Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 29.08.2014 ПО ДЕЛУ N 33-5311/2014

Требование: О возложении обязанности отремонтировать крыльцо и установить пандус на входе в жилое помещение.

Разделы:
Переустройство и перепланировка жилого помещения; Жилищное право
Обстоятельства: Квартира, в которой проживает истец, имеет отдельный вход, оборудованный крыльцом, которое находится в неудовлетворительном состоянии, также истец нуждается в установке пандуса.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 августа 2014 г. по делу N 33-5311/2014


В суде первой инстанции дело рассмотрено судьей Романовой И.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда
в составе:
председательствующего Жельнио Е.С.,
судей Порохового С.П., Дорожкиной О.Б.
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. к министерству социальной защиты населения Хабаровского края, обществу с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное общество "Управляющая компания", Совету собственников помещений многоквартирного дома, администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности отремонтировать крыльцо и установить пандус на входе в жилое помещение,
по апелляционной жалобе представителя истца Х.И. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 16 мая 2014 года,
Заслушав доклад судьи Дорожкиной О.Б., объяснения представителя истца Х.И., судебная коллегия

установила:

К. обратился в суд с иском к министерству социальной защиты населения Хабаровского края о возложении обязанности отремонтировать крыльцо и установить пандус на входе в жилое помещение.
В обоснование иска указал, что он проживает в жилом помещении по <адрес>, является <данные изъяты>. Квартира, в которой он проживает, расположена на 1-м этаже жилого дома, имеет отдельный вход, оборудованный крыльцом. Крыльцо находится в неудовлетворительном состоянии, передвигаться по нему невозможно. Он не имеет возможности самостоятельно выезжать на улицу и возвращаться домой. Для нормальной жизни ему необходимо обустройство крыльца пандусом. Он неоднократно обращался с просьбой об оказании помощи в ремонте крыльца и установке пандуса в министерство социальной защиты населения Хабаровского края, однако до настоящего времени требования его удовлетворены.
Просит обязать ответчика отремонтировать крыльцо и установить пандус на входе в жилое помещение, расположенное по <адрес>
Определениями суда от 06.12.2013 г., 30.01.2014 г., 15.04.2014 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ООО "Межмуниципальное общество "Управляющая компания", Совет собственников помещений многоквартирного дома, администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края, администрация Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены ООО "Жилдом сервис", Ч., действующая в своих интересах и в интересах ФИО1
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 16 мая 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Х.И. с постановленным решением суда не согласен, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, не применение судом закона, подлежащего применению, просит решение суда отменить и принять новое решение. В обоснование жалобы указано, что судом необоснованно не применены к спорным отношениям положения ст. 8 ГК РФ, определяющие возникновение прав и обязанностей, в том числе из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности, а также статья 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ". Многочисленными ответами министерства социальной защиты населения Хабаровского края не оспаривалось наличие правовых оснований для установки пандуса, однако, в возражениях указано лишь на отсутствие финансирования на установку стационарного пандуса. Кроме того судом необоснованном применены положения ст. 44, 162 ЖК РФ, поскольку указанные нормы устанавливают компетенцию общего собрания многоквартирного дома и порядок исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом. В материалах дела отсутствуют доказательства подтверждающие, что крыльцо жилого помещения, требующее реконструкции, не является общедомовым имуществом. Вместе с тем, указанное жилое помещение приобреталось с установленным крыльцом, самостоятельно истцом и собственником квартиры Ч. оно не возводилось.
Возражений на жалобу не поступило.
В заседание суда апелляционной инстанции истец, представители ответчиков, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, извещенные в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, об отложении рассмотрения дела не заявляли.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебной коллегией дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
В соответствии с положениями пункта 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, проверив решение суда первой инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца Х.Д., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснившего, что истец настаивает именно на установке стационарного пандуса, а не телескопического, который ему предлагался, судебная коллегия судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец К. является инвалидом первой группы, бессрочно, заболевание получено при прохождении военной службы. К. назначена пенсия по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ Истец проживает в жилом помещении - квартире, расположенной на первом этаже трехэтажного дома по <адрес>, указанное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности Ч. (доля в праве 2/3). Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ для нормальной жизнедеятельности инвалида необходим пандус. Для установки пандуса необходимо также отремонтировать крыльцо, которое находится в состоянии, требующем ремонт.
Согласно выписке из реестра администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 16.05.2014 г. N, объект недвижимости - дом <адрес>, не числится в реестре имущества Хабаровского муниципального района.
Согласно выписке из реестра (сводной описи) муниципального имущества от <адрес>. N, объект недвижимости - жилой дом, расположенный в <адрес>, не числится в реестре муниципального имущества Восточного сельского поселения.
Из заявления от ДД.ММ.ГГГГ г., следует, что жильцы дома <адрес>, не против установления пандуса для К., но не согласны нести расходы по установлению пандуса, брать денежные средства с общих средств жильцов.
Согласно техническому паспорту квартиры <адрес>, крыльцо, относится к жилому помещению - квартире N, принадлежащей на праве собственности Ч. и ее сыну - ФИО1., соответственно, к общему имуществу собственников многоквартирного дома не относится.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии со статьей 15 которого, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Согласно положениям указанного Федерального закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены и жилые здания.
Согласно СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденным постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 года N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам СНиП также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. В силу п. 1.5 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 31 мая 2012 г N 170-пр "О долгосрочной краевой целевой программе Хабаровского края "Доступная среда" на 2013 - 2015 годы (действовавшим на период рассмотрения дела судом первой инстанции и принятия решения) утверждена долгосрочная краевая целевая программа Хабаровского края "Доступная среда" (далее Программа), согласно которой предусмотрена реализация комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Программой не предусмотрены мероприятия и их финансирование по ремонту, реконструкции многоквартирных жилых домов, реконструкции (ремонту) жилых помещений принадлежащих собственникам, в которых проживают инвалиды.
Аналогичные положения, не предусматривающие мероприятий и их финансирование по ремонту, реконструкции многоквартирных жилых домов, реконструкции (ремонту) жилых помещений принадлежащих собственникам, в которых проживают инвалиды, содержатся в государственной программе Хабаровского края "Доступная среда" на 2014 - 2015 гг., утвержденной Постановлением Правительства Хабаровского N 445-пр края от 20.12.2013 г. в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 18 июня 2014 г. N 188-пр.
В соответствии с пунктом 2.1.10 подраздела 2.1 раздела 2 Перечня мероприятий государственной программы Хабаровского края "Доступная среда" на 2014 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2013 г. N 445-пр, Правительством Хабаровского края утвержден Порядок реализации мероприятий по адаптации внутриквартирного пространства к потребностям инвалидов в Хабаровском крае. Согласно данному Порядку, мероприятия по адаптации внутриквартирного пространства к потребностям инвалидов (далее - мероприятия) направлены на создание условий по обеспечению свободного перемещения в квартире, обеспечение беспрепятственного выхода из квартиры и реализуются посредством выплаты компенсации расходов за: приобретенные технические средства реабилитации (далее - технические средства); проведенные работы по переносу розеток и выключателей, монтажу поручней, ликвидации межкомнатных порогов, расширению дверных проемов (далее - работы).
Право на выплату компенсации имеют инвалиды и дети-инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках, проживающие на территории Хабаровского края (далее - инвалиды и край соответственно). (п. 1.3)
В силу п. 1.4 Порядка, техническими средствами в целях реализации настоящего Порядка являются в том числе, подъемники передвижные с жесткими сиденьями (оборудование, предназначенное для подъема и свободного перемещения человека с ограничением жизнедеятельности в сидячем положении); подъемники стационарные свободностоящие (на полу); рампы передвижные (подвижные наклонные поверхности, которые перекрывают ограниченный зазор между двумя уровнями).
Согласно п. 1.5 Порядка, выплата компенсации осуществляется однократно в размере фактически произведенных расходов и не может превышать <данные изъяты>.
В соответствии с долгосрочной краевой целевой программой Хабаровского края "Доступная среда" на 2013 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 31 мая 2012 г. N 170-пр, Постановлением губернатора Хабаровского края утверждены Порядок обеспечения средствами реабилитации инвалидов и неработающих граждан пожилого возраста без группы инвалидности в Хабаровском крае (далее - Порядок); Перечень средств реабилитации, предоставляемых инвалидам и неработающим гражданам пожилого возраста без группы инвалидности в Хабаровском крае, п. 2.4 которого предусмотрено в качестве вспомогательных средств передвижения обеспечение телескопическим пандусом инвалида со стойкими выраженными и значительно выраженными нарушениями статодинамических функций, требующих применения прогулочных кресел-колясок, за счет средств краевого бюджета (при условии, что обеспечение телескопическим пандусом предусмотрено индивидуальной программой реабилитации инвалида).
Таким образом, с учетом приведенных правовых норм, реализация возможности инвалида для беспрепятственного доступа к жилому помещению, возможна путем обеспечения его телескопическим пандусом за счет средств краевого бюджета, либо возмещения фактически понесенных затрат в размере, не превышающем <данные изъяты> на приобретение технических средств реабилитации; проведенные работы.
Как следует из материалов дела, от обеспечения телескопическим пандусом истец отказался, между тем, доказательств, свидетельствующих об отсутствии технической возможности установки данного пандуса, в материалах дела не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, земельный участок на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Частью 5 статьи 36 Жилищного кодекса РФ установлено право собственников жилых помещений многоквартирного дома представлять в пользование такой земельный участок.
Согласно части 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме (ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с требованиями ст. 40 Жилищного кодекса РФ, определяющей изменение границ помещений в многоквартирном доме, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещения невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 1 ст. 290 ГК РФ, также предусмотрено право общей долевой собственности, принадлежащее собственникам квартир в многоквартирном доме на общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 247 Гражданского кодекса РФ, владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Из указанных норм следует, что для установки стационарного пандуса на земельном участке, находящемся в общей долевой собственности собственников помещений МКД, в котором проживает истец, требуется согласие всех собственников помещений многоквартирного дома.
Принятие решения о реконструкции, надстройке, текущем и капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в том числе о ремонте крыльца и сооружении пандуса в силу ст. 44 ЖК РФ, относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса РФ и статьей 210 Гражданского кодекса РФ определено, что собственник несет бремя содержания общего имущества в соответствующем многоквартирном доме и обязан поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии.
В силу ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласия собственников многоквартирного дома на его реконструкцию, на участие в расходах по ремонту крыльца и установке пандуса, не получено.
Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении иска, суд, руководствуясь приведенными правовыми нормами, установив, что крыльцо относится к жилому помещению - квартире <адрес> и к общему имуществу собственников многоквартирного дома не относится, собственники многоквартирного дома возражают против установки пандуса за счет собственных средств, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для возложения обязанности по ремонту принадлежащего собственнику квартиры <адрес> крыльца на управляющую организацию, на совет собственников многоквартирного дома за счет собственников помещений МКД, на органы местного самоуправления, в собственности которых данный дом не находится, а также на министерство социальной защиты населения Хабаровского края, на которое в силу действующего законодательства не возложена обязанность по финансированию ремонта и реконструкции жилых помещений, в которых проживают инвалиды, а также об отсутствии правовых оснований для возложения обязанности на указанных ответчиков по установке стационарного пандуса.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтверждаются совокупностью исследованных и оцененных судом доказательств, основаны на правильном применении норм материального права, при этом, учитывает, что истец не лишен возможности обеспечения средствами реабилитации, предусмотренными действующим законодательством.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования при рассмотрении дела в суде первой инстанции, получили надлежащую оценку суда, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, и не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены постановленного решения, отвечающего нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 16 мая 2014 года по гражданскому делу по иску К. к министерству социальной защиты населения Хабаровского края, обществу с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное общество "Управляющая компания", Совету собственников помещений многоквартирного дома, администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности отремонтировать крыльцо и установить пандус на входе в жилое помещение, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Х.И. без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке, в президиум Хабаровского краевого суда, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
Е.С.ЖЕЛЬНИО

Судьи
С.П.ПОРОХОВОЙ
О.Б.ДОРОЖКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)