Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Никонов К.Ф.
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Шевченко Г.М.
и судей Мартыновой Т.А., Сидоркина И.Л.
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 27 мая 2014 г. дело по апелляционной жалобе администрации города Кирова на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 17 марта 2014 г., которым постановлено:
Признать незаконным бездействие Администрации г. Кирова, выразившееся в непринятии решения о дальнейшем использовании жилого помещения по адресу: <адрес>
Обязать администрацию г. Кирова в течение одного месяца с момента вступления в законную силу настоящего решения суда разрешить вопрос о дальнейшем использовании жилого помещения по адресу: <адрес> в порядке, установленном п. 49 постановления Правительства РФ N 47 от 25.01.2006 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Заслушав доклад судьи Шевченко Г.М., представителя администрации города Кирова А., поддержавшего жалобу, Г.К., его представителя Г.В., полагавших решение суда правильным, судебная коллегия
установила:
Г.К. обратился в суд с иском к Администрации г. Кирова о признании незаконным бездействия администрации и возложении обязанности принять решение о дальнейшем использовании жилого помещения по адресу: <адрес> указал, что он является нанимателем квартиры N <адрес> указанное жилое помещение находится в муниципальной собственности, заключением межведомственной комиссии N N от <дата> жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания. Администрацией г. Кирова в течение продолжительного времени (более года) не принято решение о дальнейшей судьбе дома, признанного непригодным для проживания. Просил признать незаконным бездействие Администрации г. Кирова, выразившееся в непринятии решения о дальнейшем использовании жилого дома по адресу: <адрес>); обязать Администрацию г. Кирова принять решение о дальнейшем использовании жилого помещения по адресу: <адрес>
Судом постановлено указанное выше решение.
С решением суда не согласна администрация города Кирова, в жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, считает, что судом неправильно применены норма материального и процессуального права, дело рассмотрено судом в отсутствие ответчика, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, сопроводительное письмо суда вместе с исковым заявлением поступило в администрацию <дата> года в день рассмотрения дела, заключением межведомственной комиссии было принято решение о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, основанием для признания жилого дома непригодным для проживания является наличие вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья, обязанность по принятию решения о сносе и сроках отселения проживающих в нем граждан возникает у органа местного самоуправления лишь в случае признания межведомственной комиссией жилого дома аварийным и подлежащим сносу, но не в случае признания жилого дома непригодным для проживания, судьба отдельного жилого помещения полностью зависит от судьбы всего строения. Дом N <адрес> аварийным не признавался, оснований для издания распоряжения в отношении квартиры не имеется.
В отзыве на жалобу представитель Г.К. - Ш. указывает, что отсутствуют основания для отмены решения, доводы жалобы основаны на неправильном применении норм права.
Проверив материалы дела, заслушав стороны, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Как следует из материалов дела, извещение о рассмотрении дела администрация города Кирова получила <дата> года, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявляла.
С учетом изложенного, суд был вправе рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации города Кирова.
Как видно из материалов дела, Г.К. зарегистрирован по месту жительства в квартире <адрес>
Заключением межведомственной комиссии от <дата> N жилое помещение по адресу<адрес> принято решение о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению. В заключении есть ссылка на акт осмотра, которым установлено, что в настоящее время пристрой находится в разобранном состоянии - разобраны полы, крыша, печи, сняты оконные рамы, трещины по капитальным стенам шириной раскрытия до 3 см, проживание невозможно.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд исходил из того, что нормативным правовым актом прямо предусмотрена обязанность органа местного самоуправления принять решение о дальнейшем использовании жилого помещения на основании полученного заключения комиссии.
Судебная коллегия находит выводы суда основанными на правильном толковании и применении норм материального права и соответствующими установленным судом первой инстанции обстоятельствам дела.
Так, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно п. п. 6 и 8 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу п. п. 8 и 9 ст. 14 Жилищного кодекса РФ относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 3 ст. 15 Жилищного кодекса РФ).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ).
Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 7 этого Положения признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.
Согласно абзацу 4 указанного пункта орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией) (п. 44 Положения).
В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
В силу абзаца 2 п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Как усматривается из материалов дела, межведомственной комиссией выявлено несоответствие помещения, квартиры N <адрес> требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
При указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм суд первой инстанции правильно признал незаконным бездействие администрации города Кирова в части непринятия решения о дальнейшем использовании жилого помещения по адресу: <адрес>
Учитывая, что семья Г.К., зарегистрированная в данном жилом помещении, имеет право пользования указанной квартирой, которая заключением межведомственной комиссии признана несоответствующей требованиям, предъявляемым к жилому помещению, администрация, получив заключение межведомственной комиссии, должна принять решение и издать распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения.
С учетом изложенного решение суда является законным, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Первомайского районного суда г. Кирова от 17 марта 2014 года оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1754
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 мая 2014 г. по делу N 33-1754
Судья: Никонов К.Ф.
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Шевченко Г.М.
и судей Мартыновой Т.А., Сидоркина И.Л.
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 27 мая 2014 г. дело по апелляционной жалобе администрации города Кирова на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 17 марта 2014 г., которым постановлено:
Признать незаконным бездействие Администрации г. Кирова, выразившееся в непринятии решения о дальнейшем использовании жилого помещения по адресу: <адрес>
Обязать администрацию г. Кирова в течение одного месяца с момента вступления в законную силу настоящего решения суда разрешить вопрос о дальнейшем использовании жилого помещения по адресу: <адрес> в порядке, установленном п. 49 постановления Правительства РФ N 47 от 25.01.2006 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Заслушав доклад судьи Шевченко Г.М., представителя администрации города Кирова А., поддержавшего жалобу, Г.К., его представителя Г.В., полагавших решение суда правильным, судебная коллегия
установила:
Г.К. обратился в суд с иском к Администрации г. Кирова о признании незаконным бездействия администрации и возложении обязанности принять решение о дальнейшем использовании жилого помещения по адресу: <адрес> указал, что он является нанимателем квартиры N <адрес> указанное жилое помещение находится в муниципальной собственности, заключением межведомственной комиссии N N от <дата> жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания. Администрацией г. Кирова в течение продолжительного времени (более года) не принято решение о дальнейшей судьбе дома, признанного непригодным для проживания. Просил признать незаконным бездействие Администрации г. Кирова, выразившееся в непринятии решения о дальнейшем использовании жилого дома по адресу: <адрес>); обязать Администрацию г. Кирова принять решение о дальнейшем использовании жилого помещения по адресу: <адрес>
Судом постановлено указанное выше решение.
С решением суда не согласна администрация города Кирова, в жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, считает, что судом неправильно применены норма материального и процессуального права, дело рассмотрено судом в отсутствие ответчика, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, сопроводительное письмо суда вместе с исковым заявлением поступило в администрацию <дата> года в день рассмотрения дела, заключением межведомственной комиссии было принято решение о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, основанием для признания жилого дома непригодным для проживания является наличие вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья, обязанность по принятию решения о сносе и сроках отселения проживающих в нем граждан возникает у органа местного самоуправления лишь в случае признания межведомственной комиссией жилого дома аварийным и подлежащим сносу, но не в случае признания жилого дома непригодным для проживания, судьба отдельного жилого помещения полностью зависит от судьбы всего строения. Дом N <адрес> аварийным не признавался, оснований для издания распоряжения в отношении квартиры не имеется.
В отзыве на жалобу представитель Г.К. - Ш. указывает, что отсутствуют основания для отмены решения, доводы жалобы основаны на неправильном применении норм права.
Проверив материалы дела, заслушав стороны, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Как следует из материалов дела, извещение о рассмотрении дела администрация города Кирова получила <дата> года, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявляла.
С учетом изложенного, суд был вправе рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации города Кирова.
Как видно из материалов дела, Г.К. зарегистрирован по месту жительства в квартире <адрес>
Заключением межведомственной комиссии от <дата> N жилое помещение по адресу<адрес> принято решение о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению. В заключении есть ссылка на акт осмотра, которым установлено, что в настоящее время пристрой находится в разобранном состоянии - разобраны полы, крыша, печи, сняты оконные рамы, трещины по капитальным стенам шириной раскрытия до 3 см, проживание невозможно.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд исходил из того, что нормативным правовым актом прямо предусмотрена обязанность органа местного самоуправления принять решение о дальнейшем использовании жилого помещения на основании полученного заключения комиссии.
Судебная коллегия находит выводы суда основанными на правильном толковании и применении норм материального права и соответствующими установленным судом первой инстанции обстоятельствам дела.
Так, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно п. п. 6 и 8 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу п. п. 8 и 9 ст. 14 Жилищного кодекса РФ относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 3 ст. 15 Жилищного кодекса РФ).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ).
Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 7 этого Положения признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.
Согласно абзацу 4 указанного пункта орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией) (п. 44 Положения).
В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
В силу абзаца 2 п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Как усматривается из материалов дела, межведомственной комиссией выявлено несоответствие помещения, квартиры N <адрес> требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
При указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм суд первой инстанции правильно признал незаконным бездействие администрации города Кирова в части непринятия решения о дальнейшем использовании жилого помещения по адресу: <адрес>
Учитывая, что семья Г.К., зарегистрированная в данном жилом помещении, имеет право пользования указанной квартирой, которая заключением межведомственной комиссии признана несоответствующей требованиям, предъявляемым к жилому помещению, администрация, получив заключение межведомственной комиссии, должна принять решение и издать распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения.
С учетом изложенного решение суда является законным, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Первомайского районного суда г. Кирова от 17 марта 2014 года оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)