Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Шамовой Г.А.
при участии:
- от заявителя: не явились - извещены (уведомление N 39203);
- от заинтересованного лица: не явились - извещены (уведомление N 39204);
- от третьих лиц: не явились - извещены (уведомление N 39205, 392064);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (13АП-9292/2013) ООО "ТеплоАвтоматика на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.05.2015 по делу N А26-1690/2015 (судья Цыба И.С.), принятое
по заявлению ООО "ТеплоАвтоматика"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
третьи лица: ООО "Энергокомфорт.Карелия"
признании недействительным предписания
установил:
ООО "ТеплоАвтоматика" (185030, г. Петрозаводск, ул. Лесная, д. 34, ОГРН, далее - управляющая компания, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (185000, г. Петрозаводск, ул. Энгельса, д. 4, далее - ГЖИ РК, инспекция) от 24.02.2015 N 179.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "ТеплоАвтоматика" направило апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судом первой инстанции дана ненадлежащая оценка тому факту, что управляющая компания 03.06.2013 направляла ООО "Энергокомфорт.Карелия" проект договора, однако до настоящего времени ресурсоснабжающая организация, являющаяся доминирующим субъектом на соответствующем товарном рынке, уклоняется от заключения договора ресурсоснабжения на электроснабжение многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "ТеплоАвтоматика". Податель жалобы полагает, что поскольку собственники жилых помещений вносят плату за электроснабжение ресурсоснабжающей организации и имеют место фактически сложившиеся договорные отношения, то права собственников жилых помещений в многоквартирном доме не нарушены, следовательно, требование инспекции, обязывающее ООО "ТеплоАвтоматика" заключить договор энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией, нарушает основные принципы гражданского права, устанавливающие свободу договора.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения N 183 от 04.02.2015 Государственной жилищной инспекцией Республики Карелия проведена внеплановая выездная проверка ООО "ТеплоАвтоматика", являющегося управляющей организацией в доме N 22 по ул. Загородная в г. Петрозаводске. Основанием для вынесения распоряжения послужило обращение жильца дома N 22 по вопросу отсутствия заключенного между ООО "ТеплоАвтоматика" и ООО "Энергокомфорт. Единая Карельская сбытовая компания" договора электроснабжения.
По результатам проверки ГЖИ по РК составлен акт N 183 от 24.02.2015 и вынесено предписание N 179 от 24.02.2015, которым ООО "ТеплоАвтоматика" предписано в срок до 30.03.2015 заключить договор энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
Общество, указывая на невозможность заключения договора в связи с отказом ресурсоснабжающей организации от его заключения и отсутствием полномочий административного органа на выдачу оспариваемого предписания, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, дал оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с пунктом 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
ООО "ТеплоАвтоматика" является управляющей организацией в доме N 22 по ул. Загородная в г. Петрозаводске на основании договора управления многоквартирным домом и в соответствии с положениями пункта 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ является организацией, которая несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 68 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
В соответствии с пунктом 1 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг (утверждены Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, далее по тексту - Правила) настоящие Правила устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее - товарищества и кооперативы) или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида (далее - договор ресурсоснабжения).
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Согласно пункту 5 Правил исполнитель направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения (далее - заявка (оферта)) - не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации.
Перечень документов, прилагаемых к заявке, и перечень документов, подтверждающих наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, приведены в пунктах 6 и 7 Правил.
В соответствии с пунктом 8 Правил ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от исполнителя представление документов, не предусмотренных настоящими Правилами.
Пунктом 10 Правил определено, что ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
Согласно пункту 11 Правил в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Пункт 12 Правил предусматривает, что исполнитель вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения и не может быть понужден к его заключению в отношении многоквартирного дома (жилого дома) в случае, если им заключен договор ресурсоснабжения соответствующим видом ресурса в отношении такого многоквартирного дома (жилого дома) с иной ресурсоснабжающей организацией, имеющей в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения право на распоряжение соответствующим коммунальным ресурсом, а также в случае, если исполнителем осуществляется самостоятельное производство коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), и в случае, если отсутствует использование соответствующего вида коммунального ресурса из централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Исполнитель обязан в письменной форме уведомить ресурсоснабжающую организацию об отказе от заключения договора ресурсоснабжения с указанием причин такого отказа в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) ресурсоснабжающей организации.
С учетом вышеизложенного, в целях обеспечения предоставления собственникам многоквартирного дома N 22 по ул. Загородная в г. Петрозаводске коммунальной услуги по электроснабжению общество обязано заключить с ресурсоснабжающей организацией ООО "Энергокомфорт.Карелия" договор энергоснабжения либо сообщить ей о заключении такого договора с иной ресурсоснабжающей организацией.
Оспариваемое предписание не нарушает прав и законных интересов общества, поскольку не возлагает на заявителя обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством. Наличие данной обязанности общество не отрицает, однако ссылается на то, что 03.06.2013 направляла ООО "Энергокомфорт.Карелия" проект договора, однако до настоящего времени ресурсоснабжающая организация не направила в адрес общества проект договора.
Суд первой инстанции правильно указал, что направление обществом в адрес ресурсоснабжающей организации в 2013 году проекта договора, подписанного в одностороннем порядке, не освобождает общество от обязанности предпринимать дальнейшие действия, направленные на заключение договора ресурсоснабжения.
Более того, как видно из материалов дела, в ответ на обращение от 03.06.2013 и для заключения договора ресурсоснабжающая организация запросила у общества копии документов, поименованных в письме от 19.06.2013 N 3-02/1-1787, которые были представлены не в полном объеме. Письмом от 24.07.2013 N 3-02/12127 ООО "Энергокомфорт. Единая Карельская сбытовая компания" отказало в заключении договора, указав, что управляющая компания может обратиться с аналогичным заявлением повторно, предоставив весь пакет необходимых документов.
При этом следует отменить, что ООО "Энергокомфорт. Единая Карельская сбытовая компания" пояснило, что 02.02.2015 направило в адрес общества предложение о заключении договора электроснабжения и на данное предложение общество не ответило (письмо N 3-02/1-496 от 02.02.2015 получено обществом 05.02.2015).
Таким образом, довод заявителя о том, что общество имело желание заключить соответствующий договор, но договор не был заключен ввиду уклонения ООО "Энергокомфорт. Единая Карельская сбытовая компания" от его заключения является несостоятельным.
В рассматриваемом случае имеет место бездействие общества по незаключению с ресурсоснабжающей организацией соответствующего договора.
Суд первой инстанции правильно указал, что отсутствие договора ресурсоснабжения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией нарушает права потребителей коммунальной услуги, проживающих в многоквартирном доме N 22 по ул. Загородная, поскольку способствует созданию невыгодных гражданам экономических условий, возлагает на них дополнительные расходы по оплате за потребленный сверх норматива объем электроэнергии на общедомовые нужды, который при наличии договора ресурсоснабжения возлагался бы на управляющую организацию (абзац 2 пункта 44 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), которая отстраняется от контроля за объемами потребляемых ресурсов и утрачивает заинтересованность в своевременном устранении потерь на общедомовом имуществе.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что в соответствии с ч. 7 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор с 01.05.2015 в отношении управляющих компаний не осуществляется, поскольку оспариваемое предписание выдано 24.02.2015.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции, дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29 мая 2015 года по делу N А26-1690/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ТеплоАвтоматика" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
Н.И.ПРОТАС
А.Б.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.09.2015 N 13АП-17849/2015 ПО ДЕЛУ N А26-1690/2015
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2015 г. по делу N А26-1690/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Шамовой Г.А.
при участии:
- от заявителя: не явились - извещены (уведомление N 39203);
- от заинтересованного лица: не явились - извещены (уведомление N 39204);
- от третьих лиц: не явились - извещены (уведомление N 39205, 392064);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (13АП-9292/2013) ООО "ТеплоАвтоматика на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.05.2015 по делу N А26-1690/2015 (судья Цыба И.С.), принятое
по заявлению ООО "ТеплоАвтоматика"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
третьи лица: ООО "Энергокомфорт.Карелия"
признании недействительным предписания
установил:
ООО "ТеплоАвтоматика" (185030, г. Петрозаводск, ул. Лесная, д. 34, ОГРН, далее - управляющая компания, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (185000, г. Петрозаводск, ул. Энгельса, д. 4, далее - ГЖИ РК, инспекция) от 24.02.2015 N 179.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "ТеплоАвтоматика" направило апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судом первой инстанции дана ненадлежащая оценка тому факту, что управляющая компания 03.06.2013 направляла ООО "Энергокомфорт.Карелия" проект договора, однако до настоящего времени ресурсоснабжающая организация, являющаяся доминирующим субъектом на соответствующем товарном рынке, уклоняется от заключения договора ресурсоснабжения на электроснабжение многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "ТеплоАвтоматика". Податель жалобы полагает, что поскольку собственники жилых помещений вносят плату за электроснабжение ресурсоснабжающей организации и имеют место фактически сложившиеся договорные отношения, то права собственников жилых помещений в многоквартирном доме не нарушены, следовательно, требование инспекции, обязывающее ООО "ТеплоАвтоматика" заключить договор энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией, нарушает основные принципы гражданского права, устанавливающие свободу договора.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения N 183 от 04.02.2015 Государственной жилищной инспекцией Республики Карелия проведена внеплановая выездная проверка ООО "ТеплоАвтоматика", являющегося управляющей организацией в доме N 22 по ул. Загородная в г. Петрозаводске. Основанием для вынесения распоряжения послужило обращение жильца дома N 22 по вопросу отсутствия заключенного между ООО "ТеплоАвтоматика" и ООО "Энергокомфорт. Единая Карельская сбытовая компания" договора электроснабжения.
По результатам проверки ГЖИ по РК составлен акт N 183 от 24.02.2015 и вынесено предписание N 179 от 24.02.2015, которым ООО "ТеплоАвтоматика" предписано в срок до 30.03.2015 заключить договор энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
Общество, указывая на невозможность заключения договора в связи с отказом ресурсоснабжающей организации от его заключения и отсутствием полномочий административного органа на выдачу оспариваемого предписания, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, дал оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с пунктом 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
ООО "ТеплоАвтоматика" является управляющей организацией в доме N 22 по ул. Загородная в г. Петрозаводске на основании договора управления многоквартирным домом и в соответствии с положениями пункта 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ является организацией, которая несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 68 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
В соответствии с пунктом 1 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг (утверждены Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, далее по тексту - Правила) настоящие Правила устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее - товарищества и кооперативы) или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида (далее - договор ресурсоснабжения).
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Согласно пункту 5 Правил исполнитель направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения (далее - заявка (оферта)) - не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации.
Перечень документов, прилагаемых к заявке, и перечень документов, подтверждающих наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, приведены в пунктах 6 и 7 Правил.
В соответствии с пунктом 8 Правил ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от исполнителя представление документов, не предусмотренных настоящими Правилами.
Пунктом 10 Правил определено, что ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
Согласно пункту 11 Правил в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Пункт 12 Правил предусматривает, что исполнитель вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения и не может быть понужден к его заключению в отношении многоквартирного дома (жилого дома) в случае, если им заключен договор ресурсоснабжения соответствующим видом ресурса в отношении такого многоквартирного дома (жилого дома) с иной ресурсоснабжающей организацией, имеющей в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения право на распоряжение соответствующим коммунальным ресурсом, а также в случае, если исполнителем осуществляется самостоятельное производство коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), и в случае, если отсутствует использование соответствующего вида коммунального ресурса из централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Исполнитель обязан в письменной форме уведомить ресурсоснабжающую организацию об отказе от заключения договора ресурсоснабжения с указанием причин такого отказа в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) ресурсоснабжающей организации.
С учетом вышеизложенного, в целях обеспечения предоставления собственникам многоквартирного дома N 22 по ул. Загородная в г. Петрозаводске коммунальной услуги по электроснабжению общество обязано заключить с ресурсоснабжающей организацией ООО "Энергокомфорт.Карелия" договор энергоснабжения либо сообщить ей о заключении такого договора с иной ресурсоснабжающей организацией.
Оспариваемое предписание не нарушает прав и законных интересов общества, поскольку не возлагает на заявителя обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством. Наличие данной обязанности общество не отрицает, однако ссылается на то, что 03.06.2013 направляла ООО "Энергокомфорт.Карелия" проект договора, однако до настоящего времени ресурсоснабжающая организация не направила в адрес общества проект договора.
Суд первой инстанции правильно указал, что направление обществом в адрес ресурсоснабжающей организации в 2013 году проекта договора, подписанного в одностороннем порядке, не освобождает общество от обязанности предпринимать дальнейшие действия, направленные на заключение договора ресурсоснабжения.
Более того, как видно из материалов дела, в ответ на обращение от 03.06.2013 и для заключения договора ресурсоснабжающая организация запросила у общества копии документов, поименованных в письме от 19.06.2013 N 3-02/1-1787, которые были представлены не в полном объеме. Письмом от 24.07.2013 N 3-02/12127 ООО "Энергокомфорт. Единая Карельская сбытовая компания" отказало в заключении договора, указав, что управляющая компания может обратиться с аналогичным заявлением повторно, предоставив весь пакет необходимых документов.
При этом следует отменить, что ООО "Энергокомфорт. Единая Карельская сбытовая компания" пояснило, что 02.02.2015 направило в адрес общества предложение о заключении договора электроснабжения и на данное предложение общество не ответило (письмо N 3-02/1-496 от 02.02.2015 получено обществом 05.02.2015).
Таким образом, довод заявителя о том, что общество имело желание заключить соответствующий договор, но договор не был заключен ввиду уклонения ООО "Энергокомфорт. Единая Карельская сбытовая компания" от его заключения является несостоятельным.
В рассматриваемом случае имеет место бездействие общества по незаключению с ресурсоснабжающей организацией соответствующего договора.
Суд первой инстанции правильно указал, что отсутствие договора ресурсоснабжения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией нарушает права потребителей коммунальной услуги, проживающих в многоквартирном доме N 22 по ул. Загородная, поскольку способствует созданию невыгодных гражданам экономических условий, возлагает на них дополнительные расходы по оплате за потребленный сверх норматива объем электроэнергии на общедомовые нужды, который при наличии договора ресурсоснабжения возлагался бы на управляющую организацию (абзац 2 пункта 44 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), которая отстраняется от контроля за объемами потребляемых ресурсов и утрачивает заинтересованность в своевременном устранении потерь на общедомовом имуществе.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что в соответствии с ч. 7 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор с 01.05.2015 в отношении управляющих компаний не осуществляется, поскольку оспариваемое предписание выдано 24.02.2015.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции, дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29 мая 2015 года по делу N А26-1690/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ТеплоАвтоматика" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
Н.И.ПРОТАС
А.Б.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)