Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.05.2015 ПО ДЕЛУ N 11-5001/2015

Требование: О признании права на приватизацию жилого помещения, права собственности на квартиру.

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Жилое помещение было предоставлено истцу на основании решения жилищной комиссии и списка распределения жилых помещений, заключен договор найма жилого помещения. В связи с открытием военного городка истец намерен приватизировать квартиру.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 мая 2015 г. по делу N 11-5001/2015


Судья Хайрутдинова С.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Щербаковой Е.А.,
судей Малоедовой Н.В., Щелокова Ю.Г.,
при секретаре Б.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе Б.В. на решение Карабашского городского суда Челябинской области от 26 февраля 2015 года по иску Б.В. к Федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права на приватизацию жилого помещения, признании права собственности.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Е.А. об обстоятельствах дела, судебная коллегия

установила:

Б.В. обратился в суд с иском к ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права на приватизацию и права собственности на жилое помещение - двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу ***.
В обоснование заявленных требований указал, что проживает с членами семьи по указанному адресу с марта 2009 года, жилое помещение предоставлено на основании решения жилищной комиссии Карабашского гарнизона и списка распределения жилых помещений по Карабашскому гарнизону, 23 марта 2009 года с ним заключен договор найма жилого помещения. Он несет бремя содержания жилого помещения, производит оплату жилья и коммунальных услуг. В связи с открытием военного городка намерен приватизировать квартиру, супруга и дочь участвовать в приватизации не желают. При обращении в ФГКУ "Центррегионжилье" с запросом о статусе занимаемого им жилого помещения получен ответ о том, что квартира по адресу *** на основании постановления главы города Карабаша от 30.12.1998 N 911 включена в специализированный жилищный фонд Министерства обороны РФ. Данное постановление принято главой города Карабаша с превышением полномочий, поскольку военный городок находится за пределами границ города Карабаша, ссылка на закон, позволяющий главе города Карабаша формирование специализированного (служебного) жилищного фонда в военном городке отсутствует. Государственная регистрация жилого помещения в качестве специализированного (служебного) в установленном порядке не произведена. Договор найма жилого помещения не относится к документам, являющимся основанием для отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда. Законных оснований для отказа в приватизации не имеется (л.д. 5 - 11).
В судебном заседании Б.В., его представитель Ч. на иске настаивали.
Б.Е. иск поддержала.
Представитель администрации Карабашского городского округа Челябинской области С. с иском согласилась.
Представители ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, РЭР "Чебаркульский" филиала "Челябинский" ОАО "Славянка", Б.К. в судебном заседании не присутствовали.
Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований Б.В. отказал.
В апелляционной жалобе Б.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Ссылается на то, что квартира *** является объектом федеральной собственности, по сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области как специализированное (служебное) жилое помещение не значится, в соответствии с Положением о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301, в качестве специализированного (служебного) жилья в органах государственной регистрации недвижимости не регистрировалась. Военный городок Челябинск-115 в состав муниципального образования город Карабаш включен не был, в административном подчинении города Карабаша не находился, в связи с чем глава города не мог разрешать вопрос об отнесении квартиры к специализированному жилищному фонду. Доказательств отнесения спорной квартиры к специализированному жилому фонду не представлено.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 16.10.2012) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу ст. 4 названного Закона не подлежат приватизации служебные жилые помещения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.
В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно ст. 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в момент отнесения спорного жилого помещения к служебным жилым помещениям, жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 жилой дом, расположенный по адресу ***, является федеральной собственностью; распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 02.06.2003 N 2433-р закреплен на праве оперативного управления за ФГУ "Карабашская КЭЧ района" (л.д. 26, 73).
Постановлением главы города Карабаша Челябинской области от 30 декабря 1998 года N 911 "О формировании фонда служебной жилой площади в Карабашском гарнизоне" квартира *** переведена в категорию служебной жилой площади (л.д. 60 - 64).
Квартира по адресу *** предоставлена Б.В. на семью из трех человек: Б.В., жена Б.Е., дочь Б.К.В. на основании договора найма служебного жилого помещения N ***, заключенного 23 марта 2009 года между Карабашской КЭЧ района (наймодатель) и Б.В. Служебное жилое помещение предоставлено на период прохождения военной службы в Карабашском гарнизоне (л.д. 17).
На момент рассмотрения дела квартира по адресу *** на праве собственности не зарегистрирована, в квартире имеют регистрацию по месту жительства три человека: Б.В., Б.Е., Б.К.В. (л.д. 15, 16, 29, 67, 71).
В связи с реорганизацией квартирно-эксплуатационных органов Министерства обороны РФ и ликвидацией ФГКЭУ "Карабашская квартирно-эксплуатационная часть района" полномочия собственника указанного жилищного фонда переданы ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.10.2011 N 1779-р утверждены изменения в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, г. Карабаш 1 исключен из перечня закрытых военных городков.
Постановлением администрации Карабашского городского округа Челябинской области от 06 декабря 2013 года N 451/1 постановление главы города Карабаша от 30.12.1998 N 911 "О формировании фонда служебной жилой площади в Карабашском гарнизоне" было отменено (л.д. 66).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 05 сентября 2014 года (дело N А76-12093/2014) удовлетворены требования ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России, признано недействительным постановление администрации Карабашского городского округа Челябинской области от 06.12.2013 N 451/1 "Об отмене постановления главы города Карабаша Челябинской области от 30.12.1998 N 911". Решение вступило в законную силу (л.д. 96 - 98).
Согласно информации ФГКУ "Центррегионжилье" жилое помещение по адресу *** отнесено к специализированному (служебному) жилищному фонду Министерства обороны РФ, из данной категории не исключалось (л.д. 27 оборот).
Б.В. жилых помещений в собственности не имеет, право на приватизацию им не использовано (л.д. 24, 25, 30); Б.Е., Б.К.В. от участия в приватизации спорной квартиры отказались (л.д. 14).
На заявление Б.В. в ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России по вопросу приватизации спорного жилого помещения получен ответ об отсутствии возможности заключить договор передачи квартиры в собственность в связи с отсутствием соответствующей процедуры (л.д. 28).
Отказывая в удовлетворении исковых требований Б.В., суд первой инстанции исходил из того, что квартира по адресу *** на момент ее предоставления истцу была отнесена к числу служебных в установленном законом порядке, предоставлена Б.В. и членам его семьи на основании договора найма служебного жилого помещения, уполномоченным органом решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебных не принималось, исключение военного городка из перечня закрытых военных городков статус служебного жилого помещения не изменяет, и пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Б.В. о признании права на приватизацию и права собственности на спорное жилое помещение.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Доводы апелляционной жалобы Б.В. о том, что квартира по адресу *** по сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области как специализированное (служебное) жилое помещение не значится, в соответствии с Положением о государственном учете жилищного фонда РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301, в качестве специализированного (служебного) жилья в органах государственной регистрации недвижимости не регистрировалась, не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В силу ст. 92 Жилищного кодекса РФ (ранее ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР) основанием для отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду является принятое в установленном порядке решение органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Отсутствие сведений о направлении решения об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как то предусмотрено п. 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42, а также неисполнение требований Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации", согласно которого служебные жилые помещения подлежат государственному учету, не свидетельствуют о том, что решение об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду является недействительным либо незаконным, поскольку действующее законодательство не предусматривает указанных правовых последствий.
В данном случае государственная регистрация и государственный учет выполняют функцию учета, но не являются основаниями для возникновения или прекращения статуса специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы Б.В. об отсутствии доказательств отнесения спорной квартиры в установленном порядке к специализированному жилищному фонду, об отсутствии у главы города Карабаша при издании постановления от 30 декабря 1998 года N 911 об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду соответствующих полномочий несостоятельны.
Жилищный кодекс РСФСР установил единый порядок включения жилых помещений в состав служебного жилья, подлежащий применению вне зависимости от того, кто является собственником соответствующего жилого помещения и в чьем ведении оно находится.
Глава города Карабаша в соответствии с положениями ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР был наделен полномочиями по принятию решения о статусе жилого помещения, переводе спорного жилого помещения в состав служебных.
Доводы Б.В. о том, что военный городок не был включен в состав муниципального образования город Карабаш, в административном подчинении города Карабаша не находился, на правильность выводов суда первой инстанции не влияют.
На момент рассмотрения дела судом постановление главы города Карабаша Челябинской области от 30 декабря 1998 года N 911 "О формировании фонда служебной жилой площади в Карабашском гарнизоне" в установленном порядке недействительным не признано.
Напротив, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 05 сентября 2014 года признано недействительным постановление администрации Карабашского городского округа Челябинской области от 06.12.2013 N 451/1 "Об отмене постановления главы города Карабаша Челябинской области от 30.12.1998 N 911"; данным решением установлено, что постановление от 30 декабря 1998 года N 911 вынесено главой города Карабаша в пределах предоставленных законом полномочий.
В настоящее время согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации, и имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций Министерство обороны Российской Федерации в том числе, принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда (пп. "м" п. 2 Постановления).
Решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебных Министерство обороны РФ не принимало.
При этом исключение закрытого военного городка из перечня закрытых военных городков не влечет утрату жилым помещением статуса служебного.
Таким образом, квартира по адресу *** на момент ее предоставления истцу была отнесена к числу служебных в установленном законом порядке.
Указанная квартира предоставлена Б.В. и членам его семьи на основании договора найма служебного жилого помещения, который в установленном порядке не оспорен, недействительным не признан.
Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" связывает возможность бесплатной передачи в собственность граждан именно с фактом занятия жилого помещения на условиях социального найма, и одновременно содержит запрет на приватизацию служебных жилых помещений.
Изменение статуса жилого помещения, принятие решения о приватизации служебного жилого помещения относится к исключительной компетенции собственника, является его правом, а не обязанностью. Понуждение собственника жилищного фонда к исключению служебных жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда и включению его в состав жилищного фонда социального использования, к принятию решения о приватизации служебного жилого помещения действующим законодательством не предусмотрено.
Поскольку ни собственником спорного жилого помещения, ни уполномоченным им лицом решение о его передаче в собственность Б.В. не принималось, правом на приватизацию квартиры истец не обладает.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, иной оценке фактических обстоятельств и доказательств по делу, оснований для которой судебная коллегия не находит.
В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Карабашского городского суда Челябинской области от 26 февраля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Б.В. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)