Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 17.04.2015 ПО ДЕЛУ N А56-11949/2014

Требование: Об отмене постановления о привлечении общества к административной ответственности, установленной субъектом РФ за ненадлежащее исполнение обязанности по содержанию фасада здания (общество, осуществляя управление многоквартирными домами, допустило окрашивание фасадов зданий в разные цвета, загрязнения (граффити) на фасадах, отслоение облицовочного слоя фасадов).

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2015 г. по делу N А56-11949/2014


Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Подвального И.О., при участии от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Гункина В.В. (доверенность от 12.01.2015), рассмотрев 13.04.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городской центр коммунального сервиса" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2014 (судья Соколова Н.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 (судьи Сомова Е.А., Борисова Г.В., Лопато И.Б.) по делу N А56-11949/2014,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Городской центр коммунального сервиса": место нахождения: 197341, Санкт-Петербург, Серебристый бульвар, д. 21, корп. А, оф. 7н, ОГРН 1037851027004, ИНН 7826124034 (далее - ООО "ГЦКС", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, место нахождения: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А (далее - Инспекция, ГЖИ), от 19.02.2014 N 731/14.
Решением от 30.06.2014 суд изменил постановление ГЖИ от 19.02.2014 N 731/14 в части назначения наказания, снизив размер штрафа до 50 000 руб.
Постановлением от 25.11.2014 апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе ООО "ГЦКС", ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение от 30.06.2014 и постановление от 25.11.2014.
В судебном заседании представитель Инспекции возражал против удовлетворения жалобы.
Представители Общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 10.12.2013 N 25-р сотрудником Инспекции 05.01.2014 проведена проверка соблюдения требований Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1334 (далее - Правила N 1134) и Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 N 1135 (далее - Правила N 1135), применительно к жилищному фонду Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, о чем составлен акт от 05.01.2014 N 06/658-1.
В ходе проверки установлены следующие нарушения:
- - при осмотре дома по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, Танкистов ул., д. 8, установлено, что фасад здания окрашен в разные цвета, на фасаде выявлены загрязнения (граффити), имеются дефекты водосточных труб (нарушена целостность звеньев), имеются отслоения облицовочного слоя фасада (нарушения требований пунктов 1.1.1, 1.1.2, 1.6.1 Правил N 1135);
- - по адресу: Танкистов ул., д. 18 фасад окрашен в разные цвета, на фасаде выявлены загрязнения (граффити), имеются дефекты водосточных труб (нарушения требований пунктов 1.1.1, 1.1.2, 1.6.1 Правил N 1135);
- - осмотром установлено, что по адресу: Танкистов ул., д. 12, табличка с наименованием улицы расположена под табличкой с указанием номера дома, окраска фасада в ряде случаев выполнена в различные цвета, имеются загрязнения фасада (нарушение требований пунктов 1.1.1, 1.1.2, 1.6.1, 5.2.6 Правил N 1135);
- - по адресам: Павловская ул., д. 74, д. 76, д. 78, д. 86, установлено, что табличка с наименованием улицы расположена под табличкой с указанием номера дома, окраска фасада в ряде случаев выполнена в различные цвета, имеются загрязнения фасада - надписи, граффити (нарушение требований пунктов 1.1.1, 1.1.2, 1.6.1, 5.2.6 Правил N 1135);
- - на момент проверки по адресу: Ленина пр., 13/19, табличка с наименованием улицы расположена под табличкой с указанием номера дома, окраска фасада в ряде случаев выполнена в различные цвета, имеются дефекты фасада - отслоения облицовочного слоя (нарушение требований пунктов 1.1.1, 1.1.2, 1.6.1, 1.6.2, 5.2.6 Правил N 1135);
- - по адресу: Карла Маркса ул., д. 14а, табличка с наименованием улицы расположена под табличкой с указанием номера дома, окраска фасада в ряде случаев выполнена в различные цвета, имеются загрязнения фасада - граффити (нарушение требований пунктов 1.1.1, 1.1.2, 1.6.1, 5.2.6 Правил N 1135);
- - осмотром по адресу: Ленина пр., д. 11, установлено, что окраска фасада выполнена в различные цвета (нарушение требований пунктов 1.1.1, 1.1.2, 1.6.1 Правил N 1135);
- - по адресу: пр. Ленина, д. 9/15, табличка с наименованием улицы расположена под табличкой с указанием номера дома, окраска фасада в ряде случаев выполнена в различные цвета (нарушение требований пунктов 1.1.1, 1.1.2, 1.6.1, 5.2.6 Правил N 1135).
По результатам проверки 12.02.2014 в отношении ООО "ГЦКС" составлен протокол N 06/658-ГЦКС-1 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70). Обществу вменено нарушение пунктов 1.1.2, 1.6.1, 5.2.6 Правил N 1135.
В связи с указанными обстоятельствами Инспекция вынесла постановление от 19.02.2014 по делу об административном правонарушении N 731/14 о привлечении ООО "ГЦКС" к административной ответственности по статье 20 Закона N 273-70 в виде взыскания 200 000 руб. штрафа.
Общество оспорило данное постановление в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения, однако изменили постановление Инспекции в части назначения наказания, снизив размер штрафа до 50 000 руб. при этом суды не установили малозначительности совершенного правонарушения, а также не установили нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Одним из предусмотренных частью 2 статьи 161 ЖК РФ способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
На основании части 3 статьи 39 ЖК РФ утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, обеспечивающими наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Однако, перечисленные в статье 162 ЖК РФ работы и услуги относятся к работам и услугам, оказываемым управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
Данная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10.
Требования и порядок содержания, обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В приложении N 7 к Правилам N 170 указан перечень работ, относящихся к текущему ремонту, в том числе в отношении стен и фасадов - герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов.
В силу пункта 1.1.1 Правил N 1135 владельцы зданий и сооружений и иные лица, на которых возложены соответствующие обязанности, обязаны поддерживать в исправном состоянии фасады зданий и сооружений (далее - фасады) и сохранять архитектурно-художественное убранство зданий и сооружений.
Согласно пункту 1.1.2 Правил N 1135 окраска фасадов осуществляется на основе архитектурных заданий и колерных бланков Комитета по градостроительству и архитектуре (далее - КГА). Окраска фасадов зданий и сооружений, являющихся объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленными объектами культурного наследия (далее - объекты культурного наследия), выполняется на основании колерных бланков, выдаваемых Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП).
В соответствии с пунктом 1.6.1 Правил N 1135 изменения фасада, связанные с заменой или устройством отдельных его деталей или элементов (козырьков, навесов, крылец, ступеней, приямков, решеток на окнах, остекления лоджий, балконов, дверных и оконных заполнений, облицовки, оконных, дверных или арочных проемов), подлежат согласованию с КГА, КГИОП (если здание, сооружение находится в объединенной охранной зоне Санкт-Петербурга).
Согласно пункту 1.6.2 Правил N 1135 владельцы зданий и сооружений и иные лица, на которых возложены соответствующие обязанности, обязаны: систематически проверять состояние фасадов и их отдельных элементов (балконов, лоджий и эркеров, карнизов, отливов, покрытий, водосточных труб, козырьков); по мере необходимости, но не реже одного раза в год, очищать и промывать фасады, используя специальную технику и смывки по методике, согласованной с КГА, а в случае если здание, сооружение является объектом культурного наследия, - с КГИОП; проводить текущий ремонт, в том числе окраску фасада, с периодичностью в пределах 7-8 лет с учетом фактического состояния фасада.
В силу пункта 5.2.6 Правил N 1135 указатели наименования улицы, площади с обозначением нумерации домов на участке улицы, в квартале размещаются: у перекрестка улиц в простенке на угловом участке фасада; при размещении рядом с номерным знаком - на единой вертикальной оси над номерным знаком.
В соответствии со статьей 20 Закона N 273-70 неисполнение или ненадлежащее исполнение владельцем здания, строения, сооружения или иным лицом, несущим соответствующие обязанности, обязанностей по содержанию его фасада, в том числе осуществление ремонтных работ с нарушением сроков и порядка, установленных правилами, утвержденными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, включая работы по снятию отслоившейся отделки наружной поверхности стен (штукатурки, облицовочной плитки); ремонту водосточных труб, наружных кондиционеров и радиоэлектронных устройств; снятию слабо держащихся декоративных элементов; удалению выпадающих кирпичей кладки стен; укреплению козырьков и ограждению крылец; установке и поддержанию в чистоте и состоянии, пригодном для обозрения, указателей улиц, номерных знаков домов и лестничных указателей и других элементов визуальной информации; удалению растительности с кровель и фасадов; вставке, установке, укреплению и содержанию в чистоте и технически исправном состоянии стекол, ручек в дверных и оконных заполнениях, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятисот тысяч рублей.
Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что Общество ненадлежащим образом исполнило обязанности по содержанию фасада здания. Суд исходил из того, что ООО "ГЦКС" виновно в совершении вменяемого ему административного правонарушения и в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 20 Закона N 273-70.
Податель жалобы считает, что поскольку ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений предусмотрена статьей 7.22, то у ГЖИ отсутствовали основания для квалификации совершенного Обществом административного правонарушения по статье 20 Закона N 273-70.
Кассационная инстанция отклоняет данный довод жалобы в связи со следующим.
Статьей 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.









































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)