору водоснабжения и водоотведения N В/К-2 от 02.01.2014 приняты в редакции МУП "ПТЖКХ" городского округа Рефтинский.
С апелляционной жалобой обратился истец - муниципальное унитарное предприятие "Производственный трест жилищно-коммунального хозяйства" городского округа Рефтинский. Просит решение изменить в части абз. 3 п.п. 2.1.2 п. 2.1; п. 4.2.; абз. 2 п. 4.3, определив указанные пункты в редакции истца. В судебном заседании представитель истца пояснил, что ответчиком абз. 3 п.п. 2.1.2 изложен в двух предложениях, последнее из которых: "В случае отсутствия у Абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения" - противоречит действующему законодательству и подлежит исключению. По тем же основаниям просит исключить второе предложение п. 4.2 договора в редакции, предложенной ответчикам: "При отсутствии у Абонента коллективного (общедомового) прибора сточных вод объем отведенных сточных вод из многоквартирного дома принимается равным объему воды, поданной этому Абоненту из всех источников централизованного водоснабжения". Наоборот, п. 4.3. истец просит дополнить абзацем 2 следующего содержания: "Объем отведенных сточных вод за расчетный период по настоящему договору в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется в соответствии с действующими Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776, согласно которым расчет объема отведенных сточных вод в данном случае производится в соответствии с формулой, указанной в Правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124".
Истец уточнил, что согласен с решением суда в части принятия приложений N 2-70 к договору водоснабжения и водоотведения N В/К-2 от 02.01.2014 в редакции МУП "ПТЖКХ" городского округа Рефтинский. В данной части решение не оспаривает. Представитель ответчика не возражает по поводу данного уточнения. Указал, что в настоящий момент приложения спорными не являются.
Ответчик, в отзыве на апелляционную жалобу выразил возражения по доводам апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
С учетом положений ст. 266, ч. 5 ст. 268 АПК РФ и п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36, а также отсутствия соответствующих возражений лиц, участвующих в деле, судом апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в обжалуемой истцом части.
Сторонами не оспаривается статус сторон спорного договора и наличие оснований для урегулирования условий в судебном порядке.
Исходя из содержания апелляционной жалобы, отзыва на нее, пояснений представителей лиц, участвующих в деле, суть спора заключается в определении объема сточных вод, принимаемых ответчикам в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета подаваемой питьевой воды.
По мнению истца, в силу специфики деятельности, размер платы в пользу РСО не должен превышать размер платы за соответствующий коммунальный ресурс, предъявленный к конечным потребителям. В этой связи, в случае разницы между объемом холодной воды, зафиксированном общедомовым прибором учета, и совокупным объемом сточных вод, рассчитанным и предъявленных к оплате конечным потребителям дома в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 (в редакции Постановления Правительства РФ N 344 от 16.04.2013) за тот же период, истец не обязан оплачивать полученный в указанной разнице объем сточных вод за счет собственных средств. Исходя из указанных доводов, предложены редакции спорных пунктов договора.
По мнению ответчика, объем сточных вод должен быть равным объему поданной в многоквартирный дом и зафиксированный общедомовым прибором учета холодной питьевой воды. При этом, ответчик ссылается на п. 11 ст. 20 ФЗ N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении", п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, п. 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, п. 23 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что решение в обжалуемой части подлежит изменению, спорные пункты следует определить в редакции истца в связи со следующим.
Анализ отношений сторон свидетельствует о том, что между истцом и ответчиком заключается договор холодного водоснабжения и водоотведения в целях оказания управляющей организацией (истцом) коммунальных услуг собственникам (пользователям) помещений в многоквартирных домах.
В связи со вступлением в силу с 07.03.2012 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.12 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг", утвердивших соответствующие Правила, установлен порядок заключения договоров энергоснабжения.
По утвержденным Правилам, обязательным при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, установлены существенные условия договора снабжения коммунальными ресурсами, включающие порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса.
В соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно п. 3 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Пунктами 1, 2 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Поскольку договор на водоснабжение и водоотведение заключается между сторонами для предоставления коммунальных услуг гражданам, к спорным правоотношениям подлежат применению Правила N 354, вступившие в действие с 01 сентября 2012 года. Согласно п. 3 Правил N 167 их положения не распространяются на отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и гражданами, которые регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В рамках отношений, регулируемых Правилами N 354, управляющая организация, товарищество или кооператив не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей.
Таким образом, размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с правилами их предоставления.
В соответствии с п. 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с п. 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
На основании п. 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно п. 17 Приложения N 2 к Правилам N 354 в расчете объема (количества) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется с использованием норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306 (далее - Правила N 306).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 из п. 29 Правил N 306 исключен абзац 2 следующего содержания: "Норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды определяется исходя из суммы нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению на общедомовые нужды".
В предшествующих редакциях п. 4 Правил N 354 указывалось, что потребителю может быть предоставлена в частности коммунальная услуга - водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
С 01.06.2013 из указанного пункта Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 исключены слова "а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме".
Следовательно, с 01.06.2013 норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН отменен, плата за водоотведение по нормативу на ОДН не может быть предъявлена ответчику и гражданам.
Спорный договор заключается со сроком действия с 01.01.2014 по 31.12.2014.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд считает, что решение суда от 18.06.2014 в части принятия абз. 3 п.п. 2.1.2 п. 2.1., п. 4.2, абз. 2 п. 4.3. подлежит изменению (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), указанные пункты подлежат принятию в редакции истца, как соответствующие приведенным ранее правилам.
Согласно ст. 173 АПК РФ по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Таким образом, разрешая переданный на основании ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации спор об урегулировании возникших при заключении договора разногласий, арбитражный суд в силу названных норм должен определить в решении и отразить в его резолютивной части, в какой редакции действуют те условия договора, по которым у сторон возникли разногласия.
В противном случае отсутствие в резолютивной части судебного акта непосредственно самого текста принятых пунктов договора порождает неопределенность как для сторон, обязанных заключить договор на таких условиях и в последующем руководствоваться им.
Госпошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика (ст. 110 АПК РФ).
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 июня 2014 года по делу N А60-10483/2014 изменить в обжалуемой части, установив спорные условия договора холодного водоснабжения и водоотведения N В/К от 01 января 2014 года в следующей редакции:
"абз. 3 п.п. 2.1.2 п. 2.1. при нарушении Абонентом в течении более шести месяцев сроков предоставления показаний прибора учета воды (сточных вод) являющихся собственностью Исполнителя, за исключением случаев предварительного уведомления Исполнителем РСО о временном прекращении потребления воды.
п. 4.2. Объем отведенных РСО сточных вод из многоквартирного дома, определяется Исполнителем на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод за вычетом объемов отведенных сточных вод собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам водоснабжения и водоотведения, заключенных ими непосредственно с РСО (в случае, если объемы отведения сточных вод таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
абз. 2 п. 4.3. Объем отведенных сточных вод за расчетный период по настоящему договору в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется в соответствии с действующими Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 г. N 776, согласно которых расчет объема отведенных сточных вод в данном случае производится в соответствии с формулой указанной в Правилах обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 г. N 124".
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Муниципального Унитарного Объединенного Предприятия "Рефтинское" городского округа Рефтинский (ОГРН 1076603000660, ИНН 6603020368) в пользу муниципального унитарного предприятия "Производственный трест жилищно-коммунального хозяйства" городского округа Рефтинский (ОГРН 1026600629868, ИНН 6603010391) 2000 рублей в возмещение расходов по уплате госпошлины при подаче апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Д.Ю.ГЛАДКИХ
Судьи
Д.И.КРЫМДЖАНОВА
В.Ю.НАЗАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)