Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-80/2014

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 марта 2014 г. по делу N 33-80/2014


Судья <...>

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Дроздовой В.Ф.,
судей Папуловой С.А., Золотаревой Ю.Г.,
при секретаре Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе областного государственного казенного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области" на решение Ленинского районного суда ЕАО от 12 декабря 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Г.Л.В. к областному государственному казенному учреждению "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области" об оспаривании решения о прекращении предоставления компенсации расходов по оплате жилья, коммунальных услуг, предоставляемой педагогу, удовлетворить.
Признать решение областного государственного казенного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области" от 09.10.2013 N 03 об отказе в представлении компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг Г.Л.В. незаконным.
Возложить обязанность на областное государственное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области" возобновить Г.Л.В. выплату компенсации расходов по оплате жилья, коммунальных услуг, предоставляемой педагогу.
Заслушав доклад судьи Папуловой С.А., пояснения представителя ответчика - областного государственного казенного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области" Г.В., истицы Г.Л.В., представителя ответчика Министерства финансов РФ Г.Н., судебная коллегия

установила:

Г.Л.В. обратилась в суд с иском к областному государственному казенному учреждению "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области" (далее - ОГКУ "МФЦ") об оспаривании решения о прекращении предоставления компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемой педагогу. Указала, что решением ОГКУ "МФЦ" от 09.10.2013 N 03 прекращена выплата компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в связи с уходом ее на пенсию из федерального образовательного учреждения. Просила обязать ответчика назначить ей льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и произвести перерасчет с момента отказа.
В судебном заседании истица Г.Л.В. исковые требования поддержала, просила признать решение ОГКУ "МФЦ" от 09.10.2013 N 03 о прекращении предоставления компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг незаконным и возложить обязанность возобновить выплату компенсации. Пояснила, что с <...> года работала преподавателем ФГОУ СПО <...>. В апреле <...> года ушла на пенсию, но продолжала работать и получала льготу. <...> техникум стал областным образовательным учреждением, и она стала получать компенсацию через ОГКУ "МФЦ".
Представитель ответчика ОГКУ "МФЦ" Г.В. исковые требования не признал, пояснив, что отказ истице в предоставлении компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг законен, поскольку она ушла на пенсию из федерального образовательного учреждения, а компенсация предоставляется пенсионерам из числа педагогических работников областных и муниципальных образовательных учреждений ЕАО.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ОГКУ "МФЦ" Г.В. просил решение Ленинского районного суда ЕАО от 12.12.2013 отменить, принять по делу новое решение. Указал, что не оспаривает право истицы на получение компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, но считает, что компенсация должна выплачиваться не ОГКУ "МФЦ", и не за счет средств бюджета ЕАО.
В возражениях на апелляционную жалобу истица Г.Л.В. указала, что за период работы в <...> техникуме с <...> года по <...> год она пользовалась льготой по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства. ОГОБУ СПО <...> является правопреемником ФГОУ СПО <...>.
Определением судебной коллегии по гражданским делам суда ЕАО от 26.02.2014 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ и Еврейская автономная область в лице правительства ЕАО, суд перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
В апелляционной инстанции представитель ОГКУ "МФЦ" Г.В. доводы и требования жалобы поддержал, пояснил, что компенсационные выплаты истице прекращены с сентября 2013, в связи с тем, что она прекратила трудовую деятельность в ОГОБУ СПО <...>. В силу того, что право на пенсию у истицы возникло в период работы в федеральном государственном образовательном учреждении, компенсация ей должна выплачиваться за счет средств федерального бюджета. В связи с изменениями, внесенными в п. 1 ст. 2 Закона ЕАО от 01.03.2011 N 902-ОЗ "О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" (далее Закон N 902-ОЗ), с 16.02.2014 истицам ОГКУ "МФЦ в ЕАО" будут производиться компенсационные выплаты по оплате жилья и коммунальные услуги.
Истица Г.Л.В. с доводами и требованиями апелляционной жалобы не согласилась, поддержала свои возражения.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации Г.Н. высказала несогласие с апелляционной жалобой ОГКУ "МФЦ". Пояснила, что Российская Федерация является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку организация деятельности ОГКУ "МФЦ в ЕАО" осуществляется органами государственной власти субъекта РФ и финансируется за счет средств бюджета ЕАО, поэтому, в соответствии с действующим законодательством, государство (Российская Федерация за счет казны РФ) ответственности не несет за действия работников данного учреждения. Считает, что общие вопросы образования и социальной защиты граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04.05.1971 N 255. Названным Постановлением установлено, что за перешедшими не пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж их работы в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. В настоящее время статьей 47 ФЗ "Об образовании в РФ" предусмотрено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопление и освещение. Изменение формы предоставления мер социальной поддержки с натуральной на компенсационную, а также изменение формы собственности образовательного учреждения не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодательством право педагогических работников на их получение. Наделение органов государственной власти субъектов РФ правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не влечет право субъектов РФ снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством. Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрены денежные средства на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим в сельской местности. В этом же Федеральном законе указано распределение субвенций бюджетам субъектов РФ на 2013 год на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе Еврейской автономной области. Поэтому решение ОГКУ "МФЦ" о прекращении предоставления истице компенсации на возмещение расходов по оплате жилья и коммунальных услуг является неправомерным.
Представитель правительства ЕАО в судебное заседание не явился, о его времени и месте уведомлен надлежащим образом, в телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствии, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без участия представителя правительства ЕАО.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав пояснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что истица Г.Л.В. <...> принята преподавателем в Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования <...>. Приказом от <...> N <...> Г.Л.В. уволена по ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с ликвидацией учебного заведения.
С <...> истице назначена пенсия как педагогическому работнику, работавшему в сельской местности.
Из материалов дела следует, что <...> техникум создан 14.10.1930. Учредителем его являлось Министерство сельского хозяйства РСФСР. В соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28.06.2001 N 740 техникум переименован в федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования <...>. В дальнейшем распоряжением Правительства РФ от 29.12.2011 N 2413-р и постановлением правительства ЕАО N 719-пп от 29.12.2011 учреждение переименовано в областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования <...>. На основании приказа N 1 от 15.01.2013 и постановления правительства ЕАО от 26.10.2012 N 553-пп данное образовательное учреждение прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме слияния.
Как усматривается из материалов дела, предметом настоящего спора является право истицы на получение мер социальной поддержки, как пенсионера из числа педагогических работников, работавших в сельской местности.
Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам регулируется положениями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившим в силу с 01.09.2013.
Согласно ч. 8 ст. 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (вступившего в силу 01.09.2013) педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливается Правительством Российской Федерации и обеспечивается за счет ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
До принятия указанного Федерального закона на момент выхода истицы на пенсию на территории Российской Федерации действовал закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 данного Закона, в редакции, действовавшей до 11.01.2011, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках.
Не привело к утрате названного права педагогических работников и изложение указанной нормы в последней редакции на основании Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ. Абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ N 3266-1 от 10.07.1992 закреплял право педагогических работников, проживающих в сельской местности, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Данной статьей предусматривалось, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом в ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (действовавшей до 01.09.2013), указывалось на то, что нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона "Об образовании", не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона.
Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 4.05.1971 N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ сельской местности". Названным постановлением установлено, что за перешедшими на пенсию педагогическими работниками сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж их работы в образовательных учреждениях сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24.05.1982 N 437, от 24.01.1985 N 85. Приведенные положения сохранили свое действие и применялись после принятия Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
Во исполнение ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Правительством РФ принято Постановление от 26.10.2013 N 963, которым утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) (далее Правила). Данными Правилами установлено, что вышеуказанным педагогическим работникам ежемесячная компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей осуществляется организацией со дня возникновения у работника права на ее получение одновременно с выплатой заработной платы за первую половину текущего месяца с отражением в отдельной ведомости.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с осуществлением ежемесячной компенсации, производится за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых главным распорядителем средств федерального бюджета, к ведению которых относятся организации.
Статьей 1 Закона N 902-ОЗ в редакции, действовавшей до 16.02.2014, установлено, что компенсация расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в денежной форме производится специалистам, к которым отнесены педагогические работники областных и муниципальных образовательных учреждений, а также пенсионеры из числа специалистов, проработавшие в сельской местности не менее 10 лет и на день перехода на пенсию пользовавшиеся льготами по оплате жилья и коммунальных услуг. Согласно ч. 2 ст. 3 данного Закона специалистам и пенсионерам из числа педагогических работников компенсируются в размере 100 процентов: расходы по найму жилого помещения в государственных и муниципальных жилищных фондах, плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плата за отопление, в домах, не имеющих центрального отопления - по оплате топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и компенсация транспортных услуг по его доставке; а также плата за освещение в размере 42 кВт.ч в месяц на жилое помещение.
Истица Г.Л.В. уволена из техникума <...> в связи с его ликвидацией. Компенсационные выплаты за жилое помещение, коммунальные услуги до увольнения из образовательного учреждения она получала как преподаватель областного государственного образовательного учреждения. При этом ей компенсировали расходы в полном объеме, исходя из положений закона N 902-ОЗ.
Решением ОГКУ "МФЦ" от 09.10.2013 N 03 ей отказано в компенсационных выплатах в связи с тем, что она утратила право на меры социальной поддержки, предусмотренные вышеуказанным законом.
Законом ЕАО от 24.01.2014 N 452-ОЗ в п. 2 ст. 1 закона N 902-ОЗ от 01.03.2011 внесены изменения, согласно которым компенсация расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в денежной форме предоставляется также пенсионерам из числа педагогических работников государственных образовательных учреждений, отработавших в Еврейской автономной области не менее 15 лет. Данная редакция Закона вступила в законную силу 16.02.2014. Следовательно, истица, будучи пенсионером из числа педагогических работников государственного образовательного учреждения, исходя из ее трудового стажа, с указанной даты приобретает право на данные компенсационные выплаты.
В суде апелляционной инстанции истица пояснила, что в спорный период времени с <...> по <...> не работала.
Таким образом, право истицы, как пенсионерки из числа педагогических работников сельской местности, на компенсационные выплаты было нарушено в период с <...> по <...>. За указанный период, исходя из представленных истицей квитанций, ею не получены выплаты в сумме <...> рублей <...> копеек.
В связи с тем, что истица отработала более 10 лет в качестве педагогического работника в сельской местности, при выходе на пенсию у нее имеется право на получение компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, что не отрицается ответчиками.
Поскольку право на указанные меры социальной поддержки у нее, как пенсионерки, возникло в период работы в федеральном образовательном учреждении, исходя из анализа норм, регулирующих порядок предоставления социальных гарантий педагогическим работникам, работающим в сельской местности, судебная коллегия считает, что суммы компенсационных выплат за период с <...> по <...> подлежат взысканию с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования и возлагая на ОГКУ "МФЦ" обязанность возобновить Г.Л.В. выплату компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, суд первой инстанции не учел, что Законом ЕАО от 01.03.2011 N 902-ОЗ (в редакции от 18.07.2012, действующей до 16.02.2014) компенсация указанных расходов предусматривалась пенсионерам из числа педагогических работников областных и муниципальных образовательных учреждений, в то время как право на пенсию истица получила, осуществляя педагогическую деятельность в федеральном государственном образовательном учреждении.
Довод представителя Министерства финансов РФ Г.Н. о том, что выплата истице компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг должна осуществляться за счет средств бюджета ЕАО противоречит ст. 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", согласно которой размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются Правительством РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 предусмотрено предоставление субъектам РФ субсидий на компенсацию фактически понесенных бюджетами субъекта РФ и местными бюджетами затрат на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, и проживают в сельской местности.
То обстоятельство, что Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено предоставление субвенций субъектам РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан не свидетельствует о предоставлении финансирования субъектам РФ на реализацию указанных социальных прав пенсионерам из числа педагогических работников федеральных образовательных учреждений. В то время как, исходя из ст. 84 Бюджетного кодекса РФ финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Отсутствие установленного законодательством порядка возмещения указанных расходов, как на федеральном, так и на региональном уровне в спорный период, то есть с <...> по <...>, не является основанием для умаления прав истицы, как пенсионерки из числа педагогических работников сельской местности, на получение компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новое решение, которым взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Г.Л.В. <...> рублей <...> копеек в счет компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с <...> по <...>. В удовлетворении иска к Еврейской автономной области в лице правительства ЕАО, ОГКУ "МФЦ" отказать.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда ЕАО от 12 декабря 2013 года отменить, вынести по делу новое решение следующего содержания:
"Исковые требования Г.Л.В. к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации о взыскании и расходов по оплате жилья и коммунальных услуг удовлетворить.
Взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в счет компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с <...> по <...> в пользу Г.Л.В. <...> рублей <...> копеек.
В удовлетворении требований Г.Л.В. к областному государственному казенному учреждению "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области", Еврейской автономной области в лице правительства ЕАО отказать.
Апелляционную жалобу областного государственного казенного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области" считать удовлетворенной.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)