Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи С.Б. Ротаря,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Охотюк А.К.,
при участии в заседании:
от ОАО "ДЭК": Сорокиной О.В., представителя по доверенности от 01.01.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш дом"
на решение от 26.01.2015
по делу N А73-15676/2014
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Коваленко Н.Л.,
по иску открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом"
о взыскании 64 537,79 рубля,
установил:
Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (ОГРН 1072721001660, ИНН 2723088770, далее - ОАО "ДЭК") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" (ОГРН 1072706001015, ИНН 2706029284, далее - ООО "УК "Наш дом") о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию в размере 64 537,79 рубля за период с октября 2011 года по октябрь 2012 года, на основании произведенного перерасчета за исковой период и выставлением корректировочных счетов-фактур.
Решением суда от 26.01.2015 иск удовлетворен полностью.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ответчик в апелляционной жалобе просит решение от 26.01.2015 отменить, отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Мотивируя требования жалобы, указывает, что до 2009 года стоимость услуг электроснабжения для общедомовых нужд включалась в состав платы за содержание и ремонт жилья. Стоимость электрической энергии потребляемой на общедомовые нужды в тарифы по оплате за жилье, утвержденной городской администрацией на 2010 год не включена. В этой связи полагает, что исключив из состава платы за жилое помещение стоимость электроэнергии, потребленной для общедомовых нужд, городская администрация, как орган местного самоуправления определила, что начисление платы за коммунальную услугу "энергоснабжение" будет производить ресурсоснабжающая организация в соответствии с пунктом 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам N 307. Также отмечает, что после 01.01.2010 ответчик электроэнергию для собственников помещений МКД на общедомовые нужды не принимал, не имея на то задания, соответственно оплачивать ее не обязан.
Истец в письменном отзыве на жалобу, а также через своего представителя в судебном заседании с требованиями ответчика не согласился, сославшись на несостоятельность изложенных в жалобе доводов.
Согласно материалам дела, между ОАО "ДЭК" (гарантирующий поставщик) и ООО "Управляющая компания "Наш Дом" (покупатель) 01.10.2010 заключен договор энергоснабжения N 3201.
По условиям указанного договора гарантирующий поставщик обязался осуществлять покупателю продажу электрической энергии и мощности, через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией, для целей оказания потребителям покупателя (собственники и наниматели жилых помещений многоквартирного дома) коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме) и для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях жилых домов (перечень жилых домов указан в Приложениях NN 1, 3.1.), находящихся в управлении Покупателя.
Расчетный период по договору равен календарному месяцу (с 01 числа каждого месяца по последнее число текущего месяца).
В силу пункта 5.1, цена настоящего договора определяется исходя из тарифов за электроэнергию и иные услуги по передаче электрической энергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению и агентское вознаграждение, неразрывно связанные с энергоснабжением потребителей покупателя, установленных органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов и объема потребленной электроэнергии.
Согласно пункту 6.3. договора, гарантирующий поставщик в счет оплаты объемов потребленной электроэнергии по счету-фактуре каждого расчетного периода производит зачет денежных средств, полученных от потребителей за потребленную электроэнергию с учетом оплаченных ими периодов.
Обязательство управляющей организации по оплате за расчетный период по настоящему договору прекращаются в день подписания договора уступки права требования (пункт 6.5.).
Договор энергоснабжения заключен на срок с 01.10.2010 до 31.12.2010, с возможностью ежегодной пролонгации при отсутствии возражений сторон (пункт 9.1 договора N 3201).
В дополнительных соглашениях к договору энергоснабжения сторонами установлено, что в случае установки общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах, находящихся в управлении покупателя после заключения между сторонами договора энергоснабжения электрической энергии, сведения о таких приборах учета будут вноситься гарантирующим поставщиком в Приложение к договору энергоснабжения электрической энергии N 3.1 "Перечень общедомовых измерительных комплексов и приборов учета электропотребления на общедомовые нужды с указанием мест их установки" с внесением данных в графы раздела N 1 "Наименование объекта, адрес".
ОАО "ДЭК" самостоятельно производило начисление платы и выставляло счета за индивидуальное и общедомовое потребление электроэнергии, потребленной гражданами и нанимателями жилых помещений, находящихся в управлении ответчика.
Решениями судов общей юрисдикции в 2013-2014 начисление от имени ОАО "ДЭК" платы за электроэнергию в объеме общедомовых нужд гражданам, проживающим в жилых помещениях, признано незаконным.
На основании указанных решений судов, ОАО "ДЭК" за период с октября 2011 по октябрь 2012 года произвело корректировку выставленных счетов-фактур за электроэнергию в объеме общедомовых нужд и предъявило полученный объем электроэнергии к оплате управляющей компании.
По расчетам истца в период с октября 2011 года по октябрь 2012 года ответчику поставлена электроэнергия в количестве 22 242 кВт.ч. на сумму 65 185,53 рубля.
Неполная оплата управляющей организацией выставленных гарантирующим поставщиком счетов-фактур за электроэнергию в объеме общедомовых нужд гражданам, проживающим в жилых помещениях, послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим требованием.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения присутствующего представителя, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Исходя из статьи 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Факт оказания ресурсоснабжающей организацией услуг по поставке электроэнергии в указанные многоквартирные дома в заявленный период, подтверждается материалами дела и сторонами по делу не оспаривается.
Параграфом 6 главы 30 ГК РФ урегулировано правоотношение по энергоснабжению, в котором участвуют только два лица: продавец - энергоснабжающая (ресурсоснабжающая) организация и покупатель - абонент, приобретающий холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию и, следовательно, обязанный оплатить эту энергию ресурсоснабжающей организации.
Жилищное законодательство в это правоотношение вводит дополнительного субъекта - исполнителя коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у ресурсоснабжающей организации перечисленные коммунальные ресурсы, а с другой стороны, оказывает проживающим в многоквартирных жилых домах гражданам коммунальные услуги - холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление.
Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Пунктом 68 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", установлено, что исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается сторонами, ответчик является организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами, поименованными ОАО "ДЭК" в исковом заявлении.
Согласно пункту 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг.
Соответственно обязанность по оплате электрической энергии, израсходованной на общедомовые нужды владельцами жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, лежит на последнем, как исполнителе коммунальных услуг в отношении собственников и владельцев помещений.
Пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для электроснабжения в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам (по формуле N 9).
В домах, находящихся на обслуживании управляющей организации, установлены общедомовые приборы учета, что подтверждается их перечнями (приложением N 3.1 к договору энергоснабжения).
Согласно статье 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Поскольку судебными актами судов общей юрисдикции самостоятельное начисление ОАО "ДЭК" в 2011 году платы за электроэнергию в объеме общедомовых нужд гражданам, проживающим в жилых помещениях, несмотря на соглашение о взаимодействии от 01.12.2008, признано незаконным, перерасчет гражданам начисления платы за электроэнергию в объеме общедомовых нужд и начисление этого же объема управляющей компании как исполнителя коммунальных услуг, является правомерным.
Довод заявителя о том, что до 2009 года стоимость услуги электроснабжения для общедомовых нужд включалась в состав платы за содержание и ремонт жилья подлежит отклонению исходя из следующего.
Согласно статье 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя:
1) плату за наем,
2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме,
3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктами 3, 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 к коммунальным услугам относится деятельность исполнителя услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, газоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан.
Таким образом, плата за услуги электроснабжения для общедомовых нужд относится к коммунальным услугам и не включается в состав платы за содержание и ремонт жилья.
Кроме того пунктом 40 Правил N 354 законодателем предусмотрено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
По мнению управляющей организации, стоимость электрической энергии потребляемой на общедомовые нужды в тарифы по оплате за жилье, утвержденной городской администрацией на 2010 год не включена. В этой связи полагает, что исключив из состава платы за жилое помещение стоимость электроэнергии, потребленной для общедомовых нужд, городская администрация, как орган местного самоуправления определила, что начисление платы за коммунальную услугу "энергоснабжение" будет производить ресурсоснабжающая организация в соответствии с пунктом 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам N 307.
Исходя из пункта 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В Хабаровском крае полномочиями по установлению тарифов, по которым осуществляется расчет за коммунальные услуги (в том числе на общедомовые нужды), наделен лишь Комитет по ценам и тарифам Хабаровского края. Доказательств установления тарифов на коммунальные услуги городской администрацией ответчиком в материалы дела не представлено.
Ссылку заявителя на пункт 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам N 307 нельзя признать обоснованной, поскольку предметом настоящего спора является долг за электрическую энергию, отпущенную на нужды мест общего пользования, а не жилых помещений о которых идет речь в названном пункте.
Расчет задолженности произведен истцом на основании сведений о количестве потребленной электроэнергии по каждому помещению, и общего количества потребленной электроэнергии, указанных в расшифровках объема коммунального ресурса энергоснабжения, потребленного при использовании общего имущества в многоквартирных домах нежилыми помещениями с октября 2011 года по октябрь 2012 года, с применением тарифа установленного Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 30.11.2010 N 39/3 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население по Хабаровскому краю".
Арифметически расчет составлен верно, контррасчета задолженности управляющей организацией не представлено.
На основании изложенных обстоятельств, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств погашения ресурсоснабжающей организации задолженности за потребленный коммунальный ресурс в заявленном размере, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит. Соответственно оснований для отмены оспоренного в апелляционном порядке судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции также не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение от 26.01.2015 по делу N А73-15676/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
С.Б.РОТАРЬ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.03.2015 N 06АП-773/2015 ПО ДЕЛУ N А73-15676/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2015 г. N 06АП-773/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи С.Б. Ротаря,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Охотюк А.К.,
при участии в заседании:
от ОАО "ДЭК": Сорокиной О.В., представителя по доверенности от 01.01.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш дом"
на решение от 26.01.2015
по делу N А73-15676/2014
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Коваленко Н.Л.,
по иску открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом"
о взыскании 64 537,79 рубля,
установил:
Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (ОГРН 1072721001660, ИНН 2723088770, далее - ОАО "ДЭК") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" (ОГРН 1072706001015, ИНН 2706029284, далее - ООО "УК "Наш дом") о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию в размере 64 537,79 рубля за период с октября 2011 года по октябрь 2012 года, на основании произведенного перерасчета за исковой период и выставлением корректировочных счетов-фактур.
Решением суда от 26.01.2015 иск удовлетворен полностью.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ответчик в апелляционной жалобе просит решение от 26.01.2015 отменить, отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Мотивируя требования жалобы, указывает, что до 2009 года стоимость услуг электроснабжения для общедомовых нужд включалась в состав платы за содержание и ремонт жилья. Стоимость электрической энергии потребляемой на общедомовые нужды в тарифы по оплате за жилье, утвержденной городской администрацией на 2010 год не включена. В этой связи полагает, что исключив из состава платы за жилое помещение стоимость электроэнергии, потребленной для общедомовых нужд, городская администрация, как орган местного самоуправления определила, что начисление платы за коммунальную услугу "энергоснабжение" будет производить ресурсоснабжающая организация в соответствии с пунктом 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам N 307. Также отмечает, что после 01.01.2010 ответчик электроэнергию для собственников помещений МКД на общедомовые нужды не принимал, не имея на то задания, соответственно оплачивать ее не обязан.
Истец в письменном отзыве на жалобу, а также через своего представителя в судебном заседании с требованиями ответчика не согласился, сославшись на несостоятельность изложенных в жалобе доводов.
Согласно материалам дела, между ОАО "ДЭК" (гарантирующий поставщик) и ООО "Управляющая компания "Наш Дом" (покупатель) 01.10.2010 заключен договор энергоснабжения N 3201.
По условиям указанного договора гарантирующий поставщик обязался осуществлять покупателю продажу электрической энергии и мощности, через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией, для целей оказания потребителям покупателя (собственники и наниматели жилых помещений многоквартирного дома) коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме) и для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях жилых домов (перечень жилых домов указан в Приложениях NN 1, 3.1.), находящихся в управлении Покупателя.
Расчетный период по договору равен календарному месяцу (с 01 числа каждого месяца по последнее число текущего месяца).
В силу пункта 5.1, цена настоящего договора определяется исходя из тарифов за электроэнергию и иные услуги по передаче электрической энергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению и агентское вознаграждение, неразрывно связанные с энергоснабжением потребителей покупателя, установленных органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов и объема потребленной электроэнергии.
Согласно пункту 6.3. договора, гарантирующий поставщик в счет оплаты объемов потребленной электроэнергии по счету-фактуре каждого расчетного периода производит зачет денежных средств, полученных от потребителей за потребленную электроэнергию с учетом оплаченных ими периодов.
Обязательство управляющей организации по оплате за расчетный период по настоящему договору прекращаются в день подписания договора уступки права требования (пункт 6.5.).
Договор энергоснабжения заключен на срок с 01.10.2010 до 31.12.2010, с возможностью ежегодной пролонгации при отсутствии возражений сторон (пункт 9.1 договора N 3201).
В дополнительных соглашениях к договору энергоснабжения сторонами установлено, что в случае установки общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах, находящихся в управлении покупателя после заключения между сторонами договора энергоснабжения электрической энергии, сведения о таких приборах учета будут вноситься гарантирующим поставщиком в Приложение к договору энергоснабжения электрической энергии N 3.1 "Перечень общедомовых измерительных комплексов и приборов учета электропотребления на общедомовые нужды с указанием мест их установки" с внесением данных в графы раздела N 1 "Наименование объекта, адрес".
ОАО "ДЭК" самостоятельно производило начисление платы и выставляло счета за индивидуальное и общедомовое потребление электроэнергии, потребленной гражданами и нанимателями жилых помещений, находящихся в управлении ответчика.
Решениями судов общей юрисдикции в 2013-2014 начисление от имени ОАО "ДЭК" платы за электроэнергию в объеме общедомовых нужд гражданам, проживающим в жилых помещениях, признано незаконным.
На основании указанных решений судов, ОАО "ДЭК" за период с октября 2011 по октябрь 2012 года произвело корректировку выставленных счетов-фактур за электроэнергию в объеме общедомовых нужд и предъявило полученный объем электроэнергии к оплате управляющей компании.
По расчетам истца в период с октября 2011 года по октябрь 2012 года ответчику поставлена электроэнергия в количестве 22 242 кВт.ч. на сумму 65 185,53 рубля.
Неполная оплата управляющей организацией выставленных гарантирующим поставщиком счетов-фактур за электроэнергию в объеме общедомовых нужд гражданам, проживающим в жилых помещениях, послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим требованием.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения присутствующего представителя, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Исходя из статьи 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Факт оказания ресурсоснабжающей организацией услуг по поставке электроэнергии в указанные многоквартирные дома в заявленный период, подтверждается материалами дела и сторонами по делу не оспаривается.
Параграфом 6 главы 30 ГК РФ урегулировано правоотношение по энергоснабжению, в котором участвуют только два лица: продавец - энергоснабжающая (ресурсоснабжающая) организация и покупатель - абонент, приобретающий холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию и, следовательно, обязанный оплатить эту энергию ресурсоснабжающей организации.
Жилищное законодательство в это правоотношение вводит дополнительного субъекта - исполнителя коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у ресурсоснабжающей организации перечисленные коммунальные ресурсы, а с другой стороны, оказывает проживающим в многоквартирных жилых домах гражданам коммунальные услуги - холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление.
Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Пунктом 68 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", установлено, что исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается сторонами, ответчик является организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами, поименованными ОАО "ДЭК" в исковом заявлении.
Согласно пункту 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг.
Соответственно обязанность по оплате электрической энергии, израсходованной на общедомовые нужды владельцами жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, лежит на последнем, как исполнителе коммунальных услуг в отношении собственников и владельцев помещений.
Пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для электроснабжения в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам (по формуле N 9).
В домах, находящихся на обслуживании управляющей организации, установлены общедомовые приборы учета, что подтверждается их перечнями (приложением N 3.1 к договору энергоснабжения).
Согласно статье 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Поскольку судебными актами судов общей юрисдикции самостоятельное начисление ОАО "ДЭК" в 2011 году платы за электроэнергию в объеме общедомовых нужд гражданам, проживающим в жилых помещениях, несмотря на соглашение о взаимодействии от 01.12.2008, признано незаконным, перерасчет гражданам начисления платы за электроэнергию в объеме общедомовых нужд и начисление этого же объема управляющей компании как исполнителя коммунальных услуг, является правомерным.
Довод заявителя о том, что до 2009 года стоимость услуги электроснабжения для общедомовых нужд включалась в состав платы за содержание и ремонт жилья подлежит отклонению исходя из следующего.
Согласно статье 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя:
1) плату за наем,
2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме,
3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктами 3, 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 к коммунальным услугам относится деятельность исполнителя услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, газоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан.
Таким образом, плата за услуги электроснабжения для общедомовых нужд относится к коммунальным услугам и не включается в состав платы за содержание и ремонт жилья.
Кроме того пунктом 40 Правил N 354 законодателем предусмотрено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
По мнению управляющей организации, стоимость электрической энергии потребляемой на общедомовые нужды в тарифы по оплате за жилье, утвержденной городской администрацией на 2010 год не включена. В этой связи полагает, что исключив из состава платы за жилое помещение стоимость электроэнергии, потребленной для общедомовых нужд, городская администрация, как орган местного самоуправления определила, что начисление платы за коммунальную услугу "энергоснабжение" будет производить ресурсоснабжающая организация в соответствии с пунктом 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам N 307.
Исходя из пункта 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В Хабаровском крае полномочиями по установлению тарифов, по которым осуществляется расчет за коммунальные услуги (в том числе на общедомовые нужды), наделен лишь Комитет по ценам и тарифам Хабаровского края. Доказательств установления тарифов на коммунальные услуги городской администрацией ответчиком в материалы дела не представлено.
Ссылку заявителя на пункт 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам N 307 нельзя признать обоснованной, поскольку предметом настоящего спора является долг за электрическую энергию, отпущенную на нужды мест общего пользования, а не жилых помещений о которых идет речь в названном пункте.
Расчет задолженности произведен истцом на основании сведений о количестве потребленной электроэнергии по каждому помещению, и общего количества потребленной электроэнергии, указанных в расшифровках объема коммунального ресурса энергоснабжения, потребленного при использовании общего имущества в многоквартирных домах нежилыми помещениями с октября 2011 года по октябрь 2012 года, с применением тарифа установленного Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 30.11.2010 N 39/3 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население по Хабаровскому краю".
Арифметически расчет составлен верно, контррасчета задолженности управляющей организацией не представлено.
На основании изложенных обстоятельств, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств погашения ресурсоснабжающей организации задолженности за потребленный коммунальный ресурс в заявленном размере, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит. Соответственно оснований для отмены оспоренного в апелляционном порядке судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции также не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение от 26.01.2015 по делу N А73-15676/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
С.Б.РОТАРЬ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)