Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 17.09.2015 N Ф10-2959/2015 ПО ДЕЛУ N А48-222/2015

Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ за воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением жилым домом.

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2015 г. N Ф10-2959/2015

Дело N А48-222/2015

Резолютивная часть объявлена 16.09.2015
Полный текст постановления изготовлен 17.09.2015
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Ключниковой Н.В.
судей Стрегелевой Г.А., Смолко С.И.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Стандарт" (ОГРН 1075744000023, ИНН 570301165, Орловская обл., г. Мценск, ул. Мира, 28, 303030); Кочетаева Н.А. (директор, приказ от 01.02.2014, личность удостоверена);
- от Управления государственной жилищной инспекции Орловской области (ОГРН 1145749004565, ИНН 5751201687, Орловская область, г. Орел, ул. Московская, 159, 302006); - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления государственной жилищной инспекции Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 13.03.2015 (судья Клименко Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2015 (судьи Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д., Протасов А.И.) по делу N А48-222/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Стандарт" (далее - ООО "Стандарт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственной жилищной инспекции Орловской области (далее - Управление, Инспекция, административный орган) от 31.12.2014 N 81 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением суда от 13.03.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.05.2015, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление просит отменить постановление суда апелляционной инстанции в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Несмотря на то, что заявитель кассационной жалобы оспаривает только постановление по настоящему делу, суд кассационной инстанции проверяет законность, в том числе и решения суда первой инстанции, поскольку судебным актом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Общество осуществляло управление многоквартирным жилым домом N 6/1 по ул. Катукова г. Мценска.
Собственники помещений названного многоквартирного дома провели общее собрание, по результатам которого работа ООО "Стандарт" признана неудовлетворительной и решено отказаться от дальнейших его услуг по управлению домом. Собрание также решило выбрать способ управления - управление управляющей организацией, выбрав в качестве таковой ООО "Первая городская управляющая компания".
Данное решение собственниками помещений оформлено протоколом от 30.09.2014 (т. 1, л.д. 18 - 19).
Поскольку ООО "Стандарт" обязанность по передаче соответствующей документации ООО "Первая городская управляющая компания" не исполнило, Инспекция провела проверку по данному вопросу, результаты которой отражены в акте от 29.12.2014 N 1467 и зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 29.12.2014 N 93.
Постановлением Управления от 31.12.2014 N 81 ООО "Стандарт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
В качестве противоправного деяния вменено нарушение части 10 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, выразившееся в непередаче технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, вновь избранной управляющей организации многоквартирного дома.
Посчитав указанное постановление незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявленным требованием.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что у Управления не имелось достаточных оснований для признания Общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам, либо в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Субъектами указанного правонарушения являются лица, на которых возложена обязанность по передаче технической документации на многоквартирный дом, то есть управляющий домом, утративший соответствующие полномочия.
Согласно пункту 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В силу указанной нормы с момента избрания новой управляющей организации обязательства прежней управляющей организации по управлению многоквартирным домом прекращаются.
Пунктом 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом, иными законами или договором (статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании части 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
При этом, момент прекращения обязательства из договора управления многоквартирным домом в случае одностороннего отказа от его исполнения законодателем не определен.
Согласно пункту 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме - сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом.
Пунктом 19 данных Правил установлено, что организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 22 Правила N 416 организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов организацию, выбранную собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, орган управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одного из собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления этим домом. Передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.
Согласно части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за 30 дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Следовательно, обязанность по передаче технической документации на многоквартирный дом возникает у управляющей компании до истечения 30 дней до даты прекращения договора управления многоквартирным домом.
Системный анализ указанных положений, позволяет прийти к выводу о том, что при одностороннем отказе от исполнения договора управления многоквартирным домом и выборе новой управляющей организации, собственники данного дома должны учитывать установленный Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами N 416 порядок и сроки расторжения ранее действующих договоров управления и своевременно обеспечивать направление уведомлений о расторжении таких договоров управляющей организации, в том числе, чтобы данная управляющая организация имела возможность, в свою очередь, исполнить вышеуказанные требования действующего законодательства, в том числе передать вновь выбранной управляющей организации соответствующие документы на управление многоквартирным домом с учетом срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В данном случае заявителю административным органом вменяется нарушение требований пункта 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правил N 416, в части нарушения порядка и срока, установленного действующим законодательством, для передачи технической документации и иной документации, связанной с управлением многоквартирными домами.
Таким образом, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ, в данном случае образует нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов.
Протокол общего собрания от 30.09.2014 не содержит информации о том, с какого момента прекращаются правоотношения с ООО "Стандарт" и начинаются с ООО "Первая городская управляющая компания". В протоколе не указано лицо, которому должны быть переданы соответствующие документы.
Отсутствие в протоколе этих сведений не позволяет определить в силу пункта 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации момент, когда у ООО "Стандарт" возникла обязанность по передаче технической документации на вышеуказанный многоквартирный дом.
Вывод административного органа, содержащийся в оспариваемом постановлении от 31.12.2014 N 81, о том, что в силу части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации техническая документация должна быть передана вновь избранной управляющей организации ООО "Первая городская управляющая компания" незамедлительно не принимается кассационной коллегией как основанный на неверном толковании указанной нормы права. Расширительное толкование в части исчисления сроков, в течение которого у управляющей организации возникает обязанность по передаче технической документации вновь избранной управляющей организации, недопустимо.
В связи с изложенным, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что административный орган не доказал наличие в действиях ООО "Стандарт" субъективной стороны вменяемого административного правонарушения. Недоказанность административным органом состава вменяемого административного правонарушения свидетельствуют о неправомерности привлечения Общества к административной ответственности и незаконности вынесения Управлением постановления от 31.12.2014 N 81 по делу об административном правонарушении.
Другие обстоятельства, которые послужили суду первой и апелляционной инстанции прийти к выводу о незаконности оспариваемого постановления административного органа, суд кассационной инстанции считает неверными, но это не привело к принятию неправильного решения, поэтому оспариваемые судебные акты не подлежат отмене.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Орловской области от 13.03.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2015 по делу N А48-222/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.В.КЛЮЧНИКОВА

Судьи
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
С.И.СМОЛКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)