Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.11.2014 ПО ДЕЛУ N А72-9814/2014

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2014 г. по делу N А72-9814/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Ленинского района" - извещен, не явился;
- от Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Ленинского района"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 сентября 2014 года по делу N А72-9814/2014 (судья Корастелев В.А.), принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Ленинского района", (ОГРН 1067325057161, ИНН 7325064546), г. Ульяновск,
к Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области (ОГРН 1137325000064, ИНН 7325118223), г. Ульяновск,
об оспаривании постановления от 26.06.2014 N 489/14 о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.,

установил:

Открытое акционерное общество "Городская управляющая компания Ленинского района" (далее по тексту - ОАО "ГУК Ленинского района", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Главной государственной инспекцией регионального надзора Ульяновской области (далее -Инспекции) о признании незаконным и отмене постановления от 26.06.2014 N 489/14 по делу о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 9.16 КоАП и наложении штрафа в размере 20 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23 сентября 2014 года, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, открытое акционерное общество "Городская управляющая компания Ленинского района" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 23.05.2014 на основании распоряжения от 22.05.2013 N 001280/А-73 должностным лицом Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области проведена внеплановая документарная проверка ОАО "ГУК Ленинского района".
В ходе проверки по адресу: г. Ульяновск, ул. Карла Либнехта, д. 10, выявлено:
- - прибор учета тепловой энергии (тепловычислитель КС-202 ПРИМА-С- РМД N 7284, расположенный в подвале дома N 10, по ул. Карла Либнехта, по месту расположения квартиры N 7, в неисправном состоянии;
- - отсутствует акт повторного ввода в эксплуатацию прибора тепло, энергии, расположенный в подвале дома N 10, по ул. Карла Либнехта, по месту расположения квартиры N 7, чем нарушаются следующие нормы законодательства: п. 5.1.2, п. 5.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила Госстроя).
Результаты проверки оформлены актом от 23.05.2014 N А-73, протоколом об административном правонарушении от 23.05.2014 N А-73, на основании которого 08.07.2014 постановлением от 08.07.2014 N 489/14 ОАО "ГУК Ленинского района" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 9.16 КоАП в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании указанного постановления незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии ч. 4 ст. 9.16. КоАП РФ несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно п. п. "е" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исполнитель обязан ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23 -го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.
В силу договора управления многоквартирным домом от 01.06.2010 исполнителем коммунальных услуг перед жителями многоквартирного дома N 10 по ул. Карла Либкнехта г. Ульяновска является ОАО "ГУК Ленинского района".
Управляющая организация принимает полномочия по управлению домом в целях эффективного управления многоквартирным домом, направленного на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания в нем собственников (и нанимателей), надлежащего содержания общего имущества дома, а также направленного на предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Согласно предмету договора управляющая организация по заданию собственников за плату обязуется оказывать услуги по управлению общим имуществом многоквартирного дома, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений многоквартирного дома и лицам, пользующимся помещениями на законных основаниях, осуществлять иную, направленную на достижение цели управления многоквартирным домом, деятельность.
Частью 4 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) установлено, что в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий (часть 7 статьи 12 Закона N 261-ФЗ).
В силу части 1 статьи 13 Закона N 261 производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, в том числе подключенные к системам централизованного теплоснабжения.
Согласно части 2 статьи 13 Закона N 261 -ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с п. п. "д" п. 34 Правил потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых) приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета.
Согласно приложению N 3 к договору управления многоквартирным домом в состав общего имущества многоквартирного дома входит, в том числе общедомовой прибор учета тепловой энергии (пункт 5.3. приложения N 3 к договору).
Допуск в эксплуатацию узла учета тепловой энергии проводился ресурсоснабжающей организацией ОАО "Волжская ТГК" совместно с Обществом, что подтверждается актом допуска от 16.08.2013. Также указанными организациями проводилось обследование многоквартирного дома N 10 по ул. Карла Либкнехта г. Ульяновска, что подтверждается актом от 08.11.2012.
Кроме того, в соответствии с абзацами 1, 2, 3 пункта 5.1.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - ПиН), организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны:
- проводить с эксплуатационным персоналом и населением соответствующую разъяснительную работу;
- своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования;
- Согласно п. 5.2.24. ПиН на вводе в здание теплопроводов ЦО должна быть установлена запорная арматура, до и после нее - приборы КИП (манометры, термометры, приборы учета тепловой энергии и теплоносителя).
Контрольно-измерительные приборы, регулирующая и запорная арматура должны находиться в технически исправном состоянии и отвечать установленным требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как правильно указано судом, у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований Федерального N 261-ФЗ в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
В действиях (бездействии) ОАО "ГУК Ленинского района" содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16. КоАП РФ -несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих заявителю выполнить обязанности по соблюдению действующего законодательства, не установлено.
Следовательно, административный орган обоснованно привлек Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших Государственной жилищной инспекции РТ полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, не установлено.
При назначении наказания Государственная жилищная инспекция РТ правомерно при отсутствии отягчающих обстоятельств назначила административный штраф в предусмотренном частью 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях минимальном размере - 20 000 руб.
Оснований для квалификации совершенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного в силу ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства исключительности случая вмененного заявителю административного правонарушения. Совершенное ОАО "ГУК Ленинского района" правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере эксплуатации жилищного фонда. По указанному правонарушению существует угроза охраняемым общественным отношениям и заключается в пренебрежительном отношении управляющей компании к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы, приведенные открытым акционерным обществом "Городская управляющая компания Ленинского района" в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 сентября 2014 года по делу N А72-9814/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, установленным п. 4 ст. 288 АПК РФ.

Судья
Е.М.РОГАЛЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)