Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Корабухиной Л.И., Пастуховой М.В., рассмотрев 04.12.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГРЕЙД-СЕРВИС" на решение Арбитражного суда Тверской области от 16.05.2014 (судья Рощупкина В.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 (судьи Зорина Ю.В., Романова А.В., Шадрина А.Н.) по делу N А66-16096/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ГРЕЙД-СЕРВИС", место нахождения: 1700034, г. Тверь, пр. Победы, д. 3, ОГРН 1026900550500 (далее - Общество, ООО "ГРЕЙД-СЕРВИС"), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском заявлением к Товариществу собственников жилья "52-55", место нахождения: 170546, Тверская обл., Калининский р-н, с. Бурашево, д. 55, ОГРН 1086949000710 (далее - ТСЖ), о взыскании 6 654 239 руб. 71 коп. задолженности по оплате выполненных работ по договору от 13.12.2012.
Определением от 08.03.2014 суд привлек к участию в деле в качестве соответчика муниципальное образование "Бурашевское сельское поселение" в лице администрации, место нахождения: 170546, Тверская обл., Калининский р-н, с. Бурашево, ОГРН 1056900181381 (далее - Администрация).
Суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принял уточнение иска: истец просит взыскать с ТСЖ, а при невозможности взыскания - в порядке субсидиарной ответственности с Администрации за счет казны муниципального образования в пользу Общества 6 654 239 руб. 71 коп. за выполненные работы по договору от 13.12.2012.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области.
Решением суда от 16.05.2014 исковые требования удовлетворены: с ТСЖ в пользу Общества взыскано 6 654 239 руб. 71 коп. задолженности и 56 271 руб. 20 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении иска к Администрации отказано.
В кассационной жалобе Общество ссылается на нарушение судами норм материального права и просит решение и постановление отменить в части отказа в удовлетворении требований. Податель жалобы считает, что ТСЖ не является самостоятельным субъектом обязанности по оплате работ в силу утвержденного решением Совета депутатов Бурашевского сельского поселения от 14.11.2012 N 47 Порядка финансирования и расходования средств областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципального образования по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории Бурашевского сельского поселения.
Податель жалобы указывает на то, что при невыполнении региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов неполучение ТСЖ субсидии не позволяет возложить обязанность по оплате работ только на заказчика и в этом случае должен отвечать бюджет. Решение суда истец считает неисполнимым.
Стороны, иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ТСЖ (заказчик) и ООО "ГРЕЙД-СЕРВИС" (подрядчик) подписан договор от 13.12.2012 на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, с. Бурашево, д. 10, 52, 53, 54, 55.
Подрядчик обязался выполнить полный объем работ в соответствии со сметной документацией.
Сроки выполнения работ установлены пунктом 1.3 договора: начало проведения работ - 13.12.2012, окончание - 01.09.2013.
Сторонами 28.08.2013 подписано дополнительное соглашение N 1 к договору, в котором изменен срок окончания проведения работ - не позднее 01.12.2013, установлена стоимость работ - 14 441 845 руб. 81 коп.
В соответствии с пунктом 2.4 договора окончательный расчет осуществляется заказчиком в течение 10 календарных дней с момента подписания сторонами и органом местного самоуправления актов выполненных работ.
Согласно пункту 4.2 договора при завершении работы подрядчик представляет заказчику акт приемки в эксплуатацию рабочей комиссией законченных капитальным ремонтом элементов жилого здания. Акт приемки в эксплуатацию подписывается подрядчиком, заказчиком, представителем органа местного самоуправления, членами комиссии по комиссионному отбору, собственниками помещений в многоквартирном доме (по согласованию), представителем Главного управления "Государственная жилищная инспекция Тверской области".
Общество выполнило предусмотренные договором работы. Сторонами договора подписаны акты выполненных работ.
Государственной приемочной комиссией по приемке законченного капитальным ремонтом жилого здания в эксплуатацию 30.10.2013 подписан акт.
ТСЖ уплатило Обществу 7 787 606 руб. 10 коп.
Общество направило ТСЖ претензию от 10.11.2013 N 25 о проведении окончательного расчета и уплате задолженности.
Претензию ответчик оставил без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании задолженности в размере 6 654 239 руб. 71 коп.
Судебные инстанции признали заявленные истцом требования обоснованными в отношении ТСЖ.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Руководствуясь статьями 309, 702, 711, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды обоснованно взыскали с ТСЖ задолженность за выполненные работы по договору от 13.12.2012. Требования по оплате работ признаны судами обоснованными по праву и размеру. Судебные акты в этой части стороны не обжалуют.
Отказывая в удовлетворении требований, предъявленных истцом к Администрации, суды правомерно исходили из следующего.
Договор на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов по лоту N 1 от 13.12.2012 является двусторонним.
Получателем результата выполненных работ является ТСЖ, а не муниципальное образование, в связи с чем основания для возложения на последнее соответствующей обязанности по оплате капитального ремонта домов, отсутствуют. Обязанность Администрации по оплате работ, выполненных подрядчиком, договором не предусмотрена.
Поскольку договор заключен между ООО "ГРЕЙД-СЕРВИС" и ТСЖ, он не может порождать правовых последствий для субъектов, не являющихся участниками договорных отношений.
Муниципальная гарантия для обеспечения обязательств ТСЖ по договору по форме, предусмотренной Бюджетным кодексом Российской Федерации, Администрацией не предоставлялась.
Действительно, пунктом 2.3 договора предусмотрено, что оплата работ производится за счет средств, поступивших из средств бюджета Тверской области, средств бюджета Администрации и средств собственников помещений многоквартирных домов в соответствии с областными мероприятиями по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области на 2010 - 2014 годы".
Постановлением правительства Тверской области от 06.11.2012 N 674-пп "Об утверждении распределения субсидий из областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2012 год и о признании утратившим силу отдельного положения постановления администрации Тверской области от 25.10.2010 N 541-па" было утверждено распределение субсидий из областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2012 год в рамках долгосрочной целевой программы Тверской области "Развитие жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области на 2010-2014 годы".
Согласно данному постановлению для проведения капитального ремонта предусмотрены субсидии: 7 921 668 руб. - средства областного бюджета, 6 337 335 руб. - средства муниципального бюджета.
Во исполнение принятых программ ТСЖ и Администрацией было заключено соглашение от 13.12.2012 N 1-ОБЛ о предоставлении субсидии.
Являясь получателем средств бюджета, ТСЖ вправе требовать исполнения обязательств по предоставлению этих средств.
В данном случае, как установлено судами, иск заявлен в связи с неисполнением обязательств по договору подряда. Договором не предусмотрена субсидиарная ответственность Администрации, в связи с чем не имеется оснований возлагать обязанность по оплате работ на Администрацию.
Судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда апелляционной инстанции и получили надлежащую оценку.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 16.05.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 по делу N А66-16096/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГРЕЙД-СЕРВИС" - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Е.БУРМАТОВА
Судьи
Л.И.КОРАБУХИНА
М.В.ПАСТУХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 10.12.2014 ПО ДЕЛУ N А66-16096/2013
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2014 г. по делу N А66-16096/2013
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Корабухиной Л.И., Пастуховой М.В., рассмотрев 04.12.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГРЕЙД-СЕРВИС" на решение Арбитражного суда Тверской области от 16.05.2014 (судья Рощупкина В.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 (судьи Зорина Ю.В., Романова А.В., Шадрина А.Н.) по делу N А66-16096/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ГРЕЙД-СЕРВИС", место нахождения: 1700034, г. Тверь, пр. Победы, д. 3, ОГРН 1026900550500 (далее - Общество, ООО "ГРЕЙД-СЕРВИС"), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском заявлением к Товариществу собственников жилья "52-55", место нахождения: 170546, Тверская обл., Калининский р-н, с. Бурашево, д. 55, ОГРН 1086949000710 (далее - ТСЖ), о взыскании 6 654 239 руб. 71 коп. задолженности по оплате выполненных работ по договору от 13.12.2012.
Определением от 08.03.2014 суд привлек к участию в деле в качестве соответчика муниципальное образование "Бурашевское сельское поселение" в лице администрации, место нахождения: 170546, Тверская обл., Калининский р-н, с. Бурашево, ОГРН 1056900181381 (далее - Администрация).
Суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принял уточнение иска: истец просит взыскать с ТСЖ, а при невозможности взыскания - в порядке субсидиарной ответственности с Администрации за счет казны муниципального образования в пользу Общества 6 654 239 руб. 71 коп. за выполненные работы по договору от 13.12.2012.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области.
Решением суда от 16.05.2014 исковые требования удовлетворены: с ТСЖ в пользу Общества взыскано 6 654 239 руб. 71 коп. задолженности и 56 271 руб. 20 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении иска к Администрации отказано.
В кассационной жалобе Общество ссылается на нарушение судами норм материального права и просит решение и постановление отменить в части отказа в удовлетворении требований. Податель жалобы считает, что ТСЖ не является самостоятельным субъектом обязанности по оплате работ в силу утвержденного решением Совета депутатов Бурашевского сельского поселения от 14.11.2012 N 47 Порядка финансирования и расходования средств областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципального образования по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории Бурашевского сельского поселения.
Податель жалобы указывает на то, что при невыполнении региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов неполучение ТСЖ субсидии не позволяет возложить обязанность по оплате работ только на заказчика и в этом случае должен отвечать бюджет. Решение суда истец считает неисполнимым.
Стороны, иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ТСЖ (заказчик) и ООО "ГРЕЙД-СЕРВИС" (подрядчик) подписан договор от 13.12.2012 на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, с. Бурашево, д. 10, 52, 53, 54, 55.
Подрядчик обязался выполнить полный объем работ в соответствии со сметной документацией.
Сроки выполнения работ установлены пунктом 1.3 договора: начало проведения работ - 13.12.2012, окончание - 01.09.2013.
Сторонами 28.08.2013 подписано дополнительное соглашение N 1 к договору, в котором изменен срок окончания проведения работ - не позднее 01.12.2013, установлена стоимость работ - 14 441 845 руб. 81 коп.
В соответствии с пунктом 2.4 договора окончательный расчет осуществляется заказчиком в течение 10 календарных дней с момента подписания сторонами и органом местного самоуправления актов выполненных работ.
Согласно пункту 4.2 договора при завершении работы подрядчик представляет заказчику акт приемки в эксплуатацию рабочей комиссией законченных капитальным ремонтом элементов жилого здания. Акт приемки в эксплуатацию подписывается подрядчиком, заказчиком, представителем органа местного самоуправления, членами комиссии по комиссионному отбору, собственниками помещений в многоквартирном доме (по согласованию), представителем Главного управления "Государственная жилищная инспекция Тверской области".
Общество выполнило предусмотренные договором работы. Сторонами договора подписаны акты выполненных работ.
Государственной приемочной комиссией по приемке законченного капитальным ремонтом жилого здания в эксплуатацию 30.10.2013 подписан акт.
ТСЖ уплатило Обществу 7 787 606 руб. 10 коп.
Общество направило ТСЖ претензию от 10.11.2013 N 25 о проведении окончательного расчета и уплате задолженности.
Претензию ответчик оставил без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании задолженности в размере 6 654 239 руб. 71 коп.
Судебные инстанции признали заявленные истцом требования обоснованными в отношении ТСЖ.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Руководствуясь статьями 309, 702, 711, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды обоснованно взыскали с ТСЖ задолженность за выполненные работы по договору от 13.12.2012. Требования по оплате работ признаны судами обоснованными по праву и размеру. Судебные акты в этой части стороны не обжалуют.
Отказывая в удовлетворении требований, предъявленных истцом к Администрации, суды правомерно исходили из следующего.
Договор на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов по лоту N 1 от 13.12.2012 является двусторонним.
Получателем результата выполненных работ является ТСЖ, а не муниципальное образование, в связи с чем основания для возложения на последнее соответствующей обязанности по оплате капитального ремонта домов, отсутствуют. Обязанность Администрации по оплате работ, выполненных подрядчиком, договором не предусмотрена.
Поскольку договор заключен между ООО "ГРЕЙД-СЕРВИС" и ТСЖ, он не может порождать правовых последствий для субъектов, не являющихся участниками договорных отношений.
Муниципальная гарантия для обеспечения обязательств ТСЖ по договору по форме, предусмотренной Бюджетным кодексом Российской Федерации, Администрацией не предоставлялась.
Действительно, пунктом 2.3 договора предусмотрено, что оплата работ производится за счет средств, поступивших из средств бюджета Тверской области, средств бюджета Администрации и средств собственников помещений многоквартирных домов в соответствии с областными мероприятиями по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области на 2010 - 2014 годы".
Постановлением правительства Тверской области от 06.11.2012 N 674-пп "Об утверждении распределения субсидий из областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2012 год и о признании утратившим силу отдельного положения постановления администрации Тверской области от 25.10.2010 N 541-па" было утверждено распределение субсидий из областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2012 год в рамках долгосрочной целевой программы Тверской области "Развитие жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области на 2010-2014 годы".
Согласно данному постановлению для проведения капитального ремонта предусмотрены субсидии: 7 921 668 руб. - средства областного бюджета, 6 337 335 руб. - средства муниципального бюджета.
Во исполнение принятых программ ТСЖ и Администрацией было заключено соглашение от 13.12.2012 N 1-ОБЛ о предоставлении субсидии.
Являясь получателем средств бюджета, ТСЖ вправе требовать исполнения обязательств по предоставлению этих средств.
В данном случае, как установлено судами, иск заявлен в связи с неисполнением обязательств по договору подряда. Договором не предусмотрена субсидиарная ответственность Администрации, в связи с чем не имеется оснований возлагать обязанность по оплате работ на Администрацию.
Судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда апелляционной инстанции и получили надлежащую оценку.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 16.05.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 по делу N А66-16096/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГРЕЙД-СЕРВИС" - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Е.БУРМАТОВА
Судьи
Л.И.КОРАБУХИНА
М.В.ПАСТУХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)