Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В результате наводнения дом истца попал в зону затопления и был включен в перечень домов, попавших в зону подтопления, ущерб не возмещен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Чемякиной И.А.
судей Иском Е.П., Герасимовой О.В.
при секретаре К.
- рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Хабаровске 12 декабря 2014 года дело по исковому заявлению Б.И. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску", Министерству строительства Хабаровского края о признании права на получение меры социальной поддержки;
- по встречному иску КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" к Б.И. о взыскании денежных средств,
по апелляционной жалобе представителя КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" - Т.,
по апелляционной жалобе представителя Министерства ЖКХ Хабаровского края - П. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 09 сентября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Герасимовой О.В., судебная коллегия
установила:
Б.И. обратился в суд с иском к Министерству ЖКХ Хабаровского края, КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску", Министерству строительства Хабаровского края о признании права на получение меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения. В обоснование исковых требований указал, что он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В результате наводнения летне-осеннего паводка ДД.ММ.ГГГГ дом <адрес>, попал в зону затопления и был включен в перечень домов, попавших в зону подтопления. В результате чрезвычайной ситуации указанный дом пришел в аварийное состояние, необходимо проведение капитального ремонта, что подтверждается постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N Денежные средства, предоставленные на проведение капитального ремонта вышеуказанного дома, были им получены и потрачены целенаправленно. Повторным заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N, дом <адрес> был признан непригодным. Однако, в получении меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения ему было отказано, в связи с тем, что он воспользовался правом на получение меры социальной поддержки в виде денежной выплаты на проведение капитального ремонта. Просил признать отказ КГКУ "Центр социальной поддержки населения по <адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ N в предоставлении меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения незаконным, признать право на получение меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения.
КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" обратился в суд со встречным иском о взыскании с Б.И. денежных средств, выплаченных на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения в размере <данные изъяты>, указав, что меры поддержки граждан реализуются однократно в отношении одного жилого помещения. Основанием для отказа Б.И. в удовлетворении заявления на предоставление мер поддержки являлось то, что он ранее воспользовался правом на получение мер социальной поддержки в виде предоставления выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения, так как ранее по заявлению на предоставление мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденной площади этого же жилого помещения, Б.И. произведена денежная выплата на проведение капитального ремонта поврежденного дома в размере <данные изъяты>. Просили взыскать с Б.И. денежные средства, выплаченные на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения в размере <данные изъяты>
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 09 сентября 2014 года исковые требования Б.И. удовлетворены.
Незаконным признан отказ КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" от ДД.ММ.ГГГГ N в удовлетворении заявления Б.И. на включение в список граждан РФ, жилые помещения которых признаны на пригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения.
За Б.И. признано право на получение меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.
В удовлетворении встречного иска КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" о взыскании денежных средств с Б.И. отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" - ФИО с постановленным по делу решением не согласен, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что Б.И. произведена денежная выплата на проведение капитального ремонта поврежденного дома в размере <данные изъяты>. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, который находится в собственности у истца, останется в постоянном пользовании истца и изыматься у него не будет. Кроме того, согласно действующему законодательству меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения. Истцом не представлено доказательств в подтверждение того, что выплаченные денежные средства были потрачены на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения. Кроме того, судом первой инстанции не было привлечено Министерство социальной защиты края. В связи с чем, просит решение суда отменить и вынести новое решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства ЖКХ Хабаровского края - П. с постановленным по делу решением не согласен, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что в соответствии с п. 6 Приложения N 11(1) к ФЦП "Жилище на 2011 - 2015 года", в редакции Постановления Правительства РФ от 12.10.2013 г. N 923, меры поддержки граждан реализуются однократно в отношении одного жилого помещения. Считает возможным получение Б.И. меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения в связи с утратой в результате чрезвычайной ситуации, только в случае возврата денежных средств, выплаченных на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения в размере <данные изъяты>. Просит решение суда отменить.
В возражения на апелляционную жалобу КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" представитель Б.И. - Б.О., просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ привлечено в качестве соответчика Министерство социальной защиты населения Хабаровского края, судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
В отзыве на исковые требования представитель Министерства социальной защиты населения Хабаровского края - С. указал, что мера поддержки истцу уже была единожды предоставлена. Вторичное предоставление мер социальной поддержки тому же лицу в отношении того же жилого помещения федеральными и краевыми нормативными правовыми актами императивно запрещено. Просит принять по делу новое решение, в котором в удовлетворении требований Б.И. отказать.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя КГКУ "Центра социальной поддержки населения по г. Хабаровску" Т., доводы апелляционной жалобы поддержавшего, представителя Министерства социальной защиты населения Хабаровского края С., с доводами апелляционных жалоб согласившегося, доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, поддержавшего, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации в части 2 статьи 7 закрепляет, что Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты.
В силу части 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 09.08.2013 года N 569-рп "О введении чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края" с 12-00 часов 09.08.2013 года на территории Хабаровского края, в том числе в границах городского округа "Город Хабаровск", введен режим чрезвычайной ситуации в связи с крупномасштабным наводнением.
В связи с крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края, в целях оказания помощи пострадавшему населению Указом Президента Российской Федерации от 31.08.2013 года N 693-ФЗ "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" Правительству Российской Федерации было рекомендовано до 30 сентября 2013 года принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5 000 рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и определить порядок выделения указанных средств (подпункт "г" пункта 2); до ДД.ММ.ГГГГ решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (подпункт "д" пункта 2).
Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2013 года N 923 внесены изменения в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 гг. Программа дополнена Приложением N 11(1) о Правилах предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года.
Согласно пункту 6 Правил, трансферты предоставляются субъектам Российской Федерации на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания, и (или) членов их семей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживавших в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации. Меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения (п. 7 Правил).
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года N 693 и Постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 года N 923 постановлением Правительства Хабаровского края от 21 октября 2013 года N 347-пр (в редакции Постановлений Правительства Хабаровского края от 12.11.2013 г. N 383-пр, от 29.11.2013 г. N 410-пр, от 24.02.2014 г. N 41-пр) внесены изменения в государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 года N 205-пр.
- Пунктом 6.2.9 Государственной целевой программы предусмотрена реализация мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, в том числе и в форме предоставления пострадавшим гражданам, являющимся собственниками жилых помещений или нанимателями по договорам социального найма жилых помещений, находящихся в краевой государственной собственности, путем строительства или приобретения жилых помещений и их дальнейшего предоставления пострадавшим гражданам;
- Приложением 15 к указанной Программе предусмотрен соответствующий Порядок представления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, в соответствии с п. 1.2 которого (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 24.02.2014 N 41-пр) право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации - собственники (сособственники) утраченных жилых помещений и (или) члены их семьи, постоянно проживавшие на день объявления чрезвычайной ситуации в жилом помещении, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.
Как следует из материалов дела, Б.И. является собственником жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, признанного решением межведомственной комиссией от N от ДД.ММ.ГГГГ подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе характеристик в соответствие с установленными требованиями.
На основании заявления Б.И. в КГКУ "Центр социальной поддержки населения г. Хабаровска" о предоставлении меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта дома <адрес>, Б.И. была произведена денежная выплата в размере <данные изъяты>.
При повторном обследовании жилого дома <адрес>, заключением межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о несоответствии данного жилого дома требованиям, предъявляемым к жилому помещению, а соответственно указанный дом признан непригодным для проживания.
Б.И. обратился в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" с заявлением о включении в список граждан РФ, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения.
Уведомлением КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" N от ДД.ММ.ГГГГ Б.И. в удовлетворении заявления отказано на том основании, что заявитель воспользовался правом на получение мер социальной поддержки, установленных приложениями N к государственной целевой программе Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N.
Меры социальной поддержки, предусмотренные Указом Президента РФ от 31.08.2013 N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровских краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и постановлением от 12.10.2013 N 923 "О внесении изменений в Федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы", оказывается гражданам, при соблюдении предусмотренных законом условий на момент объявления чрезвычайной ситуации.
Меры поддержки направлены на обеспечение жильем граждан, лишившихся единственного жилья.
Кроме того, согласно пункту 1.2 Порядка предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 г., меры поддержки предоставляются однократно в отношении одного жилого помещения, в случае если гражданин не воспользовался правом на получение меры государственной поддержки в форме предоставления жилого помещения.
Анализ вышеприведенных норм права позволяет судебной коллегии сделать вывод, что действующее законодательство не содержит прямого запрета на получение меры государственной поддержки в форме предоставления жилого помещения в том случае, когда, ранее, гражданин уже воспользовался иной мерой поддержки, (предоставление денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения). Поскольку Б.И. признанный в установленном порядке пострадавшим в результате наводнения, постоянно проживающий в населенном пункте, подвергшемся наводнению, и не имеющий другого жилья, пригодного для проживания, не был обеспечен жилым помещением по социальным и санитарным нормам, таким образом, исковые требования Б.И. подлежат удовлетворению.
Постановлением от 20 октября 2014 г. N 388-пр внесены изменения в государственную программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 г. N 205-пр, согласно которым в Приложении N 15 в п. 1.2(1). Мера поддержки в форме предоставления жилого помещения предоставляется гражданам, указанным в пункте 1.2 настоящего Порядка (далее - граждане):
- однократно и в отношении одного жилого помещения;
- в случае если граждане не воспользовались правом на получение мер поддержки, установленных настоящим Порядком либо приложениями N 16 - 18 к государственной целевой программе Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 г. N 205-пр (п. 1.2(1) введен постановлением Правительства Хабаровского края от 24.02.2014 N 41-пр)
С учетом вышеизложенной нормой и поскольку Б.И. ранее воспользовался правом на получение мер поддержки, установленных настоящим Порядком, в форме предоставления мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения и не представил доказательств в подтверждение того, что выплаченные денежные средства на проведение капитального ремонта были им направлены на восстановление поврежденного жилого дома, в период до признания жилого помещения непригодным для постоянного проживания (ДД.ММ.ГГГГ), судебная коллегия приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения встречного искового заявления КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" к Б.И. о взыскании денежных средств в размере <данные изъяты>.
Поскольку решение суда принято с нарушением норм процессуального права, то судебная коллегия, руководствуясь подпунктом 4 пункта 1, подпунктом 4 пункта 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает необходимым его отменить и разрешить требования по существу путем принятия нового решения об удовлетворении первоначального и встречного исковых требований.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
- решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 09 сентября 2014 года по делу по исковому заявлению Б.И. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску", Министерству строительства Хабаровского края о признании права на получение меры социальной поддержки;
- по встречному иску КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" к Б.И. о взыскании денежных средств - отменить, принять по делу новое решение которым:
Исковые требования Б.И. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску", Министерству строительства Хабаровского края о признании права на получение меры социальной поддержки, удовлетворить.
Признать незаконным отказ КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" от ДД.ММ.ГГГГ N в удовлетворении заявления Б.И. на включение в список граждан РФ, жилые помещения которых признаны на пригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения.
Признать за Б.И. право на получение меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.
Исковые требования КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" о взыскании денежных средств с Б.И. удовлетворить.
Взыскать с Б.И. в пользу КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" денежные средства, выплаченные на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения в размере <данные изъяты>
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
И.А.ЧЕМЯКИНА
Судьи
Е.П.ИСКОМ
О.В.ГЕРАСИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 12.12.2014 ПО ДЕЛУ N 33-7114/2014
Требование: О признании права на получение меры социальной поддержки.Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В результате наводнения дом истца попал в зону затопления и был включен в перечень домов, попавших в зону подтопления, ущерб не возмещен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 декабря 2014 г. по делу N 33-7114
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Чемякиной И.А.
судей Иском Е.П., Герасимовой О.В.
при секретаре К.
- рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Хабаровске 12 декабря 2014 года дело по исковому заявлению Б.И. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску", Министерству строительства Хабаровского края о признании права на получение меры социальной поддержки;
- по встречному иску КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" к Б.И. о взыскании денежных средств,
по апелляционной жалобе представителя КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" - Т.,
по апелляционной жалобе представителя Министерства ЖКХ Хабаровского края - П. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 09 сентября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Герасимовой О.В., судебная коллегия
установила:
Б.И. обратился в суд с иском к Министерству ЖКХ Хабаровского края, КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску", Министерству строительства Хабаровского края о признании права на получение меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения. В обоснование исковых требований указал, что он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В результате наводнения летне-осеннего паводка ДД.ММ.ГГГГ дом <адрес>, попал в зону затопления и был включен в перечень домов, попавших в зону подтопления. В результате чрезвычайной ситуации указанный дом пришел в аварийное состояние, необходимо проведение капитального ремонта, что подтверждается постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N Денежные средства, предоставленные на проведение капитального ремонта вышеуказанного дома, были им получены и потрачены целенаправленно. Повторным заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N, дом <адрес> был признан непригодным. Однако, в получении меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения ему было отказано, в связи с тем, что он воспользовался правом на получение меры социальной поддержки в виде денежной выплаты на проведение капитального ремонта. Просил признать отказ КГКУ "Центр социальной поддержки населения по <адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ N в предоставлении меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения незаконным, признать право на получение меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения.
КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" обратился в суд со встречным иском о взыскании с Б.И. денежных средств, выплаченных на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения в размере <данные изъяты>, указав, что меры поддержки граждан реализуются однократно в отношении одного жилого помещения. Основанием для отказа Б.И. в удовлетворении заявления на предоставление мер поддержки являлось то, что он ранее воспользовался правом на получение мер социальной поддержки в виде предоставления выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения, так как ранее по заявлению на предоставление мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденной площади этого же жилого помещения, Б.И. произведена денежная выплата на проведение капитального ремонта поврежденного дома в размере <данные изъяты>. Просили взыскать с Б.И. денежные средства, выплаченные на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения в размере <данные изъяты>
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 09 сентября 2014 года исковые требования Б.И. удовлетворены.
Незаконным признан отказ КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" от ДД.ММ.ГГГГ N в удовлетворении заявления Б.И. на включение в список граждан РФ, жилые помещения которых признаны на пригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения.
За Б.И. признано право на получение меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.
В удовлетворении встречного иска КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" о взыскании денежных средств с Б.И. отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" - ФИО с постановленным по делу решением не согласен, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что Б.И. произведена денежная выплата на проведение капитального ремонта поврежденного дома в размере <данные изъяты>. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, который находится в собственности у истца, останется в постоянном пользовании истца и изыматься у него не будет. Кроме того, согласно действующему законодательству меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения. Истцом не представлено доказательств в подтверждение того, что выплаченные денежные средства были потрачены на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения. Кроме того, судом первой инстанции не было привлечено Министерство социальной защиты края. В связи с чем, просит решение суда отменить и вынести новое решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства ЖКХ Хабаровского края - П. с постановленным по делу решением не согласен, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что в соответствии с п. 6 Приложения N 11(1) к ФЦП "Жилище на 2011 - 2015 года", в редакции Постановления Правительства РФ от 12.10.2013 г. N 923, меры поддержки граждан реализуются однократно в отношении одного жилого помещения. Считает возможным получение Б.И. меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения в связи с утратой в результате чрезвычайной ситуации, только в случае возврата денежных средств, выплаченных на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения в размере <данные изъяты>. Просит решение суда отменить.
В возражения на апелляционную жалобу КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" представитель Б.И. - Б.О., просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ привлечено в качестве соответчика Министерство социальной защиты населения Хабаровского края, судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
В отзыве на исковые требования представитель Министерства социальной защиты населения Хабаровского края - С. указал, что мера поддержки истцу уже была единожды предоставлена. Вторичное предоставление мер социальной поддержки тому же лицу в отношении того же жилого помещения федеральными и краевыми нормативными правовыми актами императивно запрещено. Просит принять по делу новое решение, в котором в удовлетворении требований Б.И. отказать.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя КГКУ "Центра социальной поддержки населения по г. Хабаровску" Т., доводы апелляционной жалобы поддержавшего, представителя Министерства социальной защиты населения Хабаровского края С., с доводами апелляционных жалоб согласившегося, доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, поддержавшего, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации в части 2 статьи 7 закрепляет, что Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты.
В силу части 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 09.08.2013 года N 569-рп "О введении чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края" с 12-00 часов 09.08.2013 года на территории Хабаровского края, в том числе в границах городского округа "Город Хабаровск", введен режим чрезвычайной ситуации в связи с крупномасштабным наводнением.
В связи с крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края, в целях оказания помощи пострадавшему населению Указом Президента Российской Федерации от 31.08.2013 года N 693-ФЗ "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" Правительству Российской Федерации было рекомендовано до 30 сентября 2013 года принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5 000 рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и определить порядок выделения указанных средств (подпункт "г" пункта 2); до ДД.ММ.ГГГГ решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (подпункт "д" пункта 2).
Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2013 года N 923 внесены изменения в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 гг. Программа дополнена Приложением N 11(1) о Правилах предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года.
Согласно пункту 6 Правил, трансферты предоставляются субъектам Российской Федерации на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания, и (или) членов их семей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживавших в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации. Меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения (п. 7 Правил).
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года N 693 и Постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 года N 923 постановлением Правительства Хабаровского края от 21 октября 2013 года N 347-пр (в редакции Постановлений Правительства Хабаровского края от 12.11.2013 г. N 383-пр, от 29.11.2013 г. N 410-пр, от 24.02.2014 г. N 41-пр) внесены изменения в государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 года N 205-пр.
- Пунктом 6.2.9 Государственной целевой программы предусмотрена реализация мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, в том числе и в форме предоставления пострадавшим гражданам, являющимся собственниками жилых помещений или нанимателями по договорам социального найма жилых помещений, находящихся в краевой государственной собственности, путем строительства или приобретения жилых помещений и их дальнейшего предоставления пострадавшим гражданам;
- Приложением 15 к указанной Программе предусмотрен соответствующий Порядок представления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, в соответствии с п. 1.2 которого (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 24.02.2014 N 41-пр) право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации - собственники (сособственники) утраченных жилых помещений и (или) члены их семьи, постоянно проживавшие на день объявления чрезвычайной ситуации в жилом помещении, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.
Как следует из материалов дела, Б.И. является собственником жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, признанного решением межведомственной комиссией от N от ДД.ММ.ГГГГ подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе характеристик в соответствие с установленными требованиями.
На основании заявления Б.И. в КГКУ "Центр социальной поддержки населения г. Хабаровска" о предоставлении меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта дома <адрес>, Б.И. была произведена денежная выплата в размере <данные изъяты>.
При повторном обследовании жилого дома <адрес>, заключением межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о несоответствии данного жилого дома требованиям, предъявляемым к жилому помещению, а соответственно указанный дом признан непригодным для проживания.
Б.И. обратился в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" с заявлением о включении в список граждан РФ, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения.
Уведомлением КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" N от ДД.ММ.ГГГГ Б.И. в удовлетворении заявления отказано на том основании, что заявитель воспользовался правом на получение мер социальной поддержки, установленных приложениями N к государственной целевой программе Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N.
Меры социальной поддержки, предусмотренные Указом Президента РФ от 31.08.2013 N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровских краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и постановлением от 12.10.2013 N 923 "О внесении изменений в Федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы", оказывается гражданам, при соблюдении предусмотренных законом условий на момент объявления чрезвычайной ситуации.
Меры поддержки направлены на обеспечение жильем граждан, лишившихся единственного жилья.
Кроме того, согласно пункту 1.2 Порядка предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 г., меры поддержки предоставляются однократно в отношении одного жилого помещения, в случае если гражданин не воспользовался правом на получение меры государственной поддержки в форме предоставления жилого помещения.
Анализ вышеприведенных норм права позволяет судебной коллегии сделать вывод, что действующее законодательство не содержит прямого запрета на получение меры государственной поддержки в форме предоставления жилого помещения в том случае, когда, ранее, гражданин уже воспользовался иной мерой поддержки, (предоставление денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения). Поскольку Б.И. признанный в установленном порядке пострадавшим в результате наводнения, постоянно проживающий в населенном пункте, подвергшемся наводнению, и не имеющий другого жилья, пригодного для проживания, не был обеспечен жилым помещением по социальным и санитарным нормам, таким образом, исковые требования Б.И. подлежат удовлетворению.
Постановлением от 20 октября 2014 г. N 388-пр внесены изменения в государственную программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 г. N 205-пр, согласно которым в Приложении N 15 в п. 1.2(1). Мера поддержки в форме предоставления жилого помещения предоставляется гражданам, указанным в пункте 1.2 настоящего Порядка (далее - граждане):
- однократно и в отношении одного жилого помещения;
- в случае если граждане не воспользовались правом на получение мер поддержки, установленных настоящим Порядком либо приложениями N 16 - 18 к государственной целевой программе Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 г. N 205-пр (п. 1.2(1) введен постановлением Правительства Хабаровского края от 24.02.2014 N 41-пр)
С учетом вышеизложенной нормой и поскольку Б.И. ранее воспользовался правом на получение мер поддержки, установленных настоящим Порядком, в форме предоставления мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения и не представил доказательств в подтверждение того, что выплаченные денежные средства на проведение капитального ремонта были им направлены на восстановление поврежденного жилого дома, в период до признания жилого помещения непригодным для постоянного проживания (ДД.ММ.ГГГГ), судебная коллегия приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения встречного искового заявления КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" к Б.И. о взыскании денежных средств в размере <данные изъяты>.
Поскольку решение суда принято с нарушением норм процессуального права, то судебная коллегия, руководствуясь подпунктом 4 пункта 1, подпунктом 4 пункта 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает необходимым его отменить и разрешить требования по существу путем принятия нового решения об удовлетворении первоначального и встречного исковых требований.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
- решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 09 сентября 2014 года по делу по исковому заявлению Б.И. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску", Министерству строительства Хабаровского края о признании права на получение меры социальной поддержки;
- по встречному иску КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" к Б.И. о взыскании денежных средств - отменить, принять по делу новое решение которым:
Исковые требования Б.И. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску", Министерству строительства Хабаровского края о признании права на получение меры социальной поддержки, удовлетворить.
Признать незаконным отказ КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" от ДД.ММ.ГГГГ N в удовлетворении заявления Б.И. на включение в список граждан РФ, жилые помещения которых признаны на пригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения.
Признать за Б.И. право на получение меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.
Исковые требования КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" о взыскании денежных средств с Б.И. удовлетворить.
Взыскать с Б.И. в пользу КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" денежные средства, выплаченные на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения в размере <данные изъяты>
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
И.А.ЧЕМЯКИНА
Судьи
Е.П.ИСКОМ
О.В.ГЕРАСИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)