Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.09.2014 ПО ДЕЛУ N А42-267/2014

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2014 г. по делу N А42-267/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Будылевой М.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А. (до перерыва) Медведевой В.В. (после перерыва)
при участии:
от заявителя: Рябцева С.В. по доверенности от 11.03.2013 (до перерыва), не явился, извещен надлежащим образом (после перерыва)
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом (до и после перерыва)
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом (до и после перерыва)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15055/2014) Администрации ЗАТО города Заозерска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.04.2014 по делу N А42-267/2014 (судья Беляева Л.Е.), принятое
по иску (заявлению) Администрации ЗАТО города Заозерска
к УФАС по мурманской области
3-е лицо: ООО "МСТК"
о признании недействительным решения и предписания

установил:

Администрация закрытого административно-территориального образования города Заозерска Мурманской области (место нахождения: Мурманская область, г. Заозерск, переулок Школьный, 1; ОГРН 1025100805091) (далее - Администрация, заявитель, заказчик) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (место нахождения: г. Мурманск, ул. Книповича, д. 9а; ОГРН 1025100848630) (далее - УФАС, антимонопольный орган) от 14.01.2014 по делу N 06-12/14-01.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "МСТК" (ОГРН 1135190004410, место нахождения: г. Мурманск, ул. Полярной Правды, 6) (далее - ООО "МСТК", третье лицо).
Решением от 03.04.2014 суд отказал Администрации в удовлетворении заявленного требования, придя к выводу о том, что оспариваемые решение и предписание вынесены антимонопольным органом в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Порядок).
В апелляционной жалобе Администрация просит отменить принятое по делу решение и вынести новый судебный акт. Податель жалобы указывает на то, что третье лицо правомерно не допущено им к участию в открытом конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами жилищного фонда ЗАТО города Заозерска Мурманской области, поскольку данный участник не приложил к заявке бухгалтерский баланс и данные бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Согласно положениям статей 26.2 и 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), статей 2, 6 и 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения освобождены от ведения бухгалтерского баланса только для целей налоговой отчетности. Обязанность предоставить бухгалтерскую отчетность за последний отчетный период прямо предусмотрена пунктом 53 Порядка. Отсутствие данной отчетности лишает государственного заказчика возможности оценить финансово-хозяйственную деятельность третьего лица.
В судебном заседании апелляционного суда 21.08.2014 представитель Администрации доводы апелляционной жалобы поддержал. Иные участники процесса, уведомленные надлежащим образом о времени рассмотрения дела в судебное заседание не явились. УФАС представил отзыв на апелляционную жалобу Администрации.
В судебном заседании объявлен перерыв до 28.08.2014.
В судебное заседание 28.08.2014 стороны и третье лицо своих представителей не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации N 942 от 16.10.2013 объявлено о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, находящимися в муниципальной собственности ЗАТО города Заозерска Мурманской области (т. 1 л.д. 101).
Постановлением Администрации N 943 от 16.10.2013 создана конкурсная комиссия по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами жилищного фонда ЗАТО г. Заозерска Мурманской области (т. 1 л.д. 102).
На официальном сайте http://torgi.gov.ru/ 19.11.2013 Администрацией было размещено извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами жилищного фонда ЗАТО г. Заозерска Мурманской области по трем лотам (номер извещения 181113/4414865/01).
Согласно протоколу N 1 от 23.12.2013 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе по извещению N 181113/4414865/01 на участие в конкурсе (по трем лотам) были поданы заявки МКУ "Служба заказчика", ООО "МСТК", ООО "Жилищно-коммунальные услуги "Никель" (т. 1 л.д. 213-224).
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 25.12.2013 N 2 ООО "МСТК" отказано в допуске к участию в конкурсе (по трем лотам), в связи с непредставлением утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период и отсутствием данных бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период (подпункт 5 пункта 15, пункт 53 постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75) (т. 1 л.д. 225-236).
ООО "МСТК" обратилось в УФАС с жалобой на действия Администрации при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами жилищного фонда ЗАТО г. Заозерска по трем лотам, номер извещения 181113/4414865/01, выразившиеся в незаконном и необоснованном отклонении заявки ООО "МСТК".
По результатам рассмотрения УФАС принято решение от 14.01.2014 по делу N 06-12/14-01, которым жалоба ООО "МСТК" признана обоснованной; конкурсная комиссия по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в ЗАТО г. Заозерск Мурманской области признана нарушившей пункт 18 постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (т. 1 л.д. 90-95).
Кроме того, УФАС выдано предписание, в соответствии с которым на конкурсную комиссию возложена обязанность, в срок до 27.01.2014, устранить вышеуказанное нарушение путем отмены Протоколов N 2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по извещению N 181113/4414865/01 по лотам 1, 2, 3 (т. 1 л.д. 88-89).
Не согласившись с решением и предписанием УФАС, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Выслушав представителя Администрации, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции без достаточных оснований отклонил заявленные Администрацией требования.
Согласно части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Информация о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (далее - официальный сайт в сети "Интернет"). Правительством Российской Федерации определяются официальный сайт в сети "Интернет" и уполномоченный на его ведение орган. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети "Интернет" извещение о проведении открытого конкурса размещается на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также опубликовывается в официальном печатном издании, предназначенном для опубликования информации о размещении заказов для муниципальных нужд. Информация о проведении указанного конкурса должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Информация о результатах открытого конкурса размещается на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором была размещена информация о его проведении, не позднее трех дней со дня определения таких результатов, а также опубликовывается в официальном печатном издании, в котором была опубликована информация о его проведении (часть 4.1 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ Правительством Российской Федерации утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 4 Правил которого конкурс проводится на основе, в том числе, принципов создания равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей и добросовестной конкуренции.
В соответствии с пунктом 12 Правил конкурс является открытым по составу участников и по форме подачи заявок.
В соответствии с пунктом 18 Правил основаниями для отказа допуска к участию в конкурсе являются:
1) непредставление определенных пунктом 53 настоящих Правил документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений;
2) несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 настоящих Правил;
3) несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52 - 53 настоящих Правил.
Согласно пункту 20 Правил отказ в допуске к участию в конкурсе по основаниям, не предусмотренным пунктом 18 настоящих Правил, не допускается.
В случае установления фактов несоответствия участника конкурса требованиям к претендентам, установленным пунктом 15 настоящих Правил, конкурсная комиссия отстраняет участника конкурса от участия в конкурсе на любом этапе его проведения (пункт 19 Правил).
Согласно пунктам 52, 53 Порядка для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе, которая включает в себя документы, подтверждающие соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе, или заверенные в установленном порядке копии таких документов, в том числе копию утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период.
Как следует из материалов, ООО "МСТК" не допущено к участию в конкурсе в связи с отсутствием в приложенных к заявке документах бухгалтерского баланса и данных бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период (протокол N 2 от 25.12.2013). ООО "МСТК" в составе заявки на участие в конкурсе приложило копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица N 001839812, согласно которого ООО "МСТК" создано 17 апреля 2013 года.
Согласно пункту 6 статьи 3 Закона N 402-ФЗ отчетный период - это период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 3 Закона N 402-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 402-ФЗ отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 01 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Законом N 402-ФЗ не обязана вести бухгалтерский учет.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового НК РФ.
В соответствии со статьей 346.23 НК РФ для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, предусмотрена форма отчетности в виде специально установленных деклараций, которые по итогам налогового периода налогоплательщики представляют в соответствующий налоговый орган в сроки, установленные данной статьей НК РФ. Налоговым периодом признается календарный год (статья 346.19 НК РФ).
Составление бухгалтерского баланса, а также подача баланса в налоговый орган для таких организаций не предусмотрена.
Как пояснил представитель Общества при рассмотрении дела арбитражным судом первой инстанции, ООО "МСТК", как претендент, в соответствии с действующим законодательством для участия в конкурсе должно было представить бухгалтерский баланс за последний отчетный период, с учетом создания организации - за 9 месяцев.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона N 402-ФЗ первым отчетным годом является период с даты государственной регистрации экономического субъекта по 31 декабря того же календарного года включительно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и (или) федеральными стандартами.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у ООО "МСТК" отсутствовала объективная возможность представления в составе заявки надлежащего бухгалтерского баланса (а также налоговой декларации в соответствии со статьей 346.23 НК РФ), недопущение к участию в конкурсе организаций, у которых отсутствует бухгалтерский баланс (налоговая декларация) по причине не наступления для них отчетного периода, нарушает принципа равенства условий для участников конкурса.
Письмом Министерства регионального развития Российской Федерации N 33144-МС/14 от 09.10.2009 разъяснено, что при подаче документов для участия в конкурсе организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), следует представлять налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за последний отчетный период и копию свидетельства о возможности применения УСН.
Таким образом, при подаче документов для участия в конкурсе организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, следует представлять налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за последний отчетный период, а также копию свидетельства о возможности применения упрощенной системы налогообложения. Налоговая декларация по единому налогу будет подтверждением положительной финансовой деятельности организации.
Пунктом 5 статьи 13 Закона N 402-ФЗ определено, что промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года.
В соответствии со статьей 346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии НК РФ и Законом РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, бухгалтерского баланса, представленными налогоплательщиком по установленной форме, и обязан предоставить по просьбе налогоплательщика на копии декларации или бухгалтерского баланса отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации, бухгалтерского баланса на бумажном носителе либо передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде - при получении налоговой декларации, бухгалтерского баланса по телекоммуникационным каналам связи.
Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено препятствий для составления бухгалтерского баланса или налоговой декларации для организаций применяющих упрощенную систему налогообложения и ООО "МСТК" имело возможность представить к заявке на участие в открытом конкурсе по отбору управляющей организации требуемые документы бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период с отметкой налогового органа или иные документы, подтверждающие стабильное финансово-экономическое состояние организации.
Представленные ООО "МСТК" справки о финансовом положении организации не являются надлежащими документами по смыслу пунктов 15, 53 Порядка, в связи с отсутствием данных налоговой или бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, заверенных налоговым органом.
Суд апелляционной инстанции также соглашается с доводом апелляционной жалобы о том, что положения бухгалтерского и налогового законодательства закрепляют освобождения организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения от ведения бухгалтерского баланса только для целей налоговой отчетности. В рассматриваемом случае, бухгалтерские документы, запрашиваемые Администрацией в порядке подпункта 5 пункта 15, пункта 53 Порядка, предназначены для подтверждения стабильного финансового состояния общества, как управляющей организации, что согласуется с требованиями к претендентам, выдвигаемыми пунктом 15 Порядка.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности и обоснованности отказа Администрации в допуске ООО "МСТК" к участию в конкурсе (по трем лотам), в связи с непредставлением утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период и отсутствием данных бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
На основании изложенного решения и предписания УФАС от 14.01.2014 по делу N 06-12/14-01 подлежат признанию незаконными. Решение арбитражного суда первой инстанции, в связи с изложенным, подлежит отмене, а апелляционная жалоба Администрации - удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 03 апреля 2014 года по делу N А42-267/2014 отменить.
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 16.01.2014 по делу N 06-12/14-01-144 и предписание от 16.01.2014 по делу N 06-12/14-01-145.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА

Судьи
М.В.БУДЫЛЕВА
И.Б.ЛОПАТО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)