Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Хоровой Т.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Талановой У.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования городского округа "Ухта" в лице Администрации муниципального образования городского округа "Ухта"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.12.2014 по делу N А29-6979/2014, принятое судом в составе судьи Токарева С.Д.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ремонт и услуги" (ИНН: 1102053797, ОГРН: 1061102019219)
к муниципальному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (ИНН: 1102046630, ОГРН: 1041100607460)
и муниципальному образованию городского округа "Ухта" в лице Администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (ИНН: 1102024570, ОГРН: 1021100735810)
о взыскании задолженности и судебных расходов,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ремонт и услуги" (далее - ООО "Ремонт и услуги", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к муниципальному учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - МУ "УЖКХ") и муниципальному образованию городского округа "Ухта" в лице Администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - Администрация) о взыскании выпадающих доходов в сумме 678 427 рублей 75 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 24.12.2014 исковые требования ООО "Ремонт и услуги" удовлетворены в полном объеме.
Муниципальное образование городского округа "Ухта" в лице Администрации муниципального образования городского округа "Ухта" с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.12.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на пункты 1, 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решения Совета муниципального образования городского округа "Ухта" от 16.11.2010 N 473, 474 "О предоставлении из бюджета МОГО "Ухта" субсидии на возмещение выпадающих доходов организациям, оказывающим населению услуги по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда расположенного на территории МОГО "Ухта", постановление Администрации МОГО "Ухта" от 09.12.2010 N 2947 "О предоставлении из бюджета МОГО "Ухта" субсидии на возмещение выпадающих доходов организациям, оказывающим населению услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда, расположенного на территории МОГО "Ухта", заявитель жалобы считает, что Администрация является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку договоры на управление жилыми домами заключены с МУ "УЖКХ", являющимся специально созданным структурным подразделением Администрации, наделенным всеми правомочиями собственника.
ООО "Ремонт и услуги" в представленном отзыве на апелляционную жалобу указало на законность принятого судом решения, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
МУ "УЖКХ" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ООО "Ремонт и услуги" заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей, ответчики явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Ремонт и услуги" является управляющей организацией и оказывает услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования городского округа "Ухта".
Между собственниками помещений многоквартирных домов и Обществом заключены следующие договоры управления многоквартирными домами (т. 1 л.д. 53-163, том 2, т. 3 л.д. 1-118):
- г. Ухта, ул. Первомайская, 38 (договор управления от 01.01.2008 N 68),
- г. Ухта, ул. Первомайская, 34 (договор управления от 01.01.2008 N 69),
- г. Ухта, ул. Первомайская, 33а (договор управления от 01.01.2008 N 70),
- г. Ухта, ул. Первомайская, 33 (договор управления от 01.01.2008 N 71),
- г. Ухта, ул. Первомайская, 29 (договор управления от 01.01.2008 N 72),
- г. Ухта, ул. Первомайская, 28 (договор управления от 01.01.2008 N 73),
- г. Ухта, ул. Первомайская, 25 (договор управления от 01.01.2008 N 74),
- г. Ухта, ул. Первомайская, 21 (договор управления от 01.01.2008 N 75),
- г. Ухта, ул. Первомайская, 36 (договор управления от 01.01.2008 N 76),
- г. Ухта, ул. Первомайская, 30 (договор управления от 01.01.2008 N 77),
- г. Ухта, ул. Первомайская, 32 (договор управления от 01.01.2008 N 78),
- г. Ухта, ул. Октябрьская, 5 (договор управления от 01.01.2008 N 79),
- г. Ухта, ул. Октябрьская, 3 (договор управления от 01.01.2008 N 80),
- г. Ухта, ул. Октябрьская, 1 (договор управления от 01.01.2008 N 81),
- г. Ухта, ул. Губкина, 6 (договор управления от 01.01.2008 N 82),
- г. Ухта, ул. Губкина, 2 (договор управления от 01.01.2008 N 83),
- г. Ухта, ул. Губкина, 11 (договор управления от 01.01.2008 N 84),
- г. Ухта, ул. Губкина, 16 (договор управления от 01.01.2008 N 25),
- г. Ухта, ул. Губкина, 18 (договор управления от 01.01.2008 N 85),
- г. Ухта, ул. Губкина, 13 (договор управления от 01.01.2008 N 87),
- г. Ухта, ул. Губкина, 12 (договор управления от 01.01.2008 N 88),
- г. Ухта, ул. Губкина, 9 (договор управления от 01.01.2008 N 89),
- г. Ухта, ул. Губкина, 10 (договор управления от 01.01.2008 N 90),
- г. Ухта, ул. Губкина, 8 (договор управления от 01.01.2008 N 91),
- г. Ухта, ул. Губкина, 7 (договор управления от 01.01.2008 N 92),
- г. Ухта, ул. Губкина, 22 (договор управления от 01.01.2008 N 93),
- г. Ухта, ул. Пушкина, 9 (договор управления от 01.01.2008 N 95),
- г. Ухта, ул. Горького, 3 (договор управления от 01.01.2008 N 96),
- г. Ухта, ул. Горького, 5 (договор управления от 01.01.2008 N 97),
- г. Ухта, ул. Горького, 7 (договор управления от 01.01.2008 N 99),
- г. Ухта, ул. Первомайская, 19 (договор управления от 01.01.2008 N 102),
- г. Ухта, ул. Семяшкина, 8 (договор управления от 01.01.2008 N 103),
- г. Ухта, ул. Губкина, 4 (договор управления от 01.01.2008 N 105),
- г. Ухта, ул. Пушкина, 15 (договор управления от 01.01.2008 N 106),
- г. Ухта, ул. Пушкина, 1 (договор управления от 01.01.2008 N 107).
04.03.2013 между ООО "Ремонт и услуги" (организация) и МУ "УЖКХ" (учреждение) заключен договор N 30.04.03.13. на возмещение выпадающих доходов (т. 1 л.д. 7).
В соответствии с пунктом 1.1 договора учреждение возмещает выпадающие доходы организации на основании постановления администрации МО ГО "Ухта" N 2947 от 09.12.2010 "Об утверждении Порядка возмещения из бюджета МО ГО "Ухта" выпадающих доходов организациям, оказывающим населению услуги по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда" и постановления главы администрации г. Ухты N 376 от 19.06.1996 "Об освобождении от уплаты за техническое обслуживание жилого фонда".
Согласно пункту 2.1.2 договора учреждение обязуется производить ежемесячное перечисление денежных средств на возмещение выпадающих доходов на счет организации в пределах бюджетных средств, выделенных по отрасли жилищно-коммунальное хозяйство, в течение 10 дней после предоставления документов в соответствии с пунктом 2.3.2 настоящего договора.
Пунктом 4.3 договора предусмотрено, что возмещение выпадающих доходов производится ежемесячно и корректируется с учетом освоения размера платы, принятого общим собранием собственников (установленного по результатам открытого конкурса) в финансовом году, предшествующем отчетному.
Договор вступает в силу с момента подписания, и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2013 и действует до 31.12.2013, а по расчетам до полного завершения (пункт 6.1 договора).
Решением Совета МОГО "Ухта" от 16.11.2010 N 473 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения многоквартирного дома на территории МОГО "Ухта" с 01.01.2010 для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда установлен размер платы за содержание и ремонт жилых помещений:
- - в размере, соответствующем результатам проведенного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в том числе все помещения в котором находятся в собственности МОГО "Ухта", либо по решению общего собрания собственников помещений, если изменение размера платы не превышает предельного максимального индекса изменения размера платы за жилое помещение по сравнению к ранее установленному размеру платы;
- - в размере, увеличенном на предельный максимальный индекс изменения размера платы по сравнению к ранее действующему размеру платы, если размер платы, соответствующий результатам проведенного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в том числе все помещения в котором находятся в собственности МОГО "Ухта", либо решению общего собрания собственников помещений, возрос более, чем предусмотрено предельным максимальным индексом изменения размера платы за жилое помещение (с учетом оказания услуг по сбору и вывозу ТБО, ЖБО).
Решением Совета МОГО "Ухта" от 16.11.2010 N 474 "О предоставлении из бюджета МОГО "Ухта" субсидии на возмещение выпадающих доходов организациям, оказывающим населению услуги по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда расположенного на территории МОГО "Ухта" предусмотрено предоставление из бюджета МОГО "Ухта" субсидии на возмещение выпадающих доходов организациям, оказывающим услуги по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, в том случае, если размер платы, установленный в текущем году в соответствии с федеральным законодательством, превышает размер платы, предъявленной к оплате в отчетном году, на 20 процентов.
В соответствии с пунктом 2 решения от 16.11.2010 N 474 выпадающие доходы субсидируются при оказании услуг по содержанию и текущему ремонту ветхого жилищного фонда (с износом 60 процентов и более), жилищного фонда, ранее использовавшегося в качестве муниципальных общежитий, многоквартирных жилых домов, по которым отбор управляющих компаний осуществлен по результатам открытого конкурса.
На основании пункта 5 решения от 16.11.2010 N 474 Администрация приняла постановление от 09.12.2010 N 2947, которым утвердила Порядок возмещения из бюджета МОГО "Ухта" выпадающих доходов организациям, оказывающим населению услуги по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 постановления от 09.12.2010 N 2947 функции по осуществлению возмещения выпадающих доходов организациям жилищно-коммунального хозяйства возложены на муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Администрации муниципального образования городского округа "Ухта".
В пунктах 1.2, 1.3 Порядка, утвержденного постановлением от 09.12.2010 N 2947 указано, что выпадающие доходы обслуживающих организаций подлежат возмещению из бюджета МОГО "Ухта".
В соответствии с названными правовыми актами Обществом в адрес МУ "УЖКХ" были направлены письма от 12.12.2013, 25.12.2013 и претензия от 26.12.2013 с требованием на возмещение выпадающих доходов за период с января по июнь 2013 года в сумме 678 427 рублей 75 копеек (т. 1 л.д. 18, 22, 27).
Письмом от 30.12.2013 МУ "УЖКХ" отказало истцу в компенсации выпадающих доходов за 1 полугодие 2013 года (т. 1 л.д. 28).
Отказ в возмещении указанной суммы послужил основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, Арбитражный суд Республики Коми, руководствовался статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 69, 78, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пришел к выводу об обязанности МОГО "Ухта" возместить Обществу 678 427 рублей 75 копеек, сумму выпадающих доходов истца от реализации услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда, расположенного на территории МОГО "Ухта".
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
В силу части 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Неисполнение муниципальным образованием своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных и подлежащих бюджетному финансированию льгот, влечет возникновение у последней убытков.
В пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в случае предъявления юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Совет МОГО "Ухта", установив решением от 16.11.2010 N 474 субсидии на возмещение выпадающих доходов организациям, оказывающим услуги по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, возложил на муниципальный бюджет бремя возмещения истцу недополученных доходов (пункт 4 указанного решения).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о доказанности причинения истцу убытков в сумме 678 427 рублей 75 копеек в виде неполученной платы за оказанные услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда, расположенного на территории МОГО "Ухта" за первое полугодие 2013 года.
Довод Администрации о том, что она является ненадлежащим ответчиком по делу, отклоняется апелляционным судом, поскольку ответчиком по делу является муниципальное образование, за счет казны которого удовлетворено требование истца. Администрация же является органом, уполномоченным представлять муниципальное образование (пункт 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу.
Оснований для удовлетворения жалобы Администрации по доводам, изложенным в ней, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.12.2014 по делу N А29-6979/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального образования городского округа "Ухта" в лице Администрации муниципального образования городского округа "Ухта" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
М.В.НЕМЧАНИНОВА
Судьи
Т.В.ХОРОВА
Л.И.ЧЕРНЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.03.2015 N 02АП-1077/2015 ПО ДЕЛУ N А29-6979/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2015 г. по делу N А29-6979/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Хоровой Т.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Талановой У.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования городского округа "Ухта" в лице Администрации муниципального образования городского округа "Ухта"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.12.2014 по делу N А29-6979/2014, принятое судом в составе судьи Токарева С.Д.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ремонт и услуги" (ИНН: 1102053797, ОГРН: 1061102019219)
к муниципальному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (ИНН: 1102046630, ОГРН: 1041100607460)
и муниципальному образованию городского округа "Ухта" в лице Администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (ИНН: 1102024570, ОГРН: 1021100735810)
о взыскании задолженности и судебных расходов,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ремонт и услуги" (далее - ООО "Ремонт и услуги", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к муниципальному учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - МУ "УЖКХ") и муниципальному образованию городского округа "Ухта" в лице Администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - Администрация) о взыскании выпадающих доходов в сумме 678 427 рублей 75 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 24.12.2014 исковые требования ООО "Ремонт и услуги" удовлетворены в полном объеме.
Муниципальное образование городского округа "Ухта" в лице Администрации муниципального образования городского округа "Ухта" с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.12.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на пункты 1, 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решения Совета муниципального образования городского округа "Ухта" от 16.11.2010 N 473, 474 "О предоставлении из бюджета МОГО "Ухта" субсидии на возмещение выпадающих доходов организациям, оказывающим населению услуги по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда расположенного на территории МОГО "Ухта", постановление Администрации МОГО "Ухта" от 09.12.2010 N 2947 "О предоставлении из бюджета МОГО "Ухта" субсидии на возмещение выпадающих доходов организациям, оказывающим населению услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда, расположенного на территории МОГО "Ухта", заявитель жалобы считает, что Администрация является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку договоры на управление жилыми домами заключены с МУ "УЖКХ", являющимся специально созданным структурным подразделением Администрации, наделенным всеми правомочиями собственника.
ООО "Ремонт и услуги" в представленном отзыве на апелляционную жалобу указало на законность принятого судом решения, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
МУ "УЖКХ" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ООО "Ремонт и услуги" заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей, ответчики явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Ремонт и услуги" является управляющей организацией и оказывает услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования городского округа "Ухта".
Между собственниками помещений многоквартирных домов и Обществом заключены следующие договоры управления многоквартирными домами (т. 1 л.д. 53-163, том 2, т. 3 л.д. 1-118):
- г. Ухта, ул. Первомайская, 38 (договор управления от 01.01.2008 N 68),
- г. Ухта, ул. Первомайская, 34 (договор управления от 01.01.2008 N 69),
- г. Ухта, ул. Первомайская, 33а (договор управления от 01.01.2008 N 70),
- г. Ухта, ул. Первомайская, 33 (договор управления от 01.01.2008 N 71),
- г. Ухта, ул. Первомайская, 29 (договор управления от 01.01.2008 N 72),
- г. Ухта, ул. Первомайская, 28 (договор управления от 01.01.2008 N 73),
- г. Ухта, ул. Первомайская, 25 (договор управления от 01.01.2008 N 74),
- г. Ухта, ул. Первомайская, 21 (договор управления от 01.01.2008 N 75),
- г. Ухта, ул. Первомайская, 36 (договор управления от 01.01.2008 N 76),
- г. Ухта, ул. Первомайская, 30 (договор управления от 01.01.2008 N 77),
- г. Ухта, ул. Первомайская, 32 (договор управления от 01.01.2008 N 78),
- г. Ухта, ул. Октябрьская, 5 (договор управления от 01.01.2008 N 79),
- г. Ухта, ул. Октябрьская, 3 (договор управления от 01.01.2008 N 80),
- г. Ухта, ул. Октябрьская, 1 (договор управления от 01.01.2008 N 81),
- г. Ухта, ул. Губкина, 6 (договор управления от 01.01.2008 N 82),
- г. Ухта, ул. Губкина, 2 (договор управления от 01.01.2008 N 83),
- г. Ухта, ул. Губкина, 11 (договор управления от 01.01.2008 N 84),
- г. Ухта, ул. Губкина, 16 (договор управления от 01.01.2008 N 25),
- г. Ухта, ул. Губкина, 18 (договор управления от 01.01.2008 N 85),
- г. Ухта, ул. Губкина, 13 (договор управления от 01.01.2008 N 87),
- г. Ухта, ул. Губкина, 12 (договор управления от 01.01.2008 N 88),
- г. Ухта, ул. Губкина, 9 (договор управления от 01.01.2008 N 89),
- г. Ухта, ул. Губкина, 10 (договор управления от 01.01.2008 N 90),
- г. Ухта, ул. Губкина, 8 (договор управления от 01.01.2008 N 91),
- г. Ухта, ул. Губкина, 7 (договор управления от 01.01.2008 N 92),
- г. Ухта, ул. Губкина, 22 (договор управления от 01.01.2008 N 93),
- г. Ухта, ул. Пушкина, 9 (договор управления от 01.01.2008 N 95),
- г. Ухта, ул. Горького, 3 (договор управления от 01.01.2008 N 96),
- г. Ухта, ул. Горького, 5 (договор управления от 01.01.2008 N 97),
- г. Ухта, ул. Горького, 7 (договор управления от 01.01.2008 N 99),
- г. Ухта, ул. Первомайская, 19 (договор управления от 01.01.2008 N 102),
- г. Ухта, ул. Семяшкина, 8 (договор управления от 01.01.2008 N 103),
- г. Ухта, ул. Губкина, 4 (договор управления от 01.01.2008 N 105),
- г. Ухта, ул. Пушкина, 15 (договор управления от 01.01.2008 N 106),
- г. Ухта, ул. Пушкина, 1 (договор управления от 01.01.2008 N 107).
04.03.2013 между ООО "Ремонт и услуги" (организация) и МУ "УЖКХ" (учреждение) заключен договор N 30.04.03.13. на возмещение выпадающих доходов (т. 1 л.д. 7).
В соответствии с пунктом 1.1 договора учреждение возмещает выпадающие доходы организации на основании постановления администрации МО ГО "Ухта" N 2947 от 09.12.2010 "Об утверждении Порядка возмещения из бюджета МО ГО "Ухта" выпадающих доходов организациям, оказывающим населению услуги по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда" и постановления главы администрации г. Ухты N 376 от 19.06.1996 "Об освобождении от уплаты за техническое обслуживание жилого фонда".
Согласно пункту 2.1.2 договора учреждение обязуется производить ежемесячное перечисление денежных средств на возмещение выпадающих доходов на счет организации в пределах бюджетных средств, выделенных по отрасли жилищно-коммунальное хозяйство, в течение 10 дней после предоставления документов в соответствии с пунктом 2.3.2 настоящего договора.
Пунктом 4.3 договора предусмотрено, что возмещение выпадающих доходов производится ежемесячно и корректируется с учетом освоения размера платы, принятого общим собранием собственников (установленного по результатам открытого конкурса) в финансовом году, предшествующем отчетному.
Договор вступает в силу с момента подписания, и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2013 и действует до 31.12.2013, а по расчетам до полного завершения (пункт 6.1 договора).
Решением Совета МОГО "Ухта" от 16.11.2010 N 473 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения многоквартирного дома на территории МОГО "Ухта" с 01.01.2010 для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда установлен размер платы за содержание и ремонт жилых помещений:
- - в размере, соответствующем результатам проведенного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в том числе все помещения в котором находятся в собственности МОГО "Ухта", либо по решению общего собрания собственников помещений, если изменение размера платы не превышает предельного максимального индекса изменения размера платы за жилое помещение по сравнению к ранее установленному размеру платы;
- - в размере, увеличенном на предельный максимальный индекс изменения размера платы по сравнению к ранее действующему размеру платы, если размер платы, соответствующий результатам проведенного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в том числе все помещения в котором находятся в собственности МОГО "Ухта", либо решению общего собрания собственников помещений, возрос более, чем предусмотрено предельным максимальным индексом изменения размера платы за жилое помещение (с учетом оказания услуг по сбору и вывозу ТБО, ЖБО).
Решением Совета МОГО "Ухта" от 16.11.2010 N 474 "О предоставлении из бюджета МОГО "Ухта" субсидии на возмещение выпадающих доходов организациям, оказывающим населению услуги по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда расположенного на территории МОГО "Ухта" предусмотрено предоставление из бюджета МОГО "Ухта" субсидии на возмещение выпадающих доходов организациям, оказывающим услуги по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, в том случае, если размер платы, установленный в текущем году в соответствии с федеральным законодательством, превышает размер платы, предъявленной к оплате в отчетном году, на 20 процентов.
В соответствии с пунктом 2 решения от 16.11.2010 N 474 выпадающие доходы субсидируются при оказании услуг по содержанию и текущему ремонту ветхого жилищного фонда (с износом 60 процентов и более), жилищного фонда, ранее использовавшегося в качестве муниципальных общежитий, многоквартирных жилых домов, по которым отбор управляющих компаний осуществлен по результатам открытого конкурса.
На основании пункта 5 решения от 16.11.2010 N 474 Администрация приняла постановление от 09.12.2010 N 2947, которым утвердила Порядок возмещения из бюджета МОГО "Ухта" выпадающих доходов организациям, оказывающим населению услуги по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 постановления от 09.12.2010 N 2947 функции по осуществлению возмещения выпадающих доходов организациям жилищно-коммунального хозяйства возложены на муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Администрации муниципального образования городского округа "Ухта".
В пунктах 1.2, 1.3 Порядка, утвержденного постановлением от 09.12.2010 N 2947 указано, что выпадающие доходы обслуживающих организаций подлежат возмещению из бюджета МОГО "Ухта".
В соответствии с названными правовыми актами Обществом в адрес МУ "УЖКХ" были направлены письма от 12.12.2013, 25.12.2013 и претензия от 26.12.2013 с требованием на возмещение выпадающих доходов за период с января по июнь 2013 года в сумме 678 427 рублей 75 копеек (т. 1 л.д. 18, 22, 27).
Письмом от 30.12.2013 МУ "УЖКХ" отказало истцу в компенсации выпадающих доходов за 1 полугодие 2013 года (т. 1 л.д. 28).
Отказ в возмещении указанной суммы послужил основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, Арбитражный суд Республики Коми, руководствовался статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 69, 78, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пришел к выводу об обязанности МОГО "Ухта" возместить Обществу 678 427 рублей 75 копеек, сумму выпадающих доходов истца от реализации услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда, расположенного на территории МОГО "Ухта".
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
В силу части 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Неисполнение муниципальным образованием своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных и подлежащих бюджетному финансированию льгот, влечет возникновение у последней убытков.
В пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в случае предъявления юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Совет МОГО "Ухта", установив решением от 16.11.2010 N 474 субсидии на возмещение выпадающих доходов организациям, оказывающим услуги по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, возложил на муниципальный бюджет бремя возмещения истцу недополученных доходов (пункт 4 указанного решения).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о доказанности причинения истцу убытков в сумме 678 427 рублей 75 копеек в виде неполученной платы за оказанные услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда, расположенного на территории МОГО "Ухта" за первое полугодие 2013 года.
Довод Администрации о том, что она является ненадлежащим ответчиком по делу, отклоняется апелляционным судом, поскольку ответчиком по делу является муниципальное образование, за счет казны которого удовлетворено требование истца. Администрация же является органом, уполномоченным представлять муниципальное образование (пункт 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу.
Оснований для удовлетворения жалобы Администрации по доводам, изложенным в ней, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.12.2014 по делу N А29-6979/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального образования городского округа "Ухта" в лице Администрации муниципального образования городского округа "Ухта" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
М.В.НЕМЧАНИНОВА
Судьи
Т.В.ХОРОВА
Л.И.ЧЕРНЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)