Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2015 года
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Е. Стасюк,
судей: М.Ю. Кайгородовой, Д.Г. Ярцева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Т.Н. Лупак,
при участии в судебном заседании:
от истца - не явился (извещен),
от ответчика - Рощин Е.Г. по доверенности от 12.01.2015, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш дом" (рег. N 07АП-2356/15)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03 февраля 2015 года по делу N А27-21880/2014 (судья А.В. Ерохин)
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" в интересах филиала "Энергосеть г. Тайга" (ИНН 4205109750, ОГРН 1064205113136)
к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш дом" (ИНН 4246008776, ОГРН 1074246000905)
о взыскании 593 095,40 руб.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (далее - ООО "Кузбасская энергосетевая компания") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш дом" (далее - ООО УК "Наш дом") о взыскании 593 095,40 руб. за установку приборов общедомового учета электроэнергии в 96 многоквартирных домах, расположенных в городе Тайга Кемеровской области, находящихся в управлении ответчика, как управляющей организации.
Исковые требования основаны на положениях статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и мотивированы тем, что истец во исполнение требований статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 произвел работы по установке приборов общедомового учета электроэнергии в 96 многоквартирных домах в городе Тайга Кемеровской области, в связи с чем у ответчика, как управляющей организации, возникла обязанность оплатить произведенные работы.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 03.02.2015 требования истца удовлетворены в полном объеме. С ООО УК "Наш дом" в пользу ООО "Кузбасская энергосетевая компания" взыскано 593 095,40 руб. за работы по установке приборов общедомового учета электроэнергии, 14 862 руб. расходов по уплате государственной пошлины, всего - 607 957,40 руб. Также с ответчика в пользу истца взысканы проценты на случай неисполнения судебного акта с момента вступления решения суда в законную силу и до его фактического исполнения, начисляемые на всю взысканную и неоплаченную сумму по ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03.02.2015 отменить.
В обоснование к отмене судебного акта ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, указывает, что статьей 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об энергосбережении") предусмотрена установка общедомовых приборов учета за счет собственников помещений многоквартирных домов, а не управляющей организации; что установка общедомовых приборов учета включена в состав расходов по капитальному ремонту в порядке пункта 3 статьи 15 Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007 "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", сбор денежных средств за который не осуществляет управляющая организация, соответственно, оплачивать работы должны непосредственно собственники помещений многоквартирных домов, так как общедомовой счетчик приобретается в общую долевую собственность согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. Ответчик считает, что предъявляя требования об оплате установки приборов общедомового учета к ответчику, истец требует двойного возмещения за один предмет затрат - с собственников помещений в многоквартирных домах и с управляющей организации, что недопустимо в силу закона. Также в обоснование к доводам апелляционной жалобы ответчик указывает, что в период установки спорных приборов учета не выполнял работ по управлению частью многоквартирных домов, не подписывал акты ввода в эксплуатацию приборов учета. Ответчик полагает, что суд первой инстанции необоснованно не привлек к участию в деле третье лицо - ООО УК "ЖКХ", которое осуществляло управление частью многоквартирных домов в период установки спорных приборов учета.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение Арбитражного суда Кемеровской области без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы по основаниям, в ней указанным, пояснив дополнительно, что приборы учета не переданы в собственность собственникам помещений многоквартирных домов, а остаются на балансе у энергоснабжающей организации.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился.
На основании части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу при имеющейся явке.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО УК "Наш дом" является управляющей организацией, обслуживающей многоквартирные дома, расположенные в городе Тайга Кемеровской области, по следующим адресам:
- - Кемеровская область, город Тайга, квартал А, N 3, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 18, 20, 21;
- - Кемеровская область, город Тайга, улица Кирова, N 6, 11, 17, 33, 36, 36а, 38а, 40а, 40, 41;
- - Кемеровская область, город Тайга, улица Лермонтова, N 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17;
- - Кемеровская область, город Тайга, улица Никитина, N 19, 19а;
- - Кемеровская область, город Тайга, улица Октябрьская, N 14, 16, 39, 53, 55, 57;
- - Кемеровская область, город Тайга, улица Почтовая, N 70, 95, 97;
- - Кемеровская область, город Тайга, улица Советская, N 41, 51, 68, 70, 72, 74;
- - Кемеровская область, город Тайга, улица 40 лет Октября, N 4, 13, 15, 25, 27, 29, 29а, 32, 33; - Кемеровская область, город Тайга, улица Телемзейгера, N 10а, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21;
- - Кемеровская область, город Тайга, улица Чкалова, N 1, 3, 30;
- - Кемеровская область, город Тайга, улица Щетинкина, N 58, 62, 63, 68а, 68б, 70, 72, 74, 77;
- - Кемеровская область, город Тайга, улица Ключевая, N 1, 3, 5, 7;
- - Кемеровская область, город Тайга, улица Строительная, N 1, 3, 35, 39а, 39б, 43, 45, 47;
- - Кемеровская область, город Тайга, улица Мира, N 2, 4, 5, 8;
- - Кемеровская область, город Тайга, улица Савинова, N 10;
- - Кемеровская область, город Тайга, улица Маслова, N 2, 4;
- - Кемеровская область, город Тайга, улица Проектная, N 2.
В нарушение положений части 5 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении" собственники помещений в указанных многоквартирных домах не приняли мер к самостоятельной установке общедомовых приборов учета в установленный законом срок.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении" истцом произведена установка общедомовых приборов учета электроэнергии в указанных многоквартирных домах, что подтверждается актами ввода приборов учета в эксплуатацию (л. д. 33-118 т. 1).
Общая стоимость установки общедомовых приборов учета (за вычетом произведенных собственниками платежей непосредственно истцу) составила 593 095,40 руб.
Поскольку понесенные истцом расходы на установку общедомовых приборов учета электрической энергии не компенсированы ответчиком, являющимся управляющей организацией в вышеуказанных многоквартирных жилых домах, в добровольном порядке, ООО "Кузбасская энергосетевая компания" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим иском.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции об обоснованности заявленных требований, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении" собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии.
Согласно части 9 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении" организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с частью 10 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении" организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении" (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи) до 01.01.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения, и которые в нарушение требований частей 3 - 6 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Таким образом, нормами Федерального закона "Об энергосбережении"обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома и предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе, что согласуется с положениями постановления Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", которым определен состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, в который, в числе прочего, включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
В соответствии с подпунктами "и", "к" пункта 11 указанных Правил содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, и обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Содержание части 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении" не может толковаться как освобождающее управляющую организацию от оплаты расходов по установке приборов учета произведенных истцом.
При этом довод апелляционной жалобы о том, что расходы на установку прибора учета должны нести собственники помещений многоквартирных жилых домов, а не управляющая организация, является несостоятельным, поскольку конечными потребителями услуги по установке приборов учета являются собственники помещений, в рассматриваемом случае управляющая компания выступает в роли исполнителя коммунальной услуги, расходы по установке приборов учета производятся за счет средств собственников помещений многоквартирных жилых домов, собираемых управляющей компанией.
Общедомовые приборы учета в указанных выше многоквартирных домах введены в эксплуатацию, что фактически свидетельствует об исполнении обязанности по установке общедомового прибора учета, предусмотренной частью 5 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении".
Из приведенных выше норм права следует, что действующим жилищным законодательством и Федеральным законом N 261-ФЗ до 01.01.2012 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Поскольку действия истца по установке общедомового прибора учета электрической энергии основаны на требованиях Федерального закона "Об энергосбережении" соответственно, возникает встречное обязательство по оплате истцу расходов на установку приборов учета, которое правомерно возложено в данном случае на управляющую организацию, так как собственниками жилого дома избран способ управления домом - управляющей организацией, а не непосредственное управление домом.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания, как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату подобных работ непосредственно их исполнителю только в случае, если такие расходы не были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Возможностью по включению этих расходов в состав указанных обязательных платежей обладает только ответчик, который, выступая в качестве управляющей организации, оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества домов, предоставляет коммунальные услуги, а также осуществляет иную, направленную на достижение целей управления домами деятельность. В рамках этой деятельности ответчик осуществляет сбор денежных средств с собственников помещений в многоквартирных домах.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы ответчика, касающиеся взаимоотношений управляющей компании, собственников и истца, как несостоятельные и основанные на неверном толковании норм права.
Отклоняя довод ответчика о том, что в период установки спорных приборов учета ООО УК "Наш дом" не выполняло работ по управлению частью многоквартирных домов, не подписывало акты ввода в эксплуатацию приборов учета, соответственно, не несет обязанностей по оплате произведенных работ, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что установка приборов общедомового учета в спорных многоквартирных домах была оплачена истцу предыдущей управляющей организацией - ООО УК "ЖКХ". При указанных обстоятельствах установка приборов учета при управлении многоквартирными домами иной управляющей организацией в отсутствие фактов оплаты произведенных работ не исключает обязанности управляющей организации, действующей в период обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском, оплатить соответствующие работы, поскольку прежняя управляющая организация не вправе осуществлять каких-либо действий в отношении находившихся ранее в ее управлении многоквартирных жилых домов, в том числе и осуществлять сбор денежных средств для оплаты работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Также суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции в части указания на то, что денежные средства, полученные истцом непосредственно от отдельных собственников помещений в некоторых многоквартирных домах, исключены из стоимости установки, предъявляемой ответчику.
Соответственно, суд апелляционной инстанции отклоняет довод ответчика о возможности двойного возмещения истцу стоимости работ за один предмет затрат - с собственников помещений в многоквартирных домах и с управляющей организации, как необоснованный и не подтвержденный документально.
Апелляционный суд отклоняет довод ответчика о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права в части не привлечения к участию в деле третьего лица - ООО УК "ЖКХ", которое осуществляло управление частью многоквартирных домов в период установки спорных приборов учета.
В силу пункта 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Целью участия третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, является предотвращение неблагоприятных для них последствий виде возникновения у них обязанностей по отношению к одной из сторон спора.
В рассматриваемом случае ответчик не представил доказательств нарушения принятым судебным актом прав и законных интересов ООО УК "ЖКХ". Суд апелляционной инстанции с учетом рассмотренных правоотношений таких обстоятельств не усматривает.
Пояснение ответчика в судебном заседании, касающееся того, что приборы учета не переданы ответчику либо собственникам, а находятся у истца, не имеют отношения к установленной законом обязанности произвести оплату работ по установке общедомовых приборов учета.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03 февраля 2015 года по делу N А27-21880/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Т.Е.СТАСЮК
Судьи
М.Ю.КАЙГОРОДОВА
Д.Г.ЯРЦЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.04.2015 N 07АП-2356/2015, 07АП-2356/15 ПО ДЕЛУ N А27-21880/2014
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 2015 г. по делу N А27-21880/2014
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2015 года
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Е. Стасюк,
судей: М.Ю. Кайгородовой, Д.Г. Ярцева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Т.Н. Лупак,
при участии в судебном заседании:
от истца - не явился (извещен),
от ответчика - Рощин Е.Г. по доверенности от 12.01.2015, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш дом" (рег. N 07АП-2356/15)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03 февраля 2015 года по делу N А27-21880/2014 (судья А.В. Ерохин)
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" в интересах филиала "Энергосеть г. Тайга" (ИНН 4205109750, ОГРН 1064205113136)
к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш дом" (ИНН 4246008776, ОГРН 1074246000905)
о взыскании 593 095,40 руб.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (далее - ООО "Кузбасская энергосетевая компания") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш дом" (далее - ООО УК "Наш дом") о взыскании 593 095,40 руб. за установку приборов общедомового учета электроэнергии в 96 многоквартирных домах, расположенных в городе Тайга Кемеровской области, находящихся в управлении ответчика, как управляющей организации.
Исковые требования основаны на положениях статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и мотивированы тем, что истец во исполнение требований статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 произвел работы по установке приборов общедомового учета электроэнергии в 96 многоквартирных домах в городе Тайга Кемеровской области, в связи с чем у ответчика, как управляющей организации, возникла обязанность оплатить произведенные работы.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 03.02.2015 требования истца удовлетворены в полном объеме. С ООО УК "Наш дом" в пользу ООО "Кузбасская энергосетевая компания" взыскано 593 095,40 руб. за работы по установке приборов общедомового учета электроэнергии, 14 862 руб. расходов по уплате государственной пошлины, всего - 607 957,40 руб. Также с ответчика в пользу истца взысканы проценты на случай неисполнения судебного акта с момента вступления решения суда в законную силу и до его фактического исполнения, начисляемые на всю взысканную и неоплаченную сумму по ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03.02.2015 отменить.
В обоснование к отмене судебного акта ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, указывает, что статьей 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об энергосбережении") предусмотрена установка общедомовых приборов учета за счет собственников помещений многоквартирных домов, а не управляющей организации; что установка общедомовых приборов учета включена в состав расходов по капитальному ремонту в порядке пункта 3 статьи 15 Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007 "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", сбор денежных средств за который не осуществляет управляющая организация, соответственно, оплачивать работы должны непосредственно собственники помещений многоквартирных домов, так как общедомовой счетчик приобретается в общую долевую собственность согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. Ответчик считает, что предъявляя требования об оплате установки приборов общедомового учета к ответчику, истец требует двойного возмещения за один предмет затрат - с собственников помещений в многоквартирных домах и с управляющей организации, что недопустимо в силу закона. Также в обоснование к доводам апелляционной жалобы ответчик указывает, что в период установки спорных приборов учета не выполнял работ по управлению частью многоквартирных домов, не подписывал акты ввода в эксплуатацию приборов учета. Ответчик полагает, что суд первой инстанции необоснованно не привлек к участию в деле третье лицо - ООО УК "ЖКХ", которое осуществляло управление частью многоквартирных домов в период установки спорных приборов учета.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение Арбитражного суда Кемеровской области без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы по основаниям, в ней указанным, пояснив дополнительно, что приборы учета не переданы в собственность собственникам помещений многоквартирных домов, а остаются на балансе у энергоснабжающей организации.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился.
На основании части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу при имеющейся явке.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО УК "Наш дом" является управляющей организацией, обслуживающей многоквартирные дома, расположенные в городе Тайга Кемеровской области, по следующим адресам:
- - Кемеровская область, город Тайга, квартал А, N 3, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 18, 20, 21;
- - Кемеровская область, город Тайга, улица Кирова, N 6, 11, 17, 33, 36, 36а, 38а, 40а, 40, 41;
- - Кемеровская область, город Тайга, улица Лермонтова, N 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17;
- - Кемеровская область, город Тайга, улица Никитина, N 19, 19а;
- - Кемеровская область, город Тайга, улица Октябрьская, N 14, 16, 39, 53, 55, 57;
- - Кемеровская область, город Тайга, улица Почтовая, N 70, 95, 97;
- - Кемеровская область, город Тайга, улица Советская, N 41, 51, 68, 70, 72, 74;
- - Кемеровская область, город Тайга, улица 40 лет Октября, N 4, 13, 15, 25, 27, 29, 29а, 32, 33; - Кемеровская область, город Тайга, улица Телемзейгера, N 10а, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21;
- - Кемеровская область, город Тайга, улица Чкалова, N 1, 3, 30;
- - Кемеровская область, город Тайга, улица Щетинкина, N 58, 62, 63, 68а, 68б, 70, 72, 74, 77;
- - Кемеровская область, город Тайга, улица Ключевая, N 1, 3, 5, 7;
- - Кемеровская область, город Тайга, улица Строительная, N 1, 3, 35, 39а, 39б, 43, 45, 47;
- - Кемеровская область, город Тайга, улица Мира, N 2, 4, 5, 8;
- - Кемеровская область, город Тайга, улица Савинова, N 10;
- - Кемеровская область, город Тайга, улица Маслова, N 2, 4;
- - Кемеровская область, город Тайга, улица Проектная, N 2.
В нарушение положений части 5 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении" собственники помещений в указанных многоквартирных домах не приняли мер к самостоятельной установке общедомовых приборов учета в установленный законом срок.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении" истцом произведена установка общедомовых приборов учета электроэнергии в указанных многоквартирных домах, что подтверждается актами ввода приборов учета в эксплуатацию (л. д. 33-118 т. 1).
Общая стоимость установки общедомовых приборов учета (за вычетом произведенных собственниками платежей непосредственно истцу) составила 593 095,40 руб.
Поскольку понесенные истцом расходы на установку общедомовых приборов учета электрической энергии не компенсированы ответчиком, являющимся управляющей организацией в вышеуказанных многоквартирных жилых домах, в добровольном порядке, ООО "Кузбасская энергосетевая компания" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим иском.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции об обоснованности заявленных требований, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении" собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии.
Согласно части 9 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении" организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с частью 10 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении" организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении" (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи) до 01.01.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения, и которые в нарушение требований частей 3 - 6 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Таким образом, нормами Федерального закона "Об энергосбережении"обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома и предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе, что согласуется с положениями постановления Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", которым определен состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, в который, в числе прочего, включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
В соответствии с подпунктами "и", "к" пункта 11 указанных Правил содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, и обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Содержание части 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении" не может толковаться как освобождающее управляющую организацию от оплаты расходов по установке приборов учета произведенных истцом.
При этом довод апелляционной жалобы о том, что расходы на установку прибора учета должны нести собственники помещений многоквартирных жилых домов, а не управляющая организация, является несостоятельным, поскольку конечными потребителями услуги по установке приборов учета являются собственники помещений, в рассматриваемом случае управляющая компания выступает в роли исполнителя коммунальной услуги, расходы по установке приборов учета производятся за счет средств собственников помещений многоквартирных жилых домов, собираемых управляющей компанией.
Общедомовые приборы учета в указанных выше многоквартирных домах введены в эксплуатацию, что фактически свидетельствует об исполнении обязанности по установке общедомового прибора учета, предусмотренной частью 5 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении".
Из приведенных выше норм права следует, что действующим жилищным законодательством и Федеральным законом N 261-ФЗ до 01.01.2012 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Поскольку действия истца по установке общедомового прибора учета электрической энергии основаны на требованиях Федерального закона "Об энергосбережении" соответственно, возникает встречное обязательство по оплате истцу расходов на установку приборов учета, которое правомерно возложено в данном случае на управляющую организацию, так как собственниками жилого дома избран способ управления домом - управляющей организацией, а не непосредственное управление домом.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания, как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату подобных работ непосредственно их исполнителю только в случае, если такие расходы не были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Возможностью по включению этих расходов в состав указанных обязательных платежей обладает только ответчик, который, выступая в качестве управляющей организации, оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества домов, предоставляет коммунальные услуги, а также осуществляет иную, направленную на достижение целей управления домами деятельность. В рамках этой деятельности ответчик осуществляет сбор денежных средств с собственников помещений в многоквартирных домах.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы ответчика, касающиеся взаимоотношений управляющей компании, собственников и истца, как несостоятельные и основанные на неверном толковании норм права.
Отклоняя довод ответчика о том, что в период установки спорных приборов учета ООО УК "Наш дом" не выполняло работ по управлению частью многоквартирных домов, не подписывало акты ввода в эксплуатацию приборов учета, соответственно, не несет обязанностей по оплате произведенных работ, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что установка приборов общедомового учета в спорных многоквартирных домах была оплачена истцу предыдущей управляющей организацией - ООО УК "ЖКХ". При указанных обстоятельствах установка приборов учета при управлении многоквартирными домами иной управляющей организацией в отсутствие фактов оплаты произведенных работ не исключает обязанности управляющей организации, действующей в период обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском, оплатить соответствующие работы, поскольку прежняя управляющая организация не вправе осуществлять каких-либо действий в отношении находившихся ранее в ее управлении многоквартирных жилых домов, в том числе и осуществлять сбор денежных средств для оплаты работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Также суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции в части указания на то, что денежные средства, полученные истцом непосредственно от отдельных собственников помещений в некоторых многоквартирных домах, исключены из стоимости установки, предъявляемой ответчику.
Соответственно, суд апелляционной инстанции отклоняет довод ответчика о возможности двойного возмещения истцу стоимости работ за один предмет затрат - с собственников помещений в многоквартирных домах и с управляющей организации, как необоснованный и не подтвержденный документально.
Апелляционный суд отклоняет довод ответчика о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права в части не привлечения к участию в деле третьего лица - ООО УК "ЖКХ", которое осуществляло управление частью многоквартирных домов в период установки спорных приборов учета.
В силу пункта 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Целью участия третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, является предотвращение неблагоприятных для них последствий виде возникновения у них обязанностей по отношению к одной из сторон спора.
В рассматриваемом случае ответчик не представил доказательств нарушения принятым судебным актом прав и законных интересов ООО УК "ЖКХ". Суд апелляционной инстанции с учетом рассмотренных правоотношений таких обстоятельств не усматривает.
Пояснение ответчика в судебном заседании, касающееся того, что приборы учета не переданы ответчику либо собственникам, а находятся у истца, не имеют отношения к установленной законом обязанности произвести оплату работ по установке общедомовых приборов учета.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03 февраля 2015 года по делу N А27-21880/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Т.Е.СТАСЮК
Судьи
М.Ю.КАЙГОРОДОВА
Д.Г.ЯРЦЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)