Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 14.02.2014 ПО ДЕЛУ N А43-5651/2013

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 февраля 2014 г. по делу N А43-5651/2013



Резолютивная часть постановления объявлена 12.02.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.
при участии представителей
от заявителя: Кравченко Т.В., доверенность 14.01.2014, Садовой И.Н.,
доверенность от 23.01.2014, Фищук Н.М., доверенность от 14.01.2014,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.08.2013,
принятое судьей Мустафаевым Г.И., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2013,
принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,
по делу N А43-5651/2013
по заявлению закрытого акционерного общества "Сормовская кондитерская фабрика"

о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом,
и
установил:

закрытое акционерное общество "Сормовская кондитерская фабрика" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Территориальное управление), выразившегося в непроведении раздела земельного участка с кадастровым номером 52:17:0070208:3 и непереоформлении права постоянного (бессрочного) пользования Общества на право собственности на вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами 52:17:0070208:3:ЗУ1, 52:17:0070208:3:ЗУ3, расположенные по адресу: Нижегородская область, Балахнинский район, 1,6 километра юго-западнее административного здания подстанции "Луч" в р.п. Б. Козино, и об обязании Территориального управления в месячный срок с момента вступления решения в законную силу принять решение по заявлению от 05.10.2012 о проведении раздела земельного участка с кадастровым номером 52:17:0070208:3 согласно представленной схеме и переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования Общества на право собственности на вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами 52:17:0070208:3:ЗУ1, 52:17:0070208:3:ЗУ3, в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу подготовить проект договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 52:17:0070208:3:ЗУ1, 52:17:0070208:3:ЗУ3.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Агентство).
Решением суда от 08.08.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2013 решение суда оставлено без изменения.
Территориальное управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По мнению Территориального управления, с его стороны отсутствует бездействие. Сформированный пакет документов Территориальное управление направило в Агентство, которое не дало поручения на разделение земельного участка.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве и представители в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Агентство отзыв на кассационную жалобу не представило.
Территориальное управление и Агентство, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения администрации Балахнинского района Нижегородской области от 05.05.1993 N 450-р за акционерным обществом закрытого типа "Кондитер" (в настоящее время - Общество) закреплен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок общей площадью 5,6 гектара под пионерский лагерь в районе п. Б.Козино из земель Балахнинского мехлесхоза и выдан государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования землей N ННО-03-007/70.
Спорный земельный участок площадью 54 483 квадратных метра, с кадастровым номером 52:17:0070208:0003, расположенный по адресу: Нижегородская область, Балахнинский район, р.п. Б.Козино, 1,6 километра юго-западнее административного здания подстанции "Луч", разрешенный вид использования - под детский оздоровительный лагерь, относится к землям особо охраняемых территорий и объектов, числится в реестре федерального имущества, право федеральной собственности зарегистрировано.
На земельном участке расположены 23 объекта недвижимости, используемые под детский оздоровительный лагерь.
В целях сохранения единой территории детского оздоровительного лагеря и выделения части земельного участка под объектами недвижимости, находящимися на балансе Общества, последнее подготовило проект раздела земельного участка.
Согласно схеме раздела земельный участок с кадастровым номером 52:17:0070208:3 (представляющий собой единое землепользование, состоящий из двух участков с кадастровыми номерами 52:17:07 02 08:0001 и 52:17:07 02 08:0002) должен был быть разделен на три земельных участка с кадастровыми номерами: 52:17:0070208:3:ЗУ1, площадью 16 665 квадратных метра, 52:17:0070208:3ЗУ2, площадью 37 042 квадратных метра, и 52:17:0070208:3:ЗУ3, площадью 776 квадратных метров.
На образованных земельных участках, площадью 16 665 квадратных метров, с кадастровым номером 52:17:0070208:3:ЗУ1, и площадью 776 квадратных метров, с кадастровым номером 52:17:0070208:3:ЗУ3, расположено восемь объектов недвижимости, находящихся на балансе Общества, строительство которых осуществлялось заявителем после проведения приватизации предприятия.
В отношении образованного земельного участка с кадастровым номером 52:17:0070208:3ЗУ2 площадью 37 042 квадратных метра, на котором расположены остальные 15 объектов недвижимости, рассматривается вопрос о возможности его передачи в ведение администрации Нижегородской области для обеспечения дальнейшего функционирования детского оздоровительного лагеря.
Общество в целях формирования земельных участков, занятых принадлежащими ему объектами недвижимости, и оформления прав на эти участки в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации 05.10.2012 обратилось в Территориальное управление с соответствующим заявлением, в котором просило провести раздел земельного участка с кадастровым номером 52:17:0070208:3 в соответствии с прилагаемой схемой раздела и переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право собственности в отношении образованных в результате раздела земельного участка земельных участков площадью 16 665 квадратных метров, с кадастровым номером 52:17:0070208:3:ЗУ1, и площадью 776 квадратных метров, с кадастровым номером 52:17:0070208:3:ЗУ3.
Общество, не получив от Территориального управления решения о разделе земельного участка и переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности на спорные земельные участки, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое бездействие Территориального управления противоречит закону, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, и удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Кодекса.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Кодекса вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Кодекса, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки.
Таким образом, как правильно указали суды, одинаковый порядок (административная процедура) предоставления собственникам зданий, строений, сооружений и землепользователям прав на соответствующие земельные участки не означает, что пункт 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ и статья 36 Кодекса регулируют одни и те же отношения по приобретению заинтересованными лицами земли в частную собственность. При переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности применительно к пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ статья 36 Кодекса применяется лишь в части установленной в ней процедуры приобретения земельного участка в собственность.
Согласно пункту 5 статьи 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с примечанием к статье 3 Федерального закона N 137-ФЗ для целей данной статьи, за исключением предусмотренных пунктом 9.1 данной статьи случаев, переоформление права на земельный участок включает в себя: подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве при переоформлении этого права в соответствии с данной статьей или подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на праве, предусмотренном статьями 15 или 22 Земельного кодекса Российской Федерации, при переоформлении этого права в соответствии с пунктами 2 и 5 данной статьи; принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве; государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
На основании пункта 1 статьи 11.2 Кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 данной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (пункты 4 и 6 статьи 11.4 Кодекса).
Согласно части 1 статьи 11.3 Кодекса образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 11.3 Кодекса решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 данной статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 данной статьи, необходимы следующие документы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что Общество обратилось в Территориальное управление с соответствующим заявлением, приложив к нему все необходимые документы. Обстоятельств, препятствующих принятию Территориальным управлением надлежащего решения по заявлению Общества, суды не выявили.
В силу статьи 29 Кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), Агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Согласно пункту 5.35 (3) Положения Агентство принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В пункте 4 Положения установлено, что Агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В подпункте 4.1, 4.6, 4.7 и 4.8 Типового положения о Территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, предусмотрено, что территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на принятие соответствующих решение в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности и расположенных на территории Нижегородской области, является Территориальное управление.
Довод заявителя жалобы об отсутствии у него таких полномочий был рассмотрен судами и правомерно отклонен. Суды правильно указали, что вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о разделе земельного участка и о предоставлении земельных участков в собственность, не должны препятствовать реализации права лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали оспариваемое бездействие Территориального управления не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности и удовлетворили заявленные требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, как необоснованные.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Территориальное управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.08.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2013 по делу N А43-5651/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Судьи
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
А.И.ЧИГРАКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)