Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 27.11.2014 ПО ДЕЛУ N А42-1817/2013

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2014 г. по делу N А42-1817/2013


Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Любченко И.С., Подвального И.О., при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Коптева А.С. (доверенность от 15.04.2014 N 01-12), от муниципального автономного учреждения "Редакция газеты "Вечерний Мурманск" Манина Г.И. (доверенность от 09.01.2014 N 02-07-54) и Маниной Т.А. (доверенность от 24.02.2014 N 02-07-72), рассмотрев 25.11.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2014 по делу N А42-1817/2013 (судьи Зотеева Л.В., Протас Н.И., Семенова А.Б.),

установил:

Комитет по жилищной политике администрации города Мурманска, место нахождения: 183038, город Мурманск, улица Профсоюзов, дом 20, ОГРН 1115190008702, ИНН 5190932826 (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, место нахождения: 183038, город Мурманск, улица Книповича, дом 9, литера А, ОГРН 1025100848630, ИНН 5191501854 (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 19.02.2013 N 05-03-13/Т2 о нарушении антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Мурманска, место нахождения: 183006, город Мурманск, проспект Ленина, дом 75, ОГРН 1025100849366, ИНН 5191601827 (далее - Администрация), муниципальное автономное учреждение "Редакция газеты "Вечерний Мурманск", место нахождения: 183032, город Мурманск, Кольский проспект, дом 9, ОГРН 1115190032121, ИНН 5190003528 (далее - редакция газеты "Вечерний Мурманск"), Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области, место нахождения: 183038, город Мурманск, переулок Русанова, дом 10, ОГРН 1045100175570, ИНН 5190128220 (далее - Роскомнадзор), общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Мурманскжилсервис", место нахождения: 190013, Санкт-Петербург, Верейская улица, дом 29, литера А, помещение 3-Н, ОГРН 1095190005756, ИНН 5190903663 (далее - ООО УК "Мурманскжилсервис").
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 26.02.2014 (судья Алексина Н.Ю.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2014 решение от 26.02.2014 отменено, заявленные требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе УФАС, ссылаясь на несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права, просит постановление от 27.06.2014 отменить оставить в силе решение от 26.02.2014 по настоящему делу.
По мнению подателя жалобы, газета "Вечерний Мурманск" и специальный выпуск газеты "Вечерний выпуск" являются различными периодическими печатными изданиями, а следовательно организатор торгов не разместил информацию о торгах в официальном печатном издании, чем нарушил требования пункта 37 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75).
Администрация и редакция газеты "Вечерний Мурманск" в отзывах доводы кассационной жалобы отклонили, просили оспариваемое постановление по настоящему делу оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления без удовлетворения.
Комитет, Роскомнадзор и ООО УК "Мурманскжилсервис" отзывы на кассационную жалобу не представили.
В судебном заседании Управление поддержало доводы, изложенные в кассационной жалобе, представители редакции газеты "Вечерний Мурманск" возражали против ее удовлетворения по основаниям, приведенным в отзыве на кассационную жалобу.
Представители Комитета, Администрации, Роскомнадзора и ООО УК "Мурманскжилсервис", надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие (статья 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - далее АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке по правилам статьи 286 АПК РФ, исходя из доводов жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, частью 1 постановления администрации города Мурманска от 26.08.2011 N 1527 Комитету в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) поручено организовывать проведение открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами в городе Мурманске.
Во исполнение данных положений на основании приказа председателя Комитета от 24.08.2012 N 170 заявителем был проведен открытый конкурс по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами в Первомайском административном округе города Мурманска, в том числе домом, расположенным по адресу: город Мурманск, улица Крупской, дом 40, литера А (лот N 7).
Извещение о проведении открытого конкурса было опубликовано в спецвыпуске от 29.08.2012 N 52 газеты "Вечерний Мурманск" и размещено на сайте администрации города Мурманска http://www.citymurmansk.ru.
Управление по итогам рассмотрения коллективного обращения от жителей дома N 40 литера А по улице Крупской о нарушении Порядка проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Порядок) обнаружив признаки нарушения Комитетом частей 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) возбудило дело N 05-03-13/Т2.
По результатам рассмотрения антимонопольного дела N 05-03-13/Т2 Управление вынесло решение от 19.02.2013, которым признало в действиях организатора конкурса - Комитета нарушения пунктов 32, 37, 89 Порядка, что привело к нарушениям частей 1 и 2 статьи 17 Закона N 135-ФЗ.
Полагая вынесенное решение незаконным, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, сделал вывод о том, что спецвыпуск газеты "Вечерний Мурманск" от 29.08.2012 N 52 не является периодическим печатным изданием газеты "Вечерний Мурманск", а следовательно размещение организатором конкурса извещения о проведении конкурса в данном издании не может свидетельствовать о доведении информации о торгах до всеобщего сведения в установленном законом порядке, что могло повлечь за собой ограничение количества участников конкурса.
Апелляционный суд не согласился с выводом суда первой инстанции о том, что означенный специальный выпуск является каким-то иным печатным изданием, не относящимся к основному изданию газеты "Вечерний Мурманск" и удовлетворил заявленные требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, оценив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Исходя из положений части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Согласно части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции (в редакции, действовавшей на момент проведения торгов) наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, если организаторами или заказчиками торгов, запроса котировок являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок.
Признаки ограничения конкуренции нормативно закреплены в пункте 17 статьи 4 Закона N 135-ФЗ.
Поскольку в данном случае Комитетом были проведены открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами в городе Мурманске, то достаточным основанием для вывода о нарушении антимонопольного законодательства является создание таких условий, которые привели или могли привести к ограничению доступа возможных участников к участию в этих торгах.
В оспариваемом решении УФАС пришло к выводу о том, что извещение о проведении конкурса не опубликовано в официальном печатном издании.
Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлен Правилами N 75.
Согласно пункту 32 Правил N 75 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) информация о проведении конкурса публикуется организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией в официальном печатном издании, предназначенном для опубликования информации о размещении заказов для муниципальных нужд, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - в официальном печатном издании, предназначенном для опубликования информации о размещении заказов для нужд субъекта Российской Федерации (далее - официальное печатное издание), а также размещается на официальном сайте муниципального образования либо на официальном сайте указанных субъектов Российской Федерации в сети Интернет, предназначенном для размещения информации о размещении заказов соответственно для муниципальных нужд или для нужд субъектов Российской Федерации (далее - официальный сайт).
Извещение о проведении конкурса должно быть опубликовано в официальном печатном издании и размещено на официальном сайте не менее чем за 30 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе (пункт 37 Правил N 75).
Согласно статье 17 Устава города Мурманска официальным опубликованием (обнародованием) муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в газете "Вечерний Мурманск" - официальном печатном издании органов местного самоуправления города Мурманска.
В рассматриваемом деле извещение о проведении открытого конкурса было опубликовано в спецвыпуске от 29.08.2012 N 52 газеты "Вечерний Мурманск".
Исходя из определений и требований к периодическому печатному изданию, установленных Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", а также учитывая, что газета "Вечерний Мурманск" зарегистрирована в качестве средства массовой информации (свидетельство от 14.12.1993 N П0663) суд апелляционной инстанции установил, что газета "Вечерний Мурманск" является периодическим печатным изданием.
Согласно пункту 7.3 ГОСТ Р 7.0.4-2006 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления" при наличии сменных полос и при выходе газеты или отдельных ее номеров различными выпусками в подзаголовочных данных указывают особенности выпуска (вечерний, городской, областной, зональный, периферийный, специальный, юбилейный, для определенных категорий читателей и т.п.).
Специальный газетный выпуск - газетное издание, подготовленное выездной или общественной редакцией основной газеты для оперативного доведения необходимой информации до читателя, имеющее текущий и валовой номера, год, дату издания, выходящее в течение ограниченного срока (пункт 3.2.5.1.3 ГОСТ 7.60-2003 СИБИД. "Издания. Основные виды. Термины и определения").
Судом апелляционной инстанции установлено, что спецвыпуск от 29.08.2012 N 52 газеты "Вечерний Мурманск" содержит все необходимые выпускные данные, что и основной выпуск газеты, а следовательно оснований для признания данного спецвыпуска каким-либо иным печатным изданием отсутствуют.
Кроме того, как верно отметил апелляционный суд, требования об обязательной регистрации приложений к газете и ее специальных выпусков в качестве средства массовой информации законодательством не установлено.
Таким образом, опубликовав информацию о проведении открытого конкурса по отбору управляющей компании в спецвыпуске газеты "Вечерний Мурманск", организатор конкурса исполнил свою обязанность об опубликовании информации о проведении конкурса в официальном печатном издании, предназначенном для опубликования информации о размещении заказов для муниципальных нужд.
Целью опубликования информации о проводимых торгах является предоставление доступа к данной информации наиболее широкого круга потенциальных участников этих торгов.
Учитывая, что в выпуске газеты "Вечерний Мурманск" от 29.08.2012 содержалась информация о выходе спецвыпуска с опубликованием в нем извещения о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами города Мурманска с указанием на то, где можно приобрести, либо получить указанное издание (киоски МАРПИ, адрес редакции газеты), данный спецвыпуск находился в открытом доступе и его тираж был достаточен для того, чтобы заинтересованные лица могли получить данную информацию, а также принимая во внимание, что информация о проведении конкурса была размещена на официальном сайте Администрации города Мурманска http://www.citymurmansk.ru, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях Комитета нарушений статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Доводы, изложенные Управлением в кассационной жалобе, не опровергают выводы апелляционного суда и направлены по существу на иную оценку собранных по делу доказательств и потому не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Учитывая, что судом апелляционной инстанции дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2014 по делу N А42-1817/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.Б.МУНТЯН

Судьи
И.С.ЛЮБЧЕНКО
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)