Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1552

Требование: О признании незаконными действий по начислению платы за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды и взыскании денежных средств.

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылается на неисполнение ответчиком обязанности по заключению с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июня 2015 г. по делу N 33-1552


Судья: Ковалева М.Л.

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе
председательствующего судьи Золина М.П.
судей Гудковой М.В., Беляк А.С.,
при секретаре судебного заседания Ц.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляк А.С.
дело по апелляционной жалобе ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Тверьэнерго"
на решение Западнодвинского районного суда Тверской области от 27 января 2015 года, которым постановлено:
"Иск прокурора Западнодвинского района Тверской области, действующего в интересах С.В.Н., к ОАО "МРСК Центра", филиалу ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" о признании незаконными действий по начислению за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за период с 01 февраля 2014 года по 31 октября 2014 года удовлетворить.
Признать действия филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" по начислению С.В.Н. за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за период с 01 февраля 2014 года по 31 октября 2014 года незаконными".
Судебная коллегия

установила:

Прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах С.В.Н. с иском к ОАО "МРСК Центра", филиалу ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" о признании незаконными действий по начислению платы за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды и взыскании денежных средств.
Требования мотивированы тем, что в прокуратуру Западнодвинского района обратилась С.В.Н. с заявлением о проверке законности начисления филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" в период с 01 февраля по 31 октября 2014 года платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.
В ходе проверки было установлено, что согласно квитанций по оплате за электроэнергию филиал ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" с 01 февраля 2014 года по 31 октября 2014 года производил начисления за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, С.В.Н., проживающей по адресу: <адрес>, лицевой счет абонента N. За указанный период С.В.Н. оплатила <данные изъяты> копеек. Собственники помещений в многоквартирном <адрес> выбрали способ управления многоквартирным домом - управление управляющей компанией. Однако, действующее жилищное законодательство не допускает возможность прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 ЖК РФ).
В силу подп. "б" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, на исполнителя возложена обязанность по заключению с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Неисполнение филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" приведенных положений путем включения в договор электроснабжения, заключаемый с гражданином-потребителем, использующим электроэнергию для бытовых целей, условий о поставке электроэнергии на общедомовые нужды и оплате данной услуги непосредственно филиалу ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" является нарушением установленных Правительством РФ Правил. Управляющие организации в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, обязаны заключить с энергоснабжающей организацией договор на поставку электроэнергии на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирных жилых домах). Неисполнение данной обязанности не освобождает управляющую организацию от обязанности уплатить стоимость фактически потребленной на общедомовые нужды электроэнергии в силу ст. 544 ГК РФ, а также требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года.
На основании изложенного прокурор просил признать незаконными действия филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" по начислению С.В.Н. платы за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за период с 01 февраля по 31 октября 2014 года включительно и взыскать денежные средства в сумме <данные изъяты> копеек, оплаченные за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды.
Определением суда от 27 января 2015 года гражданское дело по иску прокурора Западнодвинского района Тверской области, действующего в интересах С.В.Н., в части требований о взыскании с филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" денежных средств в сумме <данные изъяты> копеек, оплаченных за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды, прекращено в связи с отказом истца от иска.
В судебном заседании старший помощник прокурора Степанова В.Н. и истец С.В.Н. требования о признании действий филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" по начислению платы за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за период с 01 февраля 2014 года по 31 октября 2014 года поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика ОАО "МРСК Центра" в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, представил в суд отзыв, из которого следует, что с исковыми требованиями прокурора ответчик не согласен.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, С. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть данное гражданское дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Управляющая компания" в судебное заседание не явился, о дате и времени его проведения извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не сообщил, возражений по существу заявленных требований не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Тверьоблэлектро" в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, просил рассмотреть данное гражданское дело в его отсутствие, представил в суд отзыв, из которого следует, что ООО "Тверьоблэлектро" считают заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Тверьэнерго" поставлен вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения.
В обоснование доводов жалобы указано, что судом первой инстанции были неправильно применены нормы материального права, решение вынесено по неполно выясненным и доказанным обстоятельствам, имеющим значение для дела, без надлежащей правовой оценки имеющихся в деле доказательств, изложенные в решении выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 12 ст. 161 ЖК РФ, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в ч. 1 ст. 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Частью 1 ст. 157 ЖК РФ установлено, что правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Обязанность исполнителя коммунальных услуг по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями на приобретение коммунальных ресурсов соответствующего вида закреплена пп. "б" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, в соответствии с которым исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В силу пункта 40 указанных Правил N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Законодательство РФ в сфере оказания коммунальных услуг связывает способ расчета платы за потребленную, в том числе и на общедомовые нужды, электроэнергию только с наличием в многоквартирном доме (общедомового) прибора учета потребленной электроэнергии либо с его отсутствием. Исходя из определения коллективного (общедомового) прибора учета его статус определяется не его принадлежностью к общему имуществу собственников помещения дома, а целью его использования - для определения объемов коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.
Поскольку общедомовой прибор учета, определяющий объем электроэнергии, поданной в многоквартирный дом, не установлен, то в силу п. 48 Правил N размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется в соответствии с формулами 10 и 15 приложения N к Правилам N 354.
Апеллянт полагает, что действия Гарантирующего поставщика как ресурсоснабжающей организации по выставлению квитанций на оплату электроэнергии, содержащих начисление платы за электрическую энергию поставленную на общедомовые нужды потребителям, владеющим и/или пользующимся помещениями, расположенными в многоквартирных домах, находящихся в управлении истца, законны и обоснованны, соответствуют положениям Жилищного кодекса РФ и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, поскольку именно гарантирующий поставщик обладает статусом исполнителя коммунальных услуг в отношении потребителей, избравших в качестве управляющей организации истца, и как следствие, гарантирующий поставщик наделен правом выставлять счета за отпущенную электрическую энергию, в том числе и на общедомовые нужды, и требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией в рамках заключенного договора с ресурсоснабжающей организацией о приобретении коммунального ресурса.
От ООО "Тверьоблэлектро" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывается, что судом при принятии решения были неправильно применены нормы материального права, не дана оценка имеющимся в деле доказательствам, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и содержится просьба об отмене решения и принятии по делу нового решения.
Из Прокуратуры Западнодвинского района поступили возражения на жалобу, в которых опровергаются доводы жалобы, и содержится просьба об оставлении решения без изменения, жалобы без удовлетворения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения прокурора Филипповой В.М., полагавшей решение суда законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
Судом первой инстанции установлено, что С.В.Н. является собственником <данные изъяты> доли квартиры N N, расположенной по адресу: <адрес>.
С.В.Н. зарегистрирована и проживает в указанной квартире, пользуясь предоставленными услугами.
Решением общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного <адрес> в г. Западная Двина Тверской области от 01 сентября 2009 года избран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией ООО "Управляющая компания".
С учетом установленных по делу обстоятельств, положений ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действующее жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая непосредственного управления таким домом собственниками помещений дома, в связи с чем признал действия филиала ОАО "МРСК- Центра" - "Тверьэнерго" по начислению С.В.Н. платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, нарушающими права последней как потребителя.
В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ предоставление коммунальных услуг является одной из целей управления многоквартирным домом.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного ч. 7.1 настоящей статьи (ч. 7 ст. 155 ЖК РФ).
В силу ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом "а" пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, и положениями Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2012 года N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, ресурсоснабжающая организация не может быть признана исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем она не вправе производить взимание платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, именно ООО "Управляющая компания" является исполнителем коммунальных услуг и имеет право взимать плату за оказанные услуги электроснабжения в местах общего пользования.
Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность оплаты коммунальных услуг, потребляемых при использовании мест общего пользования в многоквартирном жилом доме, непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что филиал ОАО "МРСК- Центра" - "Тверьэнерго" производит начисление и взимание платы за электрическую энергию, используемую на общедомовые нужды многоквартирного дома, в отношении которого ООО "Управляющая компания" не заключен договор о приобретении электроэнергии, не имеют определяющего значения для разрешения заявленного спора и не свидетельствуют о правомерности оспариваемых истцами действий вышеуказанного ответчика.
Данные действия противоречат установленному законом порядку начисления и взимания платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется не непосредственно собственниками помещений дома, а управляющей организацией.
Филиал ОАО "МРСК-Центра" - "Тверьэнерго" не относится к тем специализированным организациям, которым могут быть переданы управляющими компаниями полномочия по расчету, начислению, выставлению квитанций за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию.
Пункт 17 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, на который ссылается ответчик, порядок оплаты коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, не изменяет.
Управляющие компании в силу статей 161, 162 ЖК РФ должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать электроэнергию для мест общего пользования многоквартирных жилых домов, и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу энергоснабжения.
Право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение оплаты за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома может возникнуть только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, и в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Оплату остальной электроэнергии, использованной на общедомовые нужды, и компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, энергосбытовая организация вправе получить только с управляющей организации.
Доводы жалобы о том, что в указанном многоквартирном доме не установлен общедомовой прибор учета, определяющий объем электроэнергии, являются несостоятельными. Из представленной по запросу суда апелляционной инстанции копии Акта допуска прибора учета в эксплуатацию от 24 сентября 2013 года следует, что общедомовой прибор учета в многоквартирном <адрес> в г. Западная Двина, в котором проживает С.В.Н., имеется.
Таким образом, решение суда первой инстанции о признании незаконными действий ответчика по предъявлению в адрес С.В.Н. платы за электроэнергию на общедомовые нужды, является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы в целом не опровергают указанные выводы суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, по существу сводятся к позиции ответчика, изложенной в возражениях на иск в суде первой инстанции, с которой судебная коллегия согласиться не может.
Обжалуемое судебное решение вынесено в соответствии с требованиями закона, оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не усматривается.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Западнодвинского районного суда Тверской области от 27 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Тверьэнерго" - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)