Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.02.2015 N 12АП-11858/2014 ПО ДЕЛУ N А12-22494/2014

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2015 г. по делу N А12-22494/2014


Резолютивная часть постановления объявлена "28" января 2015 года
Полный текст постановления изготовлен "04" февраля 2015 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 октября 2014 года по делу N А12-22494/2014 (судья Середа Н.Н.),
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Диана" (403003, Волгоградская область, Городищенский район, п. Царицын, ИНН 3403301983, ОГРН 1023405528002)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, 5, ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580)
о признании недействительными предписаний,
без участия в судебном заседании представителей: инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, садоводческого некоммерческого товарищества "Диана" (почтовые уведомления N 96304, N 96305 приобщены к материалам дела)

установил:

Садовое некоммерческое товарищество "Диана" (далее СНТ "Диана", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее инспекция) о признании недействительными предписаний N 920-1, N 920-2 от 26.05.2014.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10 октября 2014 года по делу N А12-22494/2014 требования СНТ "Диана" удовлетворены в части.
Признаны недействительными предписания инспекции государственного жилищного Волгоградской области от 26.05.2014 г. N 920-1, N 920-2, внесенные в адрес СНТ "Диана" (ОГРН 1023405528002, ИНН 3403301983), как не соответствующие положениям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, и Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442.
В части требований о признании незаконными протоколов об административном правонарушении N 920-1, N 920-2 от 26.05.2014 производство по делу прекращено, в связи с отказом от заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области обратилАсь в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в обжалованной части отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменного отзыва в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, садоводческого некоммерческого товарищества "Диана", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 (ч. 5) - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Инспекцией государственного жилищного Волгоградской области в связи с поступлением заявлений граждан на основании приказа N 920 от 14.05.2014 в период с 22 по 26 мая 2014 года проведена внеплановая выездная проверка СНТ "Диана" на предмет соблюдения требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (л.д. 33-41).
Административным органом установлено, что на территории СНТ "Диана" в п. Царицын Городищенского района Волгоградской области на момент проверки напряжение на выходных клеммах из трансформаторной подстанции ТП-А.207-250 кВА составляет 0 вольт, чем не обеспечивается электроснабжение жилых домов садоводческого товарищества. В связи с отсутствием электроснабжения подача воды из скважин, расположенных на территории СНТ "Диана" и осуществляющих водоснабжение жилых домов и садоводческих участков, не осуществляется, давление в системе водоснабжения 0 кгс/см. кв.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки N 920 от 26.05.2014 (т. 2 л.д. 4).
26 мая 2014 года в отношении СНТ "Диана" составлены протоколы N 920-1 и N 920-2 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Постановлениями от 10.06.2014 N 920-1 и N 920-2 товарищество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5000 рублей по каждому (т. 2 л.д. 10, 13, 16, 19).
26 мая 2014 года СНТ "Диана" 26.05.2014 вынесено предписание N 920-1, согласно которому на товарищество в срок до 04.06.2014 возложена обязанность обеспечить бесперебойное круглосуточное электроснабжение жилых домов СНТ "Диана" (т. 1 л.д. 25).
Предписанием N 920-2 от 26.05.2014 товариществу предписано в срок до 04.06.2014 обеспечить бесперебойное круглосуточное водоснабжение жилых домом СНТ "Диана" (т. 1 л.д. 26).
СНТ "Диана" полагая, что выданные административным органом предписания являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Как установлено статьей 198 АПК РФ и статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 следует, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным при наличии в совокупности двух условий: 1) несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение этим актом (решением) прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности лица, обратившегося в арбитражный суд за судебной защитой.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления заинтересованного лица без удовлетворения.
Такие обстоятельства по настоящему делу судами установлены.
В силу пункта 2 раздела 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее Правила N 354) исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель" предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Учитывая пункт 8, 9, 10 раздела 2 Правил исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация.
Согласно пункту 2 раздела 2 Правил N 354 под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В соответствии с пунктом 13 раздела 2 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с пунктом 31 и 32 раздела 4 Правил N 354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, а потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Согласно подпункту "г" пункта 4 Правил N 354 одним из видов коммунальных услуг является электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу подпункта "в" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Согласно пункту 9 раздела IV приложения N 1 к Правилам N 354 допустимая продолжительность перерыва электроснабжения: 2 часа - при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания; 24 часа - при наличии одного источника питания.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
В пункте 119 Правил N 354 предусмотрено право исполнителя (если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг) в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в установленном данным пунктом порядке.
В соответствии с пунктом 4 Устава СНТ "Диана" целями и задачами товарищества является организация и подача технической воды для полива индивидуальных приусадебных участков, организация обеспечения коммунальными услугами (электроснабжение, водоснабжение, вывоз мусора и т.п.) членов - владельцев личных приусадебных участков и организация оплаты этих услуг соответствующим службам (л.д. 115).
20 ноября 2009 года между товариществом и ОАО "Волгоградэнергосбыт" заключен договор N 4010556/10 о поставке электрической энергии.
Уведомлением N 25/1948 от 28.02.2014 ОАО "Волгоградэнергосбыт" сообщило СНТ "Диана" о нарушении сроков оплаты за потребленную электрическую энергию, сумма задолженности СНТ "Диана" 531,2 тыс. руб, предложило в срок до 24.03.2014 погасить задолженность.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 28.09.2010 по делу N А12-7041/2010 СНТ "Диана" признано банкротом, открыто конкурсное производство.
По состоянию на 29.03.2014 в виду тяжелого финансового положения, задолженность товарищества перед ОАО "Волгоградэнергосбыт" составила 732 200 рублей.
Ресурсоснабжающая организация в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, 29.03.2014 произвела отключение линии электроснабжения СНТ "Диана" на изоляторах опоры линии электропередачи, осуществляющей подачу электроэнергии на ТП-А.207-250 кВА, путем отсоединения перемычек.
Указанное обстоятельство нашло отражение в акте проверки N 920 от 26.05.2014.
Принимая во внимание изложенное электроснабжение и соответственно водоснабжение, как правильно указал суд первой инстанции (поскольку оно зависит от наличия или отсутствия электроснабжения) отсутствовали не по вине заявителя, товарищество в силу объективных причин не имело реальной возможности предоставить собственникам жилых домов товарищества коммунальные услуги.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые предписания не соответствуют положениям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, и Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 и нарушают права товарищества в сфере экономической деятельности, поскольку возлагают на него обязанности, исполнение которых зависит не только от него, но и от других хозяйствующих субъектов.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно учтено, что конкурсным управляющим СНТ "Диана" предпринимались меры к возобновлению электроснабжения товарищества.
Представленными в материалы дела уведомлениями от 10.06.2014, 28.07.2014, 19.08.2014 ОАО "Волгоградэнергосбыт" извещало товарищество о дальнейшем ограничении режима потребления электроэнергии в случае не оплаты имеющейся у СНТ "Диана" задолженности. При этом, указанными уведомлениями подтверждается что СНТ "Диана" предпринимало попытки погасить образовавшуюся перед поставщиком задолженность за потребленную электроэнергию.
Так, из уведомления ОАО "Волгоградэнергосбыт" N 25/7716 от 19.08.2014 следует, что на 19.08.2014 общая сумма задолженности СНТ "Диана" по договору N 4010556/10 от 20.11.2009 составляет 35,5 тыс. руб.
Более того, при рассмотрении дела в суде первой инстанции конкурсный управляющий товарищества Карташова Е.И. пояснила, что на момент рассмотрения заявления СНТ "Диана" электроснабжение и соответственно водоснабжение товарищества возобновлено.
Довод инспекции о том, что указанные обстоятельства свидетельствуют о реальной возможности СНТ "Диана" предоставлять коммунальные услуги после принятия соответствующих мер, что исключает наличие обстоятельств, препятствующих товариществу исполнять свои обязанности перед потребителями коммунальных услуг суд апелляционной инстанции полагает несостоятельным в силу следующего.
Пунктом 68 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 44 исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению, заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Из вышеуказанных норм следует, что товарищество является исполнителем коммунальной услуги электроснабжения для граждан-собственников жилых домов, приобретает у гарантирующего поставщика по договору энергоснабжения электрическую энергию для оказания коммунальной услуги электроснабжения гражданам.
Между СНТ "Диана" и гарантирующим поставщиком ОАО "Волгоградэнергосбыт" заключен договор электроснабжения N 4010556/10 от 20.11.2009, согласно которому гарантирующий поставщик осуществляет поставку электрической энергии через сетевую организацию МУПП "ВМЭС" в точке раздела границ балансовой и эксплуатационной ответственности.
Пунктом 48 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, далее - Основные положения) установлено право гарантирующего поставщика в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442), инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии по договору.
Согласно уведомлению ОАО "Волгоградэнергосбыт" N 25/1948 от 28.02.2014 и служебной записке инженера энергетика СНТ "Диана" от 08.09.2014 поставка электрической энергии была отключена сетевой организацией МУПП "ВМЭС" на границе балансовой эксплуатационной ответственности.
Учитывая изложенное, СНТ "Диана" ограничение поставки электрической энергии не инициировало, в связи с чем, не имело реальной возможности предоставить собственникам жилых домов товарищества услуги по электроснабжению и водоснабжению в виду их отсутствия как таковых.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта в обжалованной части.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со статьей 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается. Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 (ч. 5) - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 октября 2014 года по делу N А12-22494/2014 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА

Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Н.В.ЛУГОВСКОЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)