Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.12.2014 N 04АП-6432/2014 ПО ДЕЛУ N А10-3753/2014

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 декабря 2014 г. по делу N А10-3753/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 29 декабря 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 31 декабря 2014 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, Е.О. Никифорюк, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев, в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 октября 2014 года по делу N А10-3753/2014 по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН 1047550031242) к Республиканской службе государственной жилищной инспекции (ОГРН1060326046131) о признании незаконным и отмене предписания от 24.06.2014 N 416/14-А,
суд первой инстанции, судья Ботоева В.И.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Халандач О.Ю., представителя по доверенности от 09.01.2014;
- от заинтересованного лица: Ломаевой И.А., представителя по доверенности от 13.11.2014.

установил:

Заявитель, Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14", обратился с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Республиканской службы государственной жилищной инспекции от 24.06.2014 N 416/14-А.
Решением суда первой инстанции от 29 октября 2014 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Оспариваемое предписание соответствует названным нормативным правовым актам и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Кроме того, установка приборов учета является возмездной.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив, что выводы суда являются ошибочными не основанными на нормах действующего законодательства.
Представитель жилищной инспекции в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил отказать в ее удовлетворении.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу жилищная инспекция просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 02.12.2014.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Как правильно установил суд первой инстанции, пунктом 1 предписания от 24.06.2014 N 416/14-А ОАО "ТГК-14" предписано оборудовать многоквартирный дом N 4 по ул. Пушкина в г. Улан-Удэ общедомовым прибором учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, поставить его на коммерческий учет.
Пунктом 2, обществу предписано в многоквартирном доме N 4 по ул. Пушкина в г. Улан-Удэ квартиры NN 5, 12, 14, 17, 18, 21, 26, 36, 38, 39, 46, 47, 66 оснастить индивидуальными приборами учета горячего водоснабжения, поставить их на коммерческий учет.
Общество посчитав, что жилищная инспекция возложила на него не предусмотренные законом обязанности, нарушив тем самым его права и законные интересы, обратилось в суд с рассматриваемым требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, не оспаривается сторонами и правильно установлено судом первой инстанции, ОАО "ТГК-14" является сетевой организацией, осуществляющей передачу тепловой энергии и горячего водоснабжения жителям многоквартирного дома N 4 по ул. Пушкина в г. Улан-Удэ через систему, имеющую непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования указанного дома.
Как установлено в ходе проверки многоквартирный дом N 4 по ул. Пушкина в г. Улан-Удэ не оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, квартиры NN 5, 12, 14, 17, 18, 21, 26, 36, 38, 39, 46, 47, 66 не оснащены индивидуальными приборами учета горячего водоснабжения.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-03 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов.
Статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-03 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами (ч. 1).
До 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ч. 4).
До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (ч. 5).
С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (ч. 9).
До 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации (ч. 10).
До 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
После 1 января 2012 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после 1 января 2016 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Учитывая, факт того, что в указанном доме отсутствует на момент проверки, надлежащим образом, установленный общедомовой прибор учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, и он не поставлен на коммерческий учет, суд апелляционной инстанции считает, правильным вывод суда первой инстанции о законности требований жилищной инспекции от ресурсоснабжающей организации по установке такого прибора и принятия его на коммерческий учет.
Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" установлено, что смонтированные узлы учета (измерительные системы узлов учета), прошедшие опытную эксплуатацию, подлежат вводу в эксплуатацию (п. 52 Правил).
Пунктом 53 Правил установлено, что для ввода в эксплуатацию узла учета, установленного на источнике тепловой энергии, владельцем источника тепловой энергии назначается комиссия по вводу в эксплуатацию узла учета (далее - комиссия) в следующем составе:
а) представитель владельца источника тепловой энергии;
б) представитель смежной теплосетевой организации;
в) представитель организации, осуществляющей монтаж и наладку сдаваемого в эксплуатацию оборудования.
Вызов представителей, указанных в пункте 53 настоящих Правил, осуществляет владелец источника тепловой энергии не позднее чем за 10 рабочих дней до дня предполагаемой приемки путем направления членам комиссии письменных уведомлений (п. 54 Правил).
При вводе в эксплуатацию измерительной системы узла учета на источнике тепловой энергии составляется акт ввода в эксплуатацию узла учета и узел учета пломбируется. Пломбы ставят представители организации - владельца источника тепловой энергии и основной смежной теплоснабжающей организации (п. 57 Правил).
Узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию (п. 58 Правил).
Согласно п. 61 Правил, смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию.
Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе (п. 62 правил):
а) представитель теплоснабжающей организации;
б) представитель потребителя;
в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.
Комиссия создается владельцем узла учета (п. 63 Правил).
Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания (п. 68 Правил).
При подписании акта о вводе в эксплуатацию узла учета узел учета пломбируется (п. 69 Правил).
Пломбирование узла учета осуществляется (п. 70 Правил):
а) представителем теплоснабжающей организации в случае, если узел учета принадлежит потребителю;
б) представителем потребителя, у которого установлен узел учета.
Из указанного следует, что вне зависимости места размещения общедомового прибора учета тепловой энергии, общество, как теплоснабжающая организация осуществляет опломбирование приборов учета и подписывает акты о вводе в эксплуатацию узла учета, в связи с чем, доводы заявителя о том, что он не может знать о вводе в эксплуатацию общедомового прибора учета не основан на нормах законодательства.
Отсутствие у общества актов о воде в эксплуатацию общедомового прибора учета, подтверждает тот факт, что по указанному адресу отсутствует надлежащим образом установленный прибор учета, что в силу ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязывает энергоснабжающую организацию совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанная организация осуществляет, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Ссылки в апелляционной жалобе на Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в данном случае не могут быть приняты во внимание, поскольку данные правила регламентируют порядок содержания общего имущества в многоквартирном доме, а не правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые регламентируют установку приборов учета.
В силу указанных норм, суд отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что прибор общедомового учета на момент проверки был в данном установлен, в связи с чем, требование о его установке является незаконным, поскольку при отсутствии его в вода в эксплуатацию, он не считается установленным надлежащим образом с целью его коммерческого использования.
В силу требований ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и указанных пунктов названных Правил, общество обязано также принять меры к установлению индивидуальных приборов учета в жилых помещениях в указанных квартирах рассматриваемого жилого дома.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не принял во внимание отсутствие технической возможности установления прибора учета в квартире N 5, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку материалами дела не подтверждаются данные обстоятельства. Так в дело не представлены доказательства, что в данном жилом помещении требуется проведение капитального ремонта внутридомовых сетей
Ссылка на акт N 16043 от 17.10.2014 (т. 1, л. 79) в данном случае не может быть принята во внимание, поскольку нахождение трубопровода в коробе из керамической плитки не свидетельствует о необходимости проведения капитального ремонта, трубопровода или в целом жилого помещения, поскольку это не вытекает из каких-либо норм права. Частичный демонтаж короба не свидетельствует о проведении капитального ремонта жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что общество не могло знать о том, что в указанных жилых помещениях отсутствуют индивидуальные приборы учета, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку согласно вышеуказанным Правилам коммерческого учета тепловой энергии, именно поставщик такой энергии, осуществляет прием приборов учета путем их опломбирования и принятием в коммерческую эксплуатацию.
Ссылка общества на то, что согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных Постановлением Правительства N 354, оснащение приборами жилого помещения должно осуществляться собственниками таких помещений, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку, ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регламентирует порядок реагирования поставщиком коммунального ресурса на лиц, не исполняющих обязанности по установки таких приборов учета. Из названных правил следует, что в случае если собственник помещений не устанавливает приборы учета в указанные сроки, ресурсоснабжающая организация, обязана принять меры реагирования к таким лицам и установить за их счет приборы учета, в связи с чем такие действия общества обеспечены полномочиями, вытекающими их ст. 13 Федерального закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что теплоснабжающая организация отвечает исключительно за поставку тепла и горячей воды до границы ответственности, а не квартиры потребителя, в данном случае не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку в данном случае имеет значение то, что ОАО "ТГК-14" является сетевой организацией, осуществляющей передачу тепловой энергии и горячего водоснабжения жителям многоквартирного дома N 4 по ул. Пушкина в г. Улан-Удэ через систему, имеющую непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования указанного дома.
В связи с указанным, суд апелляционной инстанции считает, что жилищная инспекция в пределах своей компетенции установленной ст. 20 ЖК РФ, правомерно вынесло в адрес общества рассматриваемое предписание, предложив обществу исполнить возложенные на него обязанности.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое предписание не нарушает прав и законных интересов заявителя и принято жилищной инспекцией в соответствии нормами действующего законодательства.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований).
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от "29" октября 2014 года по делу N А10-3753/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий судья
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ

Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Е.О.НИКИФОРЮК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)