Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 04 февраля 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балашевой В.Т.,
судей Кузнецова С.А., Туркина К.К.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кислициной Н.А.,
в отсутствие сторон и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 января 2014 года апелляционную жалобу муниципального образования город Пенза в лице Управления муниципального имущества администрации города Пензы на решение Арбитражного суда Пензенской области от 18 ноября 2013 года по делу N А49-4031/2013 (судья Гук Н.Е.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье 24-1", г. Пенза, ОГРН 1075836003650, ИНН 5836627072,
к муниципальному образованию город Пенза в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства города Пензы, г. Пенза, ОГРН 1035803002542, ИНН 5836013058,
к муниципальному образованию город Пенза в лице Управления муниципального имущества администрации города Пензы, г. Пенза, ОГРН 1095836002481, ИНН 5836013675,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
- муниципальное казенное учреждение "Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы", г. Пенза, ОГРН 1055803030293, ИНН 5836013361,
- Финансовое управление города Пензы, г. Пенза, ОГРН 1025801357977, ИНН 5836011371,
- Государственное учреждение культуры "Пензенская областная юношеская библиотека", г. Пенза, ОГРН 1025801106231, ИНН 5834019689,
- индивидуальный предприниматель Калашников Олег Анатольевич, г. Пенза, ОГРНИП 312583427800042, ИНН 583404013982,
- Ларькина Любовь Сергеевна, г. Пенза, ОГРНИП 310583432800022, ИНН 583402585007,
о взыскании 208307 руб. 90 коп.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье 24-1" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к Управлению муниципального имущества администрации города Пензы о взыскании задолженности в сумме 334 797 руб. 84 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 44 541 руб. 72 коп.
Определением Арбитражного суда Пензенской области от 03.07.2013 произведена процессуальная замена ответчика на муниципальное образование город Пенза в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства города Пензы.
Тем же определением Управление муниципального имущества администрации города Пензы (далее - Управление муниципального имущества) привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением арбитражного суда Пензенской области от 05.09.2013 года к участию в деле в качестве второго представителя ответчика привлечено Управление муниципального имущества администрации города Пензы.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение "Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы"; Финансовое управление города Пензы; Государственное учреждение культуры "Пензенская областная юношеская библиотека"; индивидуальный предприниматель Калашников Олег Анатольевич; гр. Ларькина Любовь Сергеевна.
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции, суд принял уточнение размера исковых требований, в соответствии с которым истец просил взыскать 179 436 руб. 44 коп. неосновательного обогащения и 28 871 руб. 46 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 18.11.2013 исковые требования к муниципальному образованию город Пенза в лице Управления муниципального имущества администрации города Пензы удовлетворены. С муниципального образования город Пенза в лице Управления муниципального имущества администрации города Пензы за счет средств казны муниципального образования в пользу общества взыскано 179 436 руб. 44 коп. неосновательного обогащения, 28 871 руб. 46 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами и 7 166 руб. 16 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, муниципальное образование город Пенза в лице Управления муниципального имущества администрации города Пензы подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В качестве оснований для отмены обжалуемого судебного акта заявитель жалобы ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Стороны и третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие сторон и третьих лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Как следует из материалов дела и установлено судом, муниципальное образование город Пенза является собственником нежилых помещений площадью 336,1 кв. м и 114,20 кв. м, расположенных в многоквартирном доме N 3 по ул. Толстого в г. Пензе. Назначение первого помещения - библиотека. Назначение второго помещения - нежилое. Указанные помещения в качестве объектов, входящих в состав муниципальной казны, включены в Реестр муниципальной собственности г. Пензы (т. 1 л.д. 57, 58, 59).
Общество является управляющей компанией и осуществляет управление указанным жилым домом на основании решения собрания собственников помещений многоквартирного дома от 18.06.2010 (т. 1 л.д. 33-35).
Неисполнение ответчиком обязанности по уплате расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по оплате услуг отопления послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском о взыскании неосновательного обогащения в общей сумме 179 436 руб. 44 коп., в том числе: 145 582 руб. 08 коп. за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с 07.06.2010 по 30.11.2012; 33 488 руб. 72 коп. за отопление за период с 01.10.2011 по 30.11.2012, 365 руб. 64 коп. за коммунальные услуги на общедомовые нужды за период с 01.09.2012 по 30.11.2012, и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 28 871 руб. 46 коп.
Законом бремя содержания имущества возложено на его собственника (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации. Исключение из этого правила, как указано в приведенной норме, должно быть специально установлено законом или договором.
Частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в жилых домах несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Согласно части 4 этой статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение).
В части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт помещения.
Указанные обязанности также установлены в пунктах 28 и 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила).
Таким образом, по смыслу приведенных норм жилищного и гражданского законодательства в издержках по содержанию общего имущества обязаны участвовать как собственники жилых, так и собственники нежилых помещений вне зависимости от фактического использования общего имущества. При этом, в соответствии с правовой позицией, сформированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.11.2010 N 4910/10 управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Из материалов дела следует, что общество фактически осуществляло деятельность по содержанию и ремонту общего имущества дома, в связи с чем, у собственника нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона возникла обязанность нести расходы по содержанию общего имущества дома, включая плату за отопление (теплоснабжение).
Плата за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома N 3 по ул. Толстого г. Пензы установлена решением собрания собственников помещений многоквартирного дома от 18.06.2010, в размере платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения, установленного органом местного самоуправления для муниципального жилищного фонда в г. Пензе. Указанным решением установлена также плата за управление многоквартирным домом 9,981% (без учета НДС) от размера начисленной платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Согласно части 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Расчет суммы неосновательного обогащения в размере платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома произведен истцом по ставкам, установленным Администрацией г. Пензы с учетом площади нежилого помещения, принадлежащего ответчику (т. 1 л.д. 84). Кроме того, в силу закона правомерны требования истца в части взыскания стоимости коммунальных услуг на общедомовые нужды по электроснабжению, холодному водоснабжению и водоотведению в сумме 365 руб. 64 коп. за период с 01.09.2012 по 30.11.2012
Как следует из материалов дела, тепловая энергия на нужды отопления приобреталась истцом у ресурсоснабжающей организации - МКП "Теплоснабжение г. Пензы" по договору энергоснабжения N 3158 от 31.01.2008 (т. 1 л. д. 17, 39-42).
Согласно Приложению N 1 к договору энергоснабжения N 3158 от 31.01.2008 расчетная тепловая нагрузка жилого дома N 3 по ул. Толстого г. Пензы на отопление составляет 0,742 Гкал/час.
Истцом заявлены требования о взыскании стоимости теплоэнергии, потребленной на отопление помещением площадью 114, 2 кв. м, так как объем теплоэнергии потребленной помещением площадью 336, 1 кв. м оплачивался Пензенской областной библиотекой самостоятельно.
Расходы по оплате теплоэнергии за период с 01.10.2010 по 30.11.2012 рассчитаны истцом правильно в общей сумме 33 488 руб. 72 коп., исходя из соотношений общей площади жилого дома и площади второго нежилого помещения (114,2 кв. м). Тепловая нагрузка нежилого помещения выделена из договорной тепловой нагрузки всего дома путем соотношения площадей (т. 4 л.д. 44).
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств (пункт 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Муниципальное образование, являясь собственником нежилых помещений, не оплачивало расходы по содержанию общего имущества и коммунальные услуги.
При таких обстоятельствах и в соответствии с названными нормами материального права суд обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования.
Доводы заявителя жалобы о том, что Управление муниципального имущества не является распорядителем бюджетных средств, а потому не может быть надлежащим представителем муниципального образования по заявленным требованиям, что помещение площадью 336,1 кв. м передано в безвозмездное пользование государственному бюджетному учреждению культуры "Пензенская областная библиотека для детей и юношества", которое обязано нести все расходы по содержанию помещения и расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома, а помещение площадью 114, 2 кв. м, расположенное в подвальном помещении, является общим имуществом собственников многоквартирного дома, которые и должны нести расходы по его содержанию, были проверены судом первой инстанции и обоснованно отклонены.
В соответствии с Положением об Управлении муниципальным имуществом, утвержденным решением Пензенской городской Думы N 55-6/5 от 29.05.2009, Управление осуществляет от имени муниципального образования города Пензы полномочия собственника имущества, являющегося муниципальной собственностью, в рамках его компетенции, установленной Уставом города Пензы, решениями Пензенской городской Думы, муниципальными правовыми актами, настоящим Положением (п. 2.1.1.); ведет реестр объектов муниципальной собственности г. Пензы (п. 2.2.6.); является главным распорядителем бюджетных средств для подведомственных бюджетополучателей (п. 2.2.17.); осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества (п. 2.2.26); заключает договоры на передачу муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, договоры купли-продажи, а также иные договоры, предусмотренные действующим законодательством (п. 3.1.5.).
Согласно Постановлению администрации города Пензы от 20.12.2012 N 1566 "Об утверждении перечня главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств с выделением подведомственных получателей бюджетных средств, финансируемых из бюджета города Пензы в 2013 году" Управление муниципального имущества администрации города Пензы является главным распорядителем бюджетных средств.
В бюджете города Пензы для Управления муниципального имущества администрации города Пензы по коду 966 01 13 0900203 предусматриваются расходы на содержание имущества, находящегося в муниципальной собственности. Решением Пензенской городской Думы N 1082-47/5 от 21.12.2012 в бюджете города Пензы в 2013 году на указанные цели для Управления муниципального имущества администрации города Пензы предусмотрены средства в размере 444 096 руб.
Таким образом, Управление муниципального имущества является надлежащим представителем ответчика, поскольку несет расходы на содержание имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
В соответствии со статьей 695 Гражданского кодекса Российской Федерации ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Из смысла указанной нормы права следует, что ссудополучатель обязан нести все расходы на содержание вещи, полученной в безвозмездное пользование. При этом собственник имущества не должен нести субсидиарную ответственность по обязательствам ссудополучателя, возникшим в результате управления соответствующим имуществом.
Данная норма является диспозитивной и применяется когда иное не предусмотрено договором.
27.09.2009 между КУМИ г. Пензы и государственным учреждением культуры "Пензенская областная юношеская библиотека" заключен договор N 170 на передачу нежилых помещений в безвозмездное пользование, по условиям которого учреждению передано в безвозмездное пользование помещение площадью 336,1 кв. м, расположенное в жилом доме N 3 по ул. Толстого г. Пензы (т. 1 л.д. 60-65).
В соответствии с пунктом 2.2 договора учреждение культуры оплачивает за счет собственных средств расходы, связанные с использованием нежилого помещения, а также коммунальные услуги, связанные с его использованием.
Условия об оплате ссудодателем коммунальных услуг на общедомовые нужды и расходов за содержание и ремонт общего имущества данный договор не содержит.
Поскольку при заключении договора безвозмездного пользования стороны не согласовали обязанность ссудополучателя по возмещению расходов по оплате коммунальных услуг на общедомовые нужды и услуг по ремонту и содержанию общего имущества в многоквартирном жилом доме, то в силу прямого указания закона нести расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома обязан собственник нежилого помещения, а не ссудополучатель.
В материалы дела не представлено доказательств того, что нежилое помещение площадью 114, 2 кв. м является общим имуществом многоквартирного жилого дома.
Напротив, факт самостоятельного использования ответчиком спорного помещения по его целевому назначению подтверждается выпиской из Реестра муниципальной собственности города Пензы, согласно которой до 27.02.2012 указанное помещение использовалось муниципальным образованием под размещение подросткового клуба "Глобус"; а также договором N 598 от 26.06.2007, заключенным с МОУ ДОД "Станция юных техников N 1 г. Пензы" (т. 1 л.д. 31, т. 4 л.д. 59-63).
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку,
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет, и считает, что решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Обстоятельства, имеющие значение, исследованы полно в соответствии с представленными доказательствами.
Оснований для отмены решения суда не усматривается.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 18 ноября 2013 года по делу N А49-4031/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.Т.БАЛАШЕВА
Судьи
С.А.КУЗНЕЦОВ
К.К.ТУРКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.02.2014 N 11АП-23598/2013 ПО ДЕЛУ N А49-4031/2013
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2014 г. по делу N А49-4031/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 04 февраля 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балашевой В.Т.,
судей Кузнецова С.А., Туркина К.К.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кислициной Н.А.,
в отсутствие сторон и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 января 2014 года апелляционную жалобу муниципального образования город Пенза в лице Управления муниципального имущества администрации города Пензы на решение Арбитражного суда Пензенской области от 18 ноября 2013 года по делу N А49-4031/2013 (судья Гук Н.Е.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье 24-1", г. Пенза, ОГРН 1075836003650, ИНН 5836627072,
к муниципальному образованию город Пенза в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства города Пензы, г. Пенза, ОГРН 1035803002542, ИНН 5836013058,
к муниципальному образованию город Пенза в лице Управления муниципального имущества администрации города Пензы, г. Пенза, ОГРН 1095836002481, ИНН 5836013675,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
- муниципальное казенное учреждение "Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы", г. Пенза, ОГРН 1055803030293, ИНН 5836013361,
- Финансовое управление города Пензы, г. Пенза, ОГРН 1025801357977, ИНН 5836011371,
- Государственное учреждение культуры "Пензенская областная юношеская библиотека", г. Пенза, ОГРН 1025801106231, ИНН 5834019689,
- индивидуальный предприниматель Калашников Олег Анатольевич, г. Пенза, ОГРНИП 312583427800042, ИНН 583404013982,
- Ларькина Любовь Сергеевна, г. Пенза, ОГРНИП 310583432800022, ИНН 583402585007,
о взыскании 208307 руб. 90 коп.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье 24-1" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к Управлению муниципального имущества администрации города Пензы о взыскании задолженности в сумме 334 797 руб. 84 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 44 541 руб. 72 коп.
Определением Арбитражного суда Пензенской области от 03.07.2013 произведена процессуальная замена ответчика на муниципальное образование город Пенза в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства города Пензы.
Тем же определением Управление муниципального имущества администрации города Пензы (далее - Управление муниципального имущества) привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением арбитражного суда Пензенской области от 05.09.2013 года к участию в деле в качестве второго представителя ответчика привлечено Управление муниципального имущества администрации города Пензы.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение "Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы"; Финансовое управление города Пензы; Государственное учреждение культуры "Пензенская областная юношеская библиотека"; индивидуальный предприниматель Калашников Олег Анатольевич; гр. Ларькина Любовь Сергеевна.
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции, суд принял уточнение размера исковых требований, в соответствии с которым истец просил взыскать 179 436 руб. 44 коп. неосновательного обогащения и 28 871 руб. 46 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 18.11.2013 исковые требования к муниципальному образованию город Пенза в лице Управления муниципального имущества администрации города Пензы удовлетворены. С муниципального образования город Пенза в лице Управления муниципального имущества администрации города Пензы за счет средств казны муниципального образования в пользу общества взыскано 179 436 руб. 44 коп. неосновательного обогащения, 28 871 руб. 46 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами и 7 166 руб. 16 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, муниципальное образование город Пенза в лице Управления муниципального имущества администрации города Пензы подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В качестве оснований для отмены обжалуемого судебного акта заявитель жалобы ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Стороны и третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие сторон и третьих лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Как следует из материалов дела и установлено судом, муниципальное образование город Пенза является собственником нежилых помещений площадью 336,1 кв. м и 114,20 кв. м, расположенных в многоквартирном доме N 3 по ул. Толстого в г. Пензе. Назначение первого помещения - библиотека. Назначение второго помещения - нежилое. Указанные помещения в качестве объектов, входящих в состав муниципальной казны, включены в Реестр муниципальной собственности г. Пензы (т. 1 л.д. 57, 58, 59).
Общество является управляющей компанией и осуществляет управление указанным жилым домом на основании решения собрания собственников помещений многоквартирного дома от 18.06.2010 (т. 1 л.д. 33-35).
Неисполнение ответчиком обязанности по уплате расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по оплате услуг отопления послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском о взыскании неосновательного обогащения в общей сумме 179 436 руб. 44 коп., в том числе: 145 582 руб. 08 коп. за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с 07.06.2010 по 30.11.2012; 33 488 руб. 72 коп. за отопление за период с 01.10.2011 по 30.11.2012, 365 руб. 64 коп. за коммунальные услуги на общедомовые нужды за период с 01.09.2012 по 30.11.2012, и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 28 871 руб. 46 коп.
Законом бремя содержания имущества возложено на его собственника (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации. Исключение из этого правила, как указано в приведенной норме, должно быть специально установлено законом или договором.
Частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в жилых домах несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Согласно части 4 этой статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение).
В части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт помещения.
Указанные обязанности также установлены в пунктах 28 и 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила).
Таким образом, по смыслу приведенных норм жилищного и гражданского законодательства в издержках по содержанию общего имущества обязаны участвовать как собственники жилых, так и собственники нежилых помещений вне зависимости от фактического использования общего имущества. При этом, в соответствии с правовой позицией, сформированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.11.2010 N 4910/10 управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Из материалов дела следует, что общество фактически осуществляло деятельность по содержанию и ремонту общего имущества дома, в связи с чем, у собственника нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона возникла обязанность нести расходы по содержанию общего имущества дома, включая плату за отопление (теплоснабжение).
Плата за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома N 3 по ул. Толстого г. Пензы установлена решением собрания собственников помещений многоквартирного дома от 18.06.2010, в размере платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения, установленного органом местного самоуправления для муниципального жилищного фонда в г. Пензе. Указанным решением установлена также плата за управление многоквартирным домом 9,981% (без учета НДС) от размера начисленной платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Согласно части 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Расчет суммы неосновательного обогащения в размере платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома произведен истцом по ставкам, установленным Администрацией г. Пензы с учетом площади нежилого помещения, принадлежащего ответчику (т. 1 л.д. 84). Кроме того, в силу закона правомерны требования истца в части взыскания стоимости коммунальных услуг на общедомовые нужды по электроснабжению, холодному водоснабжению и водоотведению в сумме 365 руб. 64 коп. за период с 01.09.2012 по 30.11.2012
Как следует из материалов дела, тепловая энергия на нужды отопления приобреталась истцом у ресурсоснабжающей организации - МКП "Теплоснабжение г. Пензы" по договору энергоснабжения N 3158 от 31.01.2008 (т. 1 л. д. 17, 39-42).
Согласно Приложению N 1 к договору энергоснабжения N 3158 от 31.01.2008 расчетная тепловая нагрузка жилого дома N 3 по ул. Толстого г. Пензы на отопление составляет 0,742 Гкал/час.
Истцом заявлены требования о взыскании стоимости теплоэнергии, потребленной на отопление помещением площадью 114, 2 кв. м, так как объем теплоэнергии потребленной помещением площадью 336, 1 кв. м оплачивался Пензенской областной библиотекой самостоятельно.
Расходы по оплате теплоэнергии за период с 01.10.2010 по 30.11.2012 рассчитаны истцом правильно в общей сумме 33 488 руб. 72 коп., исходя из соотношений общей площади жилого дома и площади второго нежилого помещения (114,2 кв. м). Тепловая нагрузка нежилого помещения выделена из договорной тепловой нагрузки всего дома путем соотношения площадей (т. 4 л.д. 44).
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств (пункт 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Муниципальное образование, являясь собственником нежилых помещений, не оплачивало расходы по содержанию общего имущества и коммунальные услуги.
При таких обстоятельствах и в соответствии с названными нормами материального права суд обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования.
Доводы заявителя жалобы о том, что Управление муниципального имущества не является распорядителем бюджетных средств, а потому не может быть надлежащим представителем муниципального образования по заявленным требованиям, что помещение площадью 336,1 кв. м передано в безвозмездное пользование государственному бюджетному учреждению культуры "Пензенская областная библиотека для детей и юношества", которое обязано нести все расходы по содержанию помещения и расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома, а помещение площадью 114, 2 кв. м, расположенное в подвальном помещении, является общим имуществом собственников многоквартирного дома, которые и должны нести расходы по его содержанию, были проверены судом первой инстанции и обоснованно отклонены.
В соответствии с Положением об Управлении муниципальным имуществом, утвержденным решением Пензенской городской Думы N 55-6/5 от 29.05.2009, Управление осуществляет от имени муниципального образования города Пензы полномочия собственника имущества, являющегося муниципальной собственностью, в рамках его компетенции, установленной Уставом города Пензы, решениями Пензенской городской Думы, муниципальными правовыми актами, настоящим Положением (п. 2.1.1.); ведет реестр объектов муниципальной собственности г. Пензы (п. 2.2.6.); является главным распорядителем бюджетных средств для подведомственных бюджетополучателей (п. 2.2.17.); осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества (п. 2.2.26); заключает договоры на передачу муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, договоры купли-продажи, а также иные договоры, предусмотренные действующим законодательством (п. 3.1.5.).
Согласно Постановлению администрации города Пензы от 20.12.2012 N 1566 "Об утверждении перечня главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств с выделением подведомственных получателей бюджетных средств, финансируемых из бюджета города Пензы в 2013 году" Управление муниципального имущества администрации города Пензы является главным распорядителем бюджетных средств.
В бюджете города Пензы для Управления муниципального имущества администрации города Пензы по коду 966 01 13 0900203 предусматриваются расходы на содержание имущества, находящегося в муниципальной собственности. Решением Пензенской городской Думы N 1082-47/5 от 21.12.2012 в бюджете города Пензы в 2013 году на указанные цели для Управления муниципального имущества администрации города Пензы предусмотрены средства в размере 444 096 руб.
Таким образом, Управление муниципального имущества является надлежащим представителем ответчика, поскольку несет расходы на содержание имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
В соответствии со статьей 695 Гражданского кодекса Российской Федерации ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Из смысла указанной нормы права следует, что ссудополучатель обязан нести все расходы на содержание вещи, полученной в безвозмездное пользование. При этом собственник имущества не должен нести субсидиарную ответственность по обязательствам ссудополучателя, возникшим в результате управления соответствующим имуществом.
Данная норма является диспозитивной и применяется когда иное не предусмотрено договором.
27.09.2009 между КУМИ г. Пензы и государственным учреждением культуры "Пензенская областная юношеская библиотека" заключен договор N 170 на передачу нежилых помещений в безвозмездное пользование, по условиям которого учреждению передано в безвозмездное пользование помещение площадью 336,1 кв. м, расположенное в жилом доме N 3 по ул. Толстого г. Пензы (т. 1 л.д. 60-65).
В соответствии с пунктом 2.2 договора учреждение культуры оплачивает за счет собственных средств расходы, связанные с использованием нежилого помещения, а также коммунальные услуги, связанные с его использованием.
Условия об оплате ссудодателем коммунальных услуг на общедомовые нужды и расходов за содержание и ремонт общего имущества данный договор не содержит.
Поскольку при заключении договора безвозмездного пользования стороны не согласовали обязанность ссудополучателя по возмещению расходов по оплате коммунальных услуг на общедомовые нужды и услуг по ремонту и содержанию общего имущества в многоквартирном жилом доме, то в силу прямого указания закона нести расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома обязан собственник нежилого помещения, а не ссудополучатель.
В материалы дела не представлено доказательств того, что нежилое помещение площадью 114, 2 кв. м является общим имуществом многоквартирного жилого дома.
Напротив, факт самостоятельного использования ответчиком спорного помещения по его целевому назначению подтверждается выпиской из Реестра муниципальной собственности города Пензы, согласно которой до 27.02.2012 указанное помещение использовалось муниципальным образованием под размещение подросткового клуба "Глобус"; а также договором N 598 от 26.06.2007, заключенным с МОУ ДОД "Станция юных техников N 1 г. Пензы" (т. 1 л.д. 31, т. 4 л.д. 59-63).
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку,
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет, и считает, что решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Обстоятельства, имеющие значение, исследованы полно в соответствии с представленными доказательствами.
Оснований для отмены решения суда не усматривается.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 18 ноября 2013 года по делу N А49-4031/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.Т.БАЛАШЕВА
Судьи
С.А.КУЗНЕЦОВ
К.К.ТУРКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)