Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-7009/2014

Требование: Об оспаривании приказа в части установления размера платы за обслуживание многоквартирных жилых домов.

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец указал на то, что по результатам проведенной проверки было установлено, что на основании оспариваемого приказа установлена плата за содержание и ремонт жилых помещений независимо от перечня объемов услуг и работ, необходимых конкретному дому.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 октября 2014 г. по делу N 33-7009/2014


Председательствующий: Андреева Н.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Ершовой Л.А., Иволгиной Н.В.,
при секретаре М.,
рассмотрела в судебном заседании 29 октября 2014 года дело по апелляционной жалобе Администрации Большереченского муниципального Омской области на решение Большереченского районного суда Омской области от 14 августа 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Большереченского района Омской области в интересах Российской Федерации к администрации Большереченского муниципального района Омской области удовлетворить
Признать пункт 2 приказа начальника отдела экономики и регулирования тарифов администрации Большереченского муниципального района Омской области от 19.03.2014 N <...> "О плате за содержание и ремонт жилого помещения" недействующим со дня его принятия".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., пояснения прокурора отдела областной прокуратуры Маркович О.С., судебная коллегия

установила:

Прокурор Большереченского района Омской области в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Администрации Большереченского муниципального района Омской области о признании противоречащим закону приказа заместителя главы администрации Большереченского муниципального района Омской области, ссылаясь на то, что по результатам проведенной прокуратурой проверки о соблюдении требований жилищного законодательства в части установления органами местного самоуправления размера платы за обслуживание многоквартирных жилых домов было установлено, что на основании приказа заместителя главы Администрации Большереченского муниципального района Омской области от 19.03.2014 N <...> установлена плата за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирных домах, в которых на общем собрании не принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В нарушение норм жилищного законодательства указанным приказом установлены недифференцированные ставки платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов для всех собственников жилых помещений, расположенных на территории муниципального образования, независимо от перечня объемов услуг и работ, необходимых конкретному дому, что привело к нарушению прав собственников помещений многоквартирных домов, которым плата за содержание и ремонт установлена в нарушение установленного действующим законодательством порядка.
На данный приказ прокурором был принесен протест, требования которого Администрацией Большереченского муниципального района отклонены.
Просил признать не соответствующим требованиям действующего законодательства приказ начальника отдела экономики и регулирования тарифов Администрации Большереченского муниципального района Омской области, заместителя главы Администрации Большереченского муниципального района Омской области от 19.03.2014 N 1 в части установления недифференцированных ставок платы за содержание и ремонт жилого помещения для всех собственников помещений муниципального образования, независимо от перечня объемов услуг и работ, необходимых конкретному дому.
В судебном заседании помощник прокурора Большереченского района Омской области Троян А.С. заявленные требования поддержала.
Представитель Администрации Большереченского муниципального района Омской области Ш. заявленные прокурором требования не признала. Пояснила, что оспариваемый приказ утвержден в рамках предоставленного ч. 4 ст. 158 ЖК РФ органам самоуправления права устанавливать размер платы за содержание и ремонт помещения для собственников помещений в многоквартирном доме, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленный приказом N <...>, рассчитан с учетом минимального Перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2014 N 290.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация Большереченского муниципального района Омской области просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что оспариваемый приказ принят в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, имеющим большую юридическую силу по сравнению с подзаконными актами, в частности с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491. Судом не учтено, что п. 2 приказа не нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку принятие данного приказа не препятствует осуществлению собственниками помещений в многоквартирном доме права по самостоятельному принятию решений о включении в перечень необходимых именно их многоквартирному дому работ и услуг по содержанию и ремонту жилого дома, а также решения об утверждении иных размеров тарифов по оплате услуги работ по содержанию и ремонту жилого дома.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Большереченского района Омской области Бряндин С.П. просит решение районного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210).
Указанной выше норме корреспондируют положения статей 39 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которых собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, на содержание принадлежащего им помещения путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Жилищным кодексом Российской Федерации на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность по принятию решения о выборе формы управления, а также об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы ни товарищество собственников жилья, ни жилищный кооператив, ни иной специализированный потребительский кооператив, то есть не выбран способ управления (часть 7 статьи 156 и часть 2 статьи 161).
Вместе с тем в части 3 статьи 156 указанного Кодекса законодатель предусмотрел право органа местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
В силу части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время действуют Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, которые в разделе III "Несение собственниками помещений общих расходов на содержание и ремонт общего имущества" регламентируют порядок установления органами публичной власти такой платы.
Пунктом 34 Правил предусмотрено, что в случае, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом, то есть равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
В случае, если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, устанавливается размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (пункт 36 Правил).
Между тем, как следует из материалов дела, в нарушение приведенных норм жилищного законодательства приказом начальника отдела экономики и регулирования тарифов Администрации Большереченского муниципального района Омской области, заместителя главы администрации Большереченского муниципального района Омской области от 19.03.2014 года N <...> "О плате за содержание и ремонт жилого помещения" установлены с 01.04.2014 недифференцированные ставки платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме муниципального образования, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в соответствии с приложением, если иной размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме не установлен, независимо от перечня объемов услуг и работ, необходимых конкретному дому, что привело к нарушению прав собственников помещений многоквартирных домов Бельшереченского района Омской области, которым плата за содержание и ремонт установлена вопреки их воле.
Суд правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и обоснованно удовлетворил требования прокурора Большереченского района Омской области.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание и повлечь отмену решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Большереченского районного суда Омской области от 14 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Большереченского муниципального района Омской области - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)