Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, Н.И.Протас
при ведении протокола судебного заседания: Г.А.Шамовой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Погорелова Н.А. - доверенность N 11 от 01.12.2014
от ответчика (должника): предст. Алферова И.В. - доверенность от 23.12.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29720/2014) открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.10.2014 по делу N А26-7179/2014 (судья Подкопаев А.В.), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
о признании недействительным предписания
установил:
Открытое акционерное общество "Карельская энергосбытовая компания" (ОГРН 1051000000050; адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Кирова, д. 45; далее - Общество, ОАО "КЭСК") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - Инспекция, ГЖИ Республики Карелия) от 28.07.2014 N 1082 об устранении нарушений действующего законодательства.
Решением суда от 15.10.2014 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней ОАО "КЭСК" просит решение суда первой инстанции от 15.10.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного Обществом требования. Податель жалобы полагает, что решение суда от 15.10.2014 основано на неверном толковании и применении норм материального права - части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. Податель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что действия Общества по осуществлению расчетов за потребленную электроэнергию с собственниками (пользователями) помещений многоквартирного жилого дома по адресу: Республика Карелия, г. Питкяранта, ул. Ленина, д. 18, не соответствуют требованиям действующего жилищного законодательства. Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что в материалах арбитражного дела отсутствует протокол судебного заседания с надлежащей фиксацией сведений, послуживших основанием для принятия решения суда.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, представил возражения на отзыв Инспекции. Представитель Инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда от 15.10.2014 без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Судом апелляционной инстанции не установлено нарушения судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда от 15.10.2014 с переходом к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, в ходе судебного заседания 09.10.2014 осуществлялось протоколирование с использованием средств аудиозаписи и составлен протокол в письменной форме (том 2 л.д. 60-62). Протокол судебного заседания содержит перечисленные в части 2 статьи 155 АПК РФ сведения, протокол подписан судьей и помощником судьи. Как подтвердили представители сторон в суде апелляционной инстанции, в судебном заседании 09.10.2014 какие-либо ходатайства, которые не были отражены в письменном протоколе судебного заседания, не заявлялись и не рассматривались. Статьей 155 АПК РФ не предусмотрено обязательное изложение в протоколе судебного заседания полного выступления стороны в судебном заседании.
Как разъяснено в пункте 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12, отсутствие части аудиозаписи судебного заседания от 09.10.2014 не является в данном случае основанием для отмены решения суда от 15.10.2014 применительно к пункту 6 части 4 статьи 270 АПК РФ и перехода к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 01.07.2014 N 905 ГЖИ Республики Карелия в период с 01.07.2014 по 28.07.2014 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ОАО "КЭСК" с целью проверки фактов, изложенных в обращении жильца многоквартирного жилого дома по адресу: Республика Карелия, г. Питкяранта, ул. Ленина, д. 18, по вопросу начисления платы за электроэнергию, поставляемую на общедомовые нужды.
По результатам проверки Инспекция пришла к выводу о нарушении ОАО "КЭСК" части 7.1 статьи 150 Жилищного кодекса Российской Федерации, выразившемся в выставлении собственникам помещений многоквартирного жилого дома по адресу: Республика Карелия, г. Питкяранта, ул. Ленина, д. 18 платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды (акт проверки N 905/а от 28.07.2014).
По результатам проверки ГЖИ Республики Карелия вынесено предписание от 28.07.2014 N 1082, которым Обществу предписано в срок до 10 сентября 2014 года выполнить корректировку размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме N 18 по ул. Ленина в г. Питкяранта, в сторону снижения платы на размер начисленной за период с января по июнь 2014 года платы за электроснабжение, предоставленное на общедомовые нужды.
Не согласившись с выданным Инспекцией предписанием, ОАО "КЭСК" обратилось в арбитражный суд настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного Обществом требования, суд первой инстанции исходил из того, что частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен запрет для граждан вносить плату (а ресурсоснабжающим организациям требовать такую оплату) за коммунальные услуги на общедомовые нужды ресурсоснабжающим организациям; Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, также не предоставляют ресурсоснабжающим организациям право взимать с граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного жилого дома, плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды. Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что взимание Обществом с собственников помещений в многоквартирном доме платы за коммунальную услугу по электроснабжению, потребляемую в процессе использования общедомового имущества, является незаконным, не соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает решение суда от 15.10.2014 подлежащим отмене, как вынесенное с неправильным применением норм материального права.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно статье 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги (часть 2). Собственники жилых помещений в жилых домах несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3). Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4).
В соответствии с частью 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В силу части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с частью 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья, либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с Правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Таким образом, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов. Предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
В пункте 13 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Таким образом, исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая, так и ресурсоснабжающая организация.
При этом в силу пункта 30 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 Правил.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354 определено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения.
Таким образом, из приведенных норм следует, что в случае если управляющая организация или иной исполнитель коммунальных услуг не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией, последняя обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
При этом в силу пункта 8 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация (в рассматриваемом случае ОАО "КЭСК") будет осуществлять функции исполнителя коммунальных услуг и не вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих в многоквартирном доме (статья 39 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) договор купли-продажи электрической энергии гарантирующих поставщиков является публичным.
В случае нарушения порядка ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, убытки, возникшие в результате такого неправомерного ограничения режима потребления электрической энергии, возмещаются в полном объеме.
При выставлении потребителю электрической энергии счета на оплату электрической энергии поставщик обязан раздельно указать стоимость купленной электрической энергии, стоимость услуг по передаче электрической энергии и стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
С учетом изложенного, при отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией или товариществом собственников жилья договорные отношения в силу статьи 39 Закона об электроэнергетике, статей 539, 540 Гражданского кодекса Российской Федерации возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирных домах, и ресурсоснабжающая организация до начала предоставления коммунальной услуги электроснабжения управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пунктах 14 и 15 Правил N 354, вправе в платежном документе указывать размер платы за электрическую энергию, потребленную в объеме, указанном в пункте 40 Правил N 354: плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, ООО "Народная управляющая компания г. Питкяранта" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Республика Карелия, г. Питкяранта, ул. Ленина, д. 18 на основании договора управления (том 2 л.д. 15-54) и в силу пункта 3.1.17 указанного договора обязана заключить договоры о приобретении коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями. Однако, договор ресурсоснабжения между ООО "Народная управляющая компания г. Питкяранта" и ОАО "КЭСК" не заключен (обратное не доказано), следовательно, Общество (ресурсоснабжающая организация) вправе начислять плату за поставленную энергию на общедомовые нужды непосредственно жителям вышеуказанного многоквартирного дома (собственникам и нанимателям).
Вывод Инспекции о нарушении Обществом положений части 7.1 статьи 155 ЖК РФ является несостоятельным и основан на неверном толковании вышеприведенных правовых норм.
Часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям; указанная норма лишь закрепляет, что внесение платы за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям признается выполнением обязательств собственников помещений и нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая остается исполнителем коммунальных услуг и отвечает перед такими собственниками и нанимателями за надлежащее качество всех коммунальных услуг.
Системное толкование положений частей 7 и 7.1 статьи 155 ЖК РФ в совокупности с пунктами 8 и 14, подпункта "б" пункта 17 Правил N 354 свидетельствует о том, что порядок оплаты коммунальных услуг, предусмотренный частями 7 и 7.1 статьи 155 ЖК РФ, применяется только в случае, когда управляющая организация является исполнителем этих коммунальных услуг, в понимании пунктов 2, 8 и 14 Правил N 354.
Каких-либо иных нарушений требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 354 (в том числе в части правильности расчета платы по размеру) Инспекцией в ходе проведения проверки не установлено, в акте проверки и оспариваемом предписании не отражено.
При таких обстоятельствах, предписание Государственной жилищной инспекции Республики Карелия от 28.07.2014 N 1082 подлежит признанию недействительным (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Общества подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции от 15.10.2014 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленного Обществом требования.
Платежными поручениями N 6133 от 29.08.2014 и N 8473 от 12.11.2014 Обществом уплачена государственная пошлина за подачу заявления в суд первой инстанции и подачу апелляционной жалобы в общей сумме 4000 руб.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. подлежат взысканию с Инспекции в пользу Общества.
Излишне уплаченная платежным поручением N 8473 от 12.11.2014 государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1000 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета (подпункты 3 и 12 пункта 1 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46).
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15 октября 2014 года по делу N А26-7179/2014 отменить.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Республики Карелия от 28.07.2014 N 1082 об устранении нарушений действующего законодательства.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Республики Карелия в пользу открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания" 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить открытому акционерному обществу "Карельская энергосбытовая компания" из федерального бюджета 1000 рублей излишне уплаченной платежным поручением N 8473 от 12.11.2014 государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Н.И.ПРОТАС
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.02.2015 N 13АП-29720/2014 ПО ДЕЛУ N А26-7179/2014
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2015 г. по делу N А26-7179/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, Н.И.Протас
при ведении протокола судебного заседания: Г.А.Шамовой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Погорелова Н.А. - доверенность N 11 от 01.12.2014
от ответчика (должника): предст. Алферова И.В. - доверенность от 23.12.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29720/2014) открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.10.2014 по делу N А26-7179/2014 (судья Подкопаев А.В.), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
о признании недействительным предписания
установил:
Открытое акционерное общество "Карельская энергосбытовая компания" (ОГРН 1051000000050; адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Кирова, д. 45; далее - Общество, ОАО "КЭСК") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - Инспекция, ГЖИ Республики Карелия) от 28.07.2014 N 1082 об устранении нарушений действующего законодательства.
Решением суда от 15.10.2014 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней ОАО "КЭСК" просит решение суда первой инстанции от 15.10.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного Обществом требования. Податель жалобы полагает, что решение суда от 15.10.2014 основано на неверном толковании и применении норм материального права - части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. Податель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что действия Общества по осуществлению расчетов за потребленную электроэнергию с собственниками (пользователями) помещений многоквартирного жилого дома по адресу: Республика Карелия, г. Питкяранта, ул. Ленина, д. 18, не соответствуют требованиям действующего жилищного законодательства. Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что в материалах арбитражного дела отсутствует протокол судебного заседания с надлежащей фиксацией сведений, послуживших основанием для принятия решения суда.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, представил возражения на отзыв Инспекции. Представитель Инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда от 15.10.2014 без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Судом апелляционной инстанции не установлено нарушения судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда от 15.10.2014 с переходом к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, в ходе судебного заседания 09.10.2014 осуществлялось протоколирование с использованием средств аудиозаписи и составлен протокол в письменной форме (том 2 л.д. 60-62). Протокол судебного заседания содержит перечисленные в части 2 статьи 155 АПК РФ сведения, протокол подписан судьей и помощником судьи. Как подтвердили представители сторон в суде апелляционной инстанции, в судебном заседании 09.10.2014 какие-либо ходатайства, которые не были отражены в письменном протоколе судебного заседания, не заявлялись и не рассматривались. Статьей 155 АПК РФ не предусмотрено обязательное изложение в протоколе судебного заседания полного выступления стороны в судебном заседании.
Как разъяснено в пункте 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12, отсутствие части аудиозаписи судебного заседания от 09.10.2014 не является в данном случае основанием для отмены решения суда от 15.10.2014 применительно к пункту 6 части 4 статьи 270 АПК РФ и перехода к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 01.07.2014 N 905 ГЖИ Республики Карелия в период с 01.07.2014 по 28.07.2014 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ОАО "КЭСК" с целью проверки фактов, изложенных в обращении жильца многоквартирного жилого дома по адресу: Республика Карелия, г. Питкяранта, ул. Ленина, д. 18, по вопросу начисления платы за электроэнергию, поставляемую на общедомовые нужды.
По результатам проверки Инспекция пришла к выводу о нарушении ОАО "КЭСК" части 7.1 статьи 150 Жилищного кодекса Российской Федерации, выразившемся в выставлении собственникам помещений многоквартирного жилого дома по адресу: Республика Карелия, г. Питкяранта, ул. Ленина, д. 18 платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды (акт проверки N 905/а от 28.07.2014).
По результатам проверки ГЖИ Республики Карелия вынесено предписание от 28.07.2014 N 1082, которым Обществу предписано в срок до 10 сентября 2014 года выполнить корректировку размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме N 18 по ул. Ленина в г. Питкяранта, в сторону снижения платы на размер начисленной за период с января по июнь 2014 года платы за электроснабжение, предоставленное на общедомовые нужды.
Не согласившись с выданным Инспекцией предписанием, ОАО "КЭСК" обратилось в арбитражный суд настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного Обществом требования, суд первой инстанции исходил из того, что частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен запрет для граждан вносить плату (а ресурсоснабжающим организациям требовать такую оплату) за коммунальные услуги на общедомовые нужды ресурсоснабжающим организациям; Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, также не предоставляют ресурсоснабжающим организациям право взимать с граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного жилого дома, плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды. Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что взимание Обществом с собственников помещений в многоквартирном доме платы за коммунальную услугу по электроснабжению, потребляемую в процессе использования общедомового имущества, является незаконным, не соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает решение суда от 15.10.2014 подлежащим отмене, как вынесенное с неправильным применением норм материального права.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно статье 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги (часть 2). Собственники жилых помещений в жилых домах несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3). Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4).
В соответствии с частью 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В силу части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с частью 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья, либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с Правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Таким образом, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов. Предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
В пункте 13 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Таким образом, исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая, так и ресурсоснабжающая организация.
При этом в силу пункта 30 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 Правил.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354 определено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения.
Таким образом, из приведенных норм следует, что в случае если управляющая организация или иной исполнитель коммунальных услуг не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией, последняя обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
При этом в силу пункта 8 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация (в рассматриваемом случае ОАО "КЭСК") будет осуществлять функции исполнителя коммунальных услуг и не вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих в многоквартирном доме (статья 39 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) договор купли-продажи электрической энергии гарантирующих поставщиков является публичным.
В случае нарушения порядка ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, убытки, возникшие в результате такого неправомерного ограничения режима потребления электрической энергии, возмещаются в полном объеме.
При выставлении потребителю электрической энергии счета на оплату электрической энергии поставщик обязан раздельно указать стоимость купленной электрической энергии, стоимость услуг по передаче электрической энергии и стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
С учетом изложенного, при отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией или товариществом собственников жилья договорные отношения в силу статьи 39 Закона об электроэнергетике, статей 539, 540 Гражданского кодекса Российской Федерации возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирных домах, и ресурсоснабжающая организация до начала предоставления коммунальной услуги электроснабжения управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пунктах 14 и 15 Правил N 354, вправе в платежном документе указывать размер платы за электрическую энергию, потребленную в объеме, указанном в пункте 40 Правил N 354: плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, ООО "Народная управляющая компания г. Питкяранта" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Республика Карелия, г. Питкяранта, ул. Ленина, д. 18 на основании договора управления (том 2 л.д. 15-54) и в силу пункта 3.1.17 указанного договора обязана заключить договоры о приобретении коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями. Однако, договор ресурсоснабжения между ООО "Народная управляющая компания г. Питкяранта" и ОАО "КЭСК" не заключен (обратное не доказано), следовательно, Общество (ресурсоснабжающая организация) вправе начислять плату за поставленную энергию на общедомовые нужды непосредственно жителям вышеуказанного многоквартирного дома (собственникам и нанимателям).
Вывод Инспекции о нарушении Обществом положений части 7.1 статьи 155 ЖК РФ является несостоятельным и основан на неверном толковании вышеприведенных правовых норм.
Часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям; указанная норма лишь закрепляет, что внесение платы за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям признается выполнением обязательств собственников помещений и нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая остается исполнителем коммунальных услуг и отвечает перед такими собственниками и нанимателями за надлежащее качество всех коммунальных услуг.
Системное толкование положений частей 7 и 7.1 статьи 155 ЖК РФ в совокупности с пунктами 8 и 14, подпункта "б" пункта 17 Правил N 354 свидетельствует о том, что порядок оплаты коммунальных услуг, предусмотренный частями 7 и 7.1 статьи 155 ЖК РФ, применяется только в случае, когда управляющая организация является исполнителем этих коммунальных услуг, в понимании пунктов 2, 8 и 14 Правил N 354.
Каких-либо иных нарушений требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 354 (в том числе в части правильности расчета платы по размеру) Инспекцией в ходе проведения проверки не установлено, в акте проверки и оспариваемом предписании не отражено.
При таких обстоятельствах, предписание Государственной жилищной инспекции Республики Карелия от 28.07.2014 N 1082 подлежит признанию недействительным (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Общества подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции от 15.10.2014 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленного Обществом требования.
Платежными поручениями N 6133 от 29.08.2014 и N 8473 от 12.11.2014 Обществом уплачена государственная пошлина за подачу заявления в суд первой инстанции и подачу апелляционной жалобы в общей сумме 4000 руб.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. подлежат взысканию с Инспекции в пользу Общества.
Излишне уплаченная платежным поручением N 8473 от 12.11.2014 государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1000 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета (подпункты 3 и 12 пункта 1 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46).
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15 октября 2014 года по делу N А26-7179/2014 отменить.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Республики Карелия от 28.07.2014 N 1082 об устранении нарушений действующего законодательства.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Республики Карелия в пользу открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания" 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить открытому акционерному обществу "Карельская энергосбытовая компания" из федерального бюджета 1000 рублей излишне уплаченной платежным поручением N 8473 от 12.11.2014 государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Н.И.ПРОТАС
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)