Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 17.03.2014 ПО ДЕЛУ N 3-19/2014

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 марта 2014 г. по делу N 3-19/2014


Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего - судьи Касимовой З.Ш.,
при секретаре судебного заседания - Гарафутдиновой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании ... гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" о признании несоответствующим закону и недействующим Постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 15 октября 2012 года N 267 "О внесении изменений в Постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 23 декабря 2011 года N 1560 "Об утверждении нормативов отопления для населения городского округа город Уфа Республики Башкортостан",

установил:

23 декабря 2011 года Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам принято Постановление N 1560 "Об утверждении нормативов отопления для населения городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее по тексту - Постановление N 1560).
Первоначальный текст Постановления N 1560 был опубликован в изданиях "Республика Башкортостан" N 249 (27484) от 30.12.2011, N 20 (27505) от 03.02.2012, "Вечерняя Уфа" N 1 (11899) от 06.01.2012.
24 января 2012 года Постановление N 1560 было зарегистрировано за N 1797 в Управлении Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов.
Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 15 октября 2012 года N 267 "О внесении изменений в Постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 23 декабря 2011 года N 1560 "Об утверждении нормативов отопления для населения городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее по тексту - Постановление N 267) внесены изменения в Постановление N 1560.
Постановление N 267 было опубликовано 08.11.2012 на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (http://www.npa.bashkortostan.ru), а также в издании "Республика Башкортостан" N 230 (27715) от 30.11.2012.
30 октября 2012 года Постановление N 267 было зарегистрировано за N 2347 в Управлении Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов.
Общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее по тексту - ООО БашРТС, Общество, заявитель) обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением, в котором просило признать не соответствующим федеральному законодательству и недействующим Постановление N 267, которым были уменьшены значения нормативов для многоквартирных домов высотой в 5 и выше этажей, установленные Постановлением N 1560.
В своем заявлении Общество указывает на несоответствие Постановления N 267 пунктам 14, 15, 16, 17, 23 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (далее по тексту - Правила).
Согласно пункту 14 Правил срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
Пунктами 15, 16 Правил предусмотрены два случая, при которых возможно внесение изменений в действующие нормативы до истечения, установленного Правилами срока, которые являются исчерпывающими.
Поскольку обстоятельств, предусмотренных этими пунктами, не было, Общество считает, что внесение изменений в действующие нормативы отопления, утвержденные Постановлением N 1560, до истечения установленного Правилами срока, является нарушением указанных пунктов Правил.
Заявитель также указывает, что в Постановлении N 1560 не приведен метод установления нормативов потребления, а также период, за который выполнен расчет (количество месяцев в году); норматив отопления - 0,0157 Гкал/кв.м, установленный Постановлением N 267, значительно ниже, чем в других субъектах.
В подтверждение своих доводов Общество ссылается на представление Прокуратуры Республики Башкортостан от ... N..., в котором сказано, что вопреки требованиям раздела 2 приложения к Правилам, расчеты норматива на отопление произведены на основе расчетного метода по группам многоквартирных домов и общежитий с дифференциацией по этажности.
В дополнении к заявлению о признании нормативного акта недействующим, Общество отметило, что при принятии оспариваемого постановления необоснованно был применен расчетный метод при определении нормативов потребления коммунальных услуг, тогда как приоритетным методом является метод аналогов. Согласно пункту 22 Правил расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг.
Кроме того, по мнению ООО БашРТС, оспариваемое Постановление N 267 не соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее по тексту - Постановление N 857) и Постановлению Правительства Республики Башкортостан от 31 августа 2012 года N 300 "О порядке расчета платы за отопление для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее по тексту - Постановление N 300), согласно которым, исполнителям коммунальных услуг предписано применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии по отоплению, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года. В связи с этим, заявитель считает, что по городскому округу г.Уфа должны применяться нормативы, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года, то есть нормативы, утвержденные Постановлением N 1560.
Общество утверждает, что, применяя в своей деятельности в сфере поставки тепловой энергии нормативы потребления на основании нормативного акта, принятого с нарушением действующего законодательства, оно вынуждено терпеть убытки, наносящие ущерб его экономическим правам. В дополнении к своему заявлению ООО БашРТС указало, что коммерческие потери общества в год составили ... рубля.
На основании изложенного, ООО БашРТС просило признать несоответствующим закону и недействующим Постановление N 267.
В письменном отзыве председатель Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам просил отказать в удовлетворении требований ООО БашРТС по следующим основаниям.
Постановление N 267 было принято в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил, Постановления Правительства от 06 мая 2011 года N 354, а также с учетом представления прокуратуры Республики Башкортостан от ... N....
Согласно прокурорскому представлению при проверке нормативов на отопление для населения ... установлено, что расчеты норматива на отопление произведены на основе расчетного метода по группам многоквартирных домов и общежитий с дифференциацией по этажности, между тем, указанный метод не предполагает проведение выборки и установление норматива по группе домов.
Поскольку прокуратура Республики Башкортостан требовала незамедлительного устранения допущенных нарушений, нормативы потребления на отопление были изменены в соответствии с этими требованиями.
Информационным письмом от ... N... Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному надзору уведомил Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам об оснащенности многоквартирных домов г.Уфа приборами учета тепловой энергии на 01.09.2013.
По мнению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам, установленные нормативы потребления на отопление не могут оказывать влияние на взаимоотношения между "потребителями - управляющая компания" и "управляющая компания - ресурсоснабжающая организация", так как в этом случае расчеты осуществляются только по приборам учета.
Правила допускают изменение нормативов потребления коммунальных услуг в случае внесения изменений в настоящие Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. В соответствии с пунктом 20 Правил при установлении нормативов потребления коммунальных услуг решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами согласно пункту 24 Правил.
Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам расчеты норматива были произведены с учетом предусмотренных Правилами параметров многоквартирных домов по соответствующей формуле и с учетом параметров, приведенных в Правилах. Вместе с тем, из представленных заявителем документов следует, что им произведен расчет среднемесячного норматива по домам, не оборудованным учетными приборами. Однако дома в городе различаются по году постройки и по техническим параметрам, что не учтено при расчете среднемесячного норматива заявителем. Кроме того, этот расчет произведен неизвестным способом.
Заинтересованное лицо - Муниципальное унитарное предприятие "Уфимские инженерные сети" (далее по тексту - МУП "УИС") городского округа город Уфа в своем отзыве на заявление о признании нормативного правового акта недействующим признает это заявление обоснованным по доводам, изложенным в заявлении ООО БашРТС.
В своем отзыве прокурор отдела по надзору за законностью правовых актов управления по надзору и исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Башкортостан Кузьмина И.М. просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований, утверждая, что изменение нормативов произошло в результате прокурорского реагирования по материалам проверок. В ходе этих проверок были установлены факты значительного завышения нормативов потребления тепловой энергии, что приводило к неосновательному обогащению управляющих организаций.
Приведение в соответствие с законодательством нормативного правового акта потребовано прокуратурой Республики Башкортостан в рамках, предоставленных Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" полномочий.
В судебном заседании представители ООО БашРТС Ахметзянова О.С. (доверенность N... от ...), Гаврилова С.Н. (доверенность N... от ...), Волкова В.Н. (доверенность N... от ...), Константинов Е.С. (доверенность N... от ...), Козарез В.Ю. (доверенность N... от ...), Тимербулатова Ш.А. (доверенность N... от ...) поддержали заявление, просили его удовлетворить в полном объеме по изложенным в нем основаниям.
Представители МУП "УИС" Филиппов Д.Н. (доверенность N... от ...) и Сухова З.Р. (доверенность N... от ...) заявление ООО БашРТС поддержали и просили его удовлетворить.
Представители Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам Зиновьева О.А. (доверенность N... от ...) и Шафионецкая Н.В. (доверенность N... от ...), просили отказать в удовлетворении требований ООО БашРТС по основаниям, изложенным в отзыве.
Прокуроры отдела по надзору за законностью правовых актов управления по надзору и исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Башкортостан Гарипов И.Р. и Кузьмина И.М. просили отказать в удовлетворении заявления ООО БашРТС по основаниям, указанным в прокурорском отзыве.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвовавших в деле, проанализировав их доводы и возражения, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемыми органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
23 мая 2006 года Постановлением Правительства Российской Федерации N 306 утверждены Правила, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе и отопление и требования к их формированию.
Пунктом 3 Правил установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Республике Башкортостан полномочия по установлению нормативов потребления коммунальных услуг для населения по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению возложены на Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам (пункт 3.1 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 05.09.2013 N 404 (ранее Положение о государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам было утверждено Указом Президента Республики Башкортостан от 24.09.2010 N УП-567).
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий Государственным Комитетом Республики Башкортостан по тарифам Постановлением N 1560 установлены следующие нормативы отопления:
Группа домов Норматив отопления,
Гкал на 1 кв. м
общей площади жилых
помещений в месяц
Многоквартирные и жилые дома, а также общежития 0,0234
квартирного типа высотой 1 этаж
Многоквартирные дома, а также общежития квартирного 0,0234
типа высотой 2 этажа
Многоквартирные дома, а также общежития квартирного 0,0234
типа высотой 3 этажа
Многоквартирные дома, а также общежития квартирного 0,0234
типа высотой 4 этажа
Многоквартирные дома, а также общежития квартирного 0,0197
типа высотой 5 этажей
Многоквартирные дома, а также общежития квартирного 0,0196
типа высотой 6 этажей
Многоквартирные дома, а также общежития квартирного 0,0195
типа высотой 7 этажей
Многоквартирные дома, а также общежития квартирного 0,0194
типа высотой 8 этажей
Многоквартирные дома, а также общежития квартирного 0,0194
типа высотой 9 этажей
Многоквартирные дома, а также общежития квартирного 0,0193
типа высотой 10 этажей
Многоквартирные дома, а также общежития квартирного 0,0192
типа высотой 11 этажей
Многоквартирные дома, а также общежития квартирного 0,0190
типа высотой 12 этажей
Многоквартирные дома, а также общежития квартирного 0,0188
типа высотой 13 этажей
Многоквартирные дома, а также общежития квартирного 0,0186
типа высотой 14 этажей
Многоквартирные дома, а также общежития квартирного 0,0188
типа высотой 15 этажей
Многоквартирные дома, а также общежития квартирного 0,0190
типа высотой 16 этажей
Многоквартирные дома, а также общежития квартирного 0,0190
типа высотой 17 этажей
Многоквартирные дома, а также общежития квартирного 0,0190
типа высотой 18 этажей
Многоквартирные дома, а также общежития квартирного 0,0190
типа высотой 19 этажей
Многоквартирные дома, а также общежития квартирного 0,0190
типа высотой 20 этажей и выше
В ходе проверок, проведенных органами прокуратуры Республики Башкортостан, были выявлены факты значительного завышения нормативов потребления тепловой энергии, что приводило к необоснованному обогащению управляющих организаций за счет граждан. В связи с чем, заместителем прокурора Республики Башкортостан было внесено представление об устранении нарушений законодательства, регулирующего порядок ценообразования на коммунальные услуги от ... N....
Во исполнение требований прокурора об устранении нарушения закона в Постановление N 1560 внесены изменения Постановлением N 267 и были установлены следующие нормативы отопления:
Группа домов Норматив отопления,
Гкал на 1 кв. м
общей площади жилых
помещений в месяц
Многоквартирные и жилые дома, а также общежития 0,0234
квартирного типа высотой 1 этаж
Многоквартирные дома, а также общежития квартирного 0,0234
типа высотой 2 этажа
Многоквартирные дома, а также общежития квартирного 0,0234
типа высотой 3 этажа
Многоквартирные дома, а также общежития квартирного 0,0234
типа высотой 4 этажа
Многоквартирные дома, а также общежития квартирного 0,0152
типа высотой 5 этажей
Многоквартирные дома, а также общежития квартирного 0,0152
типа высотой 6 этажей
Многоквартирные дома, а также общежития квартирного 0,0152
типа высотой 7 этажей
Многоквартирные дома, а также общежития квартирного 0,0152
типа высотой 8 этажей
Многоквартирные дома, а также общежития квартирного 0,0152
типа высотой 9 этажей
Многоквартирные дома, а также общежития квартирного 0,0146
типа высотой 10 этажей
Многоквартирные дома, а также общежития квартирного 0,0146
типа высотой 11 этажей
Многоквартирные дома, а также общежития квартирного 0,0140
типа высотой 12 этажей
Многоквартирные дома, а также общежития квартирного 0,0146
типа высотой 13 этажей
Многоквартирные дома, а также общежития квартирного 0,0146
типа высотой 14 этажей
Многоквартирные дома, а также общежития квартирного 0,0146
типа высотой 15 этажей
Многоквартирные дома, а также общежития квартирного 0,0152
типа высотой 16 этажей и выше
Заявитель, ссылаясь на пункт 14 Правил, утверждает, что в соответствии с этим пунктом, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими правилами. Однако в данном случае изменение этих нормативов в связи с их несоответствием требованиям федерального законодательства произведено по требованию надзорного органа - прокуратуры Республики Башкортостан, которая действовала в рамках предоставленных ей полномочий Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". Часть 1 статьи 21 этого Федерального закона закрепляет за прокуратурой надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых, в том числе, и исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного, суд считает, что Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам вправе был произвести изменения нормативов потребления коммунальных услуг до истечения срока, установленного Правилами, по требованию органов прокуратуры для устранения допущенных нарушений закона.
Кроме того, согласно подпункту "б" пункта 16 Правил (в редакции от 28 марта 2012 года) изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в случае внесения изменений в настоящие Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
28 марта 2012 года принято Постановление Правительства Российской Федерации N 258 "О внесении изменений в правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Из Правил исключен экспертный метод. При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются только метод аналогов и расчетный метод.
Таким образом, Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам вправе был вносить изменения нормативов отопления еще и в связи с изменениями Правил по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 16 этих Правил.
На момент установления нормативов отопления Постановлением N 1560 (23.12.2011), действовала редакция N 2 от 06.05.2011 Правил. В пункте 24 Правил в этой редакции указывалось, что решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченным органом. Требований об указании в нормативном правовом акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг, применяемых для установления нормативов потребления коммунальных услуг методов, а также периода расчета в данной редакции Правил не содержалось. По этой причине в Постановлении N 1560 не был указан метод, примененный для установления нормативов отопления и период расчета. Постановление N 1560 заявителем не оспаривается.
Постановлением N 267 были внесены изменения в Постановление N 1560, которые касались только части Приложения к Постановлению N 1560, а именно, нормативов потребления по группе домов 5 этажей и выше.
При таких обстоятельствах нельзя признать нарушением норм федерального законодательства отсутствие указаний в оспариваемом нормативном правовом акте (в Постановлении N 267) на примененный метод установления нормативов отопления.
Заявитель не согласен с применением расчетного метода при изменении нормативов на отопление Постановлением N 267, поскольку в соответствии с Правилами расчетный метод применяется только при невозможности применить метод аналогов.
В пунктах 19, 21, 23, 24 Правил в редакции от 06.05.2011, действовавшей в момент принятия Постановления N 1560, сказано, что при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы:
1) метод аналогов;
2) экспертный метод;
3) расчетный метод.
Метод аналогов применяется при наличии данных, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг коллективными (общедомовыми) приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по коллективным (общедомовым) приборам учета, в соответствии с которыми можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными техническими и строительными характеристиками, степенью благоустройства и климатическими условиями.
Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также, если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода.
Решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами.
Как отмечалось выше, полномочия по установлению нормативов потребления коммунальных услуг для населения были предоставлены Государственному комитету Республики Башкортостан по тарифам в августе 2011 года.
Поскольку к моменту принятия Постановления N 1560 в декабре 2011 года результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствовали, был применен не аналоговый метод, а расчетный.
Суд считает обоснованным аргумент представителя Государственного Комитета Республики Башкортостан по тарифам о том, что поскольку в первичном Постановлении (N 1560), который заявителем не оспаривается, применен расчетный метод, в Постановлении N 267 о внесении в него изменений, также должен быть применен расчетный, а не аналоговый метод.
Кроме того, как отмечалось выше, прокурорское представление об устранении нарушений законодательства при установлении нормативов потребления коммунальных услуг датировано 17.08.2012. Изменения вносились во исполнение требований прокурора в октябре 2012 года.
Для установления нормативов потребления коммунальных услуг аналоговым методом необходимо было проведение измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг коллективными (общедомовыми) приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями, которые бы отвечали по количеству условиям представительности выборки, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по коллективным (общедомовым) приборам учета, в соответствии с которыми можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными техническими и строительными характеристиками, степенью благоустройства и климатическими условиями.
Такие измерения должны были проводиться весь отопительный период, поскольку речь идет о нормативах отопления. В связи с тем, что измерения в установленном порядке по предыдущему отопительному сезону не проводились, в октябре 2012 года при внесении изменений не мог быть применен аналоговый метод.
Доводы заявления о нормативах потреблений в других субъектах Российской Федерации не носят правового характера.
В целях обеспечения реализации на территории городского округа город Уфа норм Постановления Правительства Республики Башкортостан от 31 августа 2012 года N 300 "О порядке расчета платы за отопления для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", применению подлежали нормативы, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года N 258 "О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" с 1 июля 2012 года нормативы потребления на отопление устанавливались с учетом разделения нормативов потребления на коммунальные услуги в жилом помещении и на коммунальные услуги на общедомовые нужды. При этом нормативы устанавливались только на отопительный период.
Нормативы потребления на отопление, установленные до 1 июля 2012 года (действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года), учитывали расход тепловой энергии и в жилом помещении и на общедомовые нужды.
Вместе с тем, указанные постановления устанавливают порядок применения нормативов, но не порядок их установления. Следовательно, утверждение заявителя о том, что оспариваемое постановление противоречит приведенным выше постановлениям нельзя признать состоятельным.
В целях приведения нормативов потребления коммунальных услуг на отопление, не отвечающих нормам Правил, Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам Постановлением N 267 учел количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами или жилыми домами, не оборудованными приборами учета, исходя из общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома или помещений жилого дома, что соответствует пунктам 13 - 15 Приложения к Правилам.
В ходе судебного разбирательства установлено, что количественные показатели (квадратные метры) применены в полном соответствии с информацией об общей площади жилых помещений и площади нежилых помещений многоквартирных домов, полученной Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам из Администрации городского округа город Уфа.
В текстовой части дополнительного отзыва Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 12.03.2014 N 77-06-ОЮ допущена опечатка в таблице, содержащей информацию общей площади жилых помещений по этажности. Однако в представленных суду расчетах нормативов потребления коммунальной услуги на отопление, количественные показатели площади помещений отражены верно и установленный норматив учитывает расход тепловой энергии, в том числе и в местах общего пользования.
Кроме этого, при расчетах нормативов потребления на отопление Государственным комитетом применена температура в жилом помещении - 20 градусов в полном соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах суд считает, что аргумент заявителя о том, что нормативы потребления рассчитаны с нарушением пунктов 13 - 15 Приложения к Правилам является необоснованным.
Суду представлены заявителем в качестве доказательств договоры на тепловую энергию, заключенные им с потребителями в лице управляющей компании и МУП "УИС". Данными договорами учет тепловой энергии осуществляется либо по показанию узлов учета тепловой энергии, либо расчетным методом с учетом подключенной нагрузки многоквартирного дома.
Указанные договоры не содержат методы определения объема тепловой энергии, исходя из нормативов потребления на отопление.
Кроме того, в соответствии с пунктом 12 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", начиная с 1 июля 2013 года организации, которые осуществляют снабжение тепловой энергии объекты, в том числе многоквартирные дома, в случае неисполнения собственниками требования по оснащению многоквартирного дома прибором учета обязаны осуществить деятельность по их установке.
Таким образом, оспариваемое постановление не нарушает гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Принимая во внимание, что Постановлением N 267 установлены нормативы потребления в меньшем размере, чем в Постановлении N 1560, интересы граждан - потребителей тепловой энергии также не нарушаются.
Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан

решил:

в удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" о признании несоответствующим закону и недействующим Постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 15 октября 2012 года N 267 "О внесении изменений в Постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 23 декабря 2011 года N 1560 "Об утверждении нормативов отопления для населения городского округа город Уфа Республики Башкортостан", отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
Верховного Суда
Республики Башкортостан
З.Ш.КАСИМОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)