Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 6 февраля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 11 февраля 2015 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
- от открытого акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" филиал ОАО "Квадра" - "Восточная генерация": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Государственной жилищной инспекции Липецкой области: Новичковой Л.Н., ведущего консультанта отдела административного и исполнительного производства по доверенности от 12.01.2015;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" филиал ОАО "Квадра" - "Восточная генерация" (ОГРН 1056882304489, ИНН 6829012680) на решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.11.2014 по делу N А36-4395/2014 (судья Тонких Л.С.) по заявлению открытого акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" филиал ОАО "Квадра" - "Восточная генерация" к Государственной жилищной инспекции Липецкой области (ОГРН 1024840833456, ИНН 4826036760) о признании недействительными предписаний N 1301 от 27.06.2014 и N 1303 от 24.06.2014,
установил:
Открытое акционерное общество "Квадра - Генерирующая компания" филиал ОАО "Квадра" - "Восточная генерация" (далее - ОАО "Квадра", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением и просило признать недействительным предписания N 1301 от 27.06.2014 Государственной жилищной инспекции Липецкой области (далее - ГЖИ Липецкой области, Жилищная инспекция), которым ГЖИ Липецкой области обязало ОАО "Квадра" произвести перерасчет размера платы за горячее водоснабжение за индивидуальное потребление по адресу: г. Липецк, ул. Крупской, д. 16, кв. 32 за период с 26.06.2014 по момент устранения нарушения.
Определением от 08.09.2014 арбитражный суд объединил для совместного рассмотрения в данном деле требование ОАО "Квадра" о признании недействительным предписания N 1303 от 24.06.2014 ГЖИ Липецкой области, которым ГЖИ Липецкой области обязало ОАО "Квадра" обеспечить параметры теплоносителя в элеваторном узле дома N 16 по ул. Крупской г. Липецка достаточные для предоставления потребителям услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества.
Решением суда от 25.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Открытое акционерное общество "Квадра - Генерирующая компания" филиал ОАО "Квадра" - "Восточная генерация" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что предписание должно быть исполнимым. Требования, изложенные в оспариваемых предписаниях, не могут быть исполнены Обществом. Общество не обслуживает внутридомовые инженерные системы многоквартирного жилого дома N 16 ул. Крупской г. Липецка. Следовательно, если нарушение коммунальной услуги вызваны ненадлежащим состоянием внутридомовых инженерных систем указанного дома, то в силу абзаца 2 п. 103 Постановления правительства РФ от 06.05.2011 N 354, Общество не обязано изменять размер платы за коммунальную услугу. Следовательно, Общество в силу закона не несет юридическую ответственность за состоянием внутридомовых инженерных систем спорного жилого дома, не обязано как изменять размер платы за коммунальную услугу из-за ненадлежащего состояния внутридомовых инженерных систем, так и принимать меры к восстановлению линии циркуляции ГВС дома, отсутствие которой оказывает влияние на отклонения температуры горячей воды. Суд области не исследовал вопрос о том, принимались ли как управляющей компанией жилого дома, так и непосредственно жильцами дома меры для соблюдения требований нормативных актов при содержании жилого дома.
В отзыве на жалобу административный орган указывает, что поскольку заявитель в нарушение подпункта "а" п. 31 Правил на момент проверки не обеспечило подачу горячей воды надлежащего качества на вводе в указанный дом, Обществу было выдано предписание N 1303 от 24.06.2014. Поскольку нарушение качества коммунальной услуги по горячему водоснабжению в указанном доме возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, заявителю было выдано предписание N 1301 от 27.06.2014.
В судебное заседание Общество не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 05.05.2014 в Жилищную инспекцию поступило обращение гражданки, являющейся собственником жилого помещения в доме N 16 по ул. Крупской г. Липецка, в котором она указывала претензии жильцов дома на качество (температуру) горячей воды, поступающей в дом, а также на необходимость перерасчета платежей.
В целях проверки поступившего обращения руководителем Жилищной инспекции было издано распоряжение (приказ) от 14.05.2014 N 2814 о проведении внеплановой выездной проверки ООО "ГУК Левобережная", а 20.06.2014 в тех же целях издано распоряжение N 3425 о проведении внеплановой выездной проверки филиала ОАО "Квадра" - "Восточная генерация" по оценке качества предоставляемой услуги по горячему водоснабжению.
По результатам проведенной проверки филиала ОАО "Квадра" Жилищной инспекцией составлен Акт проверки N 3170 от 24.06.2014, в котором зафиксировано, что температура теплоносителя в тепловой камере, расположенной в 40-45 метрах от жилого дома, составила 64 гр.С, что достаточно для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества, но на вводе в дом температура теплоносителя 44,8 гр.С.
24.06.2014 главный консультант инспекционного территориального отдела ГЖИ выдал ОАО "Квадра-Генерирующая компания" предписание N 1303, которым обязал общество в срок до 20.08.2014 обеспечить параметры теплоносителя в элеваторном узле дома N 16 по ул. Крупской г. Липецка, достаточные для предоставления потребителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества.
В связи с установлением указанных обстоятельств и тем же обращением гражданки 26.06.2014 руководителем ГЖИ было издано распоряжение N 3499 о проведении проверки правильности определения ОАО "Квадра-Генерирующая компания" размера платы за коммунальные услуги в этом же доме.
По результатам проверки 27.06.2014 составлен акт N 3212 и выдано предписание N 1301, которым ОАО "Квадра - Генерирующая компания" обязано в срок до 29.08.2014 произвести перерасчет размера платы за горячее водоснабжение за индивидуальное потребление по адресу: г. Липецк, ул. Крупской, д. 16, кв. 32 за период с 26.06.2014 г. по момент устранения нарушения качества предоставления услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества.
Считая предписания N 1301 от 27.06.2014 и N 1303 от 24.06.2014 недействительными, ОАО "Квадра - генерирующая компания" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с настоящими заявлениями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что нарушения подачи горячей воды подтверждаются материалами проверки и материалами дела.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Положениями статьи 542 ГК РФ установлено, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии, при этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии.
Согласно подп. "б" п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила) горячее водоснабжение - это снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования). При этом под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В силу подпункта "д" пункта 3 Правил качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В приложении N 1 к Правилам N 354 установлены требования к качеству коммунальных услуг, в том числе в отношении горячего водоснабжения. Так, пунктом 5 раздела II Приложения N 1 установлено, что температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20).
Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 град. C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 град. C.
Согласно пункту 5 раздела 2 приложения N 1 Правил N 307 температура горячей воды в точке разбора для открытых систем централизованного теплоснабжения должна быть не менее 60 град. C, для закрытых систем централизованного теплоснабжения - не менее 50 град. C и не более 75 град. C для любых систем теплоснабжения. При этом предусмотрено, что допустимым является отклонение температуры горячей воды в точке разбора в ночное время (с 23-00 час. до 6-00 час.) не более чем на 5 град. C, в дневное время (с 6-00 час. до 23-00 час.) не более чем на 3 град. C.
В соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 при эксплуатации системы горячего водоснабжения необходимо поддерживать температуру горячей воды в местах водоразбора для систем централизованного горячего водоснабжения: не ниже 60 град. C - в открытых системах теплоснабжения, не ниже 50 град. C - в закрытых системах теплоснабжения и не выше 75 град. C - для обеих систем (пункт 9.5.8).
Пунктом 2.4 СанПиН предусмотрено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 град. C и не выше 75 град. C. При этом основанием для определения такой температуры являются указанные в пункте 2.3 названных Санитарных правил причины, в числе которых предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 град. C.
Указанными нормативными актами предписаны требования к температурному режиму горячей воды в точке водоразбора.
Установление обязательных требований к температуре воды в системах централизованного горячего водоснабжения связано с предупреждением загрязнения горячей воды (см. пп. 2.3 и 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения").
Из акта проверки от 24.06.2014 N 3170 усматривается, что система горячего водоснабжения дома N 16 по ул. Крупской является открытой.
Поставка заявителем коммунального ресурса ненадлежащего качества подтверждается актом проверки от 24.06.2014 N 3170, составленным в присутствии представителя ОАО "Квадра - Генерирующая компания", а также доверенность представителя, протоколом параметров микроклимата от 24.06.2014, составленным также с участием представителя заявителя. Как видно из названных акта и протокола, примечания к Требованиям к качеству коммунальных услуг (Приложение N 1 к Правилам N 354) при проведении замеров были учтены; замечаний по порядку проведения замеров температуры воды при их осуществлении у представителей ОАО "Квадра-Генерирующая компания" не имелось.
Поверка использованного при замерах термометра на день осуществления замера подтверждена соответствующим свидетельством.
Проведения экспертизы в порядке, предусмотренном пунктом 110 Правил N 354, заявитель не требовал.
В качестве довода жалобы указывается, что Общество не обслуживает внутридомовые инженерные системы многоквартирного жилого дома N 16 ул. Крупской г. Липецка. Следовательно, если нарушение коммунальной услуги вызваны ненадлежащим состоянием внутридомовых инженерных систем указанного дома, то в силу абзаца 2 п. 103 Постановления правительства РФ от 06.05.2011 N 354, Общество не обязано изменять размер платы за коммунальную услугу. Следовательно, Общество в силу закона не несет юридическую ответственность за состоянием внутридомовых инженерных систем спорного жилого дома, не обязано как изменять размер платы за коммунальную услугу из-за ненадлежащего состояния внутридомовых инженерных систем, так и принимать меры к восстановлению линии циркуляции ГВС дома, отсутствие которой оказывает влияние на отклонения температуры горячей воды.
Данные доводы жалобы несостоятельны, поскольку положения Правил NN 307 и 554 являются обязательными для заявителя при исполнении договора горячего водоснабжения, следовательно, именно на нем лежит обязанность поставить тепловой ресурс с соответствующими параметрами температуры до внешней стены жилого дома.
Пунктами 1.2 и 2.1.1. договора поставки коммунальных ресурсов определена обязанность у общества по поставке горячей воды на ввод в дом определенной температуры, чтобы обеспечить температуру горячей воды в жилых помещениях не ниже установленных нормативов, вне зависимости от системы теплоснабжения многоквартирного дома.
Доказательств того, что такой ресурс был поставлен в дом N 16 по ул. Крупской 24.06.2014, заявителем ни при рассмотрении дела в суде области, ни при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции не представлено.
Протоколом от 24.06.2014 подтверждается, что после ввода в дом (на расстоянии 1-2 м), на вводе в тепловой пункт дома (точка водоразбора жильцами дома) температура воды составила 44,8 гр.С - 43 гр. С, что менее нормируемой (60 гр.С).
Стороны при рассмотрении дела не оспаривали, что внутридомовая система горячего водоснабжения жилого дома находится в удовлетворительном состоянии.
Актом проверки от 24.06.2014 N 3170 подтверждается, что причиной некачественного предоставления коммунальной услуги "горячее водоснабжение" непосредственно потребителям многоквартирного дома N 16 по ул. Крупской является отсутствие циркуляционной линии ГВС в схеме подачи - "открытая", тупиковая, диаметром 20 мм.
Актом от 28.07.2014, представленным заявителем подтверждается, что в тепловой камере заявителя температура воды составляла 58 гр.С, что ниже требуемой.
Поскольку заявитель в нарушение подпункта "а" п. 31 правил на момент проверки не обеспечил подачу горячей воды надлежащего качества на вводе в указанный дом, Обществу правомерно выдано предписание N 1303 от 24.06.2014.
Установленная 24.06.2014 температура горячей воды в тепловой камере, расположенной в 40-45 метрах от внешней стены жилого дома N 16 по ул. Крупской г. Липецка, не подтверждает оказание Общество этому дому коммунальной услуги по горячей воде надлежащего качества, так как тепловая камера находится на значительном расстоянии от внешней стены дома и не является точкой водоразбора дома.
Поскольку нарушение качества коммунальной услуги по горячему водоснабжению в указанном доме возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, заявителю обоснованно было выдано предписание N 1301 от 27.06.2014 о перерасчете размера платы за горячее водоснабжение за индивидуальное потребление по адресу: г. Липецк, ул. Крупской, д. 16, кв. 32.
Предписание должно содержать конкретные выявленные нарушения с указанием сроков их устранения и (или) о проведении конкретных мероприятий по предотвращению выявленных нарушений, то есть требования предписания должны быть определенными, исполнимыми и конкретным. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.
В данном случае предписания определяют:
- "обеспечить параметры теплоносителя в элеваторном узле дома N 16 по ул. Крупской г. Липецка достаточные для предоставления потребителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества".
- "произвести перерасчет размера платы за горячее водоснабжение за индивидуальное потребление по адресу: г. Липецк, ул. Крупской, д. 16, кВ. 32 за период с 26.06.2014 по момент устранения нарушения качества предоставления услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, в соответствии с Приложением N 1 Постановления Правительства от 06.05.2011 N 354 за каждые 3 градуса Цельсия отступления от допустимых отступления от допустимых отклонений горячей воды, на 0,1% размера платы за каждый час".
Формулировка выданных предписаний корректна и точна, поскольку содержит, какие конкретно действия необходимо произвести.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Содержащиеся в предписаниях формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
С учетом изложенных норм права, анализа предписаний, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что они отвечают критериям законности и исполнимости.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности выданных предписаний.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Обществом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, что в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ составляет 1000 рублей.
При подаче апелляционной жалобы Обществом была уплачена госпошлина в сумме 2000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 014140 от 15.12.2014.
Учитывая, что на момент обращения заявителя с апелляционной жалобой, им была уплачена государственная пошлина в размере, превышающем, установленный пп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из доходов федерального бюджета.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.11.2014 по делу N А36-4395/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
Н.Д.МИРОНЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.02.2015 ПО ДЕЛУ N А36-4395/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2015 г. по делу N А36-4395/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 6 февраля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 11 февраля 2015 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
- от открытого акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" филиал ОАО "Квадра" - "Восточная генерация": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Государственной жилищной инспекции Липецкой области: Новичковой Л.Н., ведущего консультанта отдела административного и исполнительного производства по доверенности от 12.01.2015;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" филиал ОАО "Квадра" - "Восточная генерация" (ОГРН 1056882304489, ИНН 6829012680) на решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.11.2014 по делу N А36-4395/2014 (судья Тонких Л.С.) по заявлению открытого акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" филиал ОАО "Квадра" - "Восточная генерация" к Государственной жилищной инспекции Липецкой области (ОГРН 1024840833456, ИНН 4826036760) о признании недействительными предписаний N 1301 от 27.06.2014 и N 1303 от 24.06.2014,
установил:
Открытое акционерное общество "Квадра - Генерирующая компания" филиал ОАО "Квадра" - "Восточная генерация" (далее - ОАО "Квадра", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением и просило признать недействительным предписания N 1301 от 27.06.2014 Государственной жилищной инспекции Липецкой области (далее - ГЖИ Липецкой области, Жилищная инспекция), которым ГЖИ Липецкой области обязало ОАО "Квадра" произвести перерасчет размера платы за горячее водоснабжение за индивидуальное потребление по адресу: г. Липецк, ул. Крупской, д. 16, кв. 32 за период с 26.06.2014 по момент устранения нарушения.
Определением от 08.09.2014 арбитражный суд объединил для совместного рассмотрения в данном деле требование ОАО "Квадра" о признании недействительным предписания N 1303 от 24.06.2014 ГЖИ Липецкой области, которым ГЖИ Липецкой области обязало ОАО "Квадра" обеспечить параметры теплоносителя в элеваторном узле дома N 16 по ул. Крупской г. Липецка достаточные для предоставления потребителям услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества.
Решением суда от 25.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Открытое акционерное общество "Квадра - Генерирующая компания" филиал ОАО "Квадра" - "Восточная генерация" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что предписание должно быть исполнимым. Требования, изложенные в оспариваемых предписаниях, не могут быть исполнены Обществом. Общество не обслуживает внутридомовые инженерные системы многоквартирного жилого дома N 16 ул. Крупской г. Липецка. Следовательно, если нарушение коммунальной услуги вызваны ненадлежащим состоянием внутридомовых инженерных систем указанного дома, то в силу абзаца 2 п. 103 Постановления правительства РФ от 06.05.2011 N 354, Общество не обязано изменять размер платы за коммунальную услугу. Следовательно, Общество в силу закона не несет юридическую ответственность за состоянием внутридомовых инженерных систем спорного жилого дома, не обязано как изменять размер платы за коммунальную услугу из-за ненадлежащего состояния внутридомовых инженерных систем, так и принимать меры к восстановлению линии циркуляции ГВС дома, отсутствие которой оказывает влияние на отклонения температуры горячей воды. Суд области не исследовал вопрос о том, принимались ли как управляющей компанией жилого дома, так и непосредственно жильцами дома меры для соблюдения требований нормативных актов при содержании жилого дома.
В отзыве на жалобу административный орган указывает, что поскольку заявитель в нарушение подпункта "а" п. 31 Правил на момент проверки не обеспечило подачу горячей воды надлежащего качества на вводе в указанный дом, Обществу было выдано предписание N 1303 от 24.06.2014. Поскольку нарушение качества коммунальной услуги по горячему водоснабжению в указанном доме возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, заявителю было выдано предписание N 1301 от 27.06.2014.
В судебное заседание Общество не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 05.05.2014 в Жилищную инспекцию поступило обращение гражданки, являющейся собственником жилого помещения в доме N 16 по ул. Крупской г. Липецка, в котором она указывала претензии жильцов дома на качество (температуру) горячей воды, поступающей в дом, а также на необходимость перерасчета платежей.
В целях проверки поступившего обращения руководителем Жилищной инспекции было издано распоряжение (приказ) от 14.05.2014 N 2814 о проведении внеплановой выездной проверки ООО "ГУК Левобережная", а 20.06.2014 в тех же целях издано распоряжение N 3425 о проведении внеплановой выездной проверки филиала ОАО "Квадра" - "Восточная генерация" по оценке качества предоставляемой услуги по горячему водоснабжению.
По результатам проведенной проверки филиала ОАО "Квадра" Жилищной инспекцией составлен Акт проверки N 3170 от 24.06.2014, в котором зафиксировано, что температура теплоносителя в тепловой камере, расположенной в 40-45 метрах от жилого дома, составила 64 гр.С, что достаточно для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества, но на вводе в дом температура теплоносителя 44,8 гр.С.
24.06.2014 главный консультант инспекционного территориального отдела ГЖИ выдал ОАО "Квадра-Генерирующая компания" предписание N 1303, которым обязал общество в срок до 20.08.2014 обеспечить параметры теплоносителя в элеваторном узле дома N 16 по ул. Крупской г. Липецка, достаточные для предоставления потребителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества.
В связи с установлением указанных обстоятельств и тем же обращением гражданки 26.06.2014 руководителем ГЖИ было издано распоряжение N 3499 о проведении проверки правильности определения ОАО "Квадра-Генерирующая компания" размера платы за коммунальные услуги в этом же доме.
По результатам проверки 27.06.2014 составлен акт N 3212 и выдано предписание N 1301, которым ОАО "Квадра - Генерирующая компания" обязано в срок до 29.08.2014 произвести перерасчет размера платы за горячее водоснабжение за индивидуальное потребление по адресу: г. Липецк, ул. Крупской, д. 16, кв. 32 за период с 26.06.2014 г. по момент устранения нарушения качества предоставления услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества.
Считая предписания N 1301 от 27.06.2014 и N 1303 от 24.06.2014 недействительными, ОАО "Квадра - генерирующая компания" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с настоящими заявлениями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что нарушения подачи горячей воды подтверждаются материалами проверки и материалами дела.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Положениями статьи 542 ГК РФ установлено, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии, при этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии.
Согласно подп. "б" п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила) горячее водоснабжение - это снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования). При этом под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В силу подпункта "д" пункта 3 Правил качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В приложении N 1 к Правилам N 354 установлены требования к качеству коммунальных услуг, в том числе в отношении горячего водоснабжения. Так, пунктом 5 раздела II Приложения N 1 установлено, что температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20).
Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 град. C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 град. C.
Согласно пункту 5 раздела 2 приложения N 1 Правил N 307 температура горячей воды в точке разбора для открытых систем централизованного теплоснабжения должна быть не менее 60 град. C, для закрытых систем централизованного теплоснабжения - не менее 50 град. C и не более 75 град. C для любых систем теплоснабжения. При этом предусмотрено, что допустимым является отклонение температуры горячей воды в точке разбора в ночное время (с 23-00 час. до 6-00 час.) не более чем на 5 град. C, в дневное время (с 6-00 час. до 23-00 час.) не более чем на 3 град. C.
В соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 при эксплуатации системы горячего водоснабжения необходимо поддерживать температуру горячей воды в местах водоразбора для систем централизованного горячего водоснабжения: не ниже 60 град. C - в открытых системах теплоснабжения, не ниже 50 град. C - в закрытых системах теплоснабжения и не выше 75 град. C - для обеих систем (пункт 9.5.8).
Пунктом 2.4 СанПиН предусмотрено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 град. C и не выше 75 град. C. При этом основанием для определения такой температуры являются указанные в пункте 2.3 названных Санитарных правил причины, в числе которых предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 град. C.
Указанными нормативными актами предписаны требования к температурному режиму горячей воды в точке водоразбора.
Установление обязательных требований к температуре воды в системах централизованного горячего водоснабжения связано с предупреждением загрязнения горячей воды (см. пп. 2.3 и 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения").
Из акта проверки от 24.06.2014 N 3170 усматривается, что система горячего водоснабжения дома N 16 по ул. Крупской является открытой.
Поставка заявителем коммунального ресурса ненадлежащего качества подтверждается актом проверки от 24.06.2014 N 3170, составленным в присутствии представителя ОАО "Квадра - Генерирующая компания", а также доверенность представителя, протоколом параметров микроклимата от 24.06.2014, составленным также с участием представителя заявителя. Как видно из названных акта и протокола, примечания к Требованиям к качеству коммунальных услуг (Приложение N 1 к Правилам N 354) при проведении замеров были учтены; замечаний по порядку проведения замеров температуры воды при их осуществлении у представителей ОАО "Квадра-Генерирующая компания" не имелось.
Поверка использованного при замерах термометра на день осуществления замера подтверждена соответствующим свидетельством.
Проведения экспертизы в порядке, предусмотренном пунктом 110 Правил N 354, заявитель не требовал.
В качестве довода жалобы указывается, что Общество не обслуживает внутридомовые инженерные системы многоквартирного жилого дома N 16 ул. Крупской г. Липецка. Следовательно, если нарушение коммунальной услуги вызваны ненадлежащим состоянием внутридомовых инженерных систем указанного дома, то в силу абзаца 2 п. 103 Постановления правительства РФ от 06.05.2011 N 354, Общество не обязано изменять размер платы за коммунальную услугу. Следовательно, Общество в силу закона не несет юридическую ответственность за состоянием внутридомовых инженерных систем спорного жилого дома, не обязано как изменять размер платы за коммунальную услугу из-за ненадлежащего состояния внутридомовых инженерных систем, так и принимать меры к восстановлению линии циркуляции ГВС дома, отсутствие которой оказывает влияние на отклонения температуры горячей воды.
Данные доводы жалобы несостоятельны, поскольку положения Правил NN 307 и 554 являются обязательными для заявителя при исполнении договора горячего водоснабжения, следовательно, именно на нем лежит обязанность поставить тепловой ресурс с соответствующими параметрами температуры до внешней стены жилого дома.
Пунктами 1.2 и 2.1.1. договора поставки коммунальных ресурсов определена обязанность у общества по поставке горячей воды на ввод в дом определенной температуры, чтобы обеспечить температуру горячей воды в жилых помещениях не ниже установленных нормативов, вне зависимости от системы теплоснабжения многоквартирного дома.
Доказательств того, что такой ресурс был поставлен в дом N 16 по ул. Крупской 24.06.2014, заявителем ни при рассмотрении дела в суде области, ни при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции не представлено.
Протоколом от 24.06.2014 подтверждается, что после ввода в дом (на расстоянии 1-2 м), на вводе в тепловой пункт дома (точка водоразбора жильцами дома) температура воды составила 44,8 гр.С - 43 гр. С, что менее нормируемой (60 гр.С).
Стороны при рассмотрении дела не оспаривали, что внутридомовая система горячего водоснабжения жилого дома находится в удовлетворительном состоянии.
Актом проверки от 24.06.2014 N 3170 подтверждается, что причиной некачественного предоставления коммунальной услуги "горячее водоснабжение" непосредственно потребителям многоквартирного дома N 16 по ул. Крупской является отсутствие циркуляционной линии ГВС в схеме подачи - "открытая", тупиковая, диаметром 20 мм.
Актом от 28.07.2014, представленным заявителем подтверждается, что в тепловой камере заявителя температура воды составляла 58 гр.С, что ниже требуемой.
Поскольку заявитель в нарушение подпункта "а" п. 31 правил на момент проверки не обеспечил подачу горячей воды надлежащего качества на вводе в указанный дом, Обществу правомерно выдано предписание N 1303 от 24.06.2014.
Установленная 24.06.2014 температура горячей воды в тепловой камере, расположенной в 40-45 метрах от внешней стены жилого дома N 16 по ул. Крупской г. Липецка, не подтверждает оказание Общество этому дому коммунальной услуги по горячей воде надлежащего качества, так как тепловая камера находится на значительном расстоянии от внешней стены дома и не является точкой водоразбора дома.
Поскольку нарушение качества коммунальной услуги по горячему водоснабжению в указанном доме возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, заявителю обоснованно было выдано предписание N 1301 от 27.06.2014 о перерасчете размера платы за горячее водоснабжение за индивидуальное потребление по адресу: г. Липецк, ул. Крупской, д. 16, кв. 32.
Предписание должно содержать конкретные выявленные нарушения с указанием сроков их устранения и (или) о проведении конкретных мероприятий по предотвращению выявленных нарушений, то есть требования предписания должны быть определенными, исполнимыми и конкретным. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.
В данном случае предписания определяют:
- "обеспечить параметры теплоносителя в элеваторном узле дома N 16 по ул. Крупской г. Липецка достаточные для предоставления потребителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества".
- "произвести перерасчет размера платы за горячее водоснабжение за индивидуальное потребление по адресу: г. Липецк, ул. Крупской, д. 16, кВ. 32 за период с 26.06.2014 по момент устранения нарушения качества предоставления услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, в соответствии с Приложением N 1 Постановления Правительства от 06.05.2011 N 354 за каждые 3 градуса Цельсия отступления от допустимых отступления от допустимых отклонений горячей воды, на 0,1% размера платы за каждый час".
Формулировка выданных предписаний корректна и точна, поскольку содержит, какие конкретно действия необходимо произвести.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Содержащиеся в предписаниях формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
С учетом изложенных норм права, анализа предписаний, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что они отвечают критериям законности и исполнимости.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности выданных предписаний.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Обществом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, что в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ составляет 1000 рублей.
При подаче апелляционной жалобы Обществом была уплачена госпошлина в сумме 2000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 014140 от 15.12.2014.
Учитывая, что на момент обращения заявителя с апелляционной жалобой, им была уплачена государственная пошлина в размере, превышающем, установленный пп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из доходов федерального бюджета.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.11.2014 по делу N А36-4395/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
Н.Д.МИРОНЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)