Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сидоровой А.В.,
судей Лаптева Н.В.,
Рябининой Т.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Управление единого заказчика жилищно-коммунальных услуг города Ленинска-Кузнецкого" на решение от 08.11.2013 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Бондаренко С.С.) и постановление от 12.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ярцев Д.Г., Стасюк Т.Е., Афанасьева Е.В.) по делу N А27-9301/2013 по иску общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (652523, Кемеровская область, город Ленинск-Кузнецкий, улица Телефонная, 7, ИНН 4212027153, ОГРН 1084212001169) к открытому акционерному обществу "Управление единого заказчика жилищно-коммунальных услуг города Ленинска-Кузнецкого" (652500, Кемеровская область, город Ленинск-Кузнецкий, улица Земцова, 1, ИНН 4212025149, ОГРН 1074212002358) о взыскании 7 352 752 рублей 71 копейки.
Другое лицо, участвующие в деле, - администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - Общество "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Управление единого заказчика жилищно-коммунальных услуг Ленинска-Кузнецкого" (далее - Управление единого заказчика) о взыскании 7 352 752 рублей 71 копейки задолженности за тепловую энергию, отпущенную в мае 2013 года (с учетом принятого судом изменения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 08.08.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа (далее - Администрация, третье лицо).
Решением от 08.11.2013 Арбитражного суда Кемеровской области (с учетом определения об исправлении описки), оставленным без изменения постановлением от 12.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены. С Управления единого заказчика в пользу Общества "Водоканал" взыскана задолженность в размере 7 352 752 рублей 71 копейки.
Управление единого заказчика обратилось с кассационной жалобой, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение норм материального права, выразившееся в неприменении закона, подлежащего применению.
По мнению заявителя, судами при определении размера платежей за коммунальные услуги по отоплению в спорный период не учтены положения Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), с учетом которых увеличение или уменьшение отопительного сезона не влияет на расчет количества отпущенной тепловой энергии и стоимость оказанных коммунальных ресурсов, поскольку плата за услугу по отоплению за указанный период должна рассчитываться и вноситься в течение всего календарного года равными долями.
В то же время, Управление единого заказчика, ссылаясь также на Правила N 306, считает, что размер платы за коммунальные услуги должен рассчитываться исходя из длительности отопительного сезона, который устанавливается органами местного самоуправления. Заявитель при этом, указывает, что согласно постановлению Администрации от 26.02.2013 N 272 отопительный сезон в 2013 году окончился 15.05.2013 и его продление Администрацией не производилось.
Письменный отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Представители сторон и третьего лица в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили. Учитывая надлежащее извещение о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Проверив в соответствии со статьями 274, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что между истцом (энергоснабжающая организация) и ответчиком (управляющая организация) заключен договор на подачу и потребление тепловой энергии от 10.01.2012 N 4/12 (далее - договор), в соответствии с которым энергоснабжающая организация обязалась поставлять тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения в жилой фонд (приложение N 1 к договору), находящийся в управлении управляющей организации, а управляющая организация принимать и оплачивать тепловую энергию.
Пунктом 1.3 договора стороны предусмотрели, что отопительный сезон длится 243 дня, начало и конец отопительного сезона определяются распоряжением Администрации.
В силу пункта 4.1 договора расчет получаемой тепловой энергии для нужд населения производится по нормативам.
Постановлением Администрации "Об окончании отопительного сезона 2012/2013" от 26.02.2013 N 272 установлено, что отопительный сезон в 2013 году считается оконченным 15.05.2013.
На основании телеграммы НР 276 первого заместителя Губернатора Кемеровской области Мазикина В.П., выражавшей требование не прекращать подачу тепловой энергии в жилой фонд и объекты социальной сферы вплоть до особого распоряжения, и указания Главы Ленинск-Кузнецкого округа Телегина В.П., отопительный сезон 2012 /2013 года был продлен до 24.05.2013, то есть на 9 дней.
Истец указывает, что в период с 15.05.2013 по 24.05.2013 истцом в адрес ответчика было поставлено тепловой энергии в объеме 5 228,7 Гкал на сумму 7 352 752 рублей 71 копейки (счет-фактура от 31.05.2013 N 2635).
Отсутствие оплаты Управлением единого заказчика тепловой энергии в указанный период послужило основанием для обращения Общества "Водоканал" в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из установленных в ходе рассмотрения дела фактов оказания коммунальных услуг в период с 15.05.2013 по 24.05.2013; правильности расчета объемов тепловой энергии, исходя из нормативов потребления, в связи с отсутствием общедомовых приборов учета (статьи 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и отсутствии доказательств погашения задолженности. Доводы относительно наличия переплаты отклонены судами со ссылкой на то, что платежи были учтены истцом в счет оплаты стоимости тепловой энергии, поставленной ответчику в апреле 2013 года.
Между тем судами не учтено следующее.
Разногласия у спорящих сторон возникли по поводу порядка определения объема поставленного ресурса.
Согласно содержанию оспариваемых судебных актов Управление единого заказчика осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, в связи с чем приобретает у Общества "Водоканал" коммунальные ресурсы для предоставления их гражданам - потребителям коммунальных услуг. Объем оказанных коммунальных услуг рассчитан истцом, исходя из норматива потребления коммунальных услуг. Применение данного способа расчета оказанных услуг обусловлено отсутствием сведений о приборах учета. Стоимость тепловой энергии определена в соответствии с тарифами, установленными Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2012 N 615.
Ответчик, возражая по объему полученного ресурса, указывает, что судами обеих инстанций не учтены требования Правил N 306.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В случае, если исполнителем является управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем горячей воды и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами (абзац 2 пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Управление единого заказчика согласно пункту 3 Правил N 307 является исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги потребителям - населению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Пунктом 19 Правил N 307 и Приложением N 2 к названным Правилам (в редакции Постановления правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354) установлено, что в отсутствие коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги, в частности за отопление определяется путем умножения общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме на норматив потребления тепловой энергии на отопление и на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Норматив потребления отопления рассчитывался по формулам, указанным в приложении к Правилам N 306.
Нормативы потребления для населения установлены решением Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов от 26.11.2009 N 109. Норматив на отопление утвержден в размере 0,023 Гкал на 1 кв. м площади в месяц.
Согласно постановлению Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов от 19.12.2005 N 40 "О порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг в городе Ленинск-Кузнецком" плата за услуги вносится равномерно в течение года (пункт 11).
Из формулы 6 пункта 13 раздела II приложения к Правилам N 306 (в редакции от 23.05.2006, действующей на момент принятия вышеуказанных нормативных актов органом местного самоуправления) следует, что при расчете норматива количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, делилось на количество месяцев в году.
Условиями заключенного договора предусмотрено, что начало и конец отопительного сезона определяются распоряжением Администрации города.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 N 8413/11, определение продолжительности периода, в течение которого должен применяться норматив для оплаты общегодового нормативного количества тепловой энергии, невозможно без выяснения вопроса о способе расчета этого норматива. Поэтому, если величина норматива 0,023 Гкал на 1 кв. м определена как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода, приходящаяся на этот отопительный период, она подлежит применению для определения платы за отопление только в течение этого периода. Если же величина норматива определена как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода, приходящегося на каждый из 12 месяцев года независимо от того, относится он к отопительному периоду или нет, то оплата указанного общегодового нормативного количества тепловой энергии будет обеспечиваться только при условии применения величины норматива для исчисления ежемесячной платы.
Таким образом, от того, каким из двух названных способов была вычислена величина норматива, утвержденного решением от 26.11.2009 N 109, зависит, в течение какого количества месяцев такой норматив подлежит применению. При первом способе исчисления норматива плата должна взиматься только в месяцы, относящиеся к отопительному периоду, при втором способе - в течение всех 12 месяцев. Следовательно, применение рассчитанного вторым способом норматива для определения платы за отопление только в течение отопительного периода приведет к неполной оплате общегодового нормативного количества тепловой энергии.
Таким образом, продолжительность отопительного периода сама по себе влияет только на определение общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение этого периода.
Суд кассационной инстанции считает, что оспариваемые судебные акты в нарушения пункта 61.9 Регламента арбитражных судов, утвержденного постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 N 7 в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 62, приняты без учета правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 N 8413/11, а также без учета указанных нормативных актов, действовавших в период принятия органом местного самоуправления нормативов на отопление.
Выводы судов о доказанности истцом размера долга без учета проверки его соответствия Правилам N 306, N 307, N 354 не обоснованы.
Судами не выяснялся вопрос о способе исчисления норматива для определения платы за отопление (равный продолжительности отопительного периода либо равномерно в течение года). Между тем этот вопрос имеет существенное значение для оценки обоснованности применявшихся сторонами способов расчета стоимости тепловой энергии в спорном периоде.
Из расчета истца и решения Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов от 26.11.2009 N 109 невозможно установить, определялась ли величина примененного для расчетов норматива как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирных жилых домов в течение отопительного периода и приходящаяся на этот отопительный период, или же она определена как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирных жилых домов в течение отопительного периода, приходящегося на каждый из 12 месяцев года независимо от того, относится ли он к отопительному периоду или нет.
Поскольку суды не учли императивные нормы, устанавливающие метод определения объема тепловой энергии по нормативам потребления, не истребовали у истца надлежащего расчета объема отпущенной тепловой энергии, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При новом рассмотрении суду следует проверить обоснованность размера заявленных требований; предложить истцу представить надлежащий расчет объема отпущенной тепловой энергии в соответствии с требованиями статей 157 ЖК РФ, Правил N 306, Правил N 307, Правил N 354, правовой позицией, сформированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 10.11.2011 N 8413/11; предложить ответчику представить контррасчет; проверить расчеты сторон на предмет их соответствия указанным нормам; рассмотреть вопрос о предоставлении органами местного самоуправления разъяснений относительно порядка осуществления расчета норматива потребления коммунальных услуг по отоплению в рассматриваемый период, и, с учетом установленных обстоятельств, дать по правилам статей 67, 68 и 71 АПК РФ оценку имеющимся в деле доказательствам в их совокупности, результаты которой отразить в соответствии с требованиями статей 15, 170 АПК РФ в судебном акте.
Судебные расходы в связи с рассмотрением кассационной жалобы подлежат распределению в порядке статьи 110 АПК РФ судом первой инстанции при пересмотре дела.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 08.11.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 12.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-9301/2013 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.В.СИДОРОВА
Судьи
Н.В.ЛАПТЕВ
Т.А.РЯБИНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 30.07.2014 ПО ДЕЛУ N А27-9301/201313
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2014 г. по делу N А27-9301/201313
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сидоровой А.В.,
судей Лаптева Н.В.,
Рябининой Т.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Управление единого заказчика жилищно-коммунальных услуг города Ленинска-Кузнецкого" на решение от 08.11.2013 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Бондаренко С.С.) и постановление от 12.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ярцев Д.Г., Стасюк Т.Е., Афанасьева Е.В.) по делу N А27-9301/2013 по иску общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (652523, Кемеровская область, город Ленинск-Кузнецкий, улица Телефонная, 7, ИНН 4212027153, ОГРН 1084212001169) к открытому акционерному обществу "Управление единого заказчика жилищно-коммунальных услуг города Ленинска-Кузнецкого" (652500, Кемеровская область, город Ленинск-Кузнецкий, улица Земцова, 1, ИНН 4212025149, ОГРН 1074212002358) о взыскании 7 352 752 рублей 71 копейки.
Другое лицо, участвующие в деле, - администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - Общество "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Управление единого заказчика жилищно-коммунальных услуг Ленинска-Кузнецкого" (далее - Управление единого заказчика) о взыскании 7 352 752 рублей 71 копейки задолженности за тепловую энергию, отпущенную в мае 2013 года (с учетом принятого судом изменения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 08.08.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа (далее - Администрация, третье лицо).
Решением от 08.11.2013 Арбитражного суда Кемеровской области (с учетом определения об исправлении описки), оставленным без изменения постановлением от 12.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены. С Управления единого заказчика в пользу Общества "Водоканал" взыскана задолженность в размере 7 352 752 рублей 71 копейки.
Управление единого заказчика обратилось с кассационной жалобой, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение норм материального права, выразившееся в неприменении закона, подлежащего применению.
По мнению заявителя, судами при определении размера платежей за коммунальные услуги по отоплению в спорный период не учтены положения Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), с учетом которых увеличение или уменьшение отопительного сезона не влияет на расчет количества отпущенной тепловой энергии и стоимость оказанных коммунальных ресурсов, поскольку плата за услугу по отоплению за указанный период должна рассчитываться и вноситься в течение всего календарного года равными долями.
В то же время, Управление единого заказчика, ссылаясь также на Правила N 306, считает, что размер платы за коммунальные услуги должен рассчитываться исходя из длительности отопительного сезона, который устанавливается органами местного самоуправления. Заявитель при этом, указывает, что согласно постановлению Администрации от 26.02.2013 N 272 отопительный сезон в 2013 году окончился 15.05.2013 и его продление Администрацией не производилось.
Письменный отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Представители сторон и третьего лица в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили. Учитывая надлежащее извещение о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Проверив в соответствии со статьями 274, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что между истцом (энергоснабжающая организация) и ответчиком (управляющая организация) заключен договор на подачу и потребление тепловой энергии от 10.01.2012 N 4/12 (далее - договор), в соответствии с которым энергоснабжающая организация обязалась поставлять тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения в жилой фонд (приложение N 1 к договору), находящийся в управлении управляющей организации, а управляющая организация принимать и оплачивать тепловую энергию.
Пунктом 1.3 договора стороны предусмотрели, что отопительный сезон длится 243 дня, начало и конец отопительного сезона определяются распоряжением Администрации.
В силу пункта 4.1 договора расчет получаемой тепловой энергии для нужд населения производится по нормативам.
Постановлением Администрации "Об окончании отопительного сезона 2012/2013" от 26.02.2013 N 272 установлено, что отопительный сезон в 2013 году считается оконченным 15.05.2013.
На основании телеграммы НР 276 первого заместителя Губернатора Кемеровской области Мазикина В.П., выражавшей требование не прекращать подачу тепловой энергии в жилой фонд и объекты социальной сферы вплоть до особого распоряжения, и указания Главы Ленинск-Кузнецкого округа Телегина В.П., отопительный сезон 2012 /2013 года был продлен до 24.05.2013, то есть на 9 дней.
Истец указывает, что в период с 15.05.2013 по 24.05.2013 истцом в адрес ответчика было поставлено тепловой энергии в объеме 5 228,7 Гкал на сумму 7 352 752 рублей 71 копейки (счет-фактура от 31.05.2013 N 2635).
Отсутствие оплаты Управлением единого заказчика тепловой энергии в указанный период послужило основанием для обращения Общества "Водоканал" в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из установленных в ходе рассмотрения дела фактов оказания коммунальных услуг в период с 15.05.2013 по 24.05.2013; правильности расчета объемов тепловой энергии, исходя из нормативов потребления, в связи с отсутствием общедомовых приборов учета (статьи 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и отсутствии доказательств погашения задолженности. Доводы относительно наличия переплаты отклонены судами со ссылкой на то, что платежи были учтены истцом в счет оплаты стоимости тепловой энергии, поставленной ответчику в апреле 2013 года.
Между тем судами не учтено следующее.
Разногласия у спорящих сторон возникли по поводу порядка определения объема поставленного ресурса.
Согласно содержанию оспариваемых судебных актов Управление единого заказчика осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, в связи с чем приобретает у Общества "Водоканал" коммунальные ресурсы для предоставления их гражданам - потребителям коммунальных услуг. Объем оказанных коммунальных услуг рассчитан истцом, исходя из норматива потребления коммунальных услуг. Применение данного способа расчета оказанных услуг обусловлено отсутствием сведений о приборах учета. Стоимость тепловой энергии определена в соответствии с тарифами, установленными Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2012 N 615.
Ответчик, возражая по объему полученного ресурса, указывает, что судами обеих инстанций не учтены требования Правил N 306.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В случае, если исполнителем является управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем горячей воды и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами (абзац 2 пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Управление единого заказчика согласно пункту 3 Правил N 307 является исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги потребителям - населению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Пунктом 19 Правил N 307 и Приложением N 2 к названным Правилам (в редакции Постановления правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354) установлено, что в отсутствие коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги, в частности за отопление определяется путем умножения общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме на норматив потребления тепловой энергии на отопление и на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Норматив потребления отопления рассчитывался по формулам, указанным в приложении к Правилам N 306.
Нормативы потребления для населения установлены решением Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов от 26.11.2009 N 109. Норматив на отопление утвержден в размере 0,023 Гкал на 1 кв. м площади в месяц.
Согласно постановлению Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов от 19.12.2005 N 40 "О порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг в городе Ленинск-Кузнецком" плата за услуги вносится равномерно в течение года (пункт 11).
Из формулы 6 пункта 13 раздела II приложения к Правилам N 306 (в редакции от 23.05.2006, действующей на момент принятия вышеуказанных нормативных актов органом местного самоуправления) следует, что при расчете норматива количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, делилось на количество месяцев в году.
Условиями заключенного договора предусмотрено, что начало и конец отопительного сезона определяются распоряжением Администрации города.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 N 8413/11, определение продолжительности периода, в течение которого должен применяться норматив для оплаты общегодового нормативного количества тепловой энергии, невозможно без выяснения вопроса о способе расчета этого норматива. Поэтому, если величина норматива 0,023 Гкал на 1 кв. м определена как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода, приходящаяся на этот отопительный период, она подлежит применению для определения платы за отопление только в течение этого периода. Если же величина норматива определена как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода, приходящегося на каждый из 12 месяцев года независимо от того, относится он к отопительному периоду или нет, то оплата указанного общегодового нормативного количества тепловой энергии будет обеспечиваться только при условии применения величины норматива для исчисления ежемесячной платы.
Таким образом, от того, каким из двух названных способов была вычислена величина норматива, утвержденного решением от 26.11.2009 N 109, зависит, в течение какого количества месяцев такой норматив подлежит применению. При первом способе исчисления норматива плата должна взиматься только в месяцы, относящиеся к отопительному периоду, при втором способе - в течение всех 12 месяцев. Следовательно, применение рассчитанного вторым способом норматива для определения платы за отопление только в течение отопительного периода приведет к неполной оплате общегодового нормативного количества тепловой энергии.
Таким образом, продолжительность отопительного периода сама по себе влияет только на определение общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение этого периода.
Суд кассационной инстанции считает, что оспариваемые судебные акты в нарушения пункта 61.9 Регламента арбитражных судов, утвержденного постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 N 7 в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 62, приняты без учета правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 N 8413/11, а также без учета указанных нормативных актов, действовавших в период принятия органом местного самоуправления нормативов на отопление.
Выводы судов о доказанности истцом размера долга без учета проверки его соответствия Правилам N 306, N 307, N 354 не обоснованы.
Судами не выяснялся вопрос о способе исчисления норматива для определения платы за отопление (равный продолжительности отопительного периода либо равномерно в течение года). Между тем этот вопрос имеет существенное значение для оценки обоснованности применявшихся сторонами способов расчета стоимости тепловой энергии в спорном периоде.
Из расчета истца и решения Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов от 26.11.2009 N 109 невозможно установить, определялась ли величина примененного для расчетов норматива как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирных жилых домов в течение отопительного периода и приходящаяся на этот отопительный период, или же она определена как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирных жилых домов в течение отопительного периода, приходящегося на каждый из 12 месяцев года независимо от того, относится ли он к отопительному периоду или нет.
Поскольку суды не учли императивные нормы, устанавливающие метод определения объема тепловой энергии по нормативам потребления, не истребовали у истца надлежащего расчета объема отпущенной тепловой энергии, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При новом рассмотрении суду следует проверить обоснованность размера заявленных требований; предложить истцу представить надлежащий расчет объема отпущенной тепловой энергии в соответствии с требованиями статей 157 ЖК РФ, Правил N 306, Правил N 307, Правил N 354, правовой позицией, сформированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 10.11.2011 N 8413/11; предложить ответчику представить контррасчет; проверить расчеты сторон на предмет их соответствия указанным нормам; рассмотреть вопрос о предоставлении органами местного самоуправления разъяснений относительно порядка осуществления расчета норматива потребления коммунальных услуг по отоплению в рассматриваемый период, и, с учетом установленных обстоятельств, дать по правилам статей 67, 68 и 71 АПК РФ оценку имеющимся в деле доказательствам в их совокупности, результаты которой отразить в соответствии с требованиями статей 15, 170 АПК РФ в судебном акте.
Судебные расходы в связи с рассмотрением кассационной жалобы подлежат распределению в порядке статьи 110 АПК РФ судом первой инстанции при пересмотре дела.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 08.11.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 12.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-9301/2013 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.В.СИДОРОВА
Судьи
Н.В.ЛАПТЕВ
Т.А.РЯБИНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)