Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 28.11.2014 N Ф06-17745/2013 ПО ДЕЛУ N А06-9099/2013

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2014 г. по делу N А06-9099/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Пирцула Е.О., доверенность от 02.07.2014 б/н,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Газпром газораспределение",
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2014 (председательствующий судья Александрова Л.Б., судьи Веряскина С.Г., Луговской Н.В.)
по делу N А06-9099/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Газпром газораспределение" (ОГРН 1047855099170, ИНН 7838306818) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области об оспаривании решения и предписания, заинтересованные лица: Плеханов Денис Андреевич, г. Астрахань, открытое акционерное общество "Астраханьгазсервис" (ОГРН 1033000804935, ИНН 3017003100),

установил:

открытое акционерное общество "Газпром газораспределение" (далее - общество "Газпром газораспределение", общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 19.11.2013 по делу N 40-К-03-13.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Плеханов Денис Андреевич и открытое акционерное общество "Астраханьгазсервис" (далее - общество "Астраханьгазсервис").
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 14.03.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2014 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления общества отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить состоявшийся судебный акт, мотивируя неправильным применением судом норм материального права, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Проверив законность обжалуемого акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Решением антимонопольного органа от 19.11.2013 по делу N 40-К-03-13 общество "Газпром газораспределение" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по передаче природного газа в границах сети газоснабжения, присоединенной к сетям газоснабжения многоквартирного дома, находящегося по адресу: г. Астрахань, ул. Химиков/Димитрова, 1/1, в виде принятия необоснованного решения об отказе в рассмотрении по существу запроса гражданина Плеханова Д.А. о получении технических условий на реконструкцию системы теплоснабжения квартиры N 31, находящейся в многоквартирном доме по адресу: г. Астрахань, ул. Химиков/Димитрова, 1/1, с целью перехода от централизованной системы теплоснабжения на индивидуальную систему теплоснабжения с теплогенератором на природном газе с закрытой камерой сгорания, результатом которого явилось ущемление интересов Плеханова Д.А.
На основании указанного решения обществу выдано предписание с требованием рассмотреть запрос гражданина Плеханова Д.А. в порядке, установленном Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила), и не допускать необоснованных решений об отказе в рассмотрении запросов о получении технических условий по существу.
Полагая, что решение и предписание антимонопольного органа не соответствует действующему законодательству, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности управлением нарушения заявителем части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Как указал суд, принимая оспариваемые решение и предписание антимонопольный орган вышел за пределы предоставленных ему законом полномочий, поскольку им установлена обязанность рассмотреть запрос гражданина Плеханова Д.А. по Правилам. Кроме того, как указал суд, у общества "Газпром газораспределение" не имелось оснований для выдачи технических условий, так как действующее законодательство не предусматривает обязанности газораспределительной организации по выдаче технических условий при переустройстве жилых помещений.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Порядок признания положения хозяйствующего субъекта доминирующим определен в статье 5 Закона о защите конкуренции.
Судебными инстанциями установлено, что общество в силу закона является субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче природного газа по эксплуатируемым данным обществам сетям газоснабжения.
Как усматривается из материалов дела, Плеханову Д.А. принадлежит 1/2 доли в праве общей собственности на квартиру N 31, находящуюся в многоквартирном доме по адресу: г. Астрахань, ул. Химиков/Димитрова, 1/1. Отопление помещений данного дома осуществляется по централизованной системе теплоснабжения.
Плеханов Д.А. вместе с сособственником квартиры N 31 обратился в общество "Газпром газораспределение" с запросом о получении технических условий на замену имеющейся в указанной квартире газовой колонки на двухконтурный газовый котел с закрытой камерой сгорания с подключением от действующего стального внутридомового газопровода низкого давления, проложенного на кухне данной квартиры. К запросу были приложены копии правоустанавливающих документов на квартиру N 31.
Данные технические условия запрошены с целью перехода от централизованной системы теплоснабжения квартиры N 31 на индивидуальную систему теплоснабжения с теплогенератором на природном газе с закрытой камерой сгорания.
Факт получения обществом "Газпром газораспределение" указанного запроса и приложений к нему подтверждается соответствующей отметкой.
На необходимость получения Плехановым Д.А. технический условий указало Автономное учреждение Астраханской области "Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий" в письме от 25.10.2013 N 1310-01.
Изменения системы отопления в рассматриваемом случае подразумевает собой демонтаж элементов эксплуатируемой системы централизованного теплоснабжения, установка теплогенератора, его присоединение к газопроводу, размещение системы вентиляции, затрагивающее строительные конструкции дома.
В своде правил "СП 41-А06-9099/2013. Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе", одобренном для применения письмом Госстроя РФ от 26.03.2004 N ЛБ-2011/9, определено, что монтаж поквартирных систем теплоснабжения производится после выполнения в жилом здании следующих работ: монтаж перекрытий, покрытий, стен, перегородок, на которых должны монтироваться теплогенераторы; монтажа общеобменной вентиляции, водопроводной сети, сети противопожарного водопровода, канализации, электропроводки и электрооборудования; подготовки отверстий и установки футляров для прокладки дымоходов и воздуховодов, через строительные конструкции жилого здания; подготовки и оштукатуривания каналов (борозд) в стенах и перегородках - при скрытых прокладке трубопроводов; оштукатуривания и окраски (при облицовки) поверхностей стен в местах установки теплогенераторов.
В ходе осуществления такого комплекса работ и организационно-технических, мероприятий подлежат изменению количественные и качественные показатели элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, в том числе теплопроизводительность (в данном случае - количество теплоты, передаваемое теплоносителю в единицу времени), тепловая мощность (в данном случае - количество теплоты, образующееся в результате сжигания газа, подводимого к горелке в единицу времени), коэффициент полезного действия (в данном случае - отношение теплопроизводительности к тепловой мощности).
В этой связи переход с централизованной системы отопления на индивидуальную является реконструкцией в том содержательно-правовом смысле, который придается ей статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 1 Правил землепользования и застройки города Астрахани, утвержденных решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 30.09.2011 N 144, а также Методическими рекомендациями по технико-экономической оценке эффективности реконструкции жилых зданий и определению сроков окупаемости (приложение N 1), утвержденными Приказом Госстроя РФ от 10.11.1998 N 8.
Поскольку смена системы теплоснабжения является реконструкцией, а для функционирования индивидуальной системы отопления необходимо ее подключение к сетям газоснабжения, то к спорным отношениям подлежит применению статья 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющая порядок подготовки проектной документации применительно к реконструируемым объектам капитального строительства (их частям).
В силу части 2 данной статьи проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в тестовой форме и в виде карт и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В случае если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, для подготовки проектной документации необходимо получение технических условий (часть 6 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из смысла приведенной правовой нормы следует, что проектированию реконструируемой системы теплоснабжения предшествует этап получения технических условий подключения такой системы к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков, если иное предусмотрено законодательством о газоснабжении в Российской Федерации.
Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение (технологическое присоединение) построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение (технологическое присоединение), предоставленными правообладателю земельного участка (часть 8 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 утверждены Правила.
Судебная коллегия находит обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о применении вышеназванных Правил к рассматриваемым правоотношениям, поскольку согласно пункту 1 данных Правил последние применяются также в случаях, когда в результате строительства (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения либо оборудования по производству ресурсов требуется подключение к технологически связанным сетям инженерно-технического обеспечения.
Указанные Правила возлагают на организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязанность в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса о предоставлении технических условий определить и предоставить технические условия либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 9).
В соответствии с пунктами 2, 13 Правил в случае получения запроса о выдаче технических условий организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет технические условия на основе анализа резерва мощностей по производству соответствующих ресурсов и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения. Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий.
Таким образом, основанием для отказа от выдачи технических условий может являться только отсутствие резерва мощностей по производству соответствующих ресурсов и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, которое устанавливается организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, после получения запроса о выдаче технических условий на основе анализа указанных резервов.
Общество, получив запрос Плеханова Д.А. о выдаче технических условий, не рассмотрело его по существу, то есть не провело анализ резерва мощностей по производству газа и пропускной способности принадлежащих ему сетей газоснабжения. Отказ в выдаче технических условий заявитель связал с отсутствием у него исполнительно-технической документации на спорный многоквартирный дом, а отсутствие такой документации - с отсутствием обязанности по выдаче технических условий.
Между тем в силу положений Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 N 9, Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, лицом, обязанным предоставить технические условия подключения к сетям газоснабжения, является газораспределительная организация, то есть организация, имеющая в собственности либо на ином законном основании сети газоснабжения (газораспределения) и использующая такие сети для передачи газа.
Приказом ФСТ РФ от 16.09.2011 N 571-э прекращено государственное регулирование деятельности в отношении общества "Астраханьгазсервис" в сфере транспортировки газа по трубопроводам, а само общество исключено из раздела II "Транспортировка газа по трубопроводам" реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.
Принадлежащие обществу "Астраханьгазсервис" сети газоснабжения переданы в аренду обществу "Газпром газораспределение".
Таким образом, общество "Астраханьгазсервис" не эксплуатирует сети газоснабжения по их функциональному назначению, не оказывает услуги по транспортировке газа, не заключает соответствующие договоры с поставщиками и покупателями газа, для него регулятором не утверждены тарифы на передачу газа.
При изложенных обстоятельствах общество "Астраханьгазсервис" не является организацией, обязанной рассматривать вопрос о выдаче технических условий.
В данном случае такой организацией является общество "Газпром газораспределение", поскольку именно оно эксплуатирует сети газоснабжения, присоединенные к соответствующим сетям многоквартирного дома, в котором проживает Плеханов Д.А. осуществляя транспортировку газа в указанный дом на основании заключенного с поставщиком газа (закрытым акционерным обществом "Газпром межрегионгаз Астрахань") договора возмездного оказания услуг по транспортировке газа (для населения) от 28.11.2012 N 18-3/06-26 по утвержденному регулятором тарифу (Приказ ФСТ России от 17.11.2011 N 276-э/5).
Отсутствие у заявителя исполнительно-технической документации на спорный многоквартирный дом является следствием не проявления должной степени заботливости, осмотрительности и добросовестности при принятии от общества "Астраханьгазсервис" по договору аренды имущества от 18.12.2008 N 12-1/01-123 сетей газоснабжения, к которым присоединен данный дом.
Как правильно отмечено судом апелляционной инстанции, решение об отказе в рассмотрении запроса Плеханова Д.А. о получении технических условий, оформленного в полном соответствии с требованиями пункта 8 Правил, по существу (без проверки возможности подключения объекта Плеханова Д.А. к сетям газоснабжения) принято заявителем в нарушение названных норм, поскольку причина отказа в виде отсутствия у него исполнительно-технической документации на многоквартирный дом не определена Правилами в качестве основания для отказа в рассмотрении запроса о получении технических условий по существу.
Указанное деяние общества создало препятствие для решения вопроса о возможности осуществления перехода от централизованной системы теплоснабжения квартиры Плеханова Д.А. на индивидуальную систему теплоснабжения, что привело к ущемлению его законных интересов.
При этом следует отметить, что часть 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" не устанавливает безусловный запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов.
При наличии подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии запрещен только в том случае, если такие источники тепловой энергии включены в перечень, определенный пунктом 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 16.04.2012 N 307.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции правомерно признал оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа соответствующими нормам действующего законодательства и не нарушающими права и законные интересы общества.
Кассационная инстанция, поддерживая выводы арбитражного суда апелляционной инстанции, исходит из положений норм права, указанных в судебном акте, и обстоятельств, установленных судом.
Переоценка фактических обстоятельств дела, установленных судами в ходе рассмотрения дела, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2014 по делу N А06-9099/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Газпром газораспределение" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Газпром газораспределение" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 рублей, перечисленную по платежному поручению от 27.10.2014 N 61684.
Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА

Судьи
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН
Р.Р.МУХАМЕТШИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)