Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.10.2013 ПО ДЕЛУ N 11-10549/2013

Разделы:
Жилой фонд; Жилищное право; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 октября 2013 г. по делу N 11-10549/2013


Судья: Ахлюстина Е.М.

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе
председательствующего: Шигаповой СВ.,
судей: Смолина А.А., Майоровой Е.Н.,
при секретаре: Ш.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда апелляционную жалобу администрации Каслинского муниципального района Челябинской области на решение Каслинского городского суда Челябинской области от 09 июля 2013 года по гражданскому делу по иску Ю. (К.) к администрации Каслинского муниципального района Челябинской области об отмене постановления, восстановлении в списке очередности на получение жилого помещения,
заслушав доклад судьи Смолина А.А. об обстоятельствах дела, и доводах апелляционной жалобы, выслушав пояснения Ю. (К.), исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Ю. (К.) обратилась в суд с иском, в котором просила, с учетом изменений, возложить обязанность на администрацию Каслинского муниципального района Челябинской области восстановить истицу в реестре льготников на получение жилого помещения, указывая, что проживала с родителями, а также ребенком - инвалидом детства в однокомнатной квартире N ***. В феврале 1995 года обратилась с заявлением на улучшение жилищных условий, указав состав семьи 2 человека. После смерти родителей с истицей был заключен договор социального найма. В ноябре 2010 года истица зарегистрировала брак, проживала с мужем и дочерью в указанной квартире, затем переехали к мужу из-за ветхости жилья. Была включена в список граждан, нуждающихся в жилье и вставших на учет до 01 января 2005 года, по состоянию на 2010 год ее список очередности на получение субсидии на приобретение жилья был под N 12. В 2011 году получила постановление о снятии с учета в качестве нуждающейся, с которым не согласна. Полагает, что имеет право состоять в данном списке на получение жилья.
В судебном заседании Ю. (К.), ее представитель адвокат Дубровская Н.Т. поддержали требования, с учетом дополнения.
Представитель администрации Каслинского муниципального района Челябинской области Р. с требованиями не согласилась.
Представитель Жилищно-бытовой комиссии при администрации Каслинского муниципального района Челябинской области Ш.И. считала требования не подлежащими удовлетворению.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации Каслинского городского поселения.
Решением Каслинского городского суда Челябинской области от 09 июля 2013 года Ю. (К.), восстановлена в реестре льготников на улучшение жилищных условий, утвержденного главой Каслинского муниципального района 11 января 2011 года по дате подачи заявления 27 февраля 1995 года.
В апелляционной жалобе администрация Каслинского муниципального района Челябинской области просит решение суда отменить, производство по делу прекратить, указывая на следующие обстоятельства.
На момент принятия решения о постановке истицы на соответствующий учет, администрацией были превышены свои полномочия, поскольку на момент постановки на такой учет истица не являлась таковой. Кроме того, на момент постановки на учет в состав семьи истицы входили четыре человека, включая ее родителей и дочь так же, право инвалида на получение дополнительной площади учитывается при постановке на учет в улучшении жилищных условий, а не дает оснований для постановки на учет. Указывает, что требования о восстановлении в очереди в связи с незаконным снятием с учета не могут быть разрешены без требований об отмене, или признании незаконным постановления от 27 июня 2011 года.
В суде апелляционной инстанции Ю. (К.) считала решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Ее представитель адвокат Дубровская Н.Т. в судебном заседании не участвовала.
Представители администрации Каслинского муниципального района Челябинской области, Жилищно-бытовой комиссии при администрации Каслинского муниципального района Челябинской области, представитель администрации Каслинского городского поселения, в судебном заседании участия не принимали.
В соответствие с ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав Ю. (К.), изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, представленных Ю. (К.), исследовав письменные доказательства дела в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Материалами дела подтверждается, что Ю. (К.), *** года рождения, имеет ребенка К.Д.С., *** года рождения, в отношении которой установлена первая группа инвалидности бессрочно. 27 февраля 1995 года истица обратилась с заявлением о постановке ее на учет для предоставления жилья, с учетом ребенка- инвалида.
Пояснениями истицы, свидетельствами о смерти подтверждается, что ее мать умерла в сентябре 2003 года, отец - в январе 2007 года.
17 декабря 2008 года администрацией Каслинского городского поселения с Ю. (К.) заключен договор социального найма в отношении квартиры ***, жилой площадью *** кв. м, с учетом члена семьи - дочери К.Д.С.
15 ноября 2010 года истица заключила брак с Ю.А.Н., после чего ей присвоена фамилия супруга.
Постановлением главы Калининского муниципального района (КМО) Челябинской области от 06 июля 2011 года Ю. (К.) снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании пп. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ и исключена из реестра льготников на улучшение жилищных условий.
Решение основано на том, что на момент постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении было зарегистрировано четыре человека, при этом на каждого приходилось жилой площади *** кв. м, при норме на тот период 6 кв. м, что есть истица не являлась нуждающейся на момент постановки на учет.
С заявлением о предоставлении копии протокола жилищно-бытовой комиссии при администрации КМО, на основании которого принято постановление от 06 июля 2011 года, истица обратилась 24 декабря 2012 года.
На момент рассмотрения дела состав семьи истицы составляет супруг Ю.А.Н., и дочь К.Д.С. Супруг зарегистрирован по адресу: ***
По состоянию на 2009 года истица состояла в списке по предоставлению субсидии на приобретение жилья под N 12.
В собственности истица жилья не имеет, право на приватизацию жилого помещения ею также не использовано.
В соответствие со ст. 17 ФЗ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 109 ЖК РФ предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствие с Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335, ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в исполнительных комитетах местных советов народных депутатов отделами по учету и распределению жилой площади.
Закон Челябинской области от 25 мая 2006 года N 154 "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года" предусматривает, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в установленных Законом формах и в порядке, определяемом правительством Челябинской области (ст. 1).
Нуждаемость в улучшении жилищных условий определяется в порядке, установленном жилищным законодательством (ст. 51 ЖК РФ).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются лица, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учетной нормой (площади жилого помещения) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4 ст. 50 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствие с Решением Челябинского областного совета народных депутатов Исполнительного комитета от 27 марта 1984 года N 112, действовавшего на день принятия истицы на учет, единая норма жилой площади для принятия граждан на учет на территории области составляла 6 кв. м на одного человека.
Материалами дела подтверждается, что истица является членом семьи своих родителей, все вместе проживали в квартире жилой площадью 34,9 кв. м. Общее количество членов семьи - 4 человека.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности гражданину и (или) членам его семьи.
Исходя из положений ст. 53 ЖК РСФСР, а также п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" в отношении родителей и детей установление факта ведения ими общего хозяйства, оказания взаимной материальной и иной поддержки не требуется.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что на момент постановки истицы на учет в состав ее семьи входили 4 человека, включая дочь и родителей.
В пункте 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ сказано, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Принимая во внимание, что истица при постановке на учет была обеспеченна жилой площадью, администрация необоснованно поставила ее на учет, в связи с чем, вынесла постановление о снятии истицы с учета.
Также судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что с учетом нахождения в судебном заседании дочери истицы в инвалидной коляске, последняя, в соответствие с Перечнем заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 года N 214, имеет право на дополнительную жилую площадь, считая их преждевременными и не подтвержденными доказательствами.
Так, суду не представлено доказательств, в том числе карта ИПР, о нуждаемости дочери истицы в инвалидной коляске, а также доказательств, что ее заболевание требует применения кресла- коляски.
Также судебная коллегия полагает, что довод истицы о невозможности проживания в доме ввиду отключения части коммунальных услуг, основанием для удовлетворения требований служить не может в отсутствие документов, подтверждающих принятие такого дома не пригодным для проживания и подлежащим сносу, либо иного решения, дающего право на предоставление жилья по данному основанию.
Как указано выше, на момент постановки на учет в квартире зарегистрированы, помимо истицы, ее родители и дочь, с учетом нормы жилья 6 кв. м на одного человека и жилой площади квартиры, на каждого из членов семьи приходится более учетной нормы жилья в 6 кв. м.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что жилая обеспеченность истицы составляет более учетной нормы на момент постановки на соответствующий учет, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований.
С учетом того обстоятельства, что истец и члены его семьи были поставлены на соответствующий учет без законных на то оснований, в силу п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ они были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях путем вынесения постановления.
Таким образом, судом допущено существенное нарушение норм материального права, которое является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке. В силу ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия считает необходимым принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 330 ГПК РФ судебная коллегия

определила:

Решение Каслинского городского суда Челябинской области от 09 июля 2013 года отменить. Вынести новое решение об отказе Ю. (К.) в удовлетворении требований полностью.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)