Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "17" сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" сентября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грабко О.В.,
судей Агибаловой Г.И., Самохваловой А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Улбутовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖЭК 7" (414022, г. Астрахань, ул. Н. Островского, д. 154, корп. 3, пом. 070; ОГРН 1063016042210; ИНН 3016049568)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 09 июля 2015 года по делу N А06-10880/2014, принятое судьей Богатыренко С.В.,
по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 113; ОГРН 1043000708695, ИНН 3015066698)
к Муниципальному образованию "Город Астрахань" в лице Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации, Управления по строительству, архитектуре и градостроительству, Муниципальному бюджетному учреждению г. Астрахани "Зеленый город" и Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖЭК 7"
о взыскании ущерба в размере 230 104 руб. 55 коп.
третьи лица: Администрация Советского района г. Астрахани, Муниципальное образование "Город Астрахань" в лице Администрации города Астрахани, Финансово-казначейское управление администрации города Астрахани, открытое акционерное страховое общество "Ингосстрах"
в Арбитражный суд Астраханской области обратилась Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской области (далее - Управление Росприроднадзора по Астраханской области, истец) с иском к Управлению по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации г. Астрахани о взыскании ущерба в размере 230 104 руб. 55 коп.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечены Управление по строительству, архитектуре и градостроительству, ОСАО "Ингосстрах", МБУ г. Астрахани "Зеленый город", Администрация Советского района г. Астрахани, ООО УК "ЖЭК N 7", Муниципальное образование "Город Астрахань" в лице Администрации города Астрахани и Финансово-казначейское управление администрации города Астрахани.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление Росприроднадзора по Астраханской области уточнило ответчика, ответчиком по делу просило считать Муниципальное образование "Город Астрахань" в лице Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации и Управление по строительству, архитектуре и градостроительству. Суд уточнения принял.
К участию в деле по ходатайству представителя истца, в соответствии со статьей 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены в качестве соответчиков МБУ г. Астрахани "Зеленый город" и ООО УК "ЖЭК 7".
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 09 июля 2015 года с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖЭК 7" в пользу Управления Росприроднадзора по Астраханской области взыскан ущерб в размере 230 104 руб. 55 коп. В иске к Муниципальному образованию "Город Астрахань" в лице Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации и в лице Управления по строительству, архитектуре и градостроительству, Муниципальному бюджетному учреждению г. Астрахани "Зеленый город" отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖЭК 7" (далее - ООО "УК "ЖЭК 7") обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении требований к подателю жалобы в полном объеме.
Представитель Управления Росприроднадзора по Астраханской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к отзыву.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений, приобщенными к материалам дела. От представителя Управления Росприроднадзора по Астраханской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Судом ходатайство удовлетворено.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих получение лицами, участвующими в деле, почтовых уведомлений, не может расцениваться как несоблюдение арбитражным судом правил Кодекса о надлежащем извещении.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена 27 августа 2015 года на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28 мая 2014 года в 17 часов 15 минут вследствие падения дерева-сухостоя, стоящего на углу дома 63 (4 подъезд) по улице Звездная в г. Астрахани был поврежден автомобиль "FORD MONDEO" государственный регистрационный номер Р 044 ВХ 30 регион, собственником которого является Управление Росприроднадзора по Астраханской области.
На момент дорожно-транспортного происшествия транспортное средство марки, "FORD MONDEO" государственный регистрационный номер Р 044 ВХ 30 регион застраховано в ОСАО "Ингосстрах" по договору ОСАГО N 0304432408.
Прибывшие на место происшествия сотрудники ОП N 1 УМВД России по г. Астрахани зафиксировали протоколом осмотра места происшествия от 28.05.2014 г. полученные автомобилем повреждения.
29 мая 2014 года Управление Росприроднадзора по Астраханской области направило письма с просьбой выделить специалиста Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации г. Астрахани, администрации, управляющей компании для участия в осмотре придомовой территории 29 мая 2014 года в 18 час. 00 мин.
29 мая 2014 года составлен акт обследования придомовой территории по адресу: г. Астрахань, ул. Звездная, 63, согласно которому установлено, что дерево-сухостой, упавшее 28 мая 2014 года в 17 час. 15 мин. на автомобиль марки "Форд Мондео", гос. Номер Р 044 ВХ 30 регион, произрастало на придомовой территории на расстоянии 4 метров от угла дома, между двумя стоящими деревьями на расстоянии 2 и 5 метров соответственно. От падения дерева-сухостоя образовалась яма, диаметром 0,8 м. Акт составлен в присутствии заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Астраханской области, ведущего инженера отдела по коммунальному хозяйству Администрации Советского района и начальника по благоустройству и юридического отдела ООО УК "ЖЭК 7".
Постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 05 июня 2014 года подтвержден факт падения дерева по улице Звездная дом 63 (4 подъезд) в г. Астрахани, на автомобиль "FORD MONDEO" государственный регистрационный номер Р 044 ВХ 30 регион.
Управление Росприроднадзора по Астраханской области уведомлениями от 31 июля 2014 года уведомил МБУ г. Астрахани "Зеленый город", администрацию Советского района города Астрахани, Управление по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации г. Астрахани и ООО УК ЖЭК 7 о том, что 08 августа 2014 года проводится экспертная оценка стоимости восстановительного ремонта автомобиля "FORD MONDEO" государственный регистрационный номер Р 044 ВХ 30 регион.
В присутствии представителей собственника поврежденного транспортного средства, страховщика, ООО УК ЖЭК 7 и МБУ г. Астрахани "Зеленый город" 08 августа 2014 года состоялся осмотр транспортного средства "FORD MONDEO" государственный регистрационный номер Р 044 ВХ 30 регион.
Согласно экспертному заключению 08-08-06-9 об определении стоимости восстановительного ремонта АМТС ИП Сорокина С.Н. стоимость восстановительного ремонта составляет 226 104 руб. 55 коп.
Стоимость экспертизы составляет 4 000 руб.
Истец на основании платежного поручения N 831669 от 26 августа 2014 года произвел оплату в сумме 4 000 руб.
Истец считая, что вина в повреждении автомобиля "Форд Мондео", гос. номер Р 044 ВХ 30 регион в равной степени лежит на Муниципальном образовании "Город Астрахань" в лице Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации, Управления по строительству, архитектуре и градостроительству, МБУ г. Астрахани "Зеленый город" и ООО УК "ЖЭК 7" обратился в суд с требованием о возмещении ущерба в сумме 230 104 руб. 55 коп.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования Управления Росприроднадзора по Астраханской области в части взыскания с ООО "УК "ЖЭК 7" ущерба в сумме 230 104 руб. 55 коп.
Суд апелляционной инстанции считает позицию суда первой инстанции правомерной и обоснованной.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе вследствие причинения вреда другому лицу. В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем возмещения убытков.
Согласно правилам пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, для возмещения вреда, причиненного имуществу, потерпевший должен доказать факт неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда, причинную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками, наличие и размер ущерба.
Факт причинения вреда истцу упавшим на его автомобиль деревом подтверждается материалами дела: постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 05 июня 2014 года Управление домом N 63 по ул. Звездная в г. Астрахани осуществляет ООО "УК "ЖЭК 7".
Согласно пункту 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила) в состав общего имущества включается в том числе - земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
На основании пункта 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем сохранность имущества физических или юридических лиц, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В силу пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В соответствие с пунктами 12, 13, 16 Правил собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом. Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы. Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161, статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом; техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий; санитарное содержание, при этом к санитарному содержанию относится, в том числе, и уход за зелеными насаждениями, а в силу пункта 3.8.3 указанных Правил сохранность зеленых насаждений на территории домовладений и надлежащий уход за ними обеспечивается организацией по обслуживанию жилищного фонда.
Согласно пункту 3.1.4 части 3 Решения городского Совета города Астрахани от 01.07.2003 г. N 51 (в редакции от 12.03.2015) собственники, пользователи, арендаторы земельных участков с зелеными насаждениями обязаны:
- обеспечить сохранность и надлежащий уход за существующими зелеными насаждениями, дорожками и содержать их в соответствии с настоящими Правилами;
- обеспечить в течение всего года проведение необходимых мер по борьбе с вредителями и болезнями зеленых насаждений, лечение ран и дупел на деревьях;
- поливать газоны, цветники, деревья и кустарники в летнее время, в сухую погоду, по необходимости;
- проводить уборку сухостойных деревьев и кустарников, вырезку сухих и поломанных веток не позднее чем через две недели со дня их обнаружения, а аварийных деревьев - в срочном порядке;
- проводить новые посадки деревьев и кустарников только по проектам со строгим соблюдением агротехнических условий.
ООО "УК "ЖЭК 7", являющееся управляющей организацией и обслуживающей придомовую территорию, на которой было расположено упавшее дерево повредившее автомобиль истца, надлежащим образом не исполнило обязанности по содержанию придомовой территории, то есть не обеспечило безопасность, предусмотренную упомянутыми правовыми нормами: допустило виновное противоправное бездействие, которое привело к причинению вреда.
Размер причиненного истцу падением дерева вреда подтверждается экспертным заключением 08-08-06-9 об определении стоимости восстановительного ремонта АМТС ИП Сорокина С.Н., стоимость восстановительного ремонта поврежденного автомобиля составляет 226 104 руб. 55 коп.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в рассматриваемой правовой ситуации совокупности всех элементов для применения к ООО "УК "ЖЭК 7" ответственности в виде возмещения убытков: событие и наступление вреда по вине ответчика, причинной связи между противоправным, виновным поведением причинителя вреда (ответчика) и наступлением вреда, а также документального подтверждения размера убытков.
Суд апелляционной инстанции считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что ООО "УК "ЖЭК 7" является ненадлежащим ответчиком.
В силу пункта 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В пункте 3 этой же статьи Закона N 189-ФЗ установлено, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. При этом формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (пункт 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества в многоквартирном доме входит земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
В соответствии с пунктом 12 Правил N 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
В силу подпункта "в" пункта 15 Правил N 491 в состав услуг и работ не входит уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками). Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.
Согласно письму ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области" от 10 июня 2015 года земельный участок по адресу: г. Астрахань, ул. Звездная 63 поставлен на государственный кадастровый учет, как ранее учтенный, на основании Оценочной описи.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07 октября 2014 года земельный участок площадью 3682 кв. м из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Звездная, 63, с кадастровым номером 30:12:030:833:253, имеет целевое назначение - для эксплуатации жилого дома и на основании постановлении администрации г. Астрахани N 1228 от 17 апреля 2000 года предоставлен в аренду на срок с 17 апреля 2000 года по 16 апреля 2013 года НБО ЖЭК 7 Советского района.
Таким образом, земельный участок, на котором находится аварийное дерево, повредившее автомобиль истца, является общим имуществом собственников многоквартирного жилого дома N 63 по ул. Звездная в г. Астрахани. Управляющей компанией, обслуживающей как сам многоквартирный жилой дом, так и сформированный земельный участок, имеющий четкие и известные ответчику границы, является ООО "УК "ЖЭК 7".
В апелляционной жалобе ООО "УК "ЖЭК 7" указывает на то, что НБО "ЖЭК 7" Советского района является арендатором земельного участка на котором было расположено дерево повредившее автомобиль истца и является самостоятельным юридическим лицом, однако доказательств указанных доводов не представлено.
Вместе с тем, указанный довод не опровергает факт того, что ответчик является управляющей компанией обслуживающей земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и упавшее дерево.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что, в материалах дела имеется письмо ООО "УК "ЖЭК 7" от 28 марта 2014 года, направленное в администрацию Советского района, с просьбой спилить аварийные деревья по адресам в том числе, по адресу: г. Астрахань, ул. Звездная, 63, судом апелляционной инстанции не принимается в качестве обстоятельства невиновности ответчика, а наоборот подтверждает факт того, что ответчику было известно о неудовлетворительном состоянии дерева и необходимости его спила.
Направление письма, не освобождает ответчика от обязанности принятия срочных необходимых мер по спилу деревьев угрожающих жизни и здоровью людей и представляющих угрозу повреждения имущества, с привлечением специализированной организации и оплаты ее услуг.
Из материалов дела следует, что заявленный ко взысканию размер ущерба ООО "УК "ЖЭК 7" не оспаривается и подтверждается доказательствами, имеющимися в деле.
Суд апелляционной инстанции считает несостоятельными доводы ООО "УК "ЖЭК 7" о том, что между собственниками жилых помещений дома N 63 по ул. Звездная заключен договор оказания услуг по содержанию и техническому обслуживанию общего имущества многоквартирного дома, в приложении данного договора указанные виды работ не предусмотрены, поскольку указанные виды работ предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27 сентября 2003 года N 170, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491.
Исковые требования истца к Муниципальному образованию "Город Астрахань" в лице Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации, Управления по строительству, архитектуре и градостроительству, МБУ г. Астрахани "Зеленый город" правомерно не удовлетворены.
В соответствии с "Правилами благоустройства городских территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Астрахани", утвержденными Решением городского совета от 01.07.2003 г. N 51, юридические лица и граждане, имеющие в собственности или на ином вещном праве земельные участки, здания, сооружения, коммуникации, жилые помещения, обязаны обеспечить санитарную очистку и уборку закрепленного участка в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, в том числе содержание скверов, парков, зеленых насаждений, газонов, спортивных, детских и бытовых площадок, малых архитектурных форм.
Согласно п. п. 1.2.1. этих Правил, участки уборки территории г. Астрахани решением администрации г. Астрахани и администраций районов г. Астрахани закрепляются за юридическими лицами и гражданами - собственниками, арендаторами, пользователями земельных участков, зданий, сооружений вне зависимости от форм собственности и ведомственной принадлежности.
На основании п. п. 3.1.4. Правил благоустройства городских территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Астрахани, собственники, пользователи, арендаторы земельных участков с зелеными насаждениями обязаны проводить уборку сухостойных деревьев и кустарников, вырезку сухих и поломанных веток не позднее, чем через две недели со дня их обнаружения, а аварийных деревьев - в срочном порядке.
В соответствии с п. 3.2.1. Правил ответственность за сохранность зеленых насаждений и уход за ними в городе Астрахани возлагается на прилегающих территориях к домам, находящимся в собственности граждан, - на владельцев домов.
В соответствии с пунктом 3.8.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, пересадка или вырубка деревьев и кустарников, в том числе сухостойных и больных, без соответствующего разрешения не допускается.
Управление по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации г. Астрахани осуществляет свою деятельность на основании Положения об Управлении по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации города Астрахани, утвержденного постановлением мэра г. Астрахани от 15.06.2012 года N 5149-м. В структуру Управления входит отдел экологии и благоустройства. В соответствии с Положением об отделе экологии и благоустройства Управления, отдел экологии осуществляет следующие функции:
- - осуществляет мероприятия, обеспечивающие сохранность зеленого фонда города - выдает разрешения на снос и обрезку зеленых насаждений, произрастающих на территории города (п. 3.14 положения об отделе);
- - определяет размер восстановительной стоимости в результате сноса зеленых насаждений (п. 3.15 положения об отделе).
Таким образом, Управление по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации г. Астрахани выдает разрешения на снос и обрезку зеленых насаждений, произрастающих на территории города и определяет размер восстановительной стоимости в результате сноса зеленых насаждений.
Муниципальное бюджетное учреждение г. Астрахани "Зеленый город" соответствии с пунктом 2.3.1 Устава выполняет работы по посадке и содержанию зеленых насаждений на объектах благоустройства и озеленения, в том числе проведение омолаживающей, формовочной и санитарной обрезке зеленых насаждений, удалению поросли, удалению растений, утратившим декоративную ценность, деревьев-угроз и иных растений по обоснованным причинам в соответствии разрешительной документацией.
Муниципальное бюджетное учреждение г. Астрахани "Зеленый город" осуществляет свою деятельность в пределах, установленных Учредителем в соответствии с целями, предметом и видами деятельности, определенными Уставом и муниципальным заданием, утверждаемых Учредителем.
Распоряжением администрации г. Астрахани от 15.05.2014 N 493-р Управлению были переданы полномочия учредителя МБУ г. Астрахани "Зеленый город".
10 июня 2014 года изменения в Уставе МБУ г. Астрахани "Зеленый город" были зарегистрированы в Федеральной налоговой службе по Астраханской области. С этого момента Управление, являясь учредителем МБУ г. Астрахани "Зеленый город", начало формировать муниципальное задание для учреждения.
Поскольку, задание МБУ г. Астрахани "Зеленый город" не выдавались, то МБУ г. Астрахани "Зеленый город" не может нести ответственность за причиненный ущерб.
Суд апелляционной инстанции считает, что убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по рассматриваемому вопросу судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖЭК 7" оставить без удовлетворения.
Разрешая вопрос о распределении по делу судебных расходов по оплате государственной пошлины, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывает, что государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в суде оплачена ООО "УК "ЖЭК 7" при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Астраханской области от 09 июля 2015 года по делу N А06-10880/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.09.2015 N 12АП-9064/2015 ПО ДЕЛУ N А06-10880/2014
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2015 г. по делу N А06-10880/2014
Резолютивная часть постановления объявлена "17" сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" сентября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грабко О.В.,
судей Агибаловой Г.И., Самохваловой А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Улбутовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖЭК 7" (414022, г. Астрахань, ул. Н. Островского, д. 154, корп. 3, пом. 070; ОГРН 1063016042210; ИНН 3016049568)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 09 июля 2015 года по делу N А06-10880/2014, принятое судьей Богатыренко С.В.,
по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 113; ОГРН 1043000708695, ИНН 3015066698)
к Муниципальному образованию "Город Астрахань" в лице Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации, Управления по строительству, архитектуре и градостроительству, Муниципальному бюджетному учреждению г. Астрахани "Зеленый город" и Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖЭК 7"
о взыскании ущерба в размере 230 104 руб. 55 коп.
третьи лица: Администрация Советского района г. Астрахани, Муниципальное образование "Город Астрахань" в лице Администрации города Астрахани, Финансово-казначейское управление администрации города Астрахани, открытое акционерное страховое общество "Ингосстрах"
установил:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилась Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской области (далее - Управление Росприроднадзора по Астраханской области, истец) с иском к Управлению по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации г. Астрахани о взыскании ущерба в размере 230 104 руб. 55 коп.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечены Управление по строительству, архитектуре и градостроительству, ОСАО "Ингосстрах", МБУ г. Астрахани "Зеленый город", Администрация Советского района г. Астрахани, ООО УК "ЖЭК N 7", Муниципальное образование "Город Астрахань" в лице Администрации города Астрахани и Финансово-казначейское управление администрации города Астрахани.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление Росприроднадзора по Астраханской области уточнило ответчика, ответчиком по делу просило считать Муниципальное образование "Город Астрахань" в лице Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации и Управление по строительству, архитектуре и градостроительству. Суд уточнения принял.
К участию в деле по ходатайству представителя истца, в соответствии со статьей 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены в качестве соответчиков МБУ г. Астрахани "Зеленый город" и ООО УК "ЖЭК 7".
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 09 июля 2015 года с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖЭК 7" в пользу Управления Росприроднадзора по Астраханской области взыскан ущерб в размере 230 104 руб. 55 коп. В иске к Муниципальному образованию "Город Астрахань" в лице Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации и в лице Управления по строительству, архитектуре и градостроительству, Муниципальному бюджетному учреждению г. Астрахани "Зеленый город" отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖЭК 7" (далее - ООО "УК "ЖЭК 7") обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении требований к подателю жалобы в полном объеме.
Представитель Управления Росприроднадзора по Астраханской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к отзыву.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений, приобщенными к материалам дела. От представителя Управления Росприроднадзора по Астраханской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Судом ходатайство удовлетворено.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих получение лицами, участвующими в деле, почтовых уведомлений, не может расцениваться как несоблюдение арбитражным судом правил Кодекса о надлежащем извещении.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена 27 августа 2015 года на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28 мая 2014 года в 17 часов 15 минут вследствие падения дерева-сухостоя, стоящего на углу дома 63 (4 подъезд) по улице Звездная в г. Астрахани был поврежден автомобиль "FORD MONDEO" государственный регистрационный номер Р 044 ВХ 30 регион, собственником которого является Управление Росприроднадзора по Астраханской области.
На момент дорожно-транспортного происшествия транспортное средство марки, "FORD MONDEO" государственный регистрационный номер Р 044 ВХ 30 регион застраховано в ОСАО "Ингосстрах" по договору ОСАГО N 0304432408.
Прибывшие на место происшествия сотрудники ОП N 1 УМВД России по г. Астрахани зафиксировали протоколом осмотра места происшествия от 28.05.2014 г. полученные автомобилем повреждения.
29 мая 2014 года Управление Росприроднадзора по Астраханской области направило письма с просьбой выделить специалиста Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации г. Астрахани, администрации, управляющей компании для участия в осмотре придомовой территории 29 мая 2014 года в 18 час. 00 мин.
29 мая 2014 года составлен акт обследования придомовой территории по адресу: г. Астрахань, ул. Звездная, 63, согласно которому установлено, что дерево-сухостой, упавшее 28 мая 2014 года в 17 час. 15 мин. на автомобиль марки "Форд Мондео", гос. Номер Р 044 ВХ 30 регион, произрастало на придомовой территории на расстоянии 4 метров от угла дома, между двумя стоящими деревьями на расстоянии 2 и 5 метров соответственно. От падения дерева-сухостоя образовалась яма, диаметром 0,8 м. Акт составлен в присутствии заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Астраханской области, ведущего инженера отдела по коммунальному хозяйству Администрации Советского района и начальника по благоустройству и юридического отдела ООО УК "ЖЭК 7".
Постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 05 июня 2014 года подтвержден факт падения дерева по улице Звездная дом 63 (4 подъезд) в г. Астрахани, на автомобиль "FORD MONDEO" государственный регистрационный номер Р 044 ВХ 30 регион.
Управление Росприроднадзора по Астраханской области уведомлениями от 31 июля 2014 года уведомил МБУ г. Астрахани "Зеленый город", администрацию Советского района города Астрахани, Управление по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации г. Астрахани и ООО УК ЖЭК 7 о том, что 08 августа 2014 года проводится экспертная оценка стоимости восстановительного ремонта автомобиля "FORD MONDEO" государственный регистрационный номер Р 044 ВХ 30 регион.
В присутствии представителей собственника поврежденного транспортного средства, страховщика, ООО УК ЖЭК 7 и МБУ г. Астрахани "Зеленый город" 08 августа 2014 года состоялся осмотр транспортного средства "FORD MONDEO" государственный регистрационный номер Р 044 ВХ 30 регион.
Согласно экспертному заключению 08-08-06-9 об определении стоимости восстановительного ремонта АМТС ИП Сорокина С.Н. стоимость восстановительного ремонта составляет 226 104 руб. 55 коп.
Стоимость экспертизы составляет 4 000 руб.
Истец на основании платежного поручения N 831669 от 26 августа 2014 года произвел оплату в сумме 4 000 руб.
Истец считая, что вина в повреждении автомобиля "Форд Мондео", гос. номер Р 044 ВХ 30 регион в равной степени лежит на Муниципальном образовании "Город Астрахань" в лице Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации, Управления по строительству, архитектуре и градостроительству, МБУ г. Астрахани "Зеленый город" и ООО УК "ЖЭК 7" обратился в суд с требованием о возмещении ущерба в сумме 230 104 руб. 55 коп.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования Управления Росприроднадзора по Астраханской области в части взыскания с ООО "УК "ЖЭК 7" ущерба в сумме 230 104 руб. 55 коп.
Суд апелляционной инстанции считает позицию суда первой инстанции правомерной и обоснованной.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе вследствие причинения вреда другому лицу. В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем возмещения убытков.
Согласно правилам пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, для возмещения вреда, причиненного имуществу, потерпевший должен доказать факт неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда, причинную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками, наличие и размер ущерба.
Факт причинения вреда истцу упавшим на его автомобиль деревом подтверждается материалами дела: постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 05 июня 2014 года Управление домом N 63 по ул. Звездная в г. Астрахани осуществляет ООО "УК "ЖЭК 7".
Согласно пункту 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила) в состав общего имущества включается в том числе - земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
На основании пункта 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем сохранность имущества физических или юридических лиц, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В силу пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В соответствие с пунктами 12, 13, 16 Правил собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом. Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы. Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161, статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом; техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий; санитарное содержание, при этом к санитарному содержанию относится, в том числе, и уход за зелеными насаждениями, а в силу пункта 3.8.3 указанных Правил сохранность зеленых насаждений на территории домовладений и надлежащий уход за ними обеспечивается организацией по обслуживанию жилищного фонда.
Согласно пункту 3.1.4 части 3 Решения городского Совета города Астрахани от 01.07.2003 г. N 51 (в редакции от 12.03.2015) собственники, пользователи, арендаторы земельных участков с зелеными насаждениями обязаны:
- обеспечить сохранность и надлежащий уход за существующими зелеными насаждениями, дорожками и содержать их в соответствии с настоящими Правилами;
- обеспечить в течение всего года проведение необходимых мер по борьбе с вредителями и болезнями зеленых насаждений, лечение ран и дупел на деревьях;
- поливать газоны, цветники, деревья и кустарники в летнее время, в сухую погоду, по необходимости;
- проводить уборку сухостойных деревьев и кустарников, вырезку сухих и поломанных веток не позднее чем через две недели со дня их обнаружения, а аварийных деревьев - в срочном порядке;
- проводить новые посадки деревьев и кустарников только по проектам со строгим соблюдением агротехнических условий.
ООО "УК "ЖЭК 7", являющееся управляющей организацией и обслуживающей придомовую территорию, на которой было расположено упавшее дерево повредившее автомобиль истца, надлежащим образом не исполнило обязанности по содержанию придомовой территории, то есть не обеспечило безопасность, предусмотренную упомянутыми правовыми нормами: допустило виновное противоправное бездействие, которое привело к причинению вреда.
Размер причиненного истцу падением дерева вреда подтверждается экспертным заключением 08-08-06-9 об определении стоимости восстановительного ремонта АМТС ИП Сорокина С.Н., стоимость восстановительного ремонта поврежденного автомобиля составляет 226 104 руб. 55 коп.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в рассматриваемой правовой ситуации совокупности всех элементов для применения к ООО "УК "ЖЭК 7" ответственности в виде возмещения убытков: событие и наступление вреда по вине ответчика, причинной связи между противоправным, виновным поведением причинителя вреда (ответчика) и наступлением вреда, а также документального подтверждения размера убытков.
Суд апелляционной инстанции считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что ООО "УК "ЖЭК 7" является ненадлежащим ответчиком.
В силу пункта 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В пункте 3 этой же статьи Закона N 189-ФЗ установлено, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. При этом формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (пункт 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества в многоквартирном доме входит земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
В соответствии с пунктом 12 Правил N 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
В силу подпункта "в" пункта 15 Правил N 491 в состав услуг и работ не входит уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками). Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.
Согласно письму ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области" от 10 июня 2015 года земельный участок по адресу: г. Астрахань, ул. Звездная 63 поставлен на государственный кадастровый учет, как ранее учтенный, на основании Оценочной описи.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07 октября 2014 года земельный участок площадью 3682 кв. м из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Звездная, 63, с кадастровым номером 30:12:030:833:253, имеет целевое назначение - для эксплуатации жилого дома и на основании постановлении администрации г. Астрахани N 1228 от 17 апреля 2000 года предоставлен в аренду на срок с 17 апреля 2000 года по 16 апреля 2013 года НБО ЖЭК 7 Советского района.
Таким образом, земельный участок, на котором находится аварийное дерево, повредившее автомобиль истца, является общим имуществом собственников многоквартирного жилого дома N 63 по ул. Звездная в г. Астрахани. Управляющей компанией, обслуживающей как сам многоквартирный жилой дом, так и сформированный земельный участок, имеющий четкие и известные ответчику границы, является ООО "УК "ЖЭК 7".
В апелляционной жалобе ООО "УК "ЖЭК 7" указывает на то, что НБО "ЖЭК 7" Советского района является арендатором земельного участка на котором было расположено дерево повредившее автомобиль истца и является самостоятельным юридическим лицом, однако доказательств указанных доводов не представлено.
Вместе с тем, указанный довод не опровергает факт того, что ответчик является управляющей компанией обслуживающей земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и упавшее дерево.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что, в материалах дела имеется письмо ООО "УК "ЖЭК 7" от 28 марта 2014 года, направленное в администрацию Советского района, с просьбой спилить аварийные деревья по адресам в том числе, по адресу: г. Астрахань, ул. Звездная, 63, судом апелляционной инстанции не принимается в качестве обстоятельства невиновности ответчика, а наоборот подтверждает факт того, что ответчику было известно о неудовлетворительном состоянии дерева и необходимости его спила.
Направление письма, не освобождает ответчика от обязанности принятия срочных необходимых мер по спилу деревьев угрожающих жизни и здоровью людей и представляющих угрозу повреждения имущества, с привлечением специализированной организации и оплаты ее услуг.
Из материалов дела следует, что заявленный ко взысканию размер ущерба ООО "УК "ЖЭК 7" не оспаривается и подтверждается доказательствами, имеющимися в деле.
Суд апелляционной инстанции считает несостоятельными доводы ООО "УК "ЖЭК 7" о том, что между собственниками жилых помещений дома N 63 по ул. Звездная заключен договор оказания услуг по содержанию и техническому обслуживанию общего имущества многоквартирного дома, в приложении данного договора указанные виды работ не предусмотрены, поскольку указанные виды работ предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27 сентября 2003 года N 170, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491.
Исковые требования истца к Муниципальному образованию "Город Астрахань" в лице Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации, Управления по строительству, архитектуре и градостроительству, МБУ г. Астрахани "Зеленый город" правомерно не удовлетворены.
В соответствии с "Правилами благоустройства городских территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Астрахани", утвержденными Решением городского совета от 01.07.2003 г. N 51, юридические лица и граждане, имеющие в собственности или на ином вещном праве земельные участки, здания, сооружения, коммуникации, жилые помещения, обязаны обеспечить санитарную очистку и уборку закрепленного участка в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, в том числе содержание скверов, парков, зеленых насаждений, газонов, спортивных, детских и бытовых площадок, малых архитектурных форм.
Согласно п. п. 1.2.1. этих Правил, участки уборки территории г. Астрахани решением администрации г. Астрахани и администраций районов г. Астрахани закрепляются за юридическими лицами и гражданами - собственниками, арендаторами, пользователями земельных участков, зданий, сооружений вне зависимости от форм собственности и ведомственной принадлежности.
На основании п. п. 3.1.4. Правил благоустройства городских территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Астрахани, собственники, пользователи, арендаторы земельных участков с зелеными насаждениями обязаны проводить уборку сухостойных деревьев и кустарников, вырезку сухих и поломанных веток не позднее, чем через две недели со дня их обнаружения, а аварийных деревьев - в срочном порядке.
В соответствии с п. 3.2.1. Правил ответственность за сохранность зеленых насаждений и уход за ними в городе Астрахани возлагается на прилегающих территориях к домам, находящимся в собственности граждан, - на владельцев домов.
В соответствии с пунктом 3.8.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, пересадка или вырубка деревьев и кустарников, в том числе сухостойных и больных, без соответствующего разрешения не допускается.
Управление по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации г. Астрахани осуществляет свою деятельность на основании Положения об Управлении по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации города Астрахани, утвержденного постановлением мэра г. Астрахани от 15.06.2012 года N 5149-м. В структуру Управления входит отдел экологии и благоустройства. В соответствии с Положением об отделе экологии и благоустройства Управления, отдел экологии осуществляет следующие функции:
- - осуществляет мероприятия, обеспечивающие сохранность зеленого фонда города - выдает разрешения на снос и обрезку зеленых насаждений, произрастающих на территории города (п. 3.14 положения об отделе);
- - определяет размер восстановительной стоимости в результате сноса зеленых насаждений (п. 3.15 положения об отделе).
Таким образом, Управление по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации г. Астрахани выдает разрешения на снос и обрезку зеленых насаждений, произрастающих на территории города и определяет размер восстановительной стоимости в результате сноса зеленых насаждений.
Муниципальное бюджетное учреждение г. Астрахани "Зеленый город" соответствии с пунктом 2.3.1 Устава выполняет работы по посадке и содержанию зеленых насаждений на объектах благоустройства и озеленения, в том числе проведение омолаживающей, формовочной и санитарной обрезке зеленых насаждений, удалению поросли, удалению растений, утратившим декоративную ценность, деревьев-угроз и иных растений по обоснованным причинам в соответствии разрешительной документацией.
Муниципальное бюджетное учреждение г. Астрахани "Зеленый город" осуществляет свою деятельность в пределах, установленных Учредителем в соответствии с целями, предметом и видами деятельности, определенными Уставом и муниципальным заданием, утверждаемых Учредителем.
Распоряжением администрации г. Астрахани от 15.05.2014 N 493-р Управлению были переданы полномочия учредителя МБУ г. Астрахани "Зеленый город".
10 июня 2014 года изменения в Уставе МБУ г. Астрахани "Зеленый город" были зарегистрированы в Федеральной налоговой службе по Астраханской области. С этого момента Управление, являясь учредителем МБУ г. Астрахани "Зеленый город", начало формировать муниципальное задание для учреждения.
Поскольку, задание МБУ г. Астрахани "Зеленый город" не выдавались, то МБУ г. Астрахани "Зеленый город" не может нести ответственность за причиненный ущерб.
Суд апелляционной инстанции считает, что убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по рассматриваемому вопросу судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖЭК 7" оставить без удовлетворения.
Разрешая вопрос о распределении по делу судебных расходов по оплате государственной пошлины, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывает, что государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в суде оплачена ООО "УК "ЖЭК 7" при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 09 июля 2015 года по делу N А06-10880/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.В.ГРАБКО
О.В.ГРАБКО
Судьи
Г.И.АГИБАЛОВА
А.Ю.САМОХВАЛОВА
Г.И.АГИБАЛОВА
А.Ю.САМОХВАЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)