Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.04.2014 ПО ДЕЛУ N А31-13489/2013

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2014 г. по делу N А31-13489/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
в отсутствие представителей,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Заволжье"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 06.02.2014 по делу N А31-13489/2013, принятое судом в составе судьи Мосунова Д.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Заволжье" (ИНН 4401060318, ОГРН 1064401000289, место нахождения: 156001, Костромская область, г. Кострома, ул. Московская, 96)
к государственной жилищной инспекции Костромской области
о признании недействительным ненормативного правового акта,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Заволжье" (далее - заявитель, Общество, ООО "Заволжье") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Костромской области (далее - ответчик, Инспекция, административный орган) от 08.11.2013 N 331-11.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 06.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Заявитель в апелляционной жалобе указывает, что требования предписания не могут быть исполнены в срок, установленный административным органом, в связи со сложившимися погодными условиями (зимний период) и опасностью для жизни и здоровья работников; срок исполнения предписания, установленный Инспекцией, является недостаточным для выполнения данных работ. Кроме того, согласно выписке из протокола N 5 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 06.11.2013, в котором собственниками определены сроки выполнения работ по ремонту балконов в летний период 2014 года.
Инспекция отзыв на жалобу не представила.
Стороны представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 30.10.2013 N 2878 проведена внеплановая выездная проверка ООО "Заволжье" с целью рассмотрения заявления Алексеева Д.А. по вопросу неудовлетворительного состояния железобетонных балконных плит и выходных козырьков в подъезды многоквартирного жилого дома N 22 по ул. Беленогова г. Костромы (далее - многоквартирный жилой дом).
По результатам проверки составлен акт от 08.11.2013 N 462-11, из которого следует, что ответчиком выявлено наличие краевого разрушения железобетонной плиты, местами виден оголенный металлический каркас арматуры, верхняя часть входного козырька имеет зеленую растительность, в виде мха; железобетонная плита входного козырька 1-го подъезда опирается на металлическую дверь; закрыть металлическую дверь входа в подъезд N 1 невозможно, поскольку плита козырька плотно опирается на дверь; железобетонная плита входного козырька 1-го подъезда имеет провисание; при осмотре железобетонных плит балконов квартир N 5, 9, 8, 12, 16, 20, 25, 29, 33, 37, 28 со стороны дворового фасада, а также квартир N 26, 30, 7, 6, 10, 14, 18 со стороны главного фасада выявлено наличие краевого разрушения железобетонных плит балконов, видна оголенная металлическая продольная и поперечная арматура; на железобетонной плите балкона квартиры N 20 имеется растительность в виде травы и земля; на железобетонных плитах балконов квартир NN 5, 9, 8, 12, 16, 20, 25, 29, 33', 33, 37, 28, 26, 30, 7, 6, 10, 14, 18 местами отсутствует металлический отлив, местами металлический отлив имеет следы ржавчины, коррозии.
08.11.2013 Инспекцией выдано предписание об устранении выявленных нарушений, которым на Общество возложена обязанность устранить нарушение пунктов 2.6.2, 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда), а именно, предписано в срок до 05.12.2013 обеспечить исправное состояние железобетонных плит входного козырька 1 подъезда, балконов квартир NN 5, 9, 8, 12, 16, 20, 25, 29, 33, 37, 28, 26, 30, 7, 6, 10, 14, 18 с последующим восстановлением металлического отлива данных плит.
Не согласившись с предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что указанное предписание не противоречит законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1, 1.1, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1). Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (часть 1.1). При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2). В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления (часть 3).
На основании части 1 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Согласно подпункту "а" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
В соответствии с пунктами 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда настоящие Правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1).
Согласно абзацу 3 раздела II Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
В соответствии с пунктами 2.6.2, 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит: устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями; привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков; обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов. При обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. С целью предотвращения разрушения краев балконной (лоджии) плиты или трещин между балконной (лоджии) плитой и стенами из-за попадания атмосферной влаги металлический слив должен устанавливаться в паз коробки, ширина его должна быть не менее 1,5 толщины плиты и он должен быть заведен под гидроизоляционный слой. Уклон балконной (лоджии) плиты должен быть не менее 3% от стен здания с организацией отвода воды металлическим фартуком или зажелезненной плитой с капельником с выносом не менее 3-5 см, в торце слив должен быть заделан в тело панели. В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту (пункт 4.2.4.2).
Материалами дела подтверждено, что Обществу, как управляющей организации, по договору управления, содержания и обслуживания многоквартирного дома от 16.10.2007 с целью надлежащего содержания и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства переданы функции по управлению многоквартирным жилым домом N 22 по ул. Ю. Беленогова г. Костромы.
В ходе проведенной проверки Инспекцией выявлено ненадлежащее состояние железобетонной плиты входного козырька 1 подъезда, балконов квартир NN 5, 9, 8, 12, 16, 20, 25, 29, 33, 37, 28, 26, 30, 7, 6, 10, 14, 18. Данное обстоятельство свидетельствует о невыполнении Обществом перечисленных требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
При таких обстоятельствах Инспекция имела основания для возложения на заявителя обязанности по восстановлению балконов указанных квартир и железобетонной плиты входного козырька 1 подъезда жилого дома.
Доводы заявителя апелляционной жалобы относительно срока, установленного административным органом - до 05.12.2013, и об отказе в переносе сроков исполнения предписания, оценены судом первой инстанции, и признаны несостоятельными, в связи с тем, что согласование сроков продления предписания является правом, а не обязанностью Инспекции, оснований для переоценки указанных выводов из материалов дела не усматривается.
Утверждение Общества о том, что требования предписания не могут быть исполнены в срок, установленный административным органом, в связи со сложившимися погодными условиями (зимний период) и опасностью для жизни и здоровья работников, подлежит отклонению, как противоречащий материалам дела, из нарядов-заданий от 11.11.2013, 12.11.2013, 13.11.2013, 18.11.2013 (л.д. 42-43,52-56) следует, что проведены работы по установке опор у подъездов, работы по штукатурке козырька в 1, 2 вход в подъезд, работы по штукатурке крыльца 1 подъезда, частичный ремонт крыльца 1 подъезда.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы, что согласно выписке из протокола N 5 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 06.11.2013, в котором собственниками определены сроки выполнения работ по ремонту балконов в летний период 2014 года, суду апелляционной инстанции представляется также несостоятельной, поскольку о неудовлетворительном состоянии балконных плит Обществу было известно длительное время, общее собрание жильцов многоквартирного дома до проведения проверки не инициировалось, вопрос о сроках проведения ремонта балконных плит решен после проведения проверки.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на уплату госпошлины по жалобе в размере 1000 рублей остаются на ее заявителе.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Костромской области от 06.02.2014 по делу N А31-13489/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Заволжье" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА

Судьи
Г.Г.ИВШИНА
А.В.КАРАВАЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)