Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылается на неисполнение ответчиком как собственником нежилого помещения обязанности по оплате фактически оказанных услуг теплоснабжения общего имущества многоквартирного дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Белоножко Т.В.,
судей: Качукова С.Б., Клепиковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Захаровой Е.А.,
при выполнении судебного поручения об организации видеоконференц-связи судьей Арбитражного суда Красноярского края Лапиной М.В. и ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Деньгиной Н.А.,
с участием в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителя открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" Белоусовой Анастасии Геннадьевны (доверенность от 27.11.12, паспорт)
и в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа представителя общества с ограниченной ответственностью "Кедр 1" Александрова Павла Михайловича (доверенность от 25.06.2014 N 2, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кедр 1" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 сентября 2014 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 декабря 2014 года по делу N А33-8340/2014 (суд первой инстанции: Блинова Л.Д., суд апелляционной инстанции: Споткай Л.Е., Ишутина О.В., Петровская О.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (ОГРН 1052460078692, г. Красноярск; далее - ОАО "Красноярскэнергосбыт", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Кедр 1" (ОГРН 1022401743077, г. Шарыпово; далее - ООО "Кедр 1", ответчик) о взыскании 88 800 рублей 46 копеек задолженности за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.01.2012 по 31.12.2013.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 12 сентября 2014 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 декабря 2014 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ООО "Кедр 1" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что у него отсутствует обязанность по оплате теплоснабжения многоквартирного жилого дома, поскольку в принадлежащем ему нежилом помещении отсутствуют отопительные приборы.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Красноярскэнергосбыт" с изложенными в ней доводами не согласилось, ссылаясь на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, полное и всестороннее исследование и оценку судами имеющихся в деле доказательств, правильное установление правоотношений сторон и обстоятельств дела, в связи с чем просило в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представители ООО "Кедр 1" и ОАО "Красноярскэнергосбыт" подтвердили доводы кассационной жалобы и отзыва на нее соответственно. Представитель ООО "Кедр 1" уточнил, что просит отменить как решение суда первой инстанции, так и постановление апелляционного суда по основаниям, изложенным в кассационной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Настоящий иск предъявлен управляющей организацией к собственнику нежилого помещения площадью 294,4 кв. м, расположенного на первом этаже многоквартирного жилого дома, о взыскании фактически оказанных услуг по теплоснабжению общего имущества многоквартирного дома в период с 01.01.2012 по 31.12.2013.
Удовлетворяя заявленные ОАО "Красноярскэнергосбыт" требования, суды обеих инстанций руководствовались частью 3 статьи 30, частью 1 статьи 36, статьей 39, пунктом 5 части 2 статьи 153, частями 4, 7 статьи 155, частью 1 статьи 158, частями 2, 3 статьи 161, частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Постановлением Правительства Красноярского края от 13.09.2012 N 460-п "О расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов на территории Красноярского края в 2012-2014 годах" (далее - Постановление Правительства Красноярского края от 13.09.2012 N 460-п), условиями договора управления многоквартирным домом от 01.01.2011, заключенного между истцом и ответчиком, и исходили из обоснованности требований истца, как по праву, так и по размеру.
Суд округа считает выводы судов соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и примененным судами нормам права.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу положений статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно аналогичной норме, изложенной в пункте 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (части 1, 2 статьи 39 указанного Кодекса).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Следовательно, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан, наряду с собственниками жилых помещений, нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
С 01.09.2012 вступили в силу Правила N 354. Правила расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012 - 2014 годах, утвержденные данным документом, применяются со дня вступления в силу указанных Правил.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 (подпункт "б" пункта 1) "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 857) органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешено до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Министерство регионального развития Российской Федерации в письме от 28.08.2012 N 22567-ВК/14 сообщило, что Правила N 354 вступают в силу с 01.09.2012. Суть изменений, введенных названными Правилами в порядок расчетов за соответствующие коммунальные услуги, состоит в разделении платы за коммунальные услуги на индивидуальное (квартирное) потребление и потребление на общедомовые нужды.
Названными Правилами также предусмотрено, что оплата за отопление производится только в отопительный период независимо от того, есть ли в многоквартирном доме общедомовой прибор учета тепла. Это исключает необходимость проведения корректировки размера платы за отопление по итогам календарного года.
Для того, чтобы новые Правила могли применяться, с 01.07.2012 изменился порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в связи с вступлением в силу изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила установления и определения нормативов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258. Данные изменения включают разделение норматива потребления коммунальных услуг, предусмотренного редакцией Правил установления и определения нормативов, действовавшей до 01.07.2012, на две составляющие: норматив потребления коммунальной услуги в жилых помещениях и норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды. Правилами установления и определения нормативов с 01.07.2012 устанавливаются правила определения и установления норматива потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек.
В соответствии с постановлением N 857 органам государственной власти субъектов Российской Федерации предлагалось применять один из следующих вариантов порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению:
1) применять порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный действующей редакцией Правил, а именно производить оплату коммунальной услуги по отоплению в отопительный период;
2) принять решение, что в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, оплата коммунальной услуги по отоплению производится равномерно - каждый месяц календарного года;
3) принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решения о выборе одного из двух способов расчетов, указанных в пунктах 2 и 3, в срок до 15.09.2012.
В случае если до 15.09.2012 органы государственной власти субъектов Российской Федерации не примут решение о выборе одного из двух способов расчетов, указанных в пунктах 2 и 3, то в таком субъекте Российской Федерации применяется порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный действующей редакцией Правил.
Постановлением Правительства Красноярского края от 13.09.2012 N 460-п установлено, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов на территории Красноярского края в 2012 - 2014 годах подлежит применению порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, арбитражные суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что ООО "Кедр 1" как собственник помещения в многоквартирном доме обязан компенсировать истцу расходы на теплоснабжение общего имущества дома пропорционально принадлежащей ему площади.
Произведенный ОАО "Красноярскэнергосбыт" расчет задолженности по теплоснабжению общего имущества многоквартирного дома за период с 01.01.2012 по 31.12.2013 судами проверен, признан правильным и ООО "Кедр 1" не оспорен.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что судами первой и апелляционной инстанций не приняты во внимание положения пунктов 15 - 28 Правил N 307, согласно которым корректировка осуществляется один раз в год при условии полного размера платы, начисленной именно потребителям тепловой энергии за год, а также довод об отсутствии у общества обязанности оплачивать расходы на теплоснабжение общего имущества по той причине, что ООО "Кедр 1" как раз не является потребителем тепловой энергии, поскольку в принадлежащем ему помещении отопительные приборы отсутствуют, отклоняется судом округа, как основанный на неправильном толковании вышеназванных норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых по делу судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 сентября 2014 года по делу N А33-8340/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 декабря 2014 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Расходы по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя кассационной жалобы.
ООО "Кедр 1" обратилось с кассационной жалобой 30.01.2015, уплатив при этом государственную пошлину в сумме 2 000 рублей. Поскольку в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при подаче кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда с 01.01.2015 составляет 3 000 рублей, с ООО "Кедр 1" следует довзыскать в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 сентября 2014 года по делу N А33-8340/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 декабря 2014 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Кедр 1" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей.
Арбитражному суду Красноярского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий
Т.В.БЕЛОНОЖКО
Судьи
С.Б.КАЧУКОВ
М.А.КЛЕПИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 24.03.2015 N Ф02-907/2015 ПО ДЕЛУ N А33-8340/2014
Требование: О взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги.Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылается на неисполнение ответчиком как собственником нежилого помещения обязанности по оплате фактически оказанных услуг теплоснабжения общего имущества многоквартирного дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2015 г. по делу N А33-8340/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Белоножко Т.В.,
судей: Качукова С.Б., Клепиковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Захаровой Е.А.,
при выполнении судебного поручения об организации видеоконференц-связи судьей Арбитражного суда Красноярского края Лапиной М.В. и ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Деньгиной Н.А.,
с участием в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителя открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" Белоусовой Анастасии Геннадьевны (доверенность от 27.11.12, паспорт)
и в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа представителя общества с ограниченной ответственностью "Кедр 1" Александрова Павла Михайловича (доверенность от 25.06.2014 N 2, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кедр 1" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 сентября 2014 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 декабря 2014 года по делу N А33-8340/2014 (суд первой инстанции: Блинова Л.Д., суд апелляционной инстанции: Споткай Л.Е., Ишутина О.В., Петровская О.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (ОГРН 1052460078692, г. Красноярск; далее - ОАО "Красноярскэнергосбыт", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Кедр 1" (ОГРН 1022401743077, г. Шарыпово; далее - ООО "Кедр 1", ответчик) о взыскании 88 800 рублей 46 копеек задолженности за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.01.2012 по 31.12.2013.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 12 сентября 2014 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 декабря 2014 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ООО "Кедр 1" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что у него отсутствует обязанность по оплате теплоснабжения многоквартирного жилого дома, поскольку в принадлежащем ему нежилом помещении отсутствуют отопительные приборы.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Красноярскэнергосбыт" с изложенными в ней доводами не согласилось, ссылаясь на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, полное и всестороннее исследование и оценку судами имеющихся в деле доказательств, правильное установление правоотношений сторон и обстоятельств дела, в связи с чем просило в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представители ООО "Кедр 1" и ОАО "Красноярскэнергосбыт" подтвердили доводы кассационной жалобы и отзыва на нее соответственно. Представитель ООО "Кедр 1" уточнил, что просит отменить как решение суда первой инстанции, так и постановление апелляционного суда по основаниям, изложенным в кассационной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Настоящий иск предъявлен управляющей организацией к собственнику нежилого помещения площадью 294,4 кв. м, расположенного на первом этаже многоквартирного жилого дома, о взыскании фактически оказанных услуг по теплоснабжению общего имущества многоквартирного дома в период с 01.01.2012 по 31.12.2013.
Удовлетворяя заявленные ОАО "Красноярскэнергосбыт" требования, суды обеих инстанций руководствовались частью 3 статьи 30, частью 1 статьи 36, статьей 39, пунктом 5 части 2 статьи 153, частями 4, 7 статьи 155, частью 1 статьи 158, частями 2, 3 статьи 161, частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Постановлением Правительства Красноярского края от 13.09.2012 N 460-п "О расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов на территории Красноярского края в 2012-2014 годах" (далее - Постановление Правительства Красноярского края от 13.09.2012 N 460-п), условиями договора управления многоквартирным домом от 01.01.2011, заключенного между истцом и ответчиком, и исходили из обоснованности требований истца, как по праву, так и по размеру.
Суд округа считает выводы судов соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и примененным судами нормам права.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу положений статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно аналогичной норме, изложенной в пункте 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (части 1, 2 статьи 39 указанного Кодекса).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Следовательно, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан, наряду с собственниками жилых помещений, нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
С 01.09.2012 вступили в силу Правила N 354. Правила расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012 - 2014 годах, утвержденные данным документом, применяются со дня вступления в силу указанных Правил.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 (подпункт "б" пункта 1) "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 857) органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешено до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Министерство регионального развития Российской Федерации в письме от 28.08.2012 N 22567-ВК/14 сообщило, что Правила N 354 вступают в силу с 01.09.2012. Суть изменений, введенных названными Правилами в порядок расчетов за соответствующие коммунальные услуги, состоит в разделении платы за коммунальные услуги на индивидуальное (квартирное) потребление и потребление на общедомовые нужды.
Названными Правилами также предусмотрено, что оплата за отопление производится только в отопительный период независимо от того, есть ли в многоквартирном доме общедомовой прибор учета тепла. Это исключает необходимость проведения корректировки размера платы за отопление по итогам календарного года.
Для того, чтобы новые Правила могли применяться, с 01.07.2012 изменился порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в связи с вступлением в силу изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила установления и определения нормативов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258. Данные изменения включают разделение норматива потребления коммунальных услуг, предусмотренного редакцией Правил установления и определения нормативов, действовавшей до 01.07.2012, на две составляющие: норматив потребления коммунальной услуги в жилых помещениях и норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды. Правилами установления и определения нормативов с 01.07.2012 устанавливаются правила определения и установления норматива потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек.
В соответствии с постановлением N 857 органам государственной власти субъектов Российской Федерации предлагалось применять один из следующих вариантов порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению:
1) применять порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный действующей редакцией Правил, а именно производить оплату коммунальной услуги по отоплению в отопительный период;
2) принять решение, что в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, оплата коммунальной услуги по отоплению производится равномерно - каждый месяц календарного года;
3) принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решения о выборе одного из двух способов расчетов, указанных в пунктах 2 и 3, в срок до 15.09.2012.
В случае если до 15.09.2012 органы государственной власти субъектов Российской Федерации не примут решение о выборе одного из двух способов расчетов, указанных в пунктах 2 и 3, то в таком субъекте Российской Федерации применяется порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный действующей редакцией Правил.
Постановлением Правительства Красноярского края от 13.09.2012 N 460-п установлено, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов на территории Красноярского края в 2012 - 2014 годах подлежит применению порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, арбитражные суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что ООО "Кедр 1" как собственник помещения в многоквартирном доме обязан компенсировать истцу расходы на теплоснабжение общего имущества дома пропорционально принадлежащей ему площади.
Произведенный ОАО "Красноярскэнергосбыт" расчет задолженности по теплоснабжению общего имущества многоквартирного дома за период с 01.01.2012 по 31.12.2013 судами проверен, признан правильным и ООО "Кедр 1" не оспорен.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что судами первой и апелляционной инстанций не приняты во внимание положения пунктов 15 - 28 Правил N 307, согласно которым корректировка осуществляется один раз в год при условии полного размера платы, начисленной именно потребителям тепловой энергии за год, а также довод об отсутствии у общества обязанности оплачивать расходы на теплоснабжение общего имущества по той причине, что ООО "Кедр 1" как раз не является потребителем тепловой энергии, поскольку в принадлежащем ему помещении отопительные приборы отсутствуют, отклоняется судом округа, как основанный на неправильном толковании вышеназванных норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых по делу судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 сентября 2014 года по делу N А33-8340/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 декабря 2014 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Расходы по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя кассационной жалобы.
ООО "Кедр 1" обратилось с кассационной жалобой 30.01.2015, уплатив при этом государственную пошлину в сумме 2 000 рублей. Поскольку в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при подаче кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда с 01.01.2015 составляет 3 000 рублей, с ООО "Кедр 1" следует довзыскать в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 сентября 2014 года по делу N А33-8340/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 декабря 2014 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Кедр 1" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей.
Арбитражному суду Красноярского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий
Т.В.БЕЛОНОЖКО
Судьи
С.Б.КАЧУКОВ
М.А.КЛЕПИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)