Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 27.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-9271/2015

Требование: О признании действий ответчиков по начислению коммунальных платежей незаконными, обязании произвести перерасчет.

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истица, являющаяся собственницей квартиры, сослалась на то, что ответчики производят начисление ей коммунальных платежей за холодное и горячее водоснабжение на общедомовые нужды с нарушением порядка расчета платежей.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июля 2015 г. по делу N 33-9271/2015


Судья Фатхрахманова З.Р.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Мигуновой О.И., Сазоновой В.Г.,
при секретаре судебного заседания Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Янсона А.С. гражданское дело по иску Е. к ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства "Кама", МУП "Единый расчетный центр" о перерасчете коммунальных платежей с апелляционной жалобой Е. на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 16 апреля 2015 года, которым в удовлетворении иска Е. отказано.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения Е., поддержавшей жалобу, представителя ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства "Кама" Б., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

установила:

Е. обратилась в суд с иском к ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства "Кама", МУП "Единый расчетный центр" о возложении обязанности произвести перерасчет начислений по коммунальным платежам за холодное и горячее водоснабжение на общедомовые нужды. В обоснование иска указано, что Е. является собственником квартиры <адрес>. С декабря 2014 года ответчики производят начисление истцу коммунальных платежей за холодное и горячее водоснабжение на общедомовые нужды с нарушением порядка расчета указанных платежей, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Так, за декабрь 2014 года платеж за горячее водоснабжение на общедомовые нужды определен ответчиками в размере 4038 рублей 62 копейки, за январь 2015 года - в размере 2385 рублей 77 копеек, за февраль 2015 года - в размере 21564 рубля 36 копеек, за холодное водоснабжение на общедомовые нужды за февраль 2015 года - в размере 4403 рубля 81 копейка. С данными начислениями истец не согласна, в связи с чем просила признать действия ответчиков по начислению с декабря 2014 года коммунальных платежей за холодное и горячее водоснабжение на общедомовые нужды незаконными и возложить на ответчиков обязанность по перерасчету указанных платежей.
Представители ответчиков иск не признали.
Суд принял решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Е. просит решение суда отменить. В жалобе приводятся доводы, изложенные в исковом заявлении, отмечается, что начисление коммунальных платежей за горячее и холодное водоснабжение на общедомовые нужды по формуле, установленной Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан N 2388-р от 28 ноября 2013 года, производится ответчиками без учета требований Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно статьям 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Судом установлено, что ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства "Кама" осуществляет управление многоквартирным домом <адрес>.
Е. является собственником квартиры <адрес>. Индивидуальные приборы учета потребления коммунальных услуг горячего и холодного водоснабжения установлены Е. 20 марта 2013 года.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые истцом начисления были произведены ответчиками правомерно, исходя из утвержденных тарифов и показаний приборов учета, соответствуют действующему законодательству.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не согласна.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе устанавливают порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно пункту 44 указанных Правил распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 21 августа 2012 года N 131/о утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в многоквартирных и жилых домах для муниципальных районов (городов) Республики Татарстан, согласно которым нормативы потребления коммунальных услуг как по горячему, так и по холодному водоснабжению на общедомовые нужды составляют:
- - 0,03 куб. м/кв. м общего имущества в месяц - для домов с количеством этажей 1 - 5;
- - 0,02 куб. м/кв. м общего имущества в месяц - для домов с количеством этажей 6 и выше.
Из материалов дела следует, что истцу, как собственнику жилого помещения, не оборудованного индивидуальными приборами учета потребления воды, начисление коммунальных платежей за горячее и холодное водоснабжение на общедомовые нужды с декабря 2014 года производилось сверх установленных нормативов потребления, что не соответствует приведенным требованиям пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года.
Довод ответчиков о том, что все начисления осуществлялись в соответствии с методикой, установленной Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 ноября 2013 года N 2388-р (в редакции от 30 сентября 2014 года N 1942-р), судебной коллегией признается несостоятельным, поскольку использование в расчетах указанной методики не освобождает ответчиков от исполнения требований пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года, в части ограничения распределяемого между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, объемом соответствующей коммунальной услуги, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. При этом действующее нормативно-правовое регулирование рассматриваемых правоотношений не ставит возможность применение пункта 44 данных Правил в части указанных ограничений в зависимость от того, оборудовано или не оборудовано принадлежащее собственнику (пользователю) помещение индивидуальными приборами учета потребления коммунальных услуг.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права, с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 16 апреля 2015 года по данному делу отменить и принять новое решение.
Исковое заявление Е. к ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства "Кама", МУП "Единый расчетный центр" удовлетворить.
Признать незаконными действия ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства "Кама", МУП "Единый расчетный центр" по начислению Е. с декабря 2014 года платежей на общедомовые нужды по горячему и холодному водоснабжению по квартире <адрес>.
Обязать ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства "Кама", МУП "Единый расчетный центр" произвести перерасчет платежей на общедомовые нужды по горячему и холодному водоснабжению по квартире <адрес> с декабря 2014 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)