Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.09.2014 ПО ДЕЛУ N А65-28759/2013

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2014 г. по делу N А65-28759/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Семушкина В.С., при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:
индивидуальный предприниматель Фахрутдинов М.Р. представитель не явился, извещен,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан - представителя Тухватуллина Р.Р. (доверенность от 08 сентября 2014 года),
от третьих лиц: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - представитель не явился, извещен,
ТСЖ "Муштари-33" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 сентября 2014 года апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Фахрутдинова Мурата Робертовича, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 июня 2014 года по делу N А65-28759/2013 (судья Абульханова Г.Ф.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Фахрутдинова Мурата Робертовича (ОГРН 308169005700076, ИНН 165503407385), Республика Татарстан, г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан (ОГРН 1041621126887, ИНН 1655005361), Республика Татарстан, г. Казань, третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, Республика Татарстан, г. Казань, ТСЖ "Муштари-33", Республика Татарстан, г. Казань,
о признании незаконными решений от 17 июня 2013 года N 2.12-09/747, N 2.12-09/748 в части,

установил:

Индивидуальный предприниматель Фахрутдинов Мурат Робертович (далее - предприниматель, заявитель, ИП Фахрутдинов М.Р.) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлениями, с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан (далее - инспекция, налоговый орган) о привлечении к ответственности от 17 июня 2013 года N 2.12-09/747 полностью (за 2011 год) и N 2.12-09/748 в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме 58006 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России по Республике Татарстан), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по Республике Татарстан), исполнительный комитета муниципального образования г. Казани (далее - ИК МО г. Казани), ТСЖ "Муштари-33".
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 марта 2014 года объединены в одно производство дела N А65-28760/2013 и N А65-28759/2013 для их совместного рассмотрения по заявлениям ИП Фахрутдинова М.Р. к Межрайонной ИФНС России N 14 по Республике Татарстан о признании незаконными решений N 2.12-09/747 от 17 июня 2013 года и N 2.12-09/748 от 17 июня 2013 года с присвоением объединенным делам N А65-28759/2013.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 июня 2014 года заявленные требования удовлетворены частично, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан от 17 июня 2013 года N 2.12-09/747 в части доначисления земельного налога за 2011 год в сумме превышающей 6 317 руб., а также соответствующие суммы пени и штрафа признано незаконным. На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Фахрутдинова М.Р. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан в пользу ИП Фахрутдинова М.Р. взыскано 200 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить в части признания решения инспекции от 17 июня 2013 года N 2.12-09/747 в части доначисления земельного налога за 2011 год в сумме, превышающей 6 317 руб., а также соответствующих сумм пени и штрафа и принять новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права. При этом инспекция указывает, что сумма доначисленного земельного налога за 2011 год, рассчитанная исходя их сведений о размере кадастровой стоимости, содержащихся в постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 05 октября 2005 года N 478 "Об утверждении результатов государственной оценки земель по г. Казани" больше суммы доначисленного земельного налога за 2011 год, рассчитанной исходя из кадастровой стоимости, содержащейся в постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
В своей апелляционной жалобе налоговый орган также указывает, что суд первой инстанции в своем решении от 04 июня 2014 года исследовал кадастровую стоимость только по одному земельному участку с номером 16:50:010607:18 в размере 789 613 руб. согласно постановлению КМ РТ от 05 октября 2005 года N 478. Однако, признавая решение камеральной налоговой проверки от 17 июня 2013 года N 2.12-09/747 незаконным в части доначисления земельного налога за 2011 год в сумме, превышающей 6317 руб., а также соответствующих сумм пени и штрафа, судом не учтено, что проверка была проведена Межрайонной ИФНС России N 14 по Республике Татарстан по трем участкам с номерами 16:50:010607:19, 16:50:010607:7, 16:50:010607:18. Признавая кадастровую стоимость одного земельного участка с номером 16:50:010607:18 по постановлению КМ РТ от 05 октября 2005 года N 478, судом не учтена кадастровая стоимость по двум земельным участкам с номерами 16:50:010607:19, 16:50:010607:7.
В апелляционной жалобе предприниматель просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, поскольку ИП Фахрутдинов М.Р. утратил право собственности на земельные участки в момент первой регистрации права собственности на помещения в доме, который на них расположен. Основанием для уплаты земельного налога является наличие права на земельный участок. Учет в ЕГРП прав на объекты в отсутствие правовых оснований для этого не может рассматриваться в качестве правовой предпосылки для начисления и уплаты земельного налога.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 18 августа 2014 года объявлялся перерыв до 09 час 05 мин 25 августа 2014 года. Рассмотрение дела продолжено в судебном заседании 25 августа 2014 года.
На основании ч. 5 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 25 августа 2014 года рассмотрение дела было отложено на 15 час 30 мин 22 сентября 2014 года, поскольку Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан представлены письменные пояснения к апелляционной жалобе. В связи с необходимостью ознакомления индивидуального предпринимателя Фахрутдинова М.Р. с письменными пояснениями к апелляционной жалобе инспекции и представления возражений на них.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ИП Фахрутдинова М.Р. и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы инспекции и возражал против апелляционной жалобы ИП Фахрутдинова М.Р.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя налогового органа, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровыми номерами 16:50:10607:18, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Муштари, 33, общей площадью 691, 43 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18 ноября 2005 года (т. 1, л.д. 119).
Заявителем в налоговый орган 24 января 2013 года и 30 января 2013 года представлены уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2011 год и 2012 год с исчислением налога в размере 19 122 руб. и 19 122 руб., исходя из кадастровой стоимости названного земельного участка в размере 9 560 956 руб., налоговой ставки 0,2%, владения полных 12 месяцев.
Инспекцией по представленным налогоплательщиком вышеуказанным налоговым декларациям проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлены акты от 15 мая 2013 года N 2.12-09/764 и N 2.12-09/765 и без учета возражений налогоплательщика, приняты оспариваемые решения от 17 июня 2013 года N 2.12-09/748 и N 2.12-09/747 от 15 ноября 2013 года N 4018 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с доначислением: 57 366 руб. за 2011 год и 58 006 руб. (в оспариваемой части 60 605 руб. за 2012 год, а также соответствующие суммам налога пени по ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и штрафы по ст. 122 НК РФ.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 11 сентября 2013 года N 2.14-0-19/02067 и N 2.14-0-19/02067, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционных жалоб налогоплательщика, оспариваемые решения оставлены без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Основанием доначисления налоговым органом спорного земельного налога за 2011 и 2012 годы послужили выводы о регистрации права собственности на спорный земельный участок до 14 декабря 2012 года за заявителем, необоснованном применении налогоплательщиком налоговой ставки 02%, вместо 0,8% и 088% по земельному участку с кадастровым номером 16:50:10607:18, при виде разрешенного использования - зона ДАИ (для размещения административных зданий и офисных зданий) отнесенной к 7 группе, вместо жилой застройки, неверное указание количества полных месяцев владения земельным участком в 2012 году - 12 месяцев, вместо 11, - необходимости применения при расчете суммы земельного налога за 2011 и 2012 годах кадастровой стоимости земельных участков 9 560 956 руб., утвержденной постановлением кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102.
Заявитель в обоснование заявленных требований указал, что в силу норм жилищного, земельного, налогового законодательства он не является собственником земельному участку с кадастровым номером 16:50:10607:18, в связи с введением многоквартирного жилого дома 33 б по ул. Муштари г. Казани с офисными помещениями в эксплуатацию на основании разрешения от 16 сентября 2009 года и приобретением гражданами прав собственности на квартиры.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18 ноября 2005 года заявителю на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровыми номерами 16:50:10607:18, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Муштари, 33, общей площадью 691, 43 кв. м. Данное право прекращено 14 декабря 2012 года на основании заявления налогоплательщика с внесением соответствующей записи в государственный кадастр недвижимости. (т. 1, л.д. 119) Поэтому налоговым органом правомерно спорный налог за 2012 год исчислен исходя из 11, а не 12 месяцев.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются, в том числе физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования на праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом. При этом пунктом п. 1 ст. 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог. Не признаются объектом налогообложения земельные участки, перечисленные в п. 2 ст. 389 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 15, пунктов 1 и 2 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. При этом право собственности на земельные участки граждан и юридических лиц возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
В силу п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
На основании п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 1 ст. 164 ГК РФ).
Исходя из п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной названным Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав /\\недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Единый государственный реестр прав). Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ).
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 постановления от 23 июля 2009 года N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", государственная регистрация прав на недвижимые объекты является единственным доказательством существования зарегистрированного права, в связи с чем плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
На основании приведенных выше норм права, с учетом правовой позиции Пленума ВАС РФ, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что основанием для признания организации или физического лица плательщиком земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного (наследуемого) владения на земельный участок. При этом обязанность по уплате земельного налога возникает с момента регистрации прав на земельный участок, то есть внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, до момента прекращения данного права.
Таким образом, заявитель с момента регистрации права собственности на земельный участок до момента прекращения права 14 декабря 2012 года, являлся налогоплательщиком земельного налога. В этой связи у заявителя имеется обязанность по исчислению и уплате земельного налога за 2011 год и 11 месяцев 2012 года.
Данная правовая позиция соответствует постановлениям Президиума ВАС РФ от 12 марта 2013 года N 12992/12 и Пленума Президиума ВАС РФ от 04 октября 2011 года N 5934/11.
Доводы заявителя о том, что в спорный период 2011 и 2012 годы он не являлся собственником названного земельного участка в связи с введением многоквартирного жилого дома в эксплуатацию 16 сентября 2009 года и приобретении прав собственности на квартиры гражданами, при отказе заявителя от прав собственности на земельный участок 14 декабря 2012 года, не могут быть положены в основу принятого судебного акта. Поскольку реализация недвижимости, расположенной на земельном участке, не освобождает продавца от уплаты земельного налога, если он указан в едином реестре прав на недвижимость в качестве обладателя права на эту землю. При этом заявитель в спорный период с момента ввода объекта в эксплуатацию - 2009 году не был лишен права заявить отказ от спорного земельного участка.
Из письма ФГБУ ФКП Росреестра по Республике Татарстан от 16 мая 2012 года N 4833-18 и кадастровой выписки от 28 апреля 2010 года N 1600/301/10-176236 следует, что земельный участок с кадастровым номером 16:50:010607:18 площадью - 691,43 кв. м отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и имеет вид разрешенного использования - зона ДАИ.
В соответствии с Градостроительным уставом Казани, утвержденным решением КСНД от 22 апреля 2004 года N 51-19, зона ДАИ - зона делового ядра центра города на территориях действия ограничений по условиям охраны памятников истории и культуры включена в перечень зон, выделенных на карте зон градостроительных регламентов (по видам и параметрам разрешенного использования недвижимости) города Казани. В соответствии с установленными видами разрешенного использования недвижимости, предельными значениями параметров земельных участков и разрешенного строительства в различных зонах зона ДАИ аналогична зоне ДА в части видов и параметров разрешенного использования недвижимости. Так, в отношении зоны ДА - зона делового ядра центра города, одними из основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства обозначены в том числе как административные офисы, так и - жилые помещения в зданиях смешанного использования на верхних этажах над нежилыми помещениями с учетом требований Жилищного кодекса РФ (ст. 59, 60 Градостроительного устава Казани).
Из письма исполкома от 24 апреля 2013 года N 200 следует, что к упомянутому земельному участку, находившемуся в зоне ДАИ, в 2012 году применялась налоговая ставка в размере 0,88%. Между тем в 2011 году к данной зоне применялась ставка 0,8%.
Таким образом, с учетом вышеизложенных обстоятельств, а также учитывая положения ст. 394 НК РФ и решения представительного органа муниципального образования города Казани от 29 ноября 2005 года N 2-3 "О земельном налоге" в отношении установления ставок земельного налога и порядка их применения суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованным исчислении налогоплательщиком земельного налога по налоговой ставке в размере 0,2% от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:010607:18, поскольку данный участок не отнесен по виду разрешения использования земли к земельным участкам, занятым многоэтажными жилыми домами. Налогоплательщиком доказательств в порядке статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об обращении заявителя в муниципальные органы за изменением вида разрешенного использования земельного участка суду не представлено.
Факт нахождения на земельном участке с кадастровым номером 16:50:10607:18 административно-жилого здания, что заявителем не оспаривается, подтверждает, что фактическое использование данного участка осуществляется в соответствии с установленным видом разрешенного использования - зона ДАИ, в отношении которого подлежит применению ставка земельного налога в размере в 2011 году - 0,8%, в 2012 году - 0,88%.
Заявителем в спорных налоговых декларациях, представленных в налоговый орган земельные налоги за 2011 и 2012 годы исчислены, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Между тем доводы инспекции и налогоплательщика о необходимости использования при расчете земельного налога за 2011 год показателей кадастровой стоимости, утвержденных постановлением кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102, необоснованны.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Судом установлено, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31 октября 2002 года N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления кабинета Министров Республики Татарстан от 05 сентября 2002 года N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений кабинета Министров Республики Татарстан", постановления кабинета Министров Республики Татарстан от 19 июля 2002 года N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02 февраля 2011 года N 5, следовательно, вступило в силу после 01 января 2011 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03 февраля 2010 года N 165-О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Таким образом, исходя из вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом изложенного, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (01 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01 января 2012 года.
Данные выводы суда подтверждаются правовой позицией, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 26 июля 2011 года N 2647/11, от 21 сентября 2010 года N 4453/10, постановлениях ФАС Поволжского округа от 16 октября 2013 года по делу N А65-24601/2012.
При таких обстоятельствах применение налоговым органом кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, вне зависимости от ошибочного указания им при исчислении земельного налога, кадастровой стоимости, установленной названным постановлением КМ РТ N 1102.
Таким образом, учитывая, что доначисление земельного налога за 2011 год на основании кадастровой оценки земель, утвержденного постановлением кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102, подлежавшего применению с 01 января 2012 года, соответственно распространению на налоговый период 2011 год не подлежит, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что исчисление земельного налога за 2011 год следует произвести на основании сведений о размере предыдущей кадастровой стоимости, установленной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 декабря 2008 года N 951.
Данный вывод суда соответствует правовой позиции ФАС Поволжского округа, изложенной в постановлении от 16 октября 2013 года по делу N А65-24601/2012.
В соответствии с постановлением КМ РТ от 05 октября 2005 года N 478 кадастровая стоимость принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером 16:50:220418:1 была установлена в сумме 789 613 руб., что подтверждается представленными налоговым органом расчетами, и не оспаривалась заявителем.
Соответственно, с учетом положений статьи 5 НК РФ при расчете земельного налога за 2011 год подлежат применению результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением КМ РТ от 05 октября 2005 года N 478. Поскольку постановление КМ РТ от 24 декабря 2010 года N 1102, опубликованное после 01 января 2012 года, содержит результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением КМ РТ от 24 декабря 2010 года N 1102, значительно превышающие результаты предыдущей оценки, следовательно, ухудшают положение налогоплательщика.
Судом первой инстанции приняты расчеты земельного налога за 2011 год, представленные инспекцией, рассчитанные исходя из кадастровой стоимости, утвержденной постановлением КМ РТ от 05 октября 2005 года N 478, не оспоренные заявителем, составившие сумму в размере 6317 руб. (789 613 руб. х 0,8%).
Следовательно, налоговым органом неправомерно налогоплательщику начислен земельный налог за 2011 год в сумме, превышающей названную сумму, а также соответствующие налогу суммы пени и штрафа.
В связи с изложенным суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требований заявителя в данной части.
Доводы, приведенные в апелляционных жалобах, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы инспекции о том, что, признавая кадастровую стоимость одного земельного участка с номером 16:50:010607:18 по постановлению КМ РТ от 05 октября 2005 года N 478, судом первой инстанции не учтена кадастровая стоимость по двум земельным участкам с номерами 16:50:010607:19, 16:50:010607:7, подлежат отклонению. В рамках настоящего дела предпринимателем оспаривается доначисление земельного налога, пеней и штрафов в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:010607:18. При этом суммирование начисленных налогов по всем трем земельным участкам, произведенное налоговым органом, не может служить основанием для начисления указанной в оспариваемом решении инспекции суммы земельного налога.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что налоговым органом кадастровая стоимость спорного земельного участка должна определяться на основании постановления КМ РТ от 05 октября 2005 года N 478 (то есть в размере 789 613 руб.), а не постановления КМ РТ от 24 декабря 2010 года N 1102, и сделал правильный вывод о том, что сумма земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 16:50:010607:18 за 2011 год должна составлять 6317 руб. (789 613 руб. х 0,8%). Судом первой инстанции также правильно применена ставка земельного налога, исходя из вида разрешенного использования земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы предпринимателя о том, что ИП Фахрутдинов М.Р. утратил право собственности на земельные участки в момент первой регистрации права собственности на помещения в доме, который на них расположен; основанием для уплаты земельного налога является наличие права на земельный участок; учет в ЕГРП прав на объекты в отсутствие правовых оснований для этого не может рассматриваться в качестве правовой предпосылки для начисления и уплаты земельного налога, не принимаются. Указанные предпринимателем обстоятельства не исключают его обязанности по уплате земельного налога, поскольку прекращение его прав на земельный участок им в установленном законом порядке не оформлено.
На основании изложенного решение суда от 04 июня 2014 года следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на подателей апелляционной жалобы, однако взысканию с налогового органа не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 июня 2014 года по делу N А65-28759/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА

Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
В.С.СЕМУШКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)