Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.12.2013 N 17АП-13897/2013-АКУ ПО ДЕЛУ N А60-25433/2013

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2013 г. N 17АП-13897/2013-АКу

Дело N А60-25433/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожевниковой К.В.,
при участии:
- от заявителя (Товарищество собственников жилья "Импульс") (ОГРН 106671018860, ИНН 6671333841): не явились;
- от заинтересованного лица (Управление государственной жилищной инспекции Свердловской области) (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564): не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Товарищества собственников жилья "Импульс"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 сентября 2013 года
по делу N А60-25433/2013,
принятое судьей Горбашовой И.В.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению Товарищества собственников жилья "Импульс"
к Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области:
о признании незаконным и отмене постановления по административному делу,

установил:

Товарищество собственников жилья "Импульс" (далее - ТСЖ "Импульс", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - Инспекция, административный орган) от 20.06.2013 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда от 04.10.2013 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь на неполное выяснение имеющих значение для правильного рассмотрения дела обстоятельств.
В апелляционной жалобе ее податель приводит доводы о том, что ТСЖ не является субъектом административного правонарушения. Свою позицию податель жалобы обосновывает тем, что на дату вступления в законную силу Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ жилой дом по адресу г. Екатеринбург, ул. Сакко и Ванцетти, д. 57а не был введен в эксплуатацию, следовательно, обязанность по установке приборов теплового учета используемых энергетических ресурсов возлагается на ООО "Строительное предприятие "Экспо-Рем" - заказчика по инвестиционному договору на строительство жилого дома.
Инспекцией отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Стороны по делу, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с целью проверки фактов, изложенных в обращении жильца дома N 57А по ул. Сакко и Ванцетти в г. Екатеринбурге, на основании приказа от 06.05.2013 уполномоченными должностными лицами Инспекции 05.06.2013 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований ТСЖ "Импульс", осуществляющего управление, эксплуатацию, содержание, ремонт жилого дома и предоставление потребителям коммунальных услуг.
В ходе проверки установлено, что в данном жилом доме общедомовой прибор учета тепловой энергии не сдан в эксплуатацию, акт допуска в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии не представлен.
По данному факту Инспекцией в отношении общества 07.06.2013 составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 48).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 20.06.2013 Инспекцией вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей (л.д. 17).
Полагая, что привлечение к административной ответственности является неправомерным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным и отмене.
Отказ в удовлетворении требований арбитражный суд мотивировал выводами о доказанности в действиях общества состава правонарушения, нарушений порядка административного производства судом не установлено.
Обсудив доводы жалобы, исследовав представленные в материалы дела доказательства, проверив правильность применения судом положений действующего законодательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 4 ст. 9.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Субъектами правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правовых договоров.
На основании ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и(или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Согласно п. 5 ст. 13 Закона N 261-ФЗ собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года.
В силу подп. 11 ст. 2 Закона N 261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ и п. 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, либо управляющей организацией.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и должно обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ).
Согласно п. 2 и подп. "и", "к" п. 11 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе включая проведение обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством порядке перечень мероприятий, и обеспечение установки и ввода в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа и иных, обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 ЖК РФ.
Согласно п. 5 приложения к Постановлению Правительства Свердловской области от 12.04.2011 N 390-ПП (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого постановления) к Перечню мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и(или) регулярно, включаемых в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и(или) регулярно, включаемых в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме относится оснащение общедомовыми приборами учета тепловой энергии, с возможностью дистанционного снятия показаний.
Административным органом установлено, что ТСЖ "Импульс" действует на основании Устава, утвержденного протоколом N 1 от 13.09.2010 общего собрания лиц, которым будет принадлежать право собственности на помещения, расположенные в строящемся многоквартирном доме N 57А по ул. Сакко и Ванцетти в г. Екатеринбурге.
12.05.2011 общим собранием лиц, которым будет принадлежать право собственности на помещения, расположенные в строящемся многоквартирном доме N 57А по ул. Сакко и Ванцетти в г. Екатеринбурге выбран способ управления ТСЖ. Таким образом управление, обслуживание, содержание и эксплуатацию многоквартирного жилого дома N 57А по ул. Сакко и Ванцетти в г. Екатеринбурге осуществляет ТСЖ "Импульс".
Следовательно, в силу вышеприведенных положений Жилищного кодекса РФ и Правил N 491 обязано обеспечить в доме установку общедомового прибора учета тепловой энергии.
Доводы апеллянта о том, что обязанность по установке общедомовых приборов не исполнена ООО "Строительное предприятии "Экспо-Рэм" (Заказчиком) отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку в данном случае ответственность возлагается на лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников дома, которое должно принять все возможные меры для установки приборов. ТСЖ "Импульс" является инвестором по договору строительства жилого дома и одновременно лицом, ответственным за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Отсутствие в жилом доме по указанному адресу общедомового прибора учета тепловой энергии установлено в ходе проверки, подтверждено материалами административного дела, и свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Вопрос о виновном совершении правонарушения исследован Инспекцией в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Доказательств принятия необходимых и своевременных мер для обеспечения установки в доме общедомового прибора учета тепловой энергии, равно как доказательств, безусловно подтверждающих отсутствие у товарищества возможности для соблюдения требований нормативных актов при содержании жилого дома, заявителем суду не представлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о доказанности в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом первой и апелляционной инстанций не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом.
Постановление вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения; наказание за правонарушение назначено в минимальном санкции, предусмотренной ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ.
Оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ судом не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 октября 2013 года по делу N А60-25433/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Импульс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Судья
Л.Х.РИБ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)