Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 11.03.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1016/2015

Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении меры социальной поддержки, признании права на получение выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения.

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По мнению истца, ему было незаконно отказано в получении выплаты.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 марта 2015 г. по делу N 33-1016г.


Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего: Иском Е.П.
судей: Волошиной Е.В., Поздняковой О.Ю.
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 марта 2015 года дело по исковому заявлению М.В. к Краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску", Министерству строительства Хабаровского края, Министерству ЖКХ Хабаровского края, Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании незаконным отказа в предоставлении меры социальной поддержки, признании права на получение выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения,
по апелляционной жалобе М.В.
на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 10 декабря 2014 года,
заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., объяснения М.В., представителя КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" Т.,

установила:

М.В. обратился в суд с заявлением к КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" о признании незаконным отказа в предоставлении меры социальной поддержки, признании права на получение выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и проживает в жилом доме <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ является собственником данного жилого помещения. В результате наводнения прошедшего в период августа - сентября 2013 года, дом попал в зону затопления, что подтверждается Постановлением Администрации города Хабаровска от 16.09.2013 г. N 3630 "Об утверждении границ затопления и подтопления на территории городского округа "Город Хабаровск" возникших в результате ЧС, связанной с летне-осенним паводком 2013 года на реках Амур и Уссури". Заключением межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о возможности проведения капитального ремонта дома с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик. Поскольку данное жилое помещение является его единственным местом жительства он обратился с заявлением в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" о включении его в список на предоставление меры поддержки в форме выплаты денежных средств на ремонт дома, в чем ему было отказано в связи с наличием у него иного жилого помещения. Данный отказ считает незаконным, так как поврежденный в результате наводнения дом является его единственным жильем, и иных жилых помещений в собственности он не имеет.
Определением суда от 6.10.2014 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство ЖКХ Хабаровского края.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 10 декабря 2014 года в удовлетворении заявления М.В. отказано.
В апелляционной жалобе М.В. с решением суда не согласен, считает его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование своих доводов ссылается на то, что при рассмотрении дела судом неверно определены обстоятельства имеющие значения для дела, а именно, согласно скорректированного ответа на запрос суда в виде выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ N, он является лишь собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по <адрес>, иного жилья не имеет, а следовательно имеет право на получение денежных средств для проведения капитального ремонта принадлежащего ему жилого помещения.
Определением суда апелляционной инстанции от 20.02.2014 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство социальной защиты населения Хабаровского края, суд перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Министерства социальной защиты населения Хабаровского края, Министерства ЖКХ Хабаровского края, Министерства строительства Хабаровского края, надлежащим образом уведомленных месте и времени рассмотрения заявления, не явились, причин уважительности своей неявки в суд не сообщили, с заявлениями об отложении судебного разбирательства не обращались, в связи с чем, суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, ч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании М.В. заявленные требования поддержал по основаниям указанным в заявлении.
В письменном отзыве на иск представитель Министерства ЖКХ Хабаровского края просит в удовлетворении требований М.В. отказать, ссылаясь, что в соответствии с п. 1.5 приложения N 17 к ГЦП Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае" право на получение мер социальной поддержки в форме выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта жилого помещения имеют граждане РФ - собственники поврежденного жилого помещения и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.
В письменном отзыве на исковое заявление М.В. представитель Министерства строительства Хабаровского края просит в удовлетворении требований М.В. к министерству отказать, ссылаясь, что не является надлежащим ответчиком по данному делу.
В письменном отзыве на иск представитель Министерства социальной защиты населения Хабаровского края возражает против удовлетворения требований М.В., ссылаясь, что в материалах дела имеются сведения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о наличии у М.В. в собственности жилого дома, расположенного в <адрес>, что лишает его права на получение мер социальной поддержки.
Констатировав своим определением от 20.02.2015 года, наличие оснований для перехода суда апелляционной инстанции к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, а данное обстоятельство в силу п. 4 ч. 4 ст. 330 этого же кодекса, является безусловным основанием для отмены состоявшегося по делу решения суда, судебная коллегия, подчиняясь указанному требованию закона, отменяет обжалуемое решение суда.
В свою очередь, отменяя указанное решение суда и рассмотрев гражданское дело по правилам ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 254, ст. 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Правительства Хабаровского края от 9.08.2013 года N 569-рп. Постановления Администрации г Хабаровска от 9.08.2013 года N 3099 в связи с достижением уровня воды в бассейне реки Амур у г. Хабаровска и на реке Кур критических значений на территории Хабаровского края, в т.ч. территории г. Хабаровска введен режим чрезвычайной ситуации.
На основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ М.В. является собственником дома <адрес>, который в соответствии с Постановлением Администрации города Хабаровска от 16.09.2013 г. N 3630 "Об утверждении границ зон затопления и подтопления на территории городского округа "Город Хабаровск", возникших в результате чрезвычайной ситуации, связанной с летне-осенним паводком 2013 года на реках Амур и Уссури" включен в зону затопления.
Согласно штампу в паспорте, выданному на имя М.В. ДД.ММ.ГГГГр. и выписке из домовой книги, с ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и на момент ЧС, М.В. был зарегистрирован и постоянно проживал в данном жилом доме.
Заключением городской межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ N, установлена необходимость и возможность проведения капитального ремонта, в вышеуказанном жилом доме, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями.
ДД.ММ.ГГГГ М.В. обратилась в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения - жилой дом <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ уведомлением N КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" в предоставлении такой меры социальной поддержки М.В. отказано на основании п. 1.5 Порядка предоставления мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 г., а именно ввиду наличия в его собственности другого жилья, пригодного для проживания.
Конституция Российской Федерации в части 2 статьи 7 закрепляет, что Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты.
В связи с крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края, в целях оказания помощи пострадавшему населению Указом Президента РФ от 31.08.2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" Правительству РФ было рекомендовано до 30 сентября 2013 г. принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5 тыс. рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и определить порядок выделения указанных средств (подп. "г" п. 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 г. N 923 внесены изменения в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-2015 гг. Программа дополнена Приложением N 11 (1) о Правилах предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г.
Согласно пункту 6 указанных Правил, трансферты предоставляются субъектам Российской Федерации на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания, и (или) членов их семей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживавших в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 21 октября 2013 года N 347-пр (в редакции Постановлений Правительства Хабаровского края от 12.11.2013 г. N 383-пр, от 29.11.2013 г. N 410-пр, от 24.02.2014 г. N 41-пр) внесены изменения в государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утв. Постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 г. N 205-пр.
Пунктом 6.2.9 Государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 года N 205-пр, предусмотрена реализация мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, в том числе, в форме предоставления пострадавшим гражданам - собственникам жилых помещений выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений.
Приложением N 17 к указанной Государственной программе предусмотрен соответствующий Порядок предоставления мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года.
Согласно п. 1.5 названного Порядка право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации - собственники поврежденного жилого помещения, постоянно проживавшие на день объявления чрезвычайной ситуации в поврежденном жилом помещении, находящемся в населенных пунктах, на территориях которых вводился режим чрезвычайной ситуации, не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.
Из изложенного следует, что гражданам, пострадавшим в результате наводнения на территории Хабаровского края, мера социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений, может быть предоставлена только при совокупности следующих условий: в отношении утраченного жилого помещения, находящегося на территории, на которой вводился режим чрезвычайной ситуации, должно быть принято решение о проведении капитального ремонта, в жилом помещении граждане постоянно проживали на день объявления чрезвычайной ситуации, в собственности таких граждан не должно находиться другое жилое помещение, пригодное для проживания.
Отказывая в удовлетворении требований М.В. суд первой инстанции исходил из того, что в материалах дела имеется выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которой М.В. ДД.ММ.ГГГГр., кроме поврежденного жилого дома <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, выданному нотариусом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ реестровый номер N, является собственником жилого дома с пристроем общей площадью 30 кв. м, расположенного по <адрес>, доказательств признания которого непригодным для проживания в материалах дела не содержится.
Между тем с таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку он сделан преждевременно, без установления всех фактических обстоятельств, имеющих значение для данного дела.
Так судом в ходе рассмотрения дела был сделан запрос нотариусу г<адрес> ФИО1, выдавшему ДД.ММ.ГГГГ свидетельство о праве на наследство по завещанию на объект недвижимости - жилой дом, расположенный по <адрес> о предоставлении сведений о наследнике принявшем наследство, о последнем месте жительства наследодателя. Однако ответ нотариуса предметом исследования суда не являлся.
Между тем из ответа нотариуса ФИО1, от ДД.ММ.ГГГГ следует. что в его производстве имеется наследственное дело N открытое к имуществу ФИО2 ДД.ММ.ГГГГр., проживающей по <адрес>, умершей ДД.ММ.ГГГГ. Наследство которой, принято ее сыном М.В. ДД.ММ.ГГГГр., зарегистрированным по этому же адресу, и которому ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию на жилой дом по <адрес> N реестра N
Таким образом, из содержания ответа следует, что матерью наследника М.В., принявшего наследство в виде спорного дома, являлась ФИО2 ДД.ММ.ГГГГр.
Заявителем М.В. ДД.ММ.ГГГГр. в суд представлены свидетельство о его рождении (л.д. 28), из которого следует, что его матерью являлась ФИО3 ДД.ММ.ГГГГр. (свидетельство о рождении на л.д. 19), имеющая добрачную фамилию ФИО3 (свидетельство о браке от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 18), умершая ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти на л.д. 20).
Из изложенного следует, что М.В. ДД.ММ.ГГГГр., принявший наследство и являющийся собственником дома в <адрес> и истец по настоящему делу М.В. так же ДД.ММ.ГГГГр., являются разными лицами, а следовательно последний, не может являться собственником дома <адрес>.
Данные обстоятельства имеют существенное правовое значение для правильного рассмотрения дела и свидетельствуют об отсутствии в собственности истца другого жилого помещения и устраняют единственное условие, послужившее основанием для отказа М.В. в предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных приложением N 17 к Государственной целевой программе Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае".
При таких обстоятельствах судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, приходит к выводу о правомерности заявленных М.В. требований и наличии правовых оснований для их удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 10 декабря 2014 года по исковому заявлению М.В. к КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску", Министерству строительства Хабаровского края, Министерству ЖКХ Хабаровского края, Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании незаконным отказа в предоставлении меры социальной поддержки, признании права на получение выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения - отменить.
Принять по делу новое решение.
Требования М.В. удовлетворить.
Признать незаконным отказ КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" от ДД.ММ.ГГГГ N в предоставлении М.В. мер социальной поддержки в форме выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения.
Признать за М.В. право на получение меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта жилого помещения - дома <адрес> в соответствии с приложением N 17 к Государственной целевой программе Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной Постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 г. N 205-пр.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.

Председательствующий
Е.П.ИСКОМ

Судьи
Е.В.ВОЛОШИНА
О.Ю.ПОЗДНЯКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)