Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1532/2014

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 мая 2014 г. по делу N 33-1532/2014


Судья: Рыбалко В.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Шлотгауэр Л.Л.
судей Полуэктовой С.К. и Нефедова О.Н.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на заочное решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 23 декабря 2013 года, по которому постановлено:
Исковые требования Ф. удовлетворить.
Обязать администрацию города Ульяновска провести в 2014 году за счет средств муниципального образования в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г.Ульяновск, ул.Л***, ремонтные работы капитального характера, а именно:
- капитальный ремонт фундамента и подвального помещения - ремонт участков стен подвалов со стороны подвала отдельными местами в местах образования трещин;
- капитальный ремонт стен здания - заделку трещин в кирпичных стенах с выемкой и расчисткой старой кладки и устройством новой, ремонт кирпичной кладки стен, усиление каменных стен;
- капитальный ремонт фасада здания: замену штукатурки цоколя с последующей окраской, ремонт отдельными местами штукатурки наружных стен с последующей окраской фасада, усиление несущих и ограждающих конструкций балконов, устройство новых входов в подвал со стороны фасада и с левой стороны дома, замену оконных блоков, подоконных досок, отливов, с последующей отделкой наружных и внутренних откосов и окраской;
- капитальный ремонт крыши и кровли: полную замену покрытия крыши (из черной и оцинкованной стали), замену деревянных элементов (стропила, обрешетка и т.д.), установку новых водосточных труб с воронками и отметами, перекладку разрушенных частей вентиляционных труб и каналов, с последующей отделкой, устройство новых слуховых окон, перекладку кирпичных столбов, а также переустановку ограждения после ремонта крыши;
- капитальный ремонт внутренней отделки подъездов: окраску ранее окрашенных потолков в подъездах; окраска ранее окрашенных стен в подъездах, с расчисткой старой краски; замену дверных блоков тамбуров в подъездах;
- замену системы холодного водоснабжения - замену трубопровода ХВС в подвале, запорной арматуры, с установкой приборов учета;
- замену системы горячего водоснабжения - замену трубопровода ГВС в подвале, запорной арматуры, с установкой приборов учета;
- замену системы водоотведения;
- замену системы центрального отопления - замену труб центрального отопления, запорной арматуры, с установкой приборов учета;
- замену системы электроснабжения - замену осветительной электропроводки, приборов и оборудования в местах общего пользования до квартирных приборов учета;
- капитальный ремонт отмостки вдоль тыльной и левой стен дома - восстановление отмостки.
Взыскать с администрации города Ульяновска в пользу Ф. расходы на оплату государственной пошлины в размере 200 руб.
Взыскать с администрации города Ульяновска в пользу федерального бюджетного учреждения "Ульяновская лаборатория судебной экспертизы" Министерства юстиции Российской Федерации стоимость судебной экспертизы в сумме 21 252 руб.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

установила:

Ф. обратилась в суд с иском к администрации города Ульяновска о проведении капитального ремонта жилого дома.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником в порядке приватизации квартиры N ***, расположенной в многоквартирном жилом доме N *** по ул. Л*** в г. Ульяновске.
Указанный жилой дом был построен в 1938 году, и сроки службы элементов инженерных систем, а также конструкций жилого дома, предусмотренные ВСН "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденными Приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР N 312 от 23.11.1988, давно истекли.
При этом, несмотря на неоднократные обращения жильцов дома, муниципалитет в нарушение ст. 16 Закона РФ "О приватизации жилого фонда РФ" отказывается производить капитальный ремонт дома.
С учетом уточнения исковых требований в ходе рассмотрения дела истица просила обязать администрацию города Ульяновска за счет собственных средств выполнить в 2014 году капитальный ремонт многоквартирного жилого дома N *** по ул. Л*** в г. Ульяновске, а именно:
- капитальный ремонт фундамента и подвального помещения - ремонт участков стен подвалов со стороны подвала отдельными местами в местах образования трещин;
- капитальный ремонт стен здания - заделку трещин в кирпичных стенах с выемкой и расчисткой старой кладки и устройством новой, ремонт кирпичной кладки стен, усиление каменных стен;
- капитальный ремонт фасада здания: замену штукатурки цоколя с последующей окраской, ремонт отдельными местами штукатурки наружных стен с последующей окраской фасада, усиление несущих и ограждающих конструкций балконов, устройство новых входов в подвал со стороны фасада и с левой стороны дома, замену оконных блоков, подоконных досок, отливов, с последующей отделкой наружных и внутренних откосов и окраской;
- капитальный ремонт крыши и кровли: полную замену покрытия крыши (из черной и оцинкованной стали), замену деревянных элементов (стропила, обрешетка и т.д.), установку новых водосточных труб с воронками и отметами, перекладку разрушенных частей вентиляционных труб и каналов, с последующей отделкой, устройство новых слуховых окон, перекладку кирпичных столбов, а также переустановку ограждения после ремонта крыши;
- капитальный ремонт внутренней отделки подъездов: окраску ранее окрашенных потолков в подъездах; окраску ранее окрашенных стен в подъездах, с расчисткой старой краски; замену дверных блоков тамбуров в подъездах;
- замену системы холодного водоснабжения - замену трубопровода ХВС в подвале, запорной арматуры, с установкой приборов учета;
- замену системы горячего водоснабжения - замену трубопровода ГВС в подвале, запорной арматуры, с установкой приборов учета;
- замену системы водоотведения;
- замену системы центрального отопления - замену труб центрального отопления, запорной арматуры, с установкой приборов учета;
- замену системы электроснабжения - замену осветительной электропроводки, приборов и оборудования в местах общего пользования до квартирных приборов учета;
- капитальный ремонт отмостки вдоль тыльной и левой стен дома - восстановление отмостки.
К участию в деле в качестве 3-х лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-Эксплуатационная Компания", Комитет ЖКХ администрации города Ульяновска.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда и просит его отменить, как незаконное и необоснованное. При этом указывает, что осуществление работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг, в том числе проведение работ по капитальному ремонту, в полномочия администрации города не входит. В договорных отношениях с истицей она не состоит, исполнителем услуг не является. Денежные средства, составляющие плату за содержание и ремонт жилья, в бюджет муниципального образования не поступают.
Жилое помещение, в котором проживает истица, принадлежит ей на праве собственности, и в силу ч. 3 ст. 30 ЖК РФ она должна нести бремя содержания данных жилых помещений и общего имущества дома, в том числе, нести обязанность по проведению капитального ремонта.
Статья 165 ЖК РФ предоставляет органу местного самоуправления право (но не обязанность) по предоставлению средств из бюджета на капитальный ремонт многоквартирных домов. В законе отсутствуют основания для возложения обязанности по проведению такого ремонта на администрацию города. Качественное обслуживание дома должна обеспечивать управляющая организация - ООО "ЖЭК", которая обязана устранять любые недостатки жилого дома до проведения в нем капитального ремонта. Разрушение дома и его нуждаемость в капитальном ремонте свидетельствует о ненадлежащем исполнении своих обязанностей управляющей организацией.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны по делу не явились, хотя были надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела. Об уважительности причин своего отсутствия суду не сообщили. При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Как видно из материалов дела, Ф. на праве собственности принадлежит трехкомнатная квартира, общей площадью 73,37 кв. м, расположенная по адресу: г.Ульяновск, ул.Л***. Квартира получена истицей в собственность в порядке приватизации по договору передачи жилой площади в собственность граждан N *** от 08.11.2001.
Указанный многоквартирный дом построен в 1938 году и эксплуатируется более 70 лет. Доказательства проведения в доме капитального ремонта в материалы дела не представлены.
Организацией, осуществляющей функции по управлению и обслуживанию многоквартирного дома N *** по ул. Л*** г. Ульяновска, с 01.02.2012 является ООО "ЖЭК". Ранее дом обслуживался УМУП УК ЖКХ Ленинского района, ОАО "Домоуправляющая компания Ленинского района", находился в оперативном управлении Ульяновского машиностроительного завода им. Володарского.
Статьей 16 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 11.06.2008) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
В ходе рассмотрения дела на основании заключения судебной строительно-технической экспертизы, проведенной ФБУ "Ульяновская лаборатория судебной экспертизы", суд установил, что в многоквартирном доме N *** по ул. Л*** г. Ульяновска не соответствуют строительным нормам и правилам и требуют ремонта: фасад (отделка цоколя и стен, балконов, входа в подвал, заполнение оконных проемов в подъездах); крыша (покрытие крыши, деревянные конструкции, система водоотвода, вентиляционные трубы и каналов, слуховые окна, ограждение крыши); система холодного и горячего водоснабжения; система отопления; система водоотведения (канализация); система электроснабжения; стены жилого дома; подвальное помещение (стены подвала); подъезды жилого дома (внутренняя отделка, заполнение дверных проемов тамбура); отмостка; тротуары и проезды.
Поскольку данные работы относятся к капитальному ремонту, суд обоснованно возложил на администрацию города Ульяновска обязанность по их проведению.
Доводы, приведенные администрацией города Ульяновска в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.
Как следует из содержания приведенной выше статьи 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
Статьей 158 Жилищного кодекса РФ, введенного в действие с 01.03.2005, предусматривается обязанность собственника помещения в многоквартирном доме по несению расходов на содержание принадлежащего ему помещения, а также по участию в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Статья 210 ГК РФ также возлагает на собственника бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Исходя из системного толкования приведенных норм обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного дома может быть возложена на собственников жилых помещений, в том числе на граждан, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем (органом государственной власти или органом местного самоуправления) обязанности по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме, которая возникла до приватизации квартир в данном доме.
Поскольку многоквартирный дом N *** по ул. Л*** г. Ульяновска был принят в муниципальную собственность и квартира N *** в указанном доме передавалась Ф. в собственность в порядке приватизации без проведения в доме капитального ремонта, суд обоснованно возложил на администрацию города Ульяновска, как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования "город Ульяновск", обязанность по выполнению в указанном доме ремонтных работ капитального характера, не проведенных своевременно наймодателем.
Доводы апелляционной жалобы администрации города Ульяновска об отсутствии у муниципалитета обязанности по капитальному ремонту жилых домов, помещения в которых перешли в собственность граждан в порядке приватизации, основаны на неправильном толковании норм материального права и основанием к отмене решения являться не могут.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Заочное решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 23 декабря 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)