Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Ильина В.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "На Комарова" на решение от 02.10.2014 Арбитражного суда Омской области (судья Захарцева С.Г.) и постановление от 27.01.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричек Ю.Н., Кливер Е.П., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-10427/2014 по заявлению товарищества собственников жилья "На Комарова" (644092, город Омск, проспект Комарова, 1, ИНН 5507208171, ОГРН 1085543059392) к Государственной жилищной инспекции Омской области (644007, город Омск, улица Булатова, 68, ИНН 5503242245, ОГРН 1135543018511) об оспаривании ненормативного правового акта.
Суд
установил:
товарищество собственников жилья "На Комарова" (далее - товарищество, ТСЖ "На Комарова") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 24.07.2014 N 05-02-06/65.
Решением от 02.10.2014 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 27.01.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе ТСЖ "На Комарова", ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение от 02.10.2014 и постановление от 27.01.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению товарищества, постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - Постановление N 344) в рассматриваемом случае не подлежит применению, поскольку в многоквартирном доме N 1 по проспекту Комарова в городе Омске установлены приборы учета потребления коммунальных услуг и плата за коммунальные услуги начисляется не с использованием норматива потребления, а с применением показаний установленных приборов учетов.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной по обращениям граждан проверки инспекцией установлено, что ТСЖ "На Комарова" в квитанциях, выставляемых собственникам и пользователям жилых помещений многоквартирного дома N 1 по проспекту Комарова в городе Омске, производит начисление платы за услуги по водоотведению на общедомовые нужды (далее - ОДН) по горячей и холодной воде.
Данный факт зафиксирован в акте проверки от 24.07.2014 N 05-03-06/140к и квалифицирован инспекцией как нарушение требований приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 23.04.2013 N 67/22, Постановления N 344.
Предписанием от 24.07.2014 N 05-02-06/65 на товарищество возложена обязанность в срок до 20.09.2014 привести платежные документы в соответствие с установленными требованиями.
Не согласившись с указанным предписанием, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из того, что оспариваемое предписание выдано инспекцией в пределах предоставленных полномочий и при наличии для этого правовых оснований. Суды сочли необоснованным производимое ТСЖ "На Комарова" с 01.06.2013 начисление платы за водоотведение на ОДН, поскольку норматив водоотведения на ОДН отменен Постановлением N 344.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правомерными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
По смыслу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание выносится в случае установления при проведении проверки нарушений требований законодательства, соблюдение которых является обязательным для проверяемого юридического лица.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ).
В силу положений части 1 статьи 153, части 4 статьи 154, пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, пунктов 63, 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) на основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за водоотведение.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок расчета платы за коммунальные услуги регулируется Правилами N 354 и зависит от наличия у потребителей приборов учета коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению.
Объем услуг по водоотведению из жилых и нежилых помещений многоквартирного дома рассчитывается по индивидуальным приборам учета сточных вод, а при отсутствии таковых - по сумме объемов холодной и горячей воды, поставленной в эти помещения, которые определяются по суммарным показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета этих коммунальных ресурсов за расчетный период. При отсутствии приборов учета воды в жилых помещениях объем сточных вод определяется как произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, и норматива водоотведения. При отсутствии приборов, фиксирующих объем водоснабжения в нежилых помещениях, этот объем определяется расчетным способом, аналогичным тому, который определен в договорах водоснабжения между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, а при отсутствии такого условия - расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о водоснабжении (пункты 42, 43, 59 Правил N 354 и формула 4 Приложения N 2 к Правилам N 354).
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН, зависит от наличия коллективного прибора учета коммунального ресурса.
Согласно пункту 48 Правил N 354, пунктам 10, 17 и формулам 10 и 15 Приложения N 2 к этим Правилам при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на ОДН, определяется как произведение тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на ОДН и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение. Указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на ОДН за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Правилами N 306 не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН. Ранее действующие нормы, предусматривавшие такой норматив, исключены из этих Правил (пункт 1 Постановления N 344). Законность и обоснованность данной нормы проверялась Верховным Судом Российской Федерации в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и суд признал ее соответствующей как жилищному законодательству, так и Федеральному закону от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2014 N АКПИ14-1190).
Таким образом, при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод, законных оснований для начисления жильцам платы за коммунальную услугу по водоотведению на ОДН не имеется.
Данный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.04.2015 N 310-ЭС14-5955.
Поскольку многоквартирный дом N 1 по проспекту Комарова в городе Омске не оборудован общедомовым прибором учета сточных вод и доказательств обратного материалы дела не содержат, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о неправомерности предъявления ТСЖ "На Комарова" жителям указанного дома к оплате стоимости коммунальной услуги водоотведение на ОДН.
Возражения ТСЖ "На Комарова", основанные на пункте 13 и формуле 12 Приложения 2 к Правилам N 354, подлежат отклонению, так как указанные нормы регулируют порядок определения платы за водоотведение при наличии в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что оспариваемое предписание основано на требованиях статьи 20 ЖК РФ, по своему содержанию соответствует характеру выявленного нарушения Правил N 354, направлено на его прекращение и является реально исполнимыми, арбитражные суды правомерно отказали товариществу в удовлетворении заявленного требования.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 02.10.2014 Арбитражного суда Омской области и постановление от 27.01.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-10427/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Г.А.ШАБАНОВА
Судьи
В.И.ИЛЬИН
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 22.04.2015 N Ф04-18379/2015 ПО ДЕЛУ N А46-10427/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2015 г. по делу N А46-10427/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Ильина В.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "На Комарова" на решение от 02.10.2014 Арбитражного суда Омской области (судья Захарцева С.Г.) и постановление от 27.01.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричек Ю.Н., Кливер Е.П., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-10427/2014 по заявлению товарищества собственников жилья "На Комарова" (644092, город Омск, проспект Комарова, 1, ИНН 5507208171, ОГРН 1085543059392) к Государственной жилищной инспекции Омской области (644007, город Омск, улица Булатова, 68, ИНН 5503242245, ОГРН 1135543018511) об оспаривании ненормативного правового акта.
Суд
установил:
товарищество собственников жилья "На Комарова" (далее - товарищество, ТСЖ "На Комарова") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 24.07.2014 N 05-02-06/65.
Решением от 02.10.2014 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 27.01.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе ТСЖ "На Комарова", ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение от 02.10.2014 и постановление от 27.01.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению товарищества, постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - Постановление N 344) в рассматриваемом случае не подлежит применению, поскольку в многоквартирном доме N 1 по проспекту Комарова в городе Омске установлены приборы учета потребления коммунальных услуг и плата за коммунальные услуги начисляется не с использованием норматива потребления, а с применением показаний установленных приборов учетов.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной по обращениям граждан проверки инспекцией установлено, что ТСЖ "На Комарова" в квитанциях, выставляемых собственникам и пользователям жилых помещений многоквартирного дома N 1 по проспекту Комарова в городе Омске, производит начисление платы за услуги по водоотведению на общедомовые нужды (далее - ОДН) по горячей и холодной воде.
Данный факт зафиксирован в акте проверки от 24.07.2014 N 05-03-06/140к и квалифицирован инспекцией как нарушение требований приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 23.04.2013 N 67/22, Постановления N 344.
Предписанием от 24.07.2014 N 05-02-06/65 на товарищество возложена обязанность в срок до 20.09.2014 привести платежные документы в соответствие с установленными требованиями.
Не согласившись с указанным предписанием, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из того, что оспариваемое предписание выдано инспекцией в пределах предоставленных полномочий и при наличии для этого правовых оснований. Суды сочли необоснованным производимое ТСЖ "На Комарова" с 01.06.2013 начисление платы за водоотведение на ОДН, поскольку норматив водоотведения на ОДН отменен Постановлением N 344.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правомерными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
По смыслу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание выносится в случае установления при проведении проверки нарушений требований законодательства, соблюдение которых является обязательным для проверяемого юридического лица.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ).
В силу положений части 1 статьи 153, части 4 статьи 154, пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, пунктов 63, 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) на основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за водоотведение.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок расчета платы за коммунальные услуги регулируется Правилами N 354 и зависит от наличия у потребителей приборов учета коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению.
Объем услуг по водоотведению из жилых и нежилых помещений многоквартирного дома рассчитывается по индивидуальным приборам учета сточных вод, а при отсутствии таковых - по сумме объемов холодной и горячей воды, поставленной в эти помещения, которые определяются по суммарным показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета этих коммунальных ресурсов за расчетный период. При отсутствии приборов учета воды в жилых помещениях объем сточных вод определяется как произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, и норматива водоотведения. При отсутствии приборов, фиксирующих объем водоснабжения в нежилых помещениях, этот объем определяется расчетным способом, аналогичным тому, который определен в договорах водоснабжения между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, а при отсутствии такого условия - расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о водоснабжении (пункты 42, 43, 59 Правил N 354 и формула 4 Приложения N 2 к Правилам N 354).
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН, зависит от наличия коллективного прибора учета коммунального ресурса.
Согласно пункту 48 Правил N 354, пунктам 10, 17 и формулам 10 и 15 Приложения N 2 к этим Правилам при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на ОДН, определяется как произведение тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на ОДН и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение. Указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на ОДН за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Правилами N 306 не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН. Ранее действующие нормы, предусматривавшие такой норматив, исключены из этих Правил (пункт 1 Постановления N 344). Законность и обоснованность данной нормы проверялась Верховным Судом Российской Федерации в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и суд признал ее соответствующей как жилищному законодательству, так и Федеральному закону от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2014 N АКПИ14-1190).
Таким образом, при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод, законных оснований для начисления жильцам платы за коммунальную услугу по водоотведению на ОДН не имеется.
Данный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.04.2015 N 310-ЭС14-5955.
Поскольку многоквартирный дом N 1 по проспекту Комарова в городе Омске не оборудован общедомовым прибором учета сточных вод и доказательств обратного материалы дела не содержат, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о неправомерности предъявления ТСЖ "На Комарова" жителям указанного дома к оплате стоимости коммунальной услуги водоотведение на ОДН.
Возражения ТСЖ "На Комарова", основанные на пункте 13 и формуле 12 Приложения 2 к Правилам N 354, подлежат отклонению, так как указанные нормы регулируют порядок определения платы за водоотведение при наличии в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что оспариваемое предписание основано на требованиях статьи 20 ЖК РФ, по своему содержанию соответствует характеру выявленного нарушения Правил N 354, направлено на его прекращение и является реально исполнимыми, арбитражные суды правомерно отказали товариществу в удовлетворении заявленного требования.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 02.10.2014 Арбитражного суда Омской области и постановление от 27.01.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-10427/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Г.А.ШАБАНОВА
Судьи
В.И.ИЛЬИН
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)