Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что он выполнил свою обязанность по компенсации расходов за отопление, однако ответчик его расходы не возместил.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2014 г.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Нечаева С.В.
судей Завирюха Л.В., Плюшкова Д.И.
при участии в заседании:
от истца - не явился, извещен
от ответчика - не явился, извещен
рассмотрев в судебном заседании 22 октября 2014 года кассационную жалобу
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 07 февраля 2014 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Белицкой С.В.,
на постановление от 18 июня 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Седовым С.П., Алексеевой Е.Б., Лящевским И.С.,
по иску Администрации муниципального образования Староминский район (ОГРН 1032327995150, 353600, Краснодарский край, Староминская ст-ца, ул. Красная, д. 13)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9)
о возмещении ущерба,
установил:
Администрация муниципального образования Староминский район Краснодарского края (истец) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ответчик) о взыскании 458 668 руб. 81 коп. убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 февраля 2014 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 июня 2014 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, ответчик обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы ответчик ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Истец, ответчик, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов суда в решении и постановлении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как установлено судом и следует из материалов дела, вступившими в законную силу решениями суда Староминского района Краснодарского края по делам N 2-611-12, 2-616-12, 2-617-12, 2-618-12 от 04.05.2012 г., N 2-870-12 от 05.07.2012 г., N 2-868-12, 2-869-12, 2-871-12, 2-872-12, 2-890-12, 2-961-12 от 18.07.2012 г., N 2-967-12, 2-1021-12, 2-1027-12 от 22.08.2012 г., N 2-538/2012 от 27.08.2012 г., N 2-1140-12 от 20.09.2012 г., N 2-1153-12 от 01.10.2012 г. с истца в пользу физических лиц взыскано 458 668 руб. 81 коп. материального ущерба в виде компенсации по оплате расходов за отопление.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что Администрация муниципального образования Староминский район Краснодарского края выполнила свою обязанность по компенсации расходов за отопление, однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы Администрации на исполнение названных полномочий не компенсировал, в связи с чем бюджету муниципального образования причинены убытки, которые подлежат взысканию с ответчика на основании ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления ответственности, установленной правилами названной статьи, необходимо наличие состава (совокупности условий) правонарушения, включающего: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей, (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков.
При этом для взыскания убытков лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать весь указанный фактический состав. Отсутствие хотя бы одного из условий ответственности не влечет удовлетворение иска.
Согласно п. 1 ст. 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.) имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции, действовавшей до 11.01.2011 г.) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вышеуказанная норма права дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Как установлено вступившими в законную силу вышеуказанными решениями суда Староминского района Краснодарского края в Староминском районе предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам предусмотрено решением Совета муниципального образования Староминской район Краснодарского края от 26 января 2005 года N 2.2 и в 2009 - 2010 финансировалось за счет местного бюджета.
Согласно ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно ст. 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с Бюджетным кодексом.
В соответствии с п. 1 Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 (далее - Правила N 377), Правила определяют порядок предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов, предусмотренных абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона N 3266-1.
В соответствии с п. 1 ст. 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В силу п. 1 ст. 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
В соответствии с вышеуказанными Правилами N 377 при возмещении расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", компенсации подлежали фактически понесенные бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые проживают в сельской местности и которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Министерство финансов РФ вправе предоставлять субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами РФ отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные цели.
Приказом Минфина России от 25 июля 2003 года N 68н "О введении отчетности по финансированию расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности" установлено, что финансирование расходов, связанных с реализацией законов в части предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств бюджетов РФ и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат из федерального бюджета.
В силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В таких случаях от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку Министерством финансов Российской Федерации не представлено доказательств исполнения своих обязанностей по перечислению истцу компенсаций спорных затрат из федерального бюджета, суд, руководствуясь положениями статей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
При этом суд правомерно отклонил доводы ответчика о том, что Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, как не соответствующий нормам статей 125, 306 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 158, статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 27.10.2014 N Ф05-10533/14 ПО ДЕЛУ N А40-61462/13
Требование: О взыскании убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности.Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что он выполнил свою обязанность по компенсации расходов за отопление, однако ответчик его расходы не возместил.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2014 г. по делу N А40-61462/13
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2014 г.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Нечаева С.В.
судей Завирюха Л.В., Плюшкова Д.И.
при участии в заседании:
от истца - не явился, извещен
от ответчика - не явился, извещен
рассмотрев в судебном заседании 22 октября 2014 года кассационную жалобу
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 07 февраля 2014 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Белицкой С.В.,
на постановление от 18 июня 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Седовым С.П., Алексеевой Е.Б., Лящевским И.С.,
по иску Администрации муниципального образования Староминский район (ОГРН 1032327995150, 353600, Краснодарский край, Староминская ст-ца, ул. Красная, д. 13)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9)
о возмещении ущерба,
установил:
Администрация муниципального образования Староминский район Краснодарского края (истец) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ответчик) о взыскании 458 668 руб. 81 коп. убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 февраля 2014 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 июня 2014 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, ответчик обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы ответчик ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Истец, ответчик, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов суда в решении и постановлении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как установлено судом и следует из материалов дела, вступившими в законную силу решениями суда Староминского района Краснодарского края по делам N 2-611-12, 2-616-12, 2-617-12, 2-618-12 от 04.05.2012 г., N 2-870-12 от 05.07.2012 г., N 2-868-12, 2-869-12, 2-871-12, 2-872-12, 2-890-12, 2-961-12 от 18.07.2012 г., N 2-967-12, 2-1021-12, 2-1027-12 от 22.08.2012 г., N 2-538/2012 от 27.08.2012 г., N 2-1140-12 от 20.09.2012 г., N 2-1153-12 от 01.10.2012 г. с истца в пользу физических лиц взыскано 458 668 руб. 81 коп. материального ущерба в виде компенсации по оплате расходов за отопление.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что Администрация муниципального образования Староминский район Краснодарского края выполнила свою обязанность по компенсации расходов за отопление, однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы Администрации на исполнение названных полномочий не компенсировал, в связи с чем бюджету муниципального образования причинены убытки, которые подлежат взысканию с ответчика на основании ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления ответственности, установленной правилами названной статьи, необходимо наличие состава (совокупности условий) правонарушения, включающего: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей, (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков.
При этом для взыскания убытков лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать весь указанный фактический состав. Отсутствие хотя бы одного из условий ответственности не влечет удовлетворение иска.
Согласно п. 1 ст. 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.) имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции, действовавшей до 11.01.2011 г.) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вышеуказанная норма права дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Как установлено вступившими в законную силу вышеуказанными решениями суда Староминского района Краснодарского края в Староминском районе предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам предусмотрено решением Совета муниципального образования Староминской район Краснодарского края от 26 января 2005 года N 2.2 и в 2009 - 2010 финансировалось за счет местного бюджета.
Согласно ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно ст. 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с Бюджетным кодексом.
В соответствии с п. 1 Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 (далее - Правила N 377), Правила определяют порядок предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов, предусмотренных абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона N 3266-1.
В соответствии с п. 1 ст. 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В силу п. 1 ст. 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
В соответствии с вышеуказанными Правилами N 377 при возмещении расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", компенсации подлежали фактически понесенные бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые проживают в сельской местности и которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Министерство финансов РФ вправе предоставлять субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами РФ отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные цели.
Приказом Минфина России от 25 июля 2003 года N 68н "О введении отчетности по финансированию расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности" установлено, что финансирование расходов, связанных с реализацией законов в части предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств бюджетов РФ и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат из федерального бюджета.
В силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В таких случаях от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку Министерством финансов Российской Федерации не представлено доказательств исполнения своих обязанностей по перечислению истцу компенсаций спорных затрат из федерального бюджета, суд, руководствуясь положениями статей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
При этом суд правомерно отклонил доводы ответчика о том, что Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, как не соответствующий нормам статей 125, 306 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 158, статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)