Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 31.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-4887/2015

Требование: О признании недействительным решения общего собрания членов товарищества собственников жилья.

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец указывает, что собственникам нежилых помещений плата за услуги по вывозу мусора ежемесячно выставляется дважды, что противоречит действующему законодательству.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 июля 2015 г. по делу N 33-4887/2015


Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего судьи Жельнио Е.С.,
судей Верхотуровой И.В., Аноприенко К.В.,
при секретаре Г.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 июля 2015 года гражданское дело по иску Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края к ТСЖ "Надежда", Г.А., Ш.В., Ш.А.В. о признании недействительным решения общего собрания членов товарищества собственников жилья, по апелляционной жалобе представителя ответчика ТСЖ "Надежда" на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 13 мая 2015 года, заслушав доклад судьи Жельнио Е.С.,

установила:

Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края обратилось в суд с иском к ТСЖ "Надежда", Г.А. о признании недействительным решения общего собрания членов ТСЖ "Надежда" от 03.07.2014 года в части утверждения тарифа на вывоз твердых бытовых отходов для собственников офисных помещений многоквартирного жилого дома N по <адрес> в сумме <данные изъяты>, в обоснование указав, что тем же решением общего собрания утвержден размер взноса за техническое обслуживание и текущий ремонт в размере <данные изъяты>/кв. м для всех собственников помещений многоквартирного дома по <адрес>, в состав которого уже включены расходы на вывоз мусора из расчета <данные изъяты>/кв. м. Таким образом, собственникам нежилых помещений МКД плата за услуги по вывозу мусора ежемесячно выставляется дважды, в связи с чем, размер платы за техническое обслуживание для жилого помещения составляет <данные изъяты>/кв. м, для нежилого - <данные изъяты>/кв. м, что противоречит действующему законодательству, об определении доли обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме исходя из размера доли в праве общей собственности, а не назначения принадлежащего имущества (жилое, нежилое).
К участию в деле привлечены в качестве ответчиков Ш.В. и Ш.А.В., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Л..
Представитель ответчика ТСЖ "Надежда" исковые требования не признала, указав, что Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края не наделено правом на обжалование решения общего собрания членов ТСЖ в части, не относящейся к полномочиям по контролю за соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в МКД. Истцом оспаривается не единый для всех собственников помещений тариф на содержание общего имущества, установленный решением собрания в сумме <данные изъяты>, а тариф на вывоз ТБО для офисных помещений, применяемый только для собственников нежилых помещений, не заключивших самостоятельные договоры на вывоз мусора, в интересах которых и заявлен иск. В состав платы за содержание общего имущества включена лишь рассчитанная исходя из нормативов накопления плата за вывоз бытовых отходов, образующихся у физических лиц в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, как в жилых помещениях, так и образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. За счет собственников жилых помещений не должны осуществляться расходы на вывоз отходов производства и сверхнормативных бытовых отходов от деятельности хозяйствующих субъектов (в доме расположены ресторан, гостиница, стоматологическая клиника, фото-студия, торговые и строительно-монтажные организации). Между тем, не все организации заключают самостоятельные договоры на вывоз мусора, не относящегося к бытовым отходам, поэтому общее собрание членов ТСЖ установило обжалуемый тариф за вывоз сверхнормативного мусора для собственников нежилых помещений, не заключивших такие договоры, что не противоречит действующему законодательству. С 01.01.2016 года вступят в силу изменения в ФЗ "Об отходах производства и потребления" которыми введено понятие "твердые коммунальные отходы", плата за которые будет взиматься в структуре коммунальных услуг исходя из нормативов накопления, что подтверждает доводы ответчика о несоответствии действующей структуры платы за содержание общего имущества принципу равенства при взимании платы за вывоз ТБО.
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 13.05.2015 года исковые требования Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края удовлетворены, признано недействительным решение общего собрания ТСЖ "Надежда" от 03.07.2014 года по 3 вопросу повестки в части утверждения тарифа на вывоз твердых бытовых отходов для собственников офисных помещений многоквартирного жилого дома N по <адрес> в сумме <данные изъяты>. С ТСЖ "Надежда", Г.А., Ш.А.П., Ш.А.В. в доход муниципального образования городской округ "Город Хабаровск" взыскана государственная пошлина в размере <данные изъяты> с каждого.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ТСЖ "Надежда" С. просит отменить решение суда как незаконное, повторяя доводы возражений против иска, а также ссылаясь на не соответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела. Размер платы за содержание общего имущества в МКД определен на единых условиях для всех собственников помещений МКД, в счет данной платы осуществляется вывоз бытовых отходов, а отходы от деятельности организаций, располагающихся в нежилых помещениях, не являющиеся бытовыми и в количестве, превышающем установленные нормативы накопления, должны вывозиться по отдельному договору с лицом, осуществляющим соответствующий вид деятельности и за отдельную плату, что согласуется с Положением об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденным Решением Хабаровской городской Думы от 19.07.2005 года N 111. Собственники жилых помещений не обязаны оплачивать вывоз отходов производства и сверхнормативный вывоз ТБО, в связи с чем, решением общего собрания членов ТСЖ и был установлен обжалуемый тариф для собственников нежилых помещений, не заключивших такие договоры, а истец, защищая права собственников нежилых помещений, вмешался в осуществляемую ТСЖ хозяйственную деятельность.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу третье лицо Л. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика ТСЖ "Надежда" С., представитель ТСЖ "Надежда" и Ш.В. З.Л.В., ответчик Ш.А.В. апелляционную жалобу поддержали по изложенным доводам, представитель Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края Д., третье лицо Л. с апелляционной жалобой не согласились.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены, их неявка разбирательству дела не препятствует.
Заслушав объяснения, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ТСЖ "Надежда" осуществляет управление многоквартирным домом N по <адрес>.
03.07.2014 года в форме очного голосования было проведено общее собрание членов ТСЖ "Надежда", на котором принято решение (вопрос 3 повестки) о применении тарифа на вывоз ТБО для собственников офисных помещений МКД на уровне прошлого года в размере <данные изъяты>/1 кв. м. В группу по подготовке и проведению собрания согласно протокола входили Г.А., Ш.В. и Ш.А.В..
По обращению Л., являющегося собственником нежилого помещения в доме N по <адрес>, Главным контрольным управлением Правительства Хабаровского края была проведена внеплановая документарная проверка ТСЖ "Надежда", в ходе которой исследовалась документы, связанные с установлением тарифа на содержание и ремонт жилья в МКД. По результатам проверки составлен акт от 13.11.2014 года, согласно которому, собственникам жилых помещений выставляется утвержденный размер взноса за техническое обслуживание и текущий ремонт в размере <данные изъяты>/1 кв. м, а собственникам нежилых помещений - <данные изъяты>/1 кв. м <данные изъяты>.
Определением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 02.03.2015 года по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, прекращено гражданское дело по иску Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края в интересах Л. к ТСЖ "Надежда" о признании недействительным решения общего собрания членов ТСЖ от 03.07.2014 года в части утверждения тарифа на вывоз ТБО и возложении обязанности произвести перерасчет за нежилое помещение.
В соответствии со ст. ст. 39, 158 Жилищного кодекса РФ, ст. 249 Гражданского кодекса РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно п.п "д" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми помещениями в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. ст. 137, 145 Жилищного кодекса РФ, и п. 33 указанных Правил размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 2 - 3, 12, 249 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 5, 20, 37, 39, 44 - 48, 135, 137, 145 - 146, 156 Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 06.02.2006 года N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", п. п. 11, 33 - 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных, Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 года N 290, и исходил из того, что обжалуемым решением общего собрания собственников ТСЖ "Надежда" установлены дифференцированные тарифы для собственников жилых и нежилых помещений в одном многоквартирном доме, что нарушает принцип равного бремени собственников в несении расходов по содержанию общего имущества пропорционально доле в праве собственности. Исходя из утвержденной ТСЖ "Надежда" сметы, размер платы за содержание и ремонт жилья за 1 кв. м жилых и нежилых помещений составляет <данные изъяты>, однако собственникам нежилых помещений МКД плата за услуги по вывозу мусора выставляется дважды в составе платы за содержание и ремонт жилья, а также как отдельная плата за вывоз мусора, в связи с чем, размер платы за техническое обслуживание для нежилого помещения составляет <данные изъяты>/1 кв. м.
Судебная коллегия, соглашаясь с доводами иска и выводами суда в части незаконности установления тарифа за содержание общего имущества в многоквартирном доме исходя из назначения помещения в МКД (жилое или не жилое), вместе с тем, приходит к выводу об их необоснованности в части утверждения о том, что обжалуемым решением общего собрания ТСЖ "Надежда" установлен разный размер указанной платы для собственников жилых и нежилых помещений (<данные изъяты>/кв. м и <данные изъяты>/кв. м соответственно).
Как следует из содержания принятого членами ТСЖ "Надежда" 03.07.2014 года решения, общее собрание единогласно утвердило смету доходов и расходов ТСЖ, на основании которой взнос за техническое обслуживание и текущий ремонт для всех собственников МКД (вне зависимости от назначения помещения) был установлен в размере <данные изъяты>/1 кв. м (п. 10 решения л.д. 13). Оспариваемое же истцом решение по 3 вопросу повестки дня (п. 4 решения л.д. 10) принято "о применении тарифа на вывоз ТБО для собственников офисных помещений в размере <данные изъяты>/1 кв. м" (дословно).
Согласно представленных ответчиками документов, дополнительный тариф (взнос) на вывоз ТБО начисляется лишь тем собственникам, которые осуществляя предпринимательскую деятельность с использованием принадлежащих им нежилых помещений (в том числе посредством сдачи в аренду), не заключили отдельные договоры на вывоз ТБО, образующихся в результате использования нежилых помещений сверх установленных нормативов накопления (что не оспаривалось представителем истца и третьим лицом).
Таким образом, из буквального толкования содержания обжалуемого решения, действительной воли членов ТСЖ, предшествующего и последующего поведения ТСЖ "Надежда" и собственников нежилых помещений, следует, что общим собранием членов ТСЖ "Надежда" установлен единый для всех собственников размер обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (взнос за техническое обслуживание и текущий ремонт) исходя из размера доли в праве общей собственности, что опровергает доводы истца и выводы решения суда в указанной части.
Установление же решением общего собрания членов ТСЖ дополнительного взноса (тарифа) на вывоз ТБО для собственников офисных помещений в размере <данные изъяты>/1 кв. м, не включенного в смету доходов и расходов ТСЖ на содержание общего имущества, само по себе действующему законодательству не противоречит.
В соответствии со ст. 3 Положения об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 19.07.2005 года N 111 сбор юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями твердых бытовых отходов в контейнеры, принадлежащие иным юридическим лицам (в том числе товариществам собственников жилья) допускается на основании соответствующего договора. Данные положения не распространяются на сбор твердых бытовых отходов, образующихся в деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми помещениями в многоквартирном доме, при сборе твердых бытовых отходов в контейнеры лица или лиц, с которыми собственниками помещений данного дома заключен договор оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме.
При этом согласно ст. 1 ФЗ от 24.06.1998 года N 89-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) и ст. 2 указанного Положения не все отходы, образующиеся в деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих для своей деятельности нежилые помещения в многоквартирном доме, относятся к бытовым (отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения). Отходы, образующиеся из остатков сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства в результате этого процесса, являются отходами производства (промышленные отходы).
В соответствии со ст. ст. 135, 137, 145, 161 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами. Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и к его компетенции относятся: установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме; утверждение смет доходов и расходов товарищества на год. При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья указанное товарищество несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, и вправе оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и пожарной безопасности.
В соответствии со ст. ст. 155 - 156 Жилищного кодекса РФ не являющиеся членами товарищества собственников жилья собственники помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество собственников жилья, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья. Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом.
Согласно п. п. 1, 4 ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса РФ орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями: о признании недействительным решения, принятого общим собранием членов товарищества собственников жилья с нарушением требований настоящего Кодекса; в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Поскольку установление решением общего собрания членов ТСЖ дополнительной платы за вывоз ТБО для собственников нежилых помещений само по себе требований Жилищного кодекса РФ, иных обязательных требований, а также прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений не нарушает, предусмотренные законом основания для признания данного решения в обжалуемой части недействительным по иску Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края отсутствуют.
Спор о правомерности начисления Л., не являющемуся членом ТСЖ, как собственнику нежилого помещения, указанной платы и выставления ее в счетах в составе платы за техническое обслуживание разрешению в данном деле по иску Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края не подлежит. В случае несогласия с порядком начисления платы и ее размером Л. вправе обратиться в суд с самостоятельным иском.
Ссылки суда первой инстанции на не представление ответчиками доказательств факта проведения собрания, его легитимности и соблюдения требований ЖК РФ (в том числе листов голосования и протокола собрания), о незаконности обжалуемого решения не свидетельствуют, поскольку факт проведения собрания, достоверность содержания представленного в ходе проверки протокола, соблюдение порядка организации и проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья истцом не оспаривались.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 13 мая 2015 года по иску Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края к ТСЖ "Надежда", ФИО17, Ш.В., Ш.А.В. о признании недействительным решения общего собрания членов товарищества собственников жилья отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Председательствующий судья
Е.С.ЖЕЛЬНИО

Судьи
И.В.ВЕРХОТУРОВА
К.В.АНОПРИЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)