Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истице отказано в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку на момент назначения пенсии она не являлась работником сферы образования.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: О.
Докладчик: Петрунина И.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Петруниной И.Н.
судей Крейса В.Р., Никитиной Г.Н.
при секретаре Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 20 января 2015 года, гражданское дело по апелляционной жалобе Отдела пособий и социальных выплат Ордынского района Новосибирской области
на решение Ордынского районного суда Новосибирской области от 15 октября 2014 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Ордынского района. За Е.В. признано право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг с 12 февраля 2014 года. Отдел пособий и социальных выплат Ордынского района Новосибирской области обязан предоставить Е.В. меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг с 12 февраля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Петруниной И.Н., заключение прокурора Т., полгавшей возможным отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Ордынского района Новосибирской области обратился в суд с иском к ответчику, в защиту интересов Е.В. В обоснование требований указал, что Е.В. отдел пособий и социальных выплат Ордынского района Новосибирской было отказано в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по тем основаниями что на момент назначения пенсии она не являлась работником сферы образования. Полагает данный отказ незаконным, поскольку педагогический стаж Е.В. в сельской местности составляет более 20 лет, в связи с чем, она приобрела право на меры социальной поддержки вне зависимости о того, с какой должности она вышла на пенсию.
Просит суд признать за Е.В. право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг и возложить на отдел пособий и социальных выплат Ордынского района Новосибирской области обязанность по их предоставлению.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Отдела пособий и социальных выплат Ордынского района Новосибирской области ставиться вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что право на получение льгот по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, предусмотрено федеральным законодательством в отношении лиц, занимающихся педагогической деятельностью в образовательных учреждениях, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и, нормы федерального законодательства не содержат исчерпывающий перечень должностей работников образования.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном толковании норм материального законодательства.
Как следует из материалов дела Е.ВЛ. проживает в сельской местности, работала в Спиринском детском саду в должности воспитателя с 11 июня 1979 года по 15 декабря 1999 года. Ее общий педагогический стаж составляет 20 лет 6 месяцев 12 дней.
Уволена 19 мая 2008 года с должности рабочей по уборке помещений. 28 апреля 2009 года ей назначена пенсия.
Согласно абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Закон Новосибирской области от 27 апреля 2010 года N 493-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области", устанавливает меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающих и работающих в сельской местности поселках городского типа на территории Новосибирской области, а также условия и порядок их предоставления.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Новосибирской области "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области", данный Закон распространяется на педагогических работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа, а также на проживающих совместно с ними членов их семей.
Право на меры социальной поддержки сохраняется за ушедшими на пенсию работниками образования, относящихся к категории, указанной в части 1 настоящей статьи, которые проработали в сельской местности, поселках городского типа не менее 10 лет и проживают там, а также за проживающими совместно с ними членами их семей.
Вышеназванная правовая позиция полностью разделяется и Конституционным Судом Российской Федерации, разъяснившим это в Определении от 8 февраля 2007 года N 322-О-П "По запросу правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" и пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Наделение субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования.
Таким образом, не отрицая прав субъектов Российской Федерации на установление размера, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" судебная коллегия считает недопустимым установление условий или порядка, препятствующих или делающих невозможным реализацию пенсионерами указанной категории льгот, установленных нормами федерального законодательства.
В частности, таким условием является указание о предоставлении льгот, только тем пенсионерам, которые ушли на пенсию и при этом относятся к категории граждан, указанной в части 1 статьи 2 Закона Новосибирской области "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области", то есть ограничение круга педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.
Закон Российской Федерации "Об образовании" не содержал ограничений в отношении педагогических работников образовательных учреждений, ушедших на пенсию с иной должности, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что тот факт, что истица на момент назначения пенсии не являлась специалистом сельской местности, не может ограничивать ее прав на реализацию мер социальной поддержки, установленные действующим законодательством, поскольку иное противоречило бы Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 7).
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку судом выводов и основаны на неверном толковании норм материального закона, в связи с чем, не являются основаниями к отмене решения суда.
Руководствуясь статьей 328 гражданского процессуального кодекса российской федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ордынского районного суда Новосибирской области от 15 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отдела пособий и социальных выплат Ордынского района Новосибирской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.01.2015 ПО ДЕЛУ N 33-10964-2014
Требование: О признании права на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истице отказано в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку на момент назначения пенсии она не являлась работником сферы образования.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 января 2015 г. по делу N 33-10964-2014
Судья: О.
Докладчик: Петрунина И.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Петруниной И.Н.
судей Крейса В.Р., Никитиной Г.Н.
при секретаре Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 20 января 2015 года, гражданское дело по апелляционной жалобе Отдела пособий и социальных выплат Ордынского района Новосибирской области
на решение Ордынского районного суда Новосибирской области от 15 октября 2014 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Ордынского района. За Е.В. признано право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг с 12 февраля 2014 года. Отдел пособий и социальных выплат Ордынского района Новосибирской области обязан предоставить Е.В. меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг с 12 февраля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Петруниной И.Н., заключение прокурора Т., полгавшей возможным отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Ордынского района Новосибирской области обратился в суд с иском к ответчику, в защиту интересов Е.В. В обоснование требований указал, что Е.В. отдел пособий и социальных выплат Ордынского района Новосибирской было отказано в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по тем основаниями что на момент назначения пенсии она не являлась работником сферы образования. Полагает данный отказ незаконным, поскольку педагогический стаж Е.В. в сельской местности составляет более 20 лет, в связи с чем, она приобрела право на меры социальной поддержки вне зависимости о того, с какой должности она вышла на пенсию.
Просит суд признать за Е.В. право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг и возложить на отдел пособий и социальных выплат Ордынского района Новосибирской области обязанность по их предоставлению.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Отдела пособий и социальных выплат Ордынского района Новосибирской области ставиться вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что право на получение льгот по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, предусмотрено федеральным законодательством в отношении лиц, занимающихся педагогической деятельностью в образовательных учреждениях, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и, нормы федерального законодательства не содержат исчерпывающий перечень должностей работников образования.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном толковании норм материального законодательства.
Как следует из материалов дела Е.ВЛ. проживает в сельской местности, работала в Спиринском детском саду в должности воспитателя с 11 июня 1979 года по 15 декабря 1999 года. Ее общий педагогический стаж составляет 20 лет 6 месяцев 12 дней.
Уволена 19 мая 2008 года с должности рабочей по уборке помещений. 28 апреля 2009 года ей назначена пенсия.
Согласно абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Закон Новосибирской области от 27 апреля 2010 года N 493-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области", устанавливает меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающих и работающих в сельской местности поселках городского типа на территории Новосибирской области, а также условия и порядок их предоставления.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Новосибирской области "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области", данный Закон распространяется на педагогических работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа, а также на проживающих совместно с ними членов их семей.
Право на меры социальной поддержки сохраняется за ушедшими на пенсию работниками образования, относящихся к категории, указанной в части 1 настоящей статьи, которые проработали в сельской местности, поселках городского типа не менее 10 лет и проживают там, а также за проживающими совместно с ними членами их семей.
Вышеназванная правовая позиция полностью разделяется и Конституционным Судом Российской Федерации, разъяснившим это в Определении от 8 февраля 2007 года N 322-О-П "По запросу правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" и пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Наделение субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования.
Таким образом, не отрицая прав субъектов Российской Федерации на установление размера, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" судебная коллегия считает недопустимым установление условий или порядка, препятствующих или делающих невозможным реализацию пенсионерами указанной категории льгот, установленных нормами федерального законодательства.
В частности, таким условием является указание о предоставлении льгот, только тем пенсионерам, которые ушли на пенсию и при этом относятся к категории граждан, указанной в части 1 статьи 2 Закона Новосибирской области "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области", то есть ограничение круга педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.
Закон Российской Федерации "Об образовании" не содержал ограничений в отношении педагогических работников образовательных учреждений, ушедших на пенсию с иной должности, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что тот факт, что истица на момент назначения пенсии не являлась специалистом сельской местности, не может ограничивать ее прав на реализацию мер социальной поддержки, установленные действующим законодательством, поскольку иное противоречило бы Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 7).
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку судом выводов и основаны на неверном толковании норм материального закона, в связи с чем, не являются основаниями к отмене решения суда.
Руководствуясь статьей 328 гражданского процессуального кодекса российской федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ордынского районного суда Новосибирской области от 15 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отдела пособий и социальных выплат Ордынского района Новосибирской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)