Судебные решения, арбитраж
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Ф.И. Тимаева, О.И. Антоновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Г.У. Сабировой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Геоплан" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 ноября 2013 года по делу N А12-22512/2013 (судья Н.А. Савченко)
по иску Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области (ИНН 3445071298, ОГРН 1043400443074)
к обществу с ограниченной ответственностью "Геоплан" (ИНН 3443085993, ОГРН 1083443004314)
о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав
при участии в заседании:
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,
установил:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилось Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области (далее - истец) с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Геоплан" (далее - ответчик), в котором просит взыскать денежные средства в размере 120.000 руб.
Решением от 15 ноября 2013 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-22512/2013 исковые требования удовлетворены с общества с ограниченной ответственностью "Геоплан" в пользу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области взысканы денежные средства в размере 120.000 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
В обоснование поданной апелляционной жалобы заявителем приведены следующие доводы:
1. У истца нет полномочий для обращения в суд с указанным исковым заявлением.
2. Истец не доказал, что координаты пунктов ГГС, которые ответчик использовал без его разрешения, получены ответчиком из каталогов истца. При этом истец не указал, в чем конкретно заключалось "использование" этих координат и необходимость для ответчика этого использования.
3. Истец не представил доказательств, которые бы свидетельствовали о запрете и/или невозможности измерения координат пунктов ГТС и иных любых точек самим ответчиком и преобразования ответчиком координат из одной системы координат в другую и/или запрете использования ответчиком полученных им самим результатов измерений координат пунктов ГТС и иных точек на местности.
4. Действующим законодательством координаты пунктов ГТС не относятся к материалам и данным, исключительное право на которые закреплено за РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
В качестве обоснования заявленных требований истец указывает на то, что в отсутствие оформленного в установленном законом порядке разрешения при выполнении ответчиком геодезических работ в качестве исходных данных использовались координаты пунктов государственной геодезической сети в местной городской системе координат, а именно пункты полигонометрии 5009, 4705, А-1172, А-3018, А-3017, А-3016, являющиеся частью федерального картографо - геодезического фонда.
Суд первой инстанции заявленные требования признал обоснованными и иск удовлетворил.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, подлежащих применению, поддерживая которые и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения анализа сведений государственного кадастра недвижимости было установлено, что ответчик провел следующие кадастровые работы:
- - образование земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, Красноармейский район, севернее ТЭЦ-2, что подтверждается межевым планом от 21.09.2012 года (регистрационный номер 34-0-1-88/3101/2012-1238);
- - образование двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:2337, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, г. Краснослободск, ул. Лазоревая, 10, в 2 км северо-восточнее г. Краснослободска, что подтверждается межевым планом от 09.10.2012 года (регистрационный номер 34-0-1-88/3101/2012-1294);
- - образование земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, Дзержинский район, ул. Чапаева, что подтверждается межевым планом от 25.02.2013 года (регистрационный номер 34-0-1-88/3101/2013-1308);
- - образование двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 34:03:220006:51, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, СНТ "Природа", участок N 210, что подтверждается межевым планом от 11.01.2012 года (регистрационный номер 34-0-188/3101/2012-109).
Согласно указанным межевым планам ответчик при выполнении геодезических работ в качестве исходных данных использовал координаты пунктов государственной геодезической сети (ГГС) в местной системе координат, а именно пункты полигонометрии и триангуляции: 1. Сажевая (сажевый) (система координат - 63 зона 1); 2. Бугор (система координат - 63 зона 1); 3. Татарский (система координат - 63 зона 1); 4. Конный (систем координат - 63 зона 2); 5. Ахтуба (система координат - 63 зона 2); 6. 5302 (система координат-63 зона 2); 7. Садовая Гидропроекта (система координат - местная зона 1); 8. 4743 (система координат -местная зона 1); 9. Конный (система координат-местная зона 1); 10. Горная Поляна (система координат - 63 зона 1); 11. синеоковский (система координат - 63 зона 1); 12. конный (система координат - 63 зона 1), являющихся частью федерального картографо-геодезического фонда, что следует из выписок из каталогов координат пунктов геодезической сети.
Согласно пункту 1 статьи 1259 части четвертой Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) объектами авторских прав являются географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам, а также другие произведения.
В силу статьи 10 Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" результаты геодезической и картографической деятельности, в том числе геодезические, картографические, топографические, гидрографические, аэрокосмосъемочные и гравиметрические материалы, которые получены за счет средств федерального бюджета, а также ранее за счет средств республиканского бюджета РСФСР и составлявшей союзный бюджет части государственного бюджета СССР и находятся на территории Российской Федерации, включая материалы государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Частью 2 статьи 9 вышеуказанного закона установлено, что в составе государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации находятся федеральный, территориальные и ведомственные картографо-геодезические фонды.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии, которые получены ранее за счет средств республиканского бюджета РСФСР и составлявшей союзный бюджет части государственного бюджета СССР и находятся на территории Российской Федерации, в том числе на материалы государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации, признается за Российской Федерацией.
Таким образом, данные федерального картографо-геодезического фонда, созданные (изготовленные) федеральными органами исполнительной власти за счет федерального бюджета, а также за счет средств республиканского бюджета РСФСР и составлявшей союзный бюджет части государственного бюджета СССР, относятся к объектам авторского и смежного с ним права, следовательно, их использование возможно на основании соответствующего договора, заключенного с правообладателем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.2012 N 793 "О распоряжении исключительным правом Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии" определено, что исключительным правом от имени Российской Федерации распоряжаются в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, разместившие государственный заказ, в результате исполнения которого получены результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии. При этом, органы, распоряжающиеся исключительным правом, осуществляют в установленном законодательством Российской Федерации порядке представительство Российской Федерации по делам, связанным с рассмотрением вопросов об исключительном праве.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере геодезической и картографической деятельности (пункт 5.1.18 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее - Положение)).
В соответствии с пунктом 5.1.18. Положения Росреестр осуществляет государственный геодезический надзор за геодезической и картографической деятельностью, передачей геодезических и картографических материалов и данных в картографо - геодезические фонды, а также за хранением и использованием этих материалов и данных.
Пунктом 5.2.10. Положения установлено, что Росреестр осуществляет создание и ведение в пределах своей компетенции федеральных и территориальных картографо-геодезических фондов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Положения Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пунктам 7.1.34., 7.1.35. Положения об Управлении Росреестра по Волгоградской области, утвержденного приказом Росреестра от 28.10.2009 N 328, Управление осуществляет хранение каталогов координат пунктов ГГС в местной системе, а также представляет интересы Российской Федерации по делам, связанным с рассмотрением вопросов об исключительном праве на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии.
В соответствии со ст. 1270 ГК РФ правомочия по распоряжению исключительным правом на произведение принадлежат его законному правообладателю, в том числе и посредством заключения договоров на распоряжение.
В силу статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданин или правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных названным кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную названным кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается названным Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 1250 ГК РФ интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными настоящим Кодексом, с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права.
Одним из способов защиты является требование от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных гражданским кодексом РФ, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости (п. 3 ст. 1252, ст. 1301 ГК РФ).
В силу ст. 1301 ГК РФ в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных Кодексом, вправе в соответствии с п. 3 ст. 1252 требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от 10.000 руб. до 5.000.000 руб., определяемом по усмотрению суда.
Правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо за допущенное правонарушение в целом.
В пункте 2 Правил распоряжения исключительным правом Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.2012 г. N 793 "О распоряжении исключительным правом Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии" указано, что исключительным правом от имени Российской Федерации распоряжаются в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, разместившие государственный заказ, в результате исполнения которого получены результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии.
Органы, распоряжающиеся исключительным правом, осуществляют в установленном законодательством РФ порядке представительство интересов Российской Федерации по делам, связанным с рассмотрением вопросов об исключительном праве (п. 3 Правил).
Распоряжение исключительным правом осуществляется путем заключения лицензионного договора о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии, права на которые принадлежат РФ, между органом, распоряжающимся исключительным правом, и лицом, заинтересованным в приобретении такого права (п. 4 Правил).
Право использования результатов интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии предоставляется заявителям на условиях простой (неисключительной) лицензии (п. 7 Правил).
На основании пункта 5.1.18 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 г. N 457 Росреестр осуществляет государственный геодезический надзор за геодезической и картографической деятельностью, передачей геодезических и картографических материалов и данных в картографо-геодезические фонды, а также за хранением и использованием этих материалов и данных.
В пункте 5.2.10 Положения указано, что Росреестр осуществляет создание и ведение в пределах своей компетенции федеральных и территориальных картографо-геодезических фондов Российской Федерации.
Таким образом, данные ФКГФ в силу прямого указания закона являются федеральной собственностью, исключительные права на использование указанных данных принадлежат Российской Федерации.
Управление является государственным органом, уполномоченным выступать в суде с иском в защиту нарушенных исключительных прав Российской Федерации.
Факт нарушения ответчиком исключительного права - использование данных ФКГФ без разрешения правообладателя и внесения соответствующей платы установлен судом и подтвержден материалами дела.
При таких обстоятельствах с учетом установления факта нарушения исключительных прав в результате использования данных ФКГФ (шести пунктов полигонометрии) требование истца о взыскании компенсации в размере 120.000 руб., исходя из расчета 10.000 руб. (минимальный размер компенсации) за каждый пункт государственной геодезической сети, правомерно удовлетворено судом первой инстанции в силу статей 1252, 1301 ГК РФ.
Приведенные апеллянтом доводы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность принятого судом решения.
Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 ноября 2013 года по делу N А12-22512/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Суд по интеллектуальным правам в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Ю.НИКИТИН
Судьи
О.И.АНТОНОВА
Ф.И.ТИМАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.02.2014 ПО ДЕЛУ N А12-22512/2013
Разделы:Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2014 г. по делу N А12-22512/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Ф.И. Тимаева, О.И. Антоновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Г.У. Сабировой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Геоплан" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 ноября 2013 года по делу N А12-22512/2013 (судья Н.А. Савченко)
по иску Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области (ИНН 3445071298, ОГРН 1043400443074)
к обществу с ограниченной ответственностью "Геоплан" (ИНН 3443085993, ОГРН 1083443004314)
о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав
при участии в заседании:
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,
установил:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилось Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области (далее - истец) с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Геоплан" (далее - ответчик), в котором просит взыскать денежные средства в размере 120.000 руб.
Решением от 15 ноября 2013 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-22512/2013 исковые требования удовлетворены с общества с ограниченной ответственностью "Геоплан" в пользу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области взысканы денежные средства в размере 120.000 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
В обоснование поданной апелляционной жалобы заявителем приведены следующие доводы:
1. У истца нет полномочий для обращения в суд с указанным исковым заявлением.
2. Истец не доказал, что координаты пунктов ГГС, которые ответчик использовал без его разрешения, получены ответчиком из каталогов истца. При этом истец не указал, в чем конкретно заключалось "использование" этих координат и необходимость для ответчика этого использования.
3. Истец не представил доказательств, которые бы свидетельствовали о запрете и/или невозможности измерения координат пунктов ГТС и иных любых точек самим ответчиком и преобразования ответчиком координат из одной системы координат в другую и/или запрете использования ответчиком полученных им самим результатов измерений координат пунктов ГТС и иных точек на местности.
4. Действующим законодательством координаты пунктов ГТС не относятся к материалам и данным, исключительное право на которые закреплено за РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
В качестве обоснования заявленных требований истец указывает на то, что в отсутствие оформленного в установленном законом порядке разрешения при выполнении ответчиком геодезических работ в качестве исходных данных использовались координаты пунктов государственной геодезической сети в местной городской системе координат, а именно пункты полигонометрии 5009, 4705, А-1172, А-3018, А-3017, А-3016, являющиеся частью федерального картографо - геодезического фонда.
Суд первой инстанции заявленные требования признал обоснованными и иск удовлетворил.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, подлежащих применению, поддерживая которые и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения анализа сведений государственного кадастра недвижимости было установлено, что ответчик провел следующие кадастровые работы:
- - образование земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, Красноармейский район, севернее ТЭЦ-2, что подтверждается межевым планом от 21.09.2012 года (регистрационный номер 34-0-1-88/3101/2012-1238);
- - образование двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:2337, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, г. Краснослободск, ул. Лазоревая, 10, в 2 км северо-восточнее г. Краснослободска, что подтверждается межевым планом от 09.10.2012 года (регистрационный номер 34-0-1-88/3101/2012-1294);
- - образование земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, Дзержинский район, ул. Чапаева, что подтверждается межевым планом от 25.02.2013 года (регистрационный номер 34-0-1-88/3101/2013-1308);
- - образование двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 34:03:220006:51, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, СНТ "Природа", участок N 210, что подтверждается межевым планом от 11.01.2012 года (регистрационный номер 34-0-188/3101/2012-109).
Согласно указанным межевым планам ответчик при выполнении геодезических работ в качестве исходных данных использовал координаты пунктов государственной геодезической сети (ГГС) в местной системе координат, а именно пункты полигонометрии и триангуляции: 1. Сажевая (сажевый) (система координат - 63 зона 1); 2. Бугор (система координат - 63 зона 1); 3. Татарский (система координат - 63 зона 1); 4. Конный (систем координат - 63 зона 2); 5. Ахтуба (система координат - 63 зона 2); 6. 5302 (система координат-63 зона 2); 7. Садовая Гидропроекта (система координат - местная зона 1); 8. 4743 (система координат -местная зона 1); 9. Конный (система координат-местная зона 1); 10. Горная Поляна (система координат - 63 зона 1); 11. синеоковский (система координат - 63 зона 1); 12. конный (система координат - 63 зона 1), являющихся частью федерального картографо-геодезического фонда, что следует из выписок из каталогов координат пунктов геодезической сети.
Согласно пункту 1 статьи 1259 части четвертой Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) объектами авторских прав являются географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам, а также другие произведения.
В силу статьи 10 Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" результаты геодезической и картографической деятельности, в том числе геодезические, картографические, топографические, гидрографические, аэрокосмосъемочные и гравиметрические материалы, которые получены за счет средств федерального бюджета, а также ранее за счет средств республиканского бюджета РСФСР и составлявшей союзный бюджет части государственного бюджета СССР и находятся на территории Российской Федерации, включая материалы государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Частью 2 статьи 9 вышеуказанного закона установлено, что в составе государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации находятся федеральный, территориальные и ведомственные картографо-геодезические фонды.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии, которые получены ранее за счет средств республиканского бюджета РСФСР и составлявшей союзный бюджет части государственного бюджета СССР и находятся на территории Российской Федерации, в том числе на материалы государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации, признается за Российской Федерацией.
Таким образом, данные федерального картографо-геодезического фонда, созданные (изготовленные) федеральными органами исполнительной власти за счет федерального бюджета, а также за счет средств республиканского бюджета РСФСР и составлявшей союзный бюджет части государственного бюджета СССР, относятся к объектам авторского и смежного с ним права, следовательно, их использование возможно на основании соответствующего договора, заключенного с правообладателем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.2012 N 793 "О распоряжении исключительным правом Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии" определено, что исключительным правом от имени Российской Федерации распоряжаются в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, разместившие государственный заказ, в результате исполнения которого получены результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии. При этом, органы, распоряжающиеся исключительным правом, осуществляют в установленном законодательством Российской Федерации порядке представительство Российской Федерации по делам, связанным с рассмотрением вопросов об исключительном праве.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере геодезической и картографической деятельности (пункт 5.1.18 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее - Положение)).
В соответствии с пунктом 5.1.18. Положения Росреестр осуществляет государственный геодезический надзор за геодезической и картографической деятельностью, передачей геодезических и картографических материалов и данных в картографо - геодезические фонды, а также за хранением и использованием этих материалов и данных.
Пунктом 5.2.10. Положения установлено, что Росреестр осуществляет создание и ведение в пределах своей компетенции федеральных и территориальных картографо-геодезических фондов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Положения Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пунктам 7.1.34., 7.1.35. Положения об Управлении Росреестра по Волгоградской области, утвержденного приказом Росреестра от 28.10.2009 N 328, Управление осуществляет хранение каталогов координат пунктов ГГС в местной системе, а также представляет интересы Российской Федерации по делам, связанным с рассмотрением вопросов об исключительном праве на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии.
В соответствии со ст. 1270 ГК РФ правомочия по распоряжению исключительным правом на произведение принадлежат его законному правообладателю, в том числе и посредством заключения договоров на распоряжение.
В силу статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданин или правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных названным кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную названным кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается названным Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 1250 ГК РФ интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными настоящим Кодексом, с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права.
Одним из способов защиты является требование от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных гражданским кодексом РФ, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости (п. 3 ст. 1252, ст. 1301 ГК РФ).
В силу ст. 1301 ГК РФ в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных Кодексом, вправе в соответствии с п. 3 ст. 1252 требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от 10.000 руб. до 5.000.000 руб., определяемом по усмотрению суда.
Правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо за допущенное правонарушение в целом.
В пункте 2 Правил распоряжения исключительным правом Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.2012 г. N 793 "О распоряжении исключительным правом Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии" указано, что исключительным правом от имени Российской Федерации распоряжаются в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, разместившие государственный заказ, в результате исполнения которого получены результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии.
Органы, распоряжающиеся исключительным правом, осуществляют в установленном законодательством РФ порядке представительство интересов Российской Федерации по делам, связанным с рассмотрением вопросов об исключительном праве (п. 3 Правил).
Распоряжение исключительным правом осуществляется путем заключения лицензионного договора о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии, права на которые принадлежат РФ, между органом, распоряжающимся исключительным правом, и лицом, заинтересованным в приобретении такого права (п. 4 Правил).
Право использования результатов интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии предоставляется заявителям на условиях простой (неисключительной) лицензии (п. 7 Правил).
На основании пункта 5.1.18 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 г. N 457 Росреестр осуществляет государственный геодезический надзор за геодезической и картографической деятельностью, передачей геодезических и картографических материалов и данных в картографо-геодезические фонды, а также за хранением и использованием этих материалов и данных.
В пункте 5.2.10 Положения указано, что Росреестр осуществляет создание и ведение в пределах своей компетенции федеральных и территориальных картографо-геодезических фондов Российской Федерации.
Таким образом, данные ФКГФ в силу прямого указания закона являются федеральной собственностью, исключительные права на использование указанных данных принадлежат Российской Федерации.
Управление является государственным органом, уполномоченным выступать в суде с иском в защиту нарушенных исключительных прав Российской Федерации.
Факт нарушения ответчиком исключительного права - использование данных ФКГФ без разрешения правообладателя и внесения соответствующей платы установлен судом и подтвержден материалами дела.
При таких обстоятельствах с учетом установления факта нарушения исключительных прав в результате использования данных ФКГФ (шести пунктов полигонометрии) требование истца о взыскании компенсации в размере 120.000 руб., исходя из расчета 10.000 руб. (минимальный размер компенсации) за каждый пункт государственной геодезической сети, правомерно удовлетворено судом первой инстанции в силу статей 1252, 1301 ГК РФ.
Приведенные апеллянтом доводы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность принятого судом решения.
Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 ноября 2013 года по делу N А12-22512/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Суд по интеллектуальным правам в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Ю.НИКИТИН
Судьи
О.И.АНТОНОВА
Ф.И.ТИМАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)