Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "04" февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" февраля 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
- от заявителя (открытого акционерного общества "Красноярсккрайгаз") - Новиковой А.В., представителя по доверенности от 11.12.2014 N 1107;
- от ответчика (Управления Федеральной антимонопольной службы Красноярского края) - Ветровой И.Ю., представителя по доверенности от 12.01.2015 N 16;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Красноярсккрайгаз"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "04" декабря 2014 года по делу N А33-18952/2014,
принятое судьей Раздобреевой И.А.,
установил:
открытое акционерное общество "Красноярсккрайгаз" ИНН 2460220440, ОГРН 1092468056130 (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю ИНН 2466009115, ОГРН 1022402675965 (далее -антимонопольный орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 03.09.2014 N А1278-9.16/13.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 04 декабря 2014 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы места установки прибора учета газа, не запросил у индивидуального предпринимателя Каширина В.В. оригинал сертификата соответствия оказываемых услуг по установке (монтажу), наладке, ремонту и обслуживанию приборов учета газа сроком действия до 11.07.2015. Сертификаты не соответствуют выполняемым работам и не являются разрешением к выполнению газоопасных работ, не могут подменять допуск саморегулируемой организации (СРО).
Общество считает, что допущенное правонарушение является малозначительным, поскольку действия заявителя не привели к возникновению негативных последствий, до рассмотрения административного дела потребителю была осуществлена опломбировка прибора учета газа, также был осуществлен перерасчет за поставку газа по показаниям прибора учета газа с момента поступления заявления об опломбировке прибора учета газа, поэтому потребитель не понес убытков из-за действий общества.
Заявитель указывает, что суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание положения пункта 81(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила от 06.05.2011 N 354), согласно которому, несоответствие прибора учета положениям пункта 81(4) Правил, выявленное исполнителем является основанием для отказа ввода в эксплуатацию прибора учета газа.
По мнению общества, судом неправомерно не учтена правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, указанная в решении от 21.05.2014 N АКПИ13-1053. Прибор учета установлен индивидуальным предпринимателем Кашириным В.В. (далее - Каширин В.В.) с нарушением требований действующего законодательства (Правил учета газа, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации от 14.10.1996; Градостроительного кодекса Российской Федерации), поскольку он не имеет статуса "специализированной организации", а также не имеет свидетельства саморегулируемой организации строителей (СРО) о допуске к выполнению опасных видов работ.
Также заявитель указывает, что прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорск в суд направлено дело в отношении Каширина В.В. о признании осуществляемой им деятельности незаконной, поскольку в ходе проверки деятельности Каширина В.В. были выявлены нарушения требований части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании ВДГО", выраженные в уклонении от получения свидетельства члена СРО, отсутствии аварийно-диспетчерской службы.
Антимонопольный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в которой не согласился с изложенными в ней доводами, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
Прокуратурой Железнодорожного района г. Красноярска проведена проверка по исполнению обществом требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в части эксплуатации приборов учета газа, по результатам которой вынесено постановление от 01.11.2013 о возбуждении дела об административном правонарушении по части 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс). Указанное постановление о возбуждении дела направлено в адрес управления в порядке, установленном статьей 23.48 Кодекса.
Постановлением антимонопольного органа от 17.01.2014 прекращено производство по делу N А1278-9.16/13 в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В адрес антимонопольного органа 07.02.2014 поступил протест заместителя прокурора Железнодорожного района об отмене постановления от 20.01.2014 по делу N А1278-9.16/13 и направлении административного дела на новое рассмотрение.
Решением руководителя управления от 09.04.2014 отменено постановление от 17.01.2014, дело N А1278-9.16/13 направлено на новое рассмотрение.
Постановлением о назначении административного наказания от 03.09.2014 N А1278-9.16/13 общество привлечено к административной ответственности по части 12 статьи 9.16 Кодекса; обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Считая, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 9.16 Кодекса, заявитель оспорил постановление от 03.09.2014 N А1278-9.16/13 в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о доказанности наличия в действиях (бездействии) общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Учитывая положения пункта 1 статьи 21, пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", статей 28.4, 25.11, 23.48 Кодекса, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 01.11.2013 вынесено заместителем прокурора Железнодорожного района г. Красноярска, постановление о назначении административного наказания от 03.09.2014 N А1278-9.16/13 вынесено заместителем руководителя антимонопольного органа, то есть компетентными должностными лицами, в рамках предоставленных им полномочий.
Процедура привлечения общества к административной ответственности, в том числе требования, установленные статьями 28.2, 28.4, 29.7, 29.10 Кодекса для составления протокола об административном правонарушении (вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении) и рассмотрения дела соблюдена; права общества, установленные статьей 25.1 Кодекса, иные права, предусмотренные настоящим Кодексом, обеспечены. Процедура привлечения к административной ответственности заявителем не оспаривается.
Установленный статьей 4.5 Кодекса срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истек.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 12 статьи 9.6 Кодекса необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона вмененного правонарушения выражается в уклонении общества от опломбировки и ввода в эксплуатацию прибора учета газа гражданки Николаевой Г.В. в законодательно установленный срок.
В соответствии с частями 5 и 5.1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) до 01.01.2015 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
До 01.01.2015 собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу вышеуказанного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Частью 2 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 22 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила от 21.07.2008 N 549) поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом.
По пункту 27 Правил от 21.07.2008 N 549 установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку.
Таким образом, собственники помещений в многоквартирных жилых домах обязаны произвести установку приборов учета газа, а газоснабжающие организации - осуществлять установку, замену, эксплуатацию приборов учета газа, в случае обращения к ним собственника помещения на основании заключенного договора, а также произвести опломбировку прибора учета газа по заявке абонента. При этом основания, в соответствии с которыми поставщик газа (газоснабжающие организации) освобождается от указанной обязанности, действующим законодательством не установлены.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что поставщиком газа в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Парашютная, 10-86, является общество.
Николаевой Г.В. приобретен и установлен счетчик газа Гранд-1,6 (паспорт GFGB.00.00.000-08 ПС), 18.09.2013 она обратилась в общество с заявлением о регистрации газового счетчика, установленного 17.01.2013 сервисным центром "ВВК-Сервис" индивидуального предпринимателя Каширина В.В. по адресу: г. Красноярск, ул. Парашютная, 10-86.
Указанное заявление расценено заявителем как заявление о вводе прибора учета газа в эксплуатацию, что следует из письма общества от 25.09.2013 N 2198.
Следовательно, общество было обязано не позднее 25.09.2013 осуществить опломбировку прибора учета газа по указанному адресу. Однако, указанные действия ни в установленный срок, ни на дату рассмотрения дела об административном правонарушении N А1278-9.16/13 (03.09.2014) обществом не произведены, что является нарушением пункта 22 Правил от 21.07.2008 N 549, части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении.
Письмом от 25.09.2013 N 2198 общество сообщило потребителю Николаевой Г.В. о том, что оно не вправе произвести опломбировку прибора учета газа, поскольку установивший его индивидуальный предприниматель Каширин В.В. не является специализированной газораспределительной организацией и у него отсутствует свидетельство члена СРО о допуске к определенному виду работ. Кроме того, действия индивидуального предпринимателя Каширина В.В. признаны незаконными по результатам проверки прокуратуры Свердловского района г. Красноярска.
Доводы заявителя о наличии законных оснований для отказа от опломбировки и ввода в эксплуатацию приборов учета газа по причине установки прибора учета индивидуальным предпринимателем Кашириным В.В. с нарушением требований действующего законодательства, поскольку он (Каширин В.В.) не имеет статуса "специализированной организации", а также не имеет свидетельства саморегулируемой организации строителей (СРО) о допуске к выполнению опасных видов работ, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку Законом об энергосбережении в части эксплуатации приборов учета газа не предусмотрено такое основание для отказа в опломбировке прибора учета газа как установление прибора учета организацией без допуска СРО. В данном случае у индивидуального предпринимателя Каширина В.В. имелись сертификаты, удостоверяющие соответствие оказываемых услуг по установке (монтажу), наладке, ремонта и обслуживая приборов учета расхода газа; услуг по распределению газообразного топлива; услуг газификации - установке газовых приборов (газового счетчика).
Иными нормативно-правовым актами, в том числе Законом об энергоснабжении, Правилами от 06.05.2011 N 354, не закреплено требование о необходимости лицу, осуществляемому установку приборов учета (счетчиков), иметь свидетельство СРО о допуске к выполнению опасных видов работ.
С учетом изложенного довод заявителя о том, что прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорск в суд направлено дело в отношении Каширина В.В. о признании осуществляемой им деятельности незаконной, поскольку в ходе проверки деятельности Каширина В.В. были выявлены нарушения требований части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании ВДГО", выраженные в уклонении от получения свидетельства члена СРО, отсутствии аварийно-диспетчерской службы, не принимаются судом апелляционной инстанции как не имеющего правового значения для рассматриваемого дела.
В соответствии с пунктом 81(5) Правил от 06.05.2011 N 354 несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.
В пункте 81(4) указанных Правил установлено, что в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:
а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
г) работоспособность прибора учета.
Данный перечень является исчерпывающим, и расширительному толкованию не подлежит.
Доказательства того, что счетчик газа Гранд-1,6 (заводской номер 0613526477, соответствует ТУ 4213-004-70670506-2010), зарегистрированный в государственном реестре средств измерений за N 46503-11, не соответствует положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, в материалах дела отсутствуют.
Счетчик газа Гранд-1,6 согласно его паспорту GFGB.00.00.000-08 ПС соответствует ТУ 4213-004-70670506-2010МП, прошел первичную проверку в соответствии с 4213-004-70670506-2010 МП и признан пригодным к применению.
Доказательства неисправности указанного счетчика, повреждения сохранной пломбы завода-изготовителя на приборе учета газа также отсутствуют в материалах дела, заявителем не представлены.
Таким образом, оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию, указанных в пунктах 81(4) и 81(5) Правил от 06.05.2011 N 354 у заявителя не имелось.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев доводы заявителя, касающиеся отказа в удовлетворении заявленных им ходатайств, считает, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы места установки прибора учета газа в связи с достаточностью имеющихся в материалах дела доказательств для рассмотрения спора по существу, а также отказал в истребовании у индивидуального предпринимателя Каширина В.В. оригинала сертификата соответствия оказываемых услуг по установке (монтажу), наладке, ремонту и обслуживанию приборов учета газа сроком действия до 11.07.2015, поскольку представленные в материалы дела копии документов не вызывают сомнения в их подлинности. Данные обстоятельства должны быть установлены заявителем до принятия им решения об отказе в опломбировке прибора учета газа.
Кроме того, Арбитражный суд Красноярского края правомерно отклонил довод общества о недействительности выданного Каширину В.В. "Жилкоммунстрой-сертификацией" N РОСС RU.И695.04ЖКС0 сертификата соответствия серии 77/0001 N 007 код, в связи с отсутствием на нем отметки о прохождении инспекционного контроля, поскольку наличие, либо отсутствие отметки о прохождении инспекционного контроля на сертификате соответствия, выданного предпринимателю Каширину В.В., не имеет правового значения для квалификации выявленного правонарушения по части 12 статьи 9.16 Кодекса.
Ссылка заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.2014 N АКПИ13-1053 отклоняется апелляционный судом, поскольку выводы судов по данному делу не противоречат выводам, сделанным при рассмотрении указанного дела.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что административным органом доказано наличие в действиях (бездействии) заявителя объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса.
Таким образом, отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих. Антимонопольный орган доказал, что отсутствуют объективные обстоятельства, препятствующие соблюдению обществом вышеуказанных требований законодательства, а заявителем не приняты необходимые меры для их исполнения. Следовательно, вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 Кодекса, управлением установлена и доказана.
Таким образом, действия общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 Кодекса.
Судом не установлены исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных статьей 2.9 Кодекса признаков малозначительности административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60) квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
По смыслу статьи 2.9 Кодекса оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права в течение длительного периода без уважительных причин. Рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок публичных общественных отношений в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено судом с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
Нарушение обществом требований, установленных законодательством к установке приборов учета газа, свидетельствует об отсутствии со стороны заявителя надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, характеризует пренебрежительное отношение заявителя к установленным правовым требованиям и предписаниям.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения.
Довод общества о том, что до рассмотрения административного дела потребителю была осуществлена опломбировка прибора учета газа и осуществлен перерасчет, отклоняются апелляционным судом, так как данные действия были совершены заявителем после выявления правонарушения прокурором и не могут свидетельствовать о малозначительности выявленного правонарушения.
Таким образом, суд первой инстанции, учитывая характер совершенного правонарушения, значимость установления требований к энергосбережению, то, что правонарушитель не признал своей вины в совершенном правонарушении, сделал правильный вывод о том, что основания для применения статьи 2.9 Кодекса в отношении общества отсутствуют.
Довод заявителя о том, что правонарушение не повлекло вредных последствий, также не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.
Судом апелляционной инстанции не установлены исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных статьей 2.9 Кодекса признаков малозначительности административного правонарушения, с учетом особой значимости охраняемых отношений в сфере энергоснабжения.
Отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств судом апелляционной инстанции не установлено, об их наличии не заявлено.
Размер административного штрафа определен в размере минимальной санкции, предусмотренной частью 12 статьи 9.16 Кодекса. Суд апелляционной инстанции считает, что избранная административным органом мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривают уплату государственной пошлины по данной категории дел.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "04" декабря 2014 года по делу N А33-18952/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Д.В.ЮДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.02.2015 ПО ДЕЛУ N А33-18952/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2015 г. по делу N А33-18952/2014
Резолютивная часть постановления объявлена "04" февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" февраля 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
- от заявителя (открытого акционерного общества "Красноярсккрайгаз") - Новиковой А.В., представителя по доверенности от 11.12.2014 N 1107;
- от ответчика (Управления Федеральной антимонопольной службы Красноярского края) - Ветровой И.Ю., представителя по доверенности от 12.01.2015 N 16;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Красноярсккрайгаз"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "04" декабря 2014 года по делу N А33-18952/2014,
принятое судьей Раздобреевой И.А.,
установил:
открытое акционерное общество "Красноярсккрайгаз" ИНН 2460220440, ОГРН 1092468056130 (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю ИНН 2466009115, ОГРН 1022402675965 (далее -антимонопольный орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 03.09.2014 N А1278-9.16/13.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 04 декабря 2014 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы места установки прибора учета газа, не запросил у индивидуального предпринимателя Каширина В.В. оригинал сертификата соответствия оказываемых услуг по установке (монтажу), наладке, ремонту и обслуживанию приборов учета газа сроком действия до 11.07.2015. Сертификаты не соответствуют выполняемым работам и не являются разрешением к выполнению газоопасных работ, не могут подменять допуск саморегулируемой организации (СРО).
Общество считает, что допущенное правонарушение является малозначительным, поскольку действия заявителя не привели к возникновению негативных последствий, до рассмотрения административного дела потребителю была осуществлена опломбировка прибора учета газа, также был осуществлен перерасчет за поставку газа по показаниям прибора учета газа с момента поступления заявления об опломбировке прибора учета газа, поэтому потребитель не понес убытков из-за действий общества.
Заявитель указывает, что суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание положения пункта 81(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила от 06.05.2011 N 354), согласно которому, несоответствие прибора учета положениям пункта 81(4) Правил, выявленное исполнителем является основанием для отказа ввода в эксплуатацию прибора учета газа.
По мнению общества, судом неправомерно не учтена правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, указанная в решении от 21.05.2014 N АКПИ13-1053. Прибор учета установлен индивидуальным предпринимателем Кашириным В.В. (далее - Каширин В.В.) с нарушением требований действующего законодательства (Правил учета газа, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации от 14.10.1996; Градостроительного кодекса Российской Федерации), поскольку он не имеет статуса "специализированной организации", а также не имеет свидетельства саморегулируемой организации строителей (СРО) о допуске к выполнению опасных видов работ.
Также заявитель указывает, что прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорск в суд направлено дело в отношении Каширина В.В. о признании осуществляемой им деятельности незаконной, поскольку в ходе проверки деятельности Каширина В.В. были выявлены нарушения требований части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании ВДГО", выраженные в уклонении от получения свидетельства члена СРО, отсутствии аварийно-диспетчерской службы.
Антимонопольный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в которой не согласился с изложенными в ней доводами, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
Прокуратурой Железнодорожного района г. Красноярска проведена проверка по исполнению обществом требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в части эксплуатации приборов учета газа, по результатам которой вынесено постановление от 01.11.2013 о возбуждении дела об административном правонарушении по части 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс). Указанное постановление о возбуждении дела направлено в адрес управления в порядке, установленном статьей 23.48 Кодекса.
Постановлением антимонопольного органа от 17.01.2014 прекращено производство по делу N А1278-9.16/13 в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В адрес антимонопольного органа 07.02.2014 поступил протест заместителя прокурора Железнодорожного района об отмене постановления от 20.01.2014 по делу N А1278-9.16/13 и направлении административного дела на новое рассмотрение.
Решением руководителя управления от 09.04.2014 отменено постановление от 17.01.2014, дело N А1278-9.16/13 направлено на новое рассмотрение.
Постановлением о назначении административного наказания от 03.09.2014 N А1278-9.16/13 общество привлечено к административной ответственности по части 12 статьи 9.16 Кодекса; обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Считая, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 9.16 Кодекса, заявитель оспорил постановление от 03.09.2014 N А1278-9.16/13 в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о доказанности наличия в действиях (бездействии) общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Учитывая положения пункта 1 статьи 21, пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", статей 28.4, 25.11, 23.48 Кодекса, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 01.11.2013 вынесено заместителем прокурора Железнодорожного района г. Красноярска, постановление о назначении административного наказания от 03.09.2014 N А1278-9.16/13 вынесено заместителем руководителя антимонопольного органа, то есть компетентными должностными лицами, в рамках предоставленных им полномочий.
Процедура привлечения общества к административной ответственности, в том числе требования, установленные статьями 28.2, 28.4, 29.7, 29.10 Кодекса для составления протокола об административном правонарушении (вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении) и рассмотрения дела соблюдена; права общества, установленные статьей 25.1 Кодекса, иные права, предусмотренные настоящим Кодексом, обеспечены. Процедура привлечения к административной ответственности заявителем не оспаривается.
Установленный статьей 4.5 Кодекса срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истек.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 12 статьи 9.6 Кодекса необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона вмененного правонарушения выражается в уклонении общества от опломбировки и ввода в эксплуатацию прибора учета газа гражданки Николаевой Г.В. в законодательно установленный срок.
В соответствии с частями 5 и 5.1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) до 01.01.2015 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
До 01.01.2015 собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу вышеуказанного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Частью 2 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 22 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила от 21.07.2008 N 549) поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом.
По пункту 27 Правил от 21.07.2008 N 549 установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку.
Таким образом, собственники помещений в многоквартирных жилых домах обязаны произвести установку приборов учета газа, а газоснабжающие организации - осуществлять установку, замену, эксплуатацию приборов учета газа, в случае обращения к ним собственника помещения на основании заключенного договора, а также произвести опломбировку прибора учета газа по заявке абонента. При этом основания, в соответствии с которыми поставщик газа (газоснабжающие организации) освобождается от указанной обязанности, действующим законодательством не установлены.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что поставщиком газа в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Парашютная, 10-86, является общество.
Николаевой Г.В. приобретен и установлен счетчик газа Гранд-1,6 (паспорт GFGB.00.00.000-08 ПС), 18.09.2013 она обратилась в общество с заявлением о регистрации газового счетчика, установленного 17.01.2013 сервисным центром "ВВК-Сервис" индивидуального предпринимателя Каширина В.В. по адресу: г. Красноярск, ул. Парашютная, 10-86.
Указанное заявление расценено заявителем как заявление о вводе прибора учета газа в эксплуатацию, что следует из письма общества от 25.09.2013 N 2198.
Следовательно, общество было обязано не позднее 25.09.2013 осуществить опломбировку прибора учета газа по указанному адресу. Однако, указанные действия ни в установленный срок, ни на дату рассмотрения дела об административном правонарушении N А1278-9.16/13 (03.09.2014) обществом не произведены, что является нарушением пункта 22 Правил от 21.07.2008 N 549, части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении.
Письмом от 25.09.2013 N 2198 общество сообщило потребителю Николаевой Г.В. о том, что оно не вправе произвести опломбировку прибора учета газа, поскольку установивший его индивидуальный предприниматель Каширин В.В. не является специализированной газораспределительной организацией и у него отсутствует свидетельство члена СРО о допуске к определенному виду работ. Кроме того, действия индивидуального предпринимателя Каширина В.В. признаны незаконными по результатам проверки прокуратуры Свердловского района г. Красноярска.
Доводы заявителя о наличии законных оснований для отказа от опломбировки и ввода в эксплуатацию приборов учета газа по причине установки прибора учета индивидуальным предпринимателем Кашириным В.В. с нарушением требований действующего законодательства, поскольку он (Каширин В.В.) не имеет статуса "специализированной организации", а также не имеет свидетельства саморегулируемой организации строителей (СРО) о допуске к выполнению опасных видов работ, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку Законом об энергосбережении в части эксплуатации приборов учета газа не предусмотрено такое основание для отказа в опломбировке прибора учета газа как установление прибора учета организацией без допуска СРО. В данном случае у индивидуального предпринимателя Каширина В.В. имелись сертификаты, удостоверяющие соответствие оказываемых услуг по установке (монтажу), наладке, ремонта и обслуживая приборов учета расхода газа; услуг по распределению газообразного топлива; услуг газификации - установке газовых приборов (газового счетчика).
Иными нормативно-правовым актами, в том числе Законом об энергоснабжении, Правилами от 06.05.2011 N 354, не закреплено требование о необходимости лицу, осуществляемому установку приборов учета (счетчиков), иметь свидетельство СРО о допуске к выполнению опасных видов работ.
С учетом изложенного довод заявителя о том, что прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорск в суд направлено дело в отношении Каширина В.В. о признании осуществляемой им деятельности незаконной, поскольку в ходе проверки деятельности Каширина В.В. были выявлены нарушения требований части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании ВДГО", выраженные в уклонении от получения свидетельства члена СРО, отсутствии аварийно-диспетчерской службы, не принимаются судом апелляционной инстанции как не имеющего правового значения для рассматриваемого дела.
В соответствии с пунктом 81(5) Правил от 06.05.2011 N 354 несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.
В пункте 81(4) указанных Правил установлено, что в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:
а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
г) работоспособность прибора учета.
Данный перечень является исчерпывающим, и расширительному толкованию не подлежит.
Доказательства того, что счетчик газа Гранд-1,6 (заводской номер 0613526477, соответствует ТУ 4213-004-70670506-2010), зарегистрированный в государственном реестре средств измерений за N 46503-11, не соответствует положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, в материалах дела отсутствуют.
Счетчик газа Гранд-1,6 согласно его паспорту GFGB.00.00.000-08 ПС соответствует ТУ 4213-004-70670506-2010МП, прошел первичную проверку в соответствии с 4213-004-70670506-2010 МП и признан пригодным к применению.
Доказательства неисправности указанного счетчика, повреждения сохранной пломбы завода-изготовителя на приборе учета газа также отсутствуют в материалах дела, заявителем не представлены.
Таким образом, оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию, указанных в пунктах 81(4) и 81(5) Правил от 06.05.2011 N 354 у заявителя не имелось.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев доводы заявителя, касающиеся отказа в удовлетворении заявленных им ходатайств, считает, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы места установки прибора учета газа в связи с достаточностью имеющихся в материалах дела доказательств для рассмотрения спора по существу, а также отказал в истребовании у индивидуального предпринимателя Каширина В.В. оригинала сертификата соответствия оказываемых услуг по установке (монтажу), наладке, ремонту и обслуживанию приборов учета газа сроком действия до 11.07.2015, поскольку представленные в материалы дела копии документов не вызывают сомнения в их подлинности. Данные обстоятельства должны быть установлены заявителем до принятия им решения об отказе в опломбировке прибора учета газа.
Кроме того, Арбитражный суд Красноярского края правомерно отклонил довод общества о недействительности выданного Каширину В.В. "Жилкоммунстрой-сертификацией" N РОСС RU.И695.04ЖКС0 сертификата соответствия серии 77/0001 N 007 код, в связи с отсутствием на нем отметки о прохождении инспекционного контроля, поскольку наличие, либо отсутствие отметки о прохождении инспекционного контроля на сертификате соответствия, выданного предпринимателю Каширину В.В., не имеет правового значения для квалификации выявленного правонарушения по части 12 статьи 9.16 Кодекса.
Ссылка заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.2014 N АКПИ13-1053 отклоняется апелляционный судом, поскольку выводы судов по данному делу не противоречат выводам, сделанным при рассмотрении указанного дела.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что административным органом доказано наличие в действиях (бездействии) заявителя объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса.
Таким образом, отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих. Антимонопольный орган доказал, что отсутствуют объективные обстоятельства, препятствующие соблюдению обществом вышеуказанных требований законодательства, а заявителем не приняты необходимые меры для их исполнения. Следовательно, вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 Кодекса, управлением установлена и доказана.
Таким образом, действия общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 Кодекса.
Судом не установлены исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных статьей 2.9 Кодекса признаков малозначительности административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60) квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
По смыслу статьи 2.9 Кодекса оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права в течение длительного периода без уважительных причин. Рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок публичных общественных отношений в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено судом с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
Нарушение обществом требований, установленных законодательством к установке приборов учета газа, свидетельствует об отсутствии со стороны заявителя надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, характеризует пренебрежительное отношение заявителя к установленным правовым требованиям и предписаниям.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения.
Довод общества о том, что до рассмотрения административного дела потребителю была осуществлена опломбировка прибора учета газа и осуществлен перерасчет, отклоняются апелляционным судом, так как данные действия были совершены заявителем после выявления правонарушения прокурором и не могут свидетельствовать о малозначительности выявленного правонарушения.
Таким образом, суд первой инстанции, учитывая характер совершенного правонарушения, значимость установления требований к энергосбережению, то, что правонарушитель не признал своей вины в совершенном правонарушении, сделал правильный вывод о том, что основания для применения статьи 2.9 Кодекса в отношении общества отсутствуют.
Довод заявителя о том, что правонарушение не повлекло вредных последствий, также не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.
Судом апелляционной инстанции не установлены исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных статьей 2.9 Кодекса признаков малозначительности административного правонарушения, с учетом особой значимости охраняемых отношений в сфере энергоснабжения.
Отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств судом апелляционной инстанции не установлено, об их наличии не заявлено.
Размер административного штрафа определен в размере минимальной санкции, предусмотренной частью 12 статьи 9.16 Кодекса. Суд апелляционной инстанции считает, что избранная административным органом мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривают уплату государственной пошлины по данной категории дел.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "04" декабря 2014 года по делу N А33-18952/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Д.В.ЮДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)