Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.10.2015 N 11АП-9919/2015 ПО ДЕЛУ N А72-4171/2015

Разделы:
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2015 г. по делу N А72-4171/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14.10.2015 в помещении суда апелляционные жалобы Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области и товарищества собственников жилья "Левобережное" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.06.2015 по делу N А72-4171/2015 (судья Каданцев Ю.А.), принятое по заявлению товарищества собственников жилья "Левобережное" (ИНН 7328045929, ОГРН 1027301576411), г. Ульяновск, Сычева Алексея Радиевича, г. Ульяновск, к Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области, г. Ульяновск, об оспаривании предписания,
в судебном заседании приняли участие:
представитель ТСН "Левобережное" Федотов Д.В. (доверенность от 28.07.2015),
представитель Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области Замалдинова Э.М. (доверенность от 28.07.2015 N 14),
Сычев А.Р. не явился, извещен,

установил:

товарищество собственников жилья "Левобережное" (далее - ТСЖ "Левобережное", товарищество) и Сычев Алексей Радиевич обратились в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным предписания Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области (далее - административный орган) от 26.01.2015 N О-477.
Впоследствии Сычев А.Р. от заявления отказался в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 04.06.2015 по делу N А72-4171/2015 Арбитражный суд Ульяновской области прекратил производство по делу в части требований Сычева А.Р. и в части оспаривания товариществом п. 7 предписания от 26.01.2015 N О-477; признал недействительным п. 9 предписания от 26.01.2015 N О-477, в удовлетворении остальной части требований товарищества - отказал.
ТСЖ "Левобережное" и административный орган в апелляционных жалобах просили отменить решение суда первой инстанции.
Административный орган апелляционную жалобу товарищества отклонил по мотивам, изложенным в отзыве.
ТСЖ "Левобережное" сообщило суду апелляционной инстанции об изменении своего названия с товарищества собственников жилья "Левобережное" на товарищество собственников недвижимости "Левобережное".
Рассмотрение дела откладывалось с 02.09.2015 на 14.10.2015 в соответствии со ст. 158 АПК РФ.
На основании ст. ст. 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие Сычева А.Р., извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представитель ТСН "Левобережное" апелляционную жалобу товарищества поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное, апелляционную жалобу административного органа отклонил.
Представитель административного органа апелляционную жалобу административного органа поддержала, просила отменить обжалуемый судебный акт в части удовлетворения требований ТСЖ "Левобережное" как незаконное и необоснованное, апелляционную жалобу товарищества отклонила.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционных жалобах и отзыве, в выступлении представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, административный орган на основании распоряжения от 20.01.2015 N 000113/О-477 провел в отношении ТСЖ "Левобережное" внеплановую документарную проверку, в ходе которой выявил факт несоответствия устава товарищества требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ):
1) п. 15.4 устава закреплено, что председатель правления вправе принимать решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания членов товарищества и правления товарищества, что противоречит требованиям ч. 2 ст. 149 ЖК РФ;
2) п. 15.6 устава установлено, что председатель правления осуществляет свою деятельность на основе трудовых отношений, что противоречит требованиям п. 11 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ, так как председатель правления получает вознаграждение установленное общим собранием членов ТСЖ и исполняет свои обязанности в соответствии с ЖК РФ, а не Трудовым кодексом Российской Федерации;
3) п. 15.7 и 15.8 устава установлено, что председатель правления вправе принять заместителя и возлагать на него обязанности в период своего отсутствия, чем нарушены положения ч. 3.1 ст. 147 ЖК РФ;
4) п. 2.3 устава противоречит требованиям ч. 3 ст. 152 и п. 7 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ в части использования доходов от хозяйственной деятельности по усмотрению председателя правления;
5) п. 13.2 устава противоречит требованиям ч. 2 ст. 147 ЖК РФ;
6) п. 14.16 устава противоречит требованиям ч. 6 ст. 147 и ч. 2 ст. 149 ЖК РФ;
7) п. 14.15 устава противоречит требованиям ч. 4 ст. 145, ч. 6 ст. 147 и ст. 148 ЖК РФ;
8) п. 15.1 устава противоречит требованиям ч. 2 ст. 147 и ст. 149 ЖК РФ в части избрания председателя на следующий двухлетний срок, а также расширения полномочий в части дачи указаний распоряжений иным лицам;
9) п. 16.4 устава противоречит требованиям ст. 150 ЖК РФ.
По результатам проверки административный орган составил акт проверки от 26.01.2015 N 000114/О-477 и выдал предписание от 26.01.2015 N О-477 об устранении выявленных нарушений в срок до 26.07.2015.
Решением от 20.04.2015 административный орган отменил п. 7 предписания от 26.01.2015 N О-477.
Не согласившись с предписанием административного органа, ТСЖ "Левобережное" обратилось в арбитражный суд.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ отношения по поводу создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов регулирует жилищное законодательство.
Требования к деятельности товарищества собственников жилья установлены разделом VI ЖК РФ. Положения устава товарищества собственников жилья не могут противоречить требованиям, установленным ЖК РФ.
В п. 9 предписания административный орган предложил товариществу устранить несоответствие п. 16.4 устава требованиям ст. 150 ЖК РФ.
П. 16.4 устава установлено, что в случае истечения срока полномочий членов ревизионной комиссии (ревизора), члены товарищества обязаны вновь осуществить избрание состава ревизионной комиссии (ревизора). До совершения данных действий товарищество осуществляет деятельность в отсутствие ревизионной комиссии (ревизора).
Ревизионная комиссия является органом контроля товарищества собственников жилья, осуществляющим функции внутреннего финансово-хозяйственного контроля за деятельностью товарищества, правления товарищества и его членов, а также председателя правления товарищества.
В соответствии с ч. 1 ст. 150 ЖК РФ ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья избирается общим собранием членов товарищества не более чем на два года.
По мнению административного органа, необходимость рассмотрения общим собранием членов товарищества вопроса о переизбрании ревизионной комиссии возникает не реже чем каждые два года.
В силу ч. 4 ст. 145 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции правления товарищества.
Как верно указал суд первой инстанции, п. 16.4 устава устанавливает обязанность членов товарищества осуществить избрание состава ревизионной комиссии (ревизора), не определяя при этом порядок такого избрания, а также предусматривает возможность осуществления товариществом своей деятельности в отсутствие ревизионной комиссии (ревизора) до совершения данных действий, что не противоречит нормам ЖК РФ.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о необходимости прекращения производства по настоящему делу в части оспаривания п. 7 предписания на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, так как этот пункт административным органом отменен, а доказательства наступления каких-либо неблагоприятных последствий, нарушения прав и законных интересов товарищества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в связи с п. 7 предписания, не представлены.
Отказывая в удовлетворении требований товарищества в части п. 1, 3, 4, 5, 6 и 8 предписания, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
П. 1 предписания товариществу предложено внести изменения в п. 15.4 устава, которым установлено, что председатель правления вправе принимать решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания членов товарищества и правления товарищества.
Правовое положение и компетенция общего собрания членов товарищества, правления товарищества и председателя правления установлены ст. ст. 144 - 149 ЖК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 149 ЖК РФ председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положение об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных ЖК РФ, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества.
Учитывая, что жилищное законодательство не предусматривает передачу председателю правления товарищества полномочий на принятие решений по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания членов товарищества или членов правления товарищества, п. 15.4 устава, устанавливающий такую возможность, не соответствует ЖК РФ.
П. 3 предписания товариществу предложено внести изменения в п. 15.7 и 15.8 устава.
Согласно п. 15.7 и 15.8 устава председатель правления товарищества вправе принять на должность заместителя председателя правления лицо, имеющее высшее юридическое и экономическое образование и опыт работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Заместитель председателя правления товарищества на период отпуска, болезни, командировки и иных подобных случаев председателя правления товарищества осуществляет руководство деятельностью товарищества, если не имеется иное волеизъявление председателя правления.
В соответствии со ст. 144 ЖК РФ органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.
В силу ч. 1 ст. 147 ЖК РФ руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Член правления товарищества собственников жилья не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору, а также поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества (ч. 3.1 ст. 147 ЖК РФ).
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, изложенное в п. 3 предписания требование не противоречит действующему законодательству.
П. 4 предписания предложено устранить несоответствие п. 2.3 устава требованиям п. 7 ч. 2 ст. 145 и ч. 3 ст. 152 ЖК РФ.
В п. 2.3 устава указано, что на основании решения общего собрания членов товарищества доход от хозяйственной деятельности товарищества используется для оплаты общих расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а при его отсутствии направляется в специальные фонды, расходуемые на цели, предусмотренные уставом товарищества по усмотрению председателя правления.
Однако в силу п. 7 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества отнесено к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Согласно ч. 3 ст. 152 ЖК РФ на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья доход от хозяйственной деятельности товарищества используется для оплаты общих расходов или направляется в специальные фонды, расходуемые на цели, предусмотренные уставом товарищества.
Таким образом, при отсутствии соответствующего решения общего собрания членов товарищества председатель правления не вправе по своему усмотрению определять направления использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества.
В п. 5 предписания товариществу предложено внести изменения в п. 13.2 устава, в соответствии с которым правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок 2 года; член правления считается вновь избранным на тот же срок до момента принятия решения членами товарищества о выборе иного лица его членом.
Ч. 2 ст. 147 ЖК РФ установлено, что правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года.
Поскольку п. 13.2 устава, вопреки ч. 2 ст. 147 ЖК РФ, допускает возможность исполнения членом правления своих полномочий по истечении двухлетнего срока без проведения общим собранием членов товарищества процедуры избрания (переизбрания) членов правления, административный орган обоснованно предложил товариществу изменить устав в этой части.
П. 6 предписания предложено устранить несоответствие п. 14.16 устава требованиям ч. 6 ст. 147 и ч. 2 ст. 149 ЖК РФ.
Согласно п. 14.16 устава в случае непринятия решений по перечисленным вопросам, отнесенным к компетенции правления товарищества, данные решения уполномочен принимать председатель правления товарищества.
В соответствии с ч. 6 ст. 147 ЖК РФ правление товарищества собственников жилья правомочно принимать решения, если на заседании правления товарищества присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов правления товарищества. Решения правления товарищества принимаются простым большинством голосов от общего числа голосов членов правления, присутствующих на заседании, если большее число голосов для принятия таких решений не предусмотрено уставом товарищества. Решения, принятые правлением товарищества, оформляются протоколом заседания правления товарищества и подписываются председателем правления товарищества, секретарем заседания правления товарищества.
Исходя из ч. 2 ст. 149 ЖК РФ председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положение об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных ЖК РФ, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества.
Поскольку приведенные нормы ЖК РФ не предусматривают право председателя правления товарищества принимать решения по вопросам, относящимся к компетенции правления товарищества, п. 6 предписания является законным.
П. 8 предписания предложено устранить несоответствие п. 15.1 устава требованиям ч. 2 ст. 147 и ст. 149 ЖК РФ.
В п. 15.1 устава предусмотрено, что председатель правления товарищества собственников жилья избирается сроком на два года. В случае, если в тридцатидневный срок с момента истечения двух лет с момента избрания председателя правления товарищества собственников жилья не проведено или признано несостоявшимся общее собрание правления товарищества, членов товарищества или отсутствовал кворум при их проведении, о переизбрании или выборе нового председателя правления товарищества, то председатель правления признается членами товарищества и правлением товарищества избранным на следующий двухлетний срок. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно, а также иным лицам, продающим товары, выполняющим работы и оказывающим услуги для товарищества.
Согласно ч. 1 ст. 149 ЖК РФ председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что п. 15.1 устава противоречит нормам ЖК РФ, так как допускает возможность продления (возобновления) полномочий председателя правления на срок, превышающий два года - максимальный срок, установленный ч. 2 ст. 147 ЖК РФ для членов правления товарищества и, соответственно, для председателя правления, который может быть избран только из числа членов правления товарищества в силу ч. 3 ст. 147 ЖК РФ.
Ч. 1 ст. 149 ЖК РФ содержит закрытый перечень полномочий председателя правления и возможность расширения этого перечня ЖК РФ не предусмотрена. В связи с этим п. 15.1 устава, предусматривающий право председателя правления давать указания и распоряжения иным лицам, продающим товары, выполняющим работы и оказывающим услуги для товарищества, не соответствует требованиям жилищного законодательства.
Суд первой инстанции, отказывая ТСЖ "Левобережное" в удовлетворении заявления в части оспаривания п. 2 предписания, не учел следующее.
П. 2 предписания товариществу предложено внести изменения в п. 15.6 устава в связи с тем, что возможность осуществления деятельности председателя правления товарищества на основе трудовых отношений законом не предусмотрена.
В обоснование своей позиции административный орган сослался на то, что в силу п. 11 ч. 2 ст. 145 и ч. 3 ст. 147 ЖК РФ председатель правления товарищества избирается из состава правления товарищества и осуществляет свою деятельность за вознаграждение, размер которого устанавливается решением общего собрания членов товарищества, то есть правоотношения между председателем правления товарищества и товариществом возникают из исполнения решения собрания собственников помещений дома. Ч. 3.1 ст. 147 ЖК РФ установлен запрет на совмещение членом правления товарищества своей деятельности в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору.
Между тем ЖК РФ как таковой запрет на заключение трудового договора с председателем правления товарищества не содержит.
П. 11 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ устанавливает, что размер вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления, товарищества определяется общим собранием членов товарищества собственников жилья, однако характер вознаграждения (единовременный или периодический) не разъясняет. Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата является именно вознаграждением, о котором упоминается в п. 11 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 282 Трудового кодекса Российской Федерации под совместительством понимается выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Деятельность председателя правления совместительством не является.
Ч. 3.1 ст. 147 ЖК РФ установлен запрет лишь на совмещение председателем правления товарищества своей деятельности как председателя правления товарищества с другой трудовой деятельностью в товариществе (например, на должности инженера и др.).
Из изложенного следует, что п. 15.6 устава не противоречит положениям ЖК РФ.
Таким образом, заявление товарищества в части оспаривания п. 2 предписания подлежит удовлетворению.
Вывод суда первой инстанции о необходимости прекращения производства по делу в части требований Сычева А.Р. подтверждается материалами дела и в апелляционном порядке не оспаривается.
На основании изложенного, руководствуясь положениями п. 2 ст. 269 АПК РФ, суд апелляционной инстанции изменяет решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ) и признает недействительным п. 2 предписания от 26.01.2015 N О-477; в остальной части решение суда первой инстанции - оставляет без изменения.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб., понесенные товариществом при подаче апелляционной жалобы, относятся на административный орган.
При принятии апелляционной жалобы товарищества к производству суд апелляционной инстанции произвел зачет государственной пошлины, возвращенной по справке Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 N 108014 в сумме 4 000 руб. по делу N А72-3077/2014 по платежному поручению от 20.06.2014 N 373, в счет государственной пошлины, подлежавшей уплате за подачу апелляционной жалобы по настоящему делу в сумме 1 500 руб..
Поскольку зачет произведен не на всю сумму, подлежавшую возврату по справке от 01.08.2014 N 108014, суд апелляционной инстанции возвращает ТСН "Левобережное" государственную пошлину в сумме 2 500 руб. по платежному поручению от 20.06.2014 N 373.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04 июня 2015 года по делу N А72-4171/2015 изменить.
Признать недействительным пункт 2 предписания Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области от 26 января 2015 года N О-477.
В остальной части решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04 июня 2015 года по делу N А72-4171/2015 оставить без изменения.
Взыскать с Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области в пользу товарищества собственников недвижимости "Левобережное" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 (Одна тысяча пятьсот) руб.
Возвратить товариществу собственников недвижимости "Левобережное" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 500 (Две тысячи пятьсот) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН

Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Е.Г.ПОПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)