Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назаровой В.Ю.
судей Гладких Д.Ю., Масальской Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Берлизовой М.А.,
от истца, МУП "Многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства Северный"; от ответчика, ООО "Управляющая компания "Ваш дом": не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ваш дом"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 05 июня 2015 года
по делу N А50-2937/2015, принятое Ю.В.Корляковой
по иску муниципального унитарного предприятия МУП "Многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства Северный"
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ваш дом"
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства Северный" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края, предъявив исковые требования об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора теплоснабжения N 023-Т-2014 от 18.09.2014 с обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ваш дом" (далее - ответчик), определив раздел 1, п.п. 3.2.2, 3.3.1, 3.3.4, 3.4.3, 3.5.1, 5.1, 5.5, 5.8, 6.3 в редакции, предложенной истцом.
В ходе судебного разбирательства представители сторон представили согласованную в порядке ст. 70 АПК РФ редакцию раздела 1, п.п. 3.4.3, 3.5.1, 5.5, 6.3 договора, просят урегулировать оставшиеся спорные пункты договора.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 05 июня 2015 года (резолютивная часть от 29.05.2015, судья Ю.В.Корлякова) урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора теплоснабжения N 023-Т-2014 между МУП "Многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства Северный" и ООО "Управляющая компания "Ваш дом", спорные пункты определены в следующей редакции: Пункт 1.2.3 раздела 1 - не включен в текст договора; Пункт 3.2.2: "Вести распределение тепловой энергии, делать расчеты, определять стоимостную величину потребленных энергоресурсов, выставлять платежные документы Исполнителю"; Пункт 3.3.1: "Оплачивать тепловую энергию, используемую для теплоснабжения и горячего водоснабжения многоквартирных домов, в соответствии с разделами 4, 5 настоящего Договора"; Пункт 3.3.4: "Не менее чем за 30 календарных дней до наступления соответствующей даты письменно уведомить Теплоснабжающую организацию об утрате прав (права собственности, аренды, безвозмездного пользования, прав и т.п.) на объект, теплоснабжение и горячее водоснабжение которого осуществляется в рамках настоящего Договора. При этом Исполнитель обязан представить в Теплоснабжающую организацию копию документа, свидетельствующего об утрате права (договор купли-продажи, соглашение о расторжении договора аренды, ссуды, иной документ) и сообщить наименование, адрес и контактный телефон нового правообладателя; обеспечить надлежащую передачу тепловых сетей и теплопотребляющих установок, выбывающих из владения Исполнителя; произвести Теплоснабжающей организации полную оплату за тепловую энергию"; Пункт 3.4.3 - исключен; Пункт 3.5.1: "Заявлять в Теплоснабжающую организацию об ошибках, обнаруженных в платежном документе, при этом ошибки связанные с некорректным определением объема потребленной тепловой энергии и теплоносителя, учитываются путем проведения соответствующей корректировки в период после получения заявки от Исполнителя"; Пункт 5.1: "Потребитель (Исполнитель) оплачивает Теплоснабжающей организации стоимость тепловой энергии по тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ. На момент заключения настоящего договора тариф на тепловую энергию составляет: 5.1.1. Для теплоснабжения (отопления) - 1374,18 руб./Гкал /с учетом НДС/; 5.1.2. Для горячего водоснабжения - 108,42 руб./м3 /с учетом НДС/"; Пункт 5.5 - исключен; Пункт 5.8: "В случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решений о внесении платы за коммунальные услуги (за исключением платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме) непосредственно Теплоснабжающей организации, то внесение платы за коммунальные услуги Теплоснабжающей организации признается выполнением Потребителями как своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед Исполнителем, так и обязательств Исполнителя перед Теплоснабжающей организацией"; Пункт 6.3 - исключен.
С ООО "Управляющая компания "Ваш дом" в пользу МУП "Многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства Северный" взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6000 руб.
Ответчик, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу, в которой указал на то, что в основе пунктов, разногласия по которым урегулированы, содержится вопрос о том, кто из сторон (истец или ответчик) будет осуществлять сбор денежных средств с потребителей, выставлять к оплате счета, производить расчеты и определять стоимостную величину потребленных энергоресурсов.
Заявитель, ссылаясь на то, что собственниками спорного МКД на общем собрании принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно в РСО, а также на ч. 7.1. ст. 155 ЖК РФ, п. 64 Правил N 354, полагает, что таким лицом должен являться истец (РСО), а не ответчик (исполнитель коммунальных услуг), поскольку при наличии соответствующего решения собственников, ответчик не вправе осуществлять сбор денежных средств с собственников. Просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Истец письменный отзыв не представил.
Истцом представлено ходатайство, просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя. Ходатайство рассмотрено и удовлетворено (ст. 156, 159 АПК РФ).
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку представителя для участия в процессе не обеспечил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ответчиком в адрес истца направлен проект договора теплоснабжения договор N 023-Т-2014.
Рассмотрев проект договора, истец направил ответчику протокол разногласий, со стороны ответчика данный протокол подписан с протоколом согласования.
Не урегулирование между сторонами разногласий относительно редакции спорных пунктов договора явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Судом первой инстанции установлено, что, с учетом урегулирования части спорных пунктом сторонами в порядке ст. 70 АПК РФ, неурегулированными остались разногласия по п.п. 3.2.2, 3.3.1, 3.3.4, 5.1, 5.8 договора, которые основаны на споре в части обязанности истца или ответчика выставлять и собирать денежные средства с конечных потребителей (граждан проживающих в домах находящихся в управлении ООО "УК "Ваш дом").
Удовлетворяя исковые требования и принимая за основу редакцию, представленную истцом, суд первой инстанции исходил из того, что предложенная им редакция соответствует действующему законодательству, в частности обязанность ресурсоснабжающей организации по начислению и сбору платежей с населения не предусмотрена. Вместе с тем, обязанность управляющей компании как исполнителя коммунальных услуг по сбору и начислению коммунальных платежей прямо предусмотрена подп. "з" п. 31 Правил, частями 6.2, 7 ст. 155 ЖК РФ. Управляющая организация, получающая плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с ресурсоснабжающими организациями, с которыми заключены договоры поставки соответствующих ресурсов, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не установил.
В соответствии с абзацем вторым части второй статьи 445 Гражданского кодекса при отклонении протокола разногласий сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда. Такой стороной, как видно из абзаца первого пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса, является сторона, получившая протокол разногласий от стороны, для которой заключение договора обязательно.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на усмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Суд первой инстанции, рассмотрел редакцию истца п. 3.2.2 договора: "Вести распределение тепловой энергии, делать расчеты, определять стоимостную величину потребленных энергоресурсов, выставлять платежные документы Исполнителю" и редакцию ответчика п. 3.2.2: "Вести распределение тепловой энергии, делать расчеты, определять стоимостную величину потребленных энергоресурсов, выставлять платежные документы лицам, пользующимся на праве собственности или ином законном основании помещениями в многоквартирных домах, находящихся в управлении Исполнителя (далее - Потребителям)"; предложения истца, который просил принять п. 3.3.1 и п. 3.3.4 договора в редакции: Пункт 3.3.1: "Оплачивать тепловую энергию, используемую для теплоснабжения и горячего водоснабжения многоквартирных домов, в соответствии с разделами 4, 5 настоящего Договора". Пункт 3.3.4: "Не менее чем за 30 календарных дней до наступления соответствующей даты письменно уведомить Теплоснабжающую организацию об утрате прав (права собственности, аренды, безвозмездного пользования, прав и т.п.) на объект, теплоснабжение и горячее водоснабжение которого осуществляется в рамках настоящего Договора. При этом Исполнитель обязан представить в Теплоснабжающую организацию копию документа, свидетельствующего об утрате права (договор купли-продажи, соглашение о расторжении договора аренды, ссуды, иной документ) и сообщить наименование, адрес и контактный телефон нового правообладателя; обеспечить надлежащую передачу тепловых сетей и теплопотребляющих установок, выбывающих из владения Исполнителя; произвести Теплоснабжающей организации полную оплату за тепловую энергию". Рассмотрев доводы ответчика, который настаивал на исключении п. 3.3.1 из договора и на исключении из п. 3.3.4 слов: "произвести Теплоснабжающей организации полную оплату за тепловую энергию", поскольку оплата оказываемых истцом услуг будет осуществляться жителями напрямую ресурсоснабжающей организации. Суд также рассмотрел редакцию п. 5.1 в предложенной истцом редакции: "Потребитель (Исполнитель) оплачивает Теплоснабжающей организации стоимость тепловой энергии по тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ. На момент заключения настоящего договора тариф на тепловую энергию составляет: 5.1.1. Для теплоснабжения (отопления) - 1374,18 руб./Гкал /с учетом НДС/. 5.1.2. Для горячего водоснабжения - 108,42 руб./м3 /с учетом НДС/", и дополнении договора п. 5.8 следующего содержания: "В случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решений о внесении платы за коммунальные услуги (за исключением платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме) непосредственно Теплоснабжающей организации, то внесение платы за коммунальные услуги Теплоснабжающей организации признается выполнением Потребителями как своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед Исполнителем, так и обязательств Исполнителя перед Теплоснабжающей организацией"; и редакцию ответчика, которой просил принять данный пункт в редакции: "Расчет за потребленную тепловую энергию в расчетном периоде осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем внесения денежных средств потребителями непосредственно Теплоснабжающей организации через указанных Теплоснабжающей организацией платежных агентов, в кассу или на расчетный счет Теплоснабжающей организации. При этом внесение платы за тепловую энергию в Теплоснабжающую организацию признается выполнением Потребителями своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед Исполнителем, который отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. На момент заключения настоящего Договора тариф на тепловую энергию составляет".
Оценив редакции спорных пунктов суд первой инстанции, пришел к верному выводу о то, что п.п. 3.2.2, 3.3.1, 3.3.4, 5.1, 5.8 подлежат принятию в редакции, предложенной истцом поскольку обязанность перед ресурсоснабжающими организациями по оплате коммунальных ресурсов возникает непосредственно у собственника помещения только при выборе такого способа управления как непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений, что в настоящем случае места не имеет, правомерно отклонив довод ответчика о том, что потребители (жильцы) приняли решение об оплате потребленных энергоресурсов непосредственно истцу и поэтому ответчик не является обязанным лицом по оплате поставленной тепловой энергии, учитывая, что внесение собственниками и нанимателями платы за отопление непосредственно ресурсоснабжающей организации означает исполнение ими этой обязанности перед исполнителем коммунальных услуг. Законодательством исполнитель коммунальных услуг не освобождается от оплаты поставленного в жилой дом ресурса в целом, при этом именно на ответчика согласно ч. 4 ст. 155, ч. 1 ст. 161, п. 3. ч. 1 ст. 161 ЖК РФ возложена обязанность по сбору платежей от населения за коммунальные услуги, а также по обеспечению населения коммунальными услугами. Закрепление решением общего собрания порядка внесения платы за коммунальные услуги означает установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице управляющей компании по договору, содержащему положения о предоставлении таких услуг.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Поскольку истец является исполнителем коммунальных услуг, то к отношениям сторон подлежат применению Правила N 354, Правила, обязательные при заключении управляющей компанией договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), ЖК РФ.
Доводы жалобы суд апелляционной инстанции находит необоснованными и подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Как следует из п. 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров. Условия этих договоров определяются с учетом Правил N 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пунктом 66 Правил N 354 установлено, что плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
Обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги установлена Жилищным кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 155), подпунктом "и" пункта 34 Правил N 354.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.05.2007 N 8326-РМ/07 разъяснено, что при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании подпунктов 2, 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно, исходя из степени благоустройства многоквартирного дома. В соответствии с пунктом 5 Постановления N 124 исполнитель в лице управляющей организации не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.
Согласно пункту 7 Правил N 124 документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации: если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен).
Таким образом, ответчик на основании указанных норм права обязан заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Собственники жилых помещений проверяемого многоквартирного жилого дома приняли решение вносить плату напрямую ресурсоснабжающим организациям.
Из смысла абзаца 3 пункта 25 Правил N 124 следует, что если общее собрание собственников помещений приняло решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, то оплата коммунального ресурса осуществляется следующим образом: 1) путем внесения потребителями в адрес ресурсоснабжающей организации в сроки и случаях, установленных Жилищным кодексом РФ, платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой в жилых (нежилых) помещениях в многоквартирном жилом доме, за исключением платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды; 2) путем внесения исполнителем (ответчиком) до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом в адрес ресурсоснабжающей организации платы за коммунальный ресурс, использованный для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
В данном случае, из толкования указанного выше пункта, следует, что формулировка "оплата коммунального ресурса осуществляется путем внесения потребителями платы" фактически указывает на исполнение обязательства третьими лицами (статья 313 ГК РФ).
- Согласно пункту 27 Правил N 124, в случае если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются: а) порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме;
б) условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом;
в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг;
г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности;
д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с ответчика, как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.
Собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги (кроме потребляемых на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающим организациям при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, и при условии, что решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 7.1. статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Данный пункт регулирует порядок взаимоотношений между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме, нанимателями жилых помещений в случае внесения последними платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Из части 7.1. статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что фактически в ней подразумевается исполнение обязательства третьими лицами (статья 313 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При такой ситуации обязанность по исполнению обязательства по оплате в полном объеме (за услуги, предоставленные как в жилом помещении, так и на общедомовые нужды) истцу, в рамках договора ресурсоснабжения сохраняется за ответчиком. Отношений при таком способе оплаты между потребителями и ресурсоснабжающей организацией не возникает, поскольку потребители, непосредственно внося денежные средства ресурсоснабжающей организации, исполняют свои обязательства по оплате услуг перед управляющей организацией.
Согласно пункту 64 Правил N 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
В предусмотренных законом случаях обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства, однако за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, отвечает должник, если законом не установлено иное (статья 403 Гражданского кодекса Российской Федерации), в связи с чем, право собственников и пользователей помещений вносить плату за оказанные коммунальные услуги непосредственной ресурсоснабжающей организации не означает, что изменяется состав сторон и их ответственность в обязательстве по оказанию коммунальных услуг между исполнителем и потребителем или в обязательстве по приобретению коммунальных ресурсов между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией, поэтому, если собственники и наниматели помещений не внесли ресурсоснабжающей организации в полном объеме плату за оказанные коммунальные услуги, то последняя вправе требовать оплаты поставленных коммунальных ресурсов от исполнителя коммунальных услуг.
Пунктом 17 Правил N 354 предусмотрено три случая, когда ресурсоснабжающая организация должна приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида: 1) при непосредственном управлении многоквартирным домом (МКД); 2) МКД, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14, 15 Правил N 354; 3) собственникам и пользователям жилых домов (домовладений). Только в этих случаях на ресурсоснабжающую организацию распространяются нормы действующего законодательства, относящиеся к исполнителю коммунальных услуг.
Поскольку в спорном МКД избран и реализован способ управления - управляющей организацией - ООО УК "Ваш дом", на правоотношения, возникающие между МУП "МПО ЖКХ Северный" и ООО "УК "Ваш дом", указанный пункт 17 Правил N 354 не распространяется.
Закрепление решением этого общего собрания порядка внесения платы за коммунальные услуги означает установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице управляющей организации.
Исходя из положений части 7.1. статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 313, 403 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что у ресурсоснабжающей организации отсутствует право требовать оплаты и взыскивать непосредственно с потребителей плату за коммунальные услуги. Правоотношения у ресурсоснабжающих организаций возникают исключительно с управляющей организацией, и предъявлять иски о взыскании долга ресурсоснабжающая организация уполномочена только к исполнителю коммунальных услуг.
Следовательно, истец признается лишь получателем платы, но не вступает в обязательственные отношения непосредственно с потребителями коммунальной услуги, а значит, не имеет права предъявлять иски о взыскании задолженности, принимать иные меры воздействия на должников (взыскивать пени, ограничивать предоставление коммунальных услуг), поскольку указанные полномочия реализует ответчик, как управляющая организация и как кредитор в обязательстве потребителя по внесению платы.
Суд правомерно принял доводы истца о том, что предложенная им редакция основана на нормах правил N 124, N 354, ЖК РФ, где, в частности обязанность ресурсоснабжающей организации по начислению и сбору платежей с населения (в том числе и в случае принятия решения собственниками об оплате за коммунальные услуги не посредственно в РСО) не предусмотрена.
Более того, заявляя о необходимости формирования счетов на оплату, их предъявление и требование оплаты именно РСО ответчик не учел, что собственники (вне зависимости от принятых решений) оплату непосредственно в РСО могут производить только исключительно за личное потребление коммунальной услуги, без учета потребления МОП.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что поскольку у сторон фактически спор возник исключительно из определения лица, которое будет формировать и предъявлять квитанции к оплате, при этом стороны не представили необходимые данные для формирования иных условий договора (чем предложено при обращении в суд) в соответствии с п. 27 Правил N 124, суд апелляционной инстанции полагает возможным оставить спорные пункты в редакции, принятой судом, учитывая, что в любом случае, истец обязан принять оплаты непосредственно от граждан (и зачесть их в счет оплаты ответчика), но такое требование (об оплате) в силу закона имеет право выставить ответчик, указав реквизиты истца для того, что собственники имели возможность по реализации своего права произвести оплату непосредственно в РСО. Более того, учитывая, представленные сторонами доказательства в материалы настоящего дела, поскольку никаких соглашений о передаче персональных данных о жителях (Ф.И.О. данные ИПУ, численность жителей конкретной квартиры и т.д.) спорного МКД не подписано, доказательства того, что истец располагает информацией о том кому необходимо производить начисления (какому лицу и в каком объеме), не имеется. При этом, законом предусмотрена обязанность принятия платежей, а не обязанность по выставлению требований к их уплате.
Позиция ответчика в части возложения на истца обязанности по начислению и сбору платежей с жителей домов, находящихся в управлении ООО "Ваш дом", противоречит вышеуказанным нормативным актам.
С учетом изложенного, решение суда является законным, обоснованным. Оснований для отмены (изменения) обжалуемого решения, предусмотренных статьей 270 АПК РФ не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 05 июня 2015 года по делу N А50-2937/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
В.Ю.НАЗАРОВА
Судьи
Д.Ю.ГЛАДКИХ
Н.Г.МАСАЛЬСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.08.2015 N 17АП-9921/2015-ГК ПО ДЕЛУ N А50-2937/2015
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2015 г. N 17АП-9921/2015-ГК
Дело N А50-2937/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назаровой В.Ю.
судей Гладких Д.Ю., Масальской Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Берлизовой М.А.,
от истца, МУП "Многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства Северный"; от ответчика, ООО "Управляющая компания "Ваш дом": не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ваш дом"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 05 июня 2015 года
по делу N А50-2937/2015, принятое Ю.В.Корляковой
по иску муниципального унитарного предприятия МУП "Многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства Северный"
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ваш дом"
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства Северный" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края, предъявив исковые требования об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора теплоснабжения N 023-Т-2014 от 18.09.2014 с обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ваш дом" (далее - ответчик), определив раздел 1, п.п. 3.2.2, 3.3.1, 3.3.4, 3.4.3, 3.5.1, 5.1, 5.5, 5.8, 6.3 в редакции, предложенной истцом.
В ходе судебного разбирательства представители сторон представили согласованную в порядке ст. 70 АПК РФ редакцию раздела 1, п.п. 3.4.3, 3.5.1, 5.5, 6.3 договора, просят урегулировать оставшиеся спорные пункты договора.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 05 июня 2015 года (резолютивная часть от 29.05.2015, судья Ю.В.Корлякова) урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора теплоснабжения N 023-Т-2014 между МУП "Многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства Северный" и ООО "Управляющая компания "Ваш дом", спорные пункты определены в следующей редакции: Пункт 1.2.3 раздела 1 - не включен в текст договора; Пункт 3.2.2: "Вести распределение тепловой энергии, делать расчеты, определять стоимостную величину потребленных энергоресурсов, выставлять платежные документы Исполнителю"; Пункт 3.3.1: "Оплачивать тепловую энергию, используемую для теплоснабжения и горячего водоснабжения многоквартирных домов, в соответствии с разделами 4, 5 настоящего Договора"; Пункт 3.3.4: "Не менее чем за 30 календарных дней до наступления соответствующей даты письменно уведомить Теплоснабжающую организацию об утрате прав (права собственности, аренды, безвозмездного пользования, прав и т.п.) на объект, теплоснабжение и горячее водоснабжение которого осуществляется в рамках настоящего Договора. При этом Исполнитель обязан представить в Теплоснабжающую организацию копию документа, свидетельствующего об утрате права (договор купли-продажи, соглашение о расторжении договора аренды, ссуды, иной документ) и сообщить наименование, адрес и контактный телефон нового правообладателя; обеспечить надлежащую передачу тепловых сетей и теплопотребляющих установок, выбывающих из владения Исполнителя; произвести Теплоснабжающей организации полную оплату за тепловую энергию"; Пункт 3.4.3 - исключен; Пункт 3.5.1: "Заявлять в Теплоснабжающую организацию об ошибках, обнаруженных в платежном документе, при этом ошибки связанные с некорректным определением объема потребленной тепловой энергии и теплоносителя, учитываются путем проведения соответствующей корректировки в период после получения заявки от Исполнителя"; Пункт 5.1: "Потребитель (Исполнитель) оплачивает Теплоснабжающей организации стоимость тепловой энергии по тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ. На момент заключения настоящего договора тариф на тепловую энергию составляет: 5.1.1. Для теплоснабжения (отопления) - 1374,18 руб./Гкал /с учетом НДС/; 5.1.2. Для горячего водоснабжения - 108,42 руб./м3 /с учетом НДС/"; Пункт 5.5 - исключен; Пункт 5.8: "В случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решений о внесении платы за коммунальные услуги (за исключением платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме) непосредственно Теплоснабжающей организации, то внесение платы за коммунальные услуги Теплоснабжающей организации признается выполнением Потребителями как своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед Исполнителем, так и обязательств Исполнителя перед Теплоснабжающей организацией"; Пункт 6.3 - исключен.
С ООО "Управляющая компания "Ваш дом" в пользу МУП "Многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства Северный" взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6000 руб.
Ответчик, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу, в которой указал на то, что в основе пунктов, разногласия по которым урегулированы, содержится вопрос о том, кто из сторон (истец или ответчик) будет осуществлять сбор денежных средств с потребителей, выставлять к оплате счета, производить расчеты и определять стоимостную величину потребленных энергоресурсов.
Заявитель, ссылаясь на то, что собственниками спорного МКД на общем собрании принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно в РСО, а также на ч. 7.1. ст. 155 ЖК РФ, п. 64 Правил N 354, полагает, что таким лицом должен являться истец (РСО), а не ответчик (исполнитель коммунальных услуг), поскольку при наличии соответствующего решения собственников, ответчик не вправе осуществлять сбор денежных средств с собственников. Просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Истец письменный отзыв не представил.
Истцом представлено ходатайство, просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя. Ходатайство рассмотрено и удовлетворено (ст. 156, 159 АПК РФ).
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку представителя для участия в процессе не обеспечил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ответчиком в адрес истца направлен проект договора теплоснабжения договор N 023-Т-2014.
Рассмотрев проект договора, истец направил ответчику протокол разногласий, со стороны ответчика данный протокол подписан с протоколом согласования.
Не урегулирование между сторонами разногласий относительно редакции спорных пунктов договора явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Судом первой инстанции установлено, что, с учетом урегулирования части спорных пунктом сторонами в порядке ст. 70 АПК РФ, неурегулированными остались разногласия по п.п. 3.2.2, 3.3.1, 3.3.4, 5.1, 5.8 договора, которые основаны на споре в части обязанности истца или ответчика выставлять и собирать денежные средства с конечных потребителей (граждан проживающих в домах находящихся в управлении ООО "УК "Ваш дом").
Удовлетворяя исковые требования и принимая за основу редакцию, представленную истцом, суд первой инстанции исходил из того, что предложенная им редакция соответствует действующему законодательству, в частности обязанность ресурсоснабжающей организации по начислению и сбору платежей с населения не предусмотрена. Вместе с тем, обязанность управляющей компании как исполнителя коммунальных услуг по сбору и начислению коммунальных платежей прямо предусмотрена подп. "з" п. 31 Правил, частями 6.2, 7 ст. 155 ЖК РФ. Управляющая организация, получающая плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с ресурсоснабжающими организациями, с которыми заключены договоры поставки соответствующих ресурсов, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не установил.
В соответствии с абзацем вторым части второй статьи 445 Гражданского кодекса при отклонении протокола разногласий сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда. Такой стороной, как видно из абзаца первого пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса, является сторона, получившая протокол разногласий от стороны, для которой заключение договора обязательно.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на усмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Суд первой инстанции, рассмотрел редакцию истца п. 3.2.2 договора: "Вести распределение тепловой энергии, делать расчеты, определять стоимостную величину потребленных энергоресурсов, выставлять платежные документы Исполнителю" и редакцию ответчика п. 3.2.2: "Вести распределение тепловой энергии, делать расчеты, определять стоимостную величину потребленных энергоресурсов, выставлять платежные документы лицам, пользующимся на праве собственности или ином законном основании помещениями в многоквартирных домах, находящихся в управлении Исполнителя (далее - Потребителям)"; предложения истца, который просил принять п. 3.3.1 и п. 3.3.4 договора в редакции: Пункт 3.3.1: "Оплачивать тепловую энергию, используемую для теплоснабжения и горячего водоснабжения многоквартирных домов, в соответствии с разделами 4, 5 настоящего Договора". Пункт 3.3.4: "Не менее чем за 30 календарных дней до наступления соответствующей даты письменно уведомить Теплоснабжающую организацию об утрате прав (права собственности, аренды, безвозмездного пользования, прав и т.п.) на объект, теплоснабжение и горячее водоснабжение которого осуществляется в рамках настоящего Договора. При этом Исполнитель обязан представить в Теплоснабжающую организацию копию документа, свидетельствующего об утрате права (договор купли-продажи, соглашение о расторжении договора аренды, ссуды, иной документ) и сообщить наименование, адрес и контактный телефон нового правообладателя; обеспечить надлежащую передачу тепловых сетей и теплопотребляющих установок, выбывающих из владения Исполнителя; произвести Теплоснабжающей организации полную оплату за тепловую энергию". Рассмотрев доводы ответчика, который настаивал на исключении п. 3.3.1 из договора и на исключении из п. 3.3.4 слов: "произвести Теплоснабжающей организации полную оплату за тепловую энергию", поскольку оплата оказываемых истцом услуг будет осуществляться жителями напрямую ресурсоснабжающей организации. Суд также рассмотрел редакцию п. 5.1 в предложенной истцом редакции: "Потребитель (Исполнитель) оплачивает Теплоснабжающей организации стоимость тепловой энергии по тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ. На момент заключения настоящего договора тариф на тепловую энергию составляет: 5.1.1. Для теплоснабжения (отопления) - 1374,18 руб./Гкал /с учетом НДС/. 5.1.2. Для горячего водоснабжения - 108,42 руб./м3 /с учетом НДС/", и дополнении договора п. 5.8 следующего содержания: "В случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решений о внесении платы за коммунальные услуги (за исключением платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме) непосредственно Теплоснабжающей организации, то внесение платы за коммунальные услуги Теплоснабжающей организации признается выполнением Потребителями как своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед Исполнителем, так и обязательств Исполнителя перед Теплоснабжающей организацией"; и редакцию ответчика, которой просил принять данный пункт в редакции: "Расчет за потребленную тепловую энергию в расчетном периоде осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем внесения денежных средств потребителями непосредственно Теплоснабжающей организации через указанных Теплоснабжающей организацией платежных агентов, в кассу или на расчетный счет Теплоснабжающей организации. При этом внесение платы за тепловую энергию в Теплоснабжающую организацию признается выполнением Потребителями своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед Исполнителем, который отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. На момент заключения настоящего Договора тариф на тепловую энергию составляет".
Оценив редакции спорных пунктов суд первой инстанции, пришел к верному выводу о то, что п.п. 3.2.2, 3.3.1, 3.3.4, 5.1, 5.8 подлежат принятию в редакции, предложенной истцом поскольку обязанность перед ресурсоснабжающими организациями по оплате коммунальных ресурсов возникает непосредственно у собственника помещения только при выборе такого способа управления как непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений, что в настоящем случае места не имеет, правомерно отклонив довод ответчика о том, что потребители (жильцы) приняли решение об оплате потребленных энергоресурсов непосредственно истцу и поэтому ответчик не является обязанным лицом по оплате поставленной тепловой энергии, учитывая, что внесение собственниками и нанимателями платы за отопление непосредственно ресурсоснабжающей организации означает исполнение ими этой обязанности перед исполнителем коммунальных услуг. Законодательством исполнитель коммунальных услуг не освобождается от оплаты поставленного в жилой дом ресурса в целом, при этом именно на ответчика согласно ч. 4 ст. 155, ч. 1 ст. 161, п. 3. ч. 1 ст. 161 ЖК РФ возложена обязанность по сбору платежей от населения за коммунальные услуги, а также по обеспечению населения коммунальными услугами. Закрепление решением общего собрания порядка внесения платы за коммунальные услуги означает установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице управляющей компании по договору, содержащему положения о предоставлении таких услуг.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Поскольку истец является исполнителем коммунальных услуг, то к отношениям сторон подлежат применению Правила N 354, Правила, обязательные при заключении управляющей компанией договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), ЖК РФ.
Доводы жалобы суд апелляционной инстанции находит необоснованными и подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Как следует из п. 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров. Условия этих договоров определяются с учетом Правил N 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пунктом 66 Правил N 354 установлено, что плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
Обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги установлена Жилищным кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 155), подпунктом "и" пункта 34 Правил N 354.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.05.2007 N 8326-РМ/07 разъяснено, что при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании подпунктов 2, 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно, исходя из степени благоустройства многоквартирного дома. В соответствии с пунктом 5 Постановления N 124 исполнитель в лице управляющей организации не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.
Согласно пункту 7 Правил N 124 документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации: если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен).
Таким образом, ответчик на основании указанных норм права обязан заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Собственники жилых помещений проверяемого многоквартирного жилого дома приняли решение вносить плату напрямую ресурсоснабжающим организациям.
Из смысла абзаца 3 пункта 25 Правил N 124 следует, что если общее собрание собственников помещений приняло решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, то оплата коммунального ресурса осуществляется следующим образом: 1) путем внесения потребителями в адрес ресурсоснабжающей организации в сроки и случаях, установленных Жилищным кодексом РФ, платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой в жилых (нежилых) помещениях в многоквартирном жилом доме, за исключением платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды; 2) путем внесения исполнителем (ответчиком) до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом в адрес ресурсоснабжающей организации платы за коммунальный ресурс, использованный для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
В данном случае, из толкования указанного выше пункта, следует, что формулировка "оплата коммунального ресурса осуществляется путем внесения потребителями платы" фактически указывает на исполнение обязательства третьими лицами (статья 313 ГК РФ).
- Согласно пункту 27 Правил N 124, в случае если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются: а) порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме;
б) условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом;
в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг;
г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности;
д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с ответчика, как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.
Собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги (кроме потребляемых на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающим организациям при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, и при условии, что решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 7.1. статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Данный пункт регулирует порядок взаимоотношений между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме, нанимателями жилых помещений в случае внесения последними платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Из части 7.1. статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что фактически в ней подразумевается исполнение обязательства третьими лицами (статья 313 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При такой ситуации обязанность по исполнению обязательства по оплате в полном объеме (за услуги, предоставленные как в жилом помещении, так и на общедомовые нужды) истцу, в рамках договора ресурсоснабжения сохраняется за ответчиком. Отношений при таком способе оплаты между потребителями и ресурсоснабжающей организацией не возникает, поскольку потребители, непосредственно внося денежные средства ресурсоснабжающей организации, исполняют свои обязательства по оплате услуг перед управляющей организацией.
Согласно пункту 64 Правил N 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
В предусмотренных законом случаях обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства, однако за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, отвечает должник, если законом не установлено иное (статья 403 Гражданского кодекса Российской Федерации), в связи с чем, право собственников и пользователей помещений вносить плату за оказанные коммунальные услуги непосредственной ресурсоснабжающей организации не означает, что изменяется состав сторон и их ответственность в обязательстве по оказанию коммунальных услуг между исполнителем и потребителем или в обязательстве по приобретению коммунальных ресурсов между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией, поэтому, если собственники и наниматели помещений не внесли ресурсоснабжающей организации в полном объеме плату за оказанные коммунальные услуги, то последняя вправе требовать оплаты поставленных коммунальных ресурсов от исполнителя коммунальных услуг.
Пунктом 17 Правил N 354 предусмотрено три случая, когда ресурсоснабжающая организация должна приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида: 1) при непосредственном управлении многоквартирным домом (МКД); 2) МКД, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14, 15 Правил N 354; 3) собственникам и пользователям жилых домов (домовладений). Только в этих случаях на ресурсоснабжающую организацию распространяются нормы действующего законодательства, относящиеся к исполнителю коммунальных услуг.
Поскольку в спорном МКД избран и реализован способ управления - управляющей организацией - ООО УК "Ваш дом", на правоотношения, возникающие между МУП "МПО ЖКХ Северный" и ООО "УК "Ваш дом", указанный пункт 17 Правил N 354 не распространяется.
Закрепление решением этого общего собрания порядка внесения платы за коммунальные услуги означает установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице управляющей организации.
Исходя из положений части 7.1. статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 313, 403 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что у ресурсоснабжающей организации отсутствует право требовать оплаты и взыскивать непосредственно с потребителей плату за коммунальные услуги. Правоотношения у ресурсоснабжающих организаций возникают исключительно с управляющей организацией, и предъявлять иски о взыскании долга ресурсоснабжающая организация уполномочена только к исполнителю коммунальных услуг.
Следовательно, истец признается лишь получателем платы, но не вступает в обязательственные отношения непосредственно с потребителями коммунальной услуги, а значит, не имеет права предъявлять иски о взыскании задолженности, принимать иные меры воздействия на должников (взыскивать пени, ограничивать предоставление коммунальных услуг), поскольку указанные полномочия реализует ответчик, как управляющая организация и как кредитор в обязательстве потребителя по внесению платы.
Суд правомерно принял доводы истца о том, что предложенная им редакция основана на нормах правил N 124, N 354, ЖК РФ, где, в частности обязанность ресурсоснабжающей организации по начислению и сбору платежей с населения (в том числе и в случае принятия решения собственниками об оплате за коммунальные услуги не посредственно в РСО) не предусмотрена.
Более того, заявляя о необходимости формирования счетов на оплату, их предъявление и требование оплаты именно РСО ответчик не учел, что собственники (вне зависимости от принятых решений) оплату непосредственно в РСО могут производить только исключительно за личное потребление коммунальной услуги, без учета потребления МОП.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что поскольку у сторон фактически спор возник исключительно из определения лица, которое будет формировать и предъявлять квитанции к оплате, при этом стороны не представили необходимые данные для формирования иных условий договора (чем предложено при обращении в суд) в соответствии с п. 27 Правил N 124, суд апелляционной инстанции полагает возможным оставить спорные пункты в редакции, принятой судом, учитывая, что в любом случае, истец обязан принять оплаты непосредственно от граждан (и зачесть их в счет оплаты ответчика), но такое требование (об оплате) в силу закона имеет право выставить ответчик, указав реквизиты истца для того, что собственники имели возможность по реализации своего права произвести оплату непосредственно в РСО. Более того, учитывая, представленные сторонами доказательства в материалы настоящего дела, поскольку никаких соглашений о передаче персональных данных о жителях (Ф.И.О. данные ИПУ, численность жителей конкретной квартиры и т.д.) спорного МКД не подписано, доказательства того, что истец располагает информацией о том кому необходимо производить начисления (какому лицу и в каком объеме), не имеется. При этом, законом предусмотрена обязанность принятия платежей, а не обязанность по выставлению требований к их уплате.
Позиция ответчика в части возложения на истца обязанности по начислению и сбору платежей с жителей домов, находящихся в управлении ООО "Ваш дом", противоречит вышеуказанным нормативным актам.
С учетом изложенного, решение суда является законным, обоснованным. Оснований для отмены (изменения) обжалуемого решения, предусмотренных статьей 270 АПК РФ не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 05 июня 2015 года по делу N А50-2937/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
В.Ю.НАЗАРОВА
Судьи
Д.Ю.ГЛАДКИХ
Н.Г.МАСАЛЬСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)