Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Дудкиной О.В., Красновой С.В.
при участии:
от заявителя Карпова И.А., дов. от 27.05.2014
от заинтересованного лица Пчелинцевой Л.Б., дов. от 05.12.2014 N 1455-и
рассмотрев 22 января 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции города Москвы - заинтересованного лица
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 22 августа 2014 года,
принятое судьей Кузиным М.М.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 27 октября 2014 года,
принятое судьями Поташовой Ж.В., Поповым В.И., Яковлевой Л.Г.
по делу N А40-81908/2014
по заявлению ЖСК "Нара" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции города Москвы
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Нара" (далее - ЖСК "Нара", кооператив) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции города Москвы (далее - Мосжилинспекция, инспекция) от 03.03.2014 N З-0564 в части пунктов 1, 2, 3, 4, 5 (кроме проведения корректировки за отопление), 7.
Решением названного арбитражного суда от 22.08.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014, заявленное по делу требование удовлетворено.
Не согласившись с судебными актами двух инстанций, Мосжилинспекция подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом указала на необоснованность доводов ЖСК "Нара".
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель кооператива возражал против удовлетворения жалобы, считая обжалуемые судебные акты соответствующими законодательству и представленным доказательствам.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установили суды двух инстанций, на основании распоряжения от 21.02.2014 N Р-3-0307 в отношении ЖСК "Нара" по адресу г. Москва, ул. Полоцкая, д. 25, к. 1. проведена документарная проверка, результаты которой зафиксированы в акте проверки от 03.03.2014 N 3-0564.
По итогами проверки в отношении ЖСК "Нара" вынесено предписание от 03.03.2014 N 3-0564, согласно которому кооперативу надлежало:
- - осуществлять начисление платежей за ГВС, ХВС, водоотведение в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10.02.2004 N 77-ПП (часть 2 статьи 157 ЖК РФ);
- - осуществлять предоставление платежных документов ежемесячно (часть 2 статьи 155 ЖК РФ);
- - прекратить взимание дополнительных платежей по сметам N 1 и N 2 (постановление Правительства Москвы от 26.11.2013 N 748-ПП);
- - произвести корректировку за коммунальные услуги ГВС, ХВС, водоотведение в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10.02.2004 N 77-ПП (часть 2 статьи 157 ЖК РФ);
- - представить документы, подтверждающие начисление платежей за ГВС, ХВС, водоотведение в соответствии с постановлением правительства Москвы от 10.02.2004 N 77-ПП, предоставление платежных документов ежемесячно, проведение корректировки за коммунальную услугу услуги ГВС, ХВС, водоотведение, отопление (часть 2 статьи 157 ЖК РФ, часть 2 статьи 155 ЖК РФ, постановление Правительства Москвы от 26.11.2013 N 748-ПП;
- - осуществлять начисление платежей за отопление в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10.09.2012 N 468-ПП;
- - привести устав ЖСК "Нара" в соответствие с нормами действующего законодательства (статьи 129, 44 - 48 ЖК РФ).
ЖСК "Нара" оспорило в судебном порядке пункты 1, 2, 3, 4, 5 (кроме проведения корректировки за отопление), 7 предписания.
Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций пришли к выводу о несоответствии законодательству оспариваемого акта Мосжилинспекции, поскольку выявленные инспекцией нарушения не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Относительно нарушения порядка расчета за коммунальные услуги горячего, холодного водоснабжения, водоотведения суды установили следующее.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Как установили суды, расчеты в ЖСК производятся согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, которым утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах": собственникам, квартиры которых не оборудованы квартирными приборами учета (КПУ), - по нормативам потребления; собственникам, квартиры которых оборудованы КПУ, - согласно объемам, определяемым по показаниям КПУ.
Оценив представленные в материалы дела платежные документы по квартирам, как оборудованным, так и необорудованными КПУ, суды указали, что начисление платежей за водоснабжение и водоотведение производится в соответствии с действующим порядком и не идет вразрез с требованиями ЖК РФ.
Факт принятия решения об ином сроке выдачи платежных документов на общем собрании собственников, а не на общем собрании членов ЖСК не признан судами в качестве нарушения действующего законодательства.
При этом суды, применив положения части 6 статьи 155 ЖК РФ, учитывая особенности правового регулирования режима пользования жильем собственниками помещений, не являющимися членами ЖСК, обоснованно отметили, что установление периодичности предоставления платежного документа на общем собрании собственников следует расценивать как форму договора между управляющей организацией (ЖСК) и собственниками, что является мерой, направленной на соблюдение требований части 6 статьи 155 ЖК РФ.
Не установлено судами и нарушений в части взимания дополнительных платежей на оплату управленческих услуг.
Суды отметили, что подобные начисления производятся на основании ежегодных решений общих собраний собственников и данный порядок начислений соответствует требованиям ЖК РФ, а также ежегодным постановлениям Правительства Москвы, утверждающим размер ставок и тарифов на ЖКУ для населения.
Что касается выявленного инспекцией несоответствия устава ЖСК "Нара" статьям 129, 44 - 48 ЖК РФ, то суды обоснованно отметили отсутствие у Мосжилинспекции компетенции по проверке уставов жилищно-строительных кооперативов.
Учитывая факты неподтверждения выявленных инспекцией нарушений, изданное на их основе предписание правомерно признано судами недействительным.
Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводов судов, положенных в основу принятых по делу судебных актов, а лишь конкретизируют правовую позицию инспекции по делу.
Ссылка представителя Мосжилинспекции на указание в судебном решении иных кооператива (ЖСК "Дубна") и даты акта проверки (от 03.03.2014 N О-3-0566) не принимается во внимание, поскольку не свидетельствует о допущенной по делу судебной ошибке. Допущенная описка подлежит исправлению в порядке статьи 179 АПК РФ.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалованных судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22 августа 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2014 года по делу N А40-81908/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья
И.В.ТУБОЛЕЦ
Судьи
О.В.ДУДКИНА
С.В.КРАСНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 29.01.2015 N Ф05-14521/2014 ПО ДЕЛУ N А40-81908/2014
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2015 г. по делу N А40-81908/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Дудкиной О.В., Красновой С.В.
при участии:
от заявителя Карпова И.А., дов. от 27.05.2014
от заинтересованного лица Пчелинцевой Л.Б., дов. от 05.12.2014 N 1455-и
рассмотрев 22 января 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции города Москвы - заинтересованного лица
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 22 августа 2014 года,
принятое судьей Кузиным М.М.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 27 октября 2014 года,
принятое судьями Поташовой Ж.В., Поповым В.И., Яковлевой Л.Г.
по делу N А40-81908/2014
по заявлению ЖСК "Нара" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции города Москвы
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Нара" (далее - ЖСК "Нара", кооператив) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции города Москвы (далее - Мосжилинспекция, инспекция) от 03.03.2014 N З-0564 в части пунктов 1, 2, 3, 4, 5 (кроме проведения корректировки за отопление), 7.
Решением названного арбитражного суда от 22.08.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014, заявленное по делу требование удовлетворено.
Не согласившись с судебными актами двух инстанций, Мосжилинспекция подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом указала на необоснованность доводов ЖСК "Нара".
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель кооператива возражал против удовлетворения жалобы, считая обжалуемые судебные акты соответствующими законодательству и представленным доказательствам.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установили суды двух инстанций, на основании распоряжения от 21.02.2014 N Р-3-0307 в отношении ЖСК "Нара" по адресу г. Москва, ул. Полоцкая, д. 25, к. 1. проведена документарная проверка, результаты которой зафиксированы в акте проверки от 03.03.2014 N 3-0564.
По итогами проверки в отношении ЖСК "Нара" вынесено предписание от 03.03.2014 N 3-0564, согласно которому кооперативу надлежало:
- - осуществлять начисление платежей за ГВС, ХВС, водоотведение в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10.02.2004 N 77-ПП (часть 2 статьи 157 ЖК РФ);
- - осуществлять предоставление платежных документов ежемесячно (часть 2 статьи 155 ЖК РФ);
- - прекратить взимание дополнительных платежей по сметам N 1 и N 2 (постановление Правительства Москвы от 26.11.2013 N 748-ПП);
- - произвести корректировку за коммунальные услуги ГВС, ХВС, водоотведение в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10.02.2004 N 77-ПП (часть 2 статьи 157 ЖК РФ);
- - представить документы, подтверждающие начисление платежей за ГВС, ХВС, водоотведение в соответствии с постановлением правительства Москвы от 10.02.2004 N 77-ПП, предоставление платежных документов ежемесячно, проведение корректировки за коммунальную услугу услуги ГВС, ХВС, водоотведение, отопление (часть 2 статьи 157 ЖК РФ, часть 2 статьи 155 ЖК РФ, постановление Правительства Москвы от 26.11.2013 N 748-ПП;
- - осуществлять начисление платежей за отопление в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10.09.2012 N 468-ПП;
- - привести устав ЖСК "Нара" в соответствие с нормами действующего законодательства (статьи 129, 44 - 48 ЖК РФ).
ЖСК "Нара" оспорило в судебном порядке пункты 1, 2, 3, 4, 5 (кроме проведения корректировки за отопление), 7 предписания.
Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций пришли к выводу о несоответствии законодательству оспариваемого акта Мосжилинспекции, поскольку выявленные инспекцией нарушения не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Относительно нарушения порядка расчета за коммунальные услуги горячего, холодного водоснабжения, водоотведения суды установили следующее.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Как установили суды, расчеты в ЖСК производятся согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, которым утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах": собственникам, квартиры которых не оборудованы квартирными приборами учета (КПУ), - по нормативам потребления; собственникам, квартиры которых оборудованы КПУ, - согласно объемам, определяемым по показаниям КПУ.
Оценив представленные в материалы дела платежные документы по квартирам, как оборудованным, так и необорудованными КПУ, суды указали, что начисление платежей за водоснабжение и водоотведение производится в соответствии с действующим порядком и не идет вразрез с требованиями ЖК РФ.
Факт принятия решения об ином сроке выдачи платежных документов на общем собрании собственников, а не на общем собрании членов ЖСК не признан судами в качестве нарушения действующего законодательства.
При этом суды, применив положения части 6 статьи 155 ЖК РФ, учитывая особенности правового регулирования режима пользования жильем собственниками помещений, не являющимися членами ЖСК, обоснованно отметили, что установление периодичности предоставления платежного документа на общем собрании собственников следует расценивать как форму договора между управляющей организацией (ЖСК) и собственниками, что является мерой, направленной на соблюдение требований части 6 статьи 155 ЖК РФ.
Не установлено судами и нарушений в части взимания дополнительных платежей на оплату управленческих услуг.
Суды отметили, что подобные начисления производятся на основании ежегодных решений общих собраний собственников и данный порядок начислений соответствует требованиям ЖК РФ, а также ежегодным постановлениям Правительства Москвы, утверждающим размер ставок и тарифов на ЖКУ для населения.
Что касается выявленного инспекцией несоответствия устава ЖСК "Нара" статьям 129, 44 - 48 ЖК РФ, то суды обоснованно отметили отсутствие у Мосжилинспекции компетенции по проверке уставов жилищно-строительных кооперативов.
Учитывая факты неподтверждения выявленных инспекцией нарушений, изданное на их основе предписание правомерно признано судами недействительным.
Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводов судов, положенных в основу принятых по делу судебных актов, а лишь конкретизируют правовую позицию инспекции по делу.
Ссылка представителя Мосжилинспекции на указание в судебном решении иных кооператива (ЖСК "Дубна") и даты акта проверки (от 03.03.2014 N О-3-0566) не принимается во внимание, поскольку не свидетельствует о допущенной по делу судебной ошибке. Допущенная описка подлежит исправлению в порядке статьи 179 АПК РФ.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалованных судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22 августа 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2014 года по делу N А40-81908/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья
И.В.ТУБОЛЕЦ
Судьи
О.В.ДУДКИНА
С.В.КРАСНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)